Олег Вольвач - Имя на борту

                Приказ
начальника Одесского ордена Ленина морского торгового порта
п.Одесса                № 648                от 26.07.82г.:

На основании приказа начальника ЧМП № 212 от 01.07.82г.

                П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Пассажирский катер «Черноморка» Одесского порта, проект 1430, пассажировместимостью 200 человек переименовать и присвоить название «Олег Вольвач» в память о трагически погибшем 3-м механике, комсорге судна «Большерецк» ДВП, выпускнике ОВИМУ, проявившем себя при спасении судна.

2. Капитану Одесского порта переоформить судовые документы.

3. Начальнику отдела кадров информировать родителей Олега Вольвача о
присвоении судну Одесского порта имени их сына.

4. Комитету комсомола порта взять шефство над судном «Олег Вольвач», установить связь с родителями.
 
Начальник Одесского порта                В.И.Золотарёв

 
            Выписка из машинного журнала т/х «Большерецк». 26-3126:

05.30 или 06.30 (не очень точно). Очевидно при повороте крен увеличился. ББС (барже-буксирный состав. Прим.мои) опрокинулся. Сразу пытался выйти из МКО (машинно-котельное отделение. Прим.) через дверь, которая ведет в ЦПУ (центральный пост управления. Прим.). Там уже была вода. Нырнул, потянул ручку, она обломалась. Затем решил найти фонарь.

06.55 Нашел, искал второй большой, аварийный, нет. Затем взломал мастерскую электрика, нашел там еще фонарик. Осмотрелся в машине. Вода прибывает. Закрыл пробки некоторых танков, из которых сочилось горючее. Закрыл приемные клапана кингстонов, чтобы прибыл воздух.

Уже 08.00 Качает сильнее. Погода очевидно ухудшилась.

09.08 Прибывает вода, температура 18, в МКО болтает больше.

10.20 Вода прибывает. Закрыл все отливные клапана, какие помню в ЦПУ, температура 15, вода была 4.

14.45 Температура падает, обвязался ветошью, зубья скрепят, шторм, воды больше, сижу без света, иногда включаю для записи, часы идут, взял из ЦПУ.

17.00 Воды больше, садится корма, где выход?

17.48 Воды больше, скоро пойдет в ЦПУ. Уже половина суток в таком положении. Как я хотел бы домой к любимой своей Тамаре. Уже темнеет, где помощь?

18.34 Воды больше, температура воздуха падает. Уже темно, осталось 7 сигарет, в баллонах по 11 кг/см.кв. Сразу закрыл баллоны, теперь вроде вертится.

19.25 Начала болеть голова. Выпустил сжатый воздух из баллона ГД (главного двигателя. Прим.).

23.15 Холодно, пытался заснуть, болит голова.

02.00 Холодно, воды больше.

13.00 Вода возле ЦПУ, перешел выше, потерял ручку, в токарке нашел карандаш. Пытался прорубить отверстие в борту, не получается, была бы дрель. Температура падает. Один фонарь почти не светит, второй еще хорошо. Зубья могут выйти из пазов – слышен скрип. Думаю, причиной является оттаивание льда и неполный бак №2 центр. Я сам его вчера дважды прессовал, убедиться не смог, т.к. дист.указатель показывал 350 кубов, а насос прессовал 2.5 кг/см.кв. Возможно замерзает воздушник. Возможно клапана «Баттерфляй» не выдержат. Надо что-то делать.

14.10 Все зубила вышли из строя, рубить не получается. Была бы дрель. Погода очень плохая. Надеюсь на помощь. Сам не вижу выхода. Хочется надеяться на помощь. Сигареты есть, спички есть, время есть, нет помощи.  Боюсь и думать как наши ребята… Как глупо!

15.50 Холодно, кошма не помогает, зубья скрипят, имеют люфт.

16.55 Очень холодно, вся ветошь давно использована на портянки, обвязки, подстилки. Греться приходится. Еще виден свет. Если бы вышло на мель и волной откинуло обратно, может тогда бы вышел.

17.55 Пытался пройти в токарку, начинает затапливать. Хотел взять там очки и нырнуть к капам на выход. Если бы сразу догадался, было бы метров 4-5, а сейчас 10. Вода прибывает, через сутки может выбраться снова. Буду ждать до последнего. Говорят везет дуракам и пьяницам. Таким и я себя считал, но видно не всегда везет.
Дорогие мои, очень хочу к вам, но не могу выбраться.

