Памяти моего друга - капитана Андреева Л. Н

      Последние дни жизни лайнеров БМП.

      В 1987 году я работал капитаном теплохода "Клавдия Еланская". Судно стояло на круизной линии Ленинград - порты Европы. Рейсы из Ленинграда начинались от морского вокзала, а спустя десять дней или через  две недели, "Клавдия Еланская"   снова возвращалась к морскому вокзалу Ленинграда. Такое плавание длилось у нас с января по май. Когда я приходил к морскому вокзалу, то с внутренней стороны пирса часто швартовался теплоход "Ильич", который стоял на линии Ленинград - Стокгольм - Ленинград. Наши совместные стоянки у морского вокзала были довольно частыми. Я решил сходить на паром "Ильич" и познакомиться с капитаном  этого лайнера.

      Капитаном оказался мой хороший знакомый по курсам повышения квалификации при ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова - Леня Андреев. Он обрадовался, увидев меня в своей каюте и узнав от меня, что я также стою на "Клавдии Еланской"  на круизных Европейских линиях, и часто бываю у морского вокзала. Он часто видел моё судно, стоящее напротив, уже несколько раз и сам хотел пригласить к себе его капитана.   Нам было о чем поговорить... Лёня быстро вызвал к себе директора ресторана, и дал ему команду быстро накрыть стол в своей каюте... Минут через двадцать стол был накрыт по высшему разряду, а симпатичная официантка только и ждала команды капитана, чтобы разлить коньяк по рюмкам...

      Вдруг в дверь кто-то постучал, и Леня пошел встречать гостя. Вскоре я услышал, как радостно он встречает пришедшего гостя, которым оказался его друг по работе в БМП - капитан Воробьёв, недавно погибшего в катастрофе лайнера "Михаила Лермонтова".