19.50 Пришла мысль с тяжестью нырнуть под кап, открутить и выйти, но если учесть, что я в воздухе дрожу, то в воде скрутит сразу. А если и выйдет, то температура –2  (по журналу), так долго не проплывешь. Иногда в глазах рябь, но ни есть, ни пить не хочется. Осталась одна сигарета.
Нужно дотянуть до утра. Кажется зубья выходят из зацепления. Если выйдут, то буксир уйдет сразу, так много воды набралось. Если бы зубья сразу вышли, то может он бы обратно вышел, или смог бы, но караван ушел. Но он закреплен, а стойки капитальны. За что такие муки. Если бы выжить. Но с «Тыри» тоже надеялись. А мы их нашли на 5-6 день, первый плот, все замерзли. Там была температура 12-13, а здесь +4. Теперь трудно судить сколько еще продержусь. Если бы в бою за Родину, а так – жутко. Я ведь допускал уволиться после отпуска. Нет сил ждать конца. Может повеситься сразу, потому что не знаю – когда конец.

09.00  Вода прибывает, очень холодно. Должны были уже прийти в Японию. Возможно уже ищут. Баржа очевидно погружается. Либо обмерзает. Накрыл ноги, мерзнут.

10.20 Начал рубить переборку.

11.18 Пытался резцами перерезать переборку. За час работы почти не продвинулся, хотя, согрелся. Не знаю целесообразно ли расходовать энергию на долбеж переборки. Вода поднялась еще. Думаю идет обледенение, так как на переборках в машине по 30-40 см. инея, не знаю сколько продержусь, больше суток не пил, не ел, но пока не хочется. Холод быстро одолевает. Будет помощь или нет. Один фонарь еле светит, второй – тоже садится.

12.30 Лежать под кошмой холодно. Фонарь садится. Баржа садится. Никому не желаю такого. Я не в силах себе помочь. Если вода поднимется сюда, то хоть накладывай на себя руки.

13.20 Вижу свет, который проникает через кап. Если бы было не так холодно, я бы вышел наверх. Почему нет помощи.

16.10  Холодно, сижу укрывшись кошмой. 1,5 суток в таком положении. Болтает, все скрипит, шлюпки бьет об борта. Вода прибывает.  Наверное уходит воздух, не знаю через какие отверстия. Уже выпустил воздух из баллона ГД. Зубья скрипят и болтаются. Сколько еще продержаться в такой болтанке, не знаю. Начала болеть правая нога. Как хочется жить.

20.47 Уже приготовил себе петлю. Да проверил маячник со спасательного жилета – не горит. Пробовал даже давиться, страшно, не хочется верить, что конец. Я ничего не успел, ни сына вырастить, ни дерева посадить. Какие муки хуже – тонуть или душиться. Был бы пистолет. На всякий случай прошу прощайте. Дурак тот, кто считает ББС  непотопляемым. Много мог бы я рассказать о ББС, но не придется. Они совершили муть, все работает, а если вышло из строя, нет резерва, ручаюсь. Если бы яд, заснуть и все, конец мукам.

02.00 Собачий холод одолевает. Зубья скрипят, как дотянуть до утра.

07.40 Стучат сверху, я тоже стучу. Затем тишина и опять стук.

08.50 Сверху тихо, но я не мог ошибиться. Сверху стучали в районе бортового кингстона и затем за мной в посту, наверно сильно штормит, трудно подойти.
 
   Вот такое вот переименование…

   А Валентин Иванович ЗОЛОТАРЁВ, между прочим, умер от разрыва сердца после Коллегии МинМорФлота…
(Похоронен на втором Христианском кладбище в Одессе,
и я всегда останавливаюсь у его могилы).

   P.S.
   Спасатели, услышав ответный стук, стали "думать", что делать....
Решили: По контуру метрового круга пройтись газовым резаком, не прорезая металл, приварить к нему скобу, резко дёрнуть за неё..., и.., Олег успеет выбраться...(!?)....(!)
   "Дёрнули"..., Судно моментально ушло под воду, вместе с Олегом....


Рецензии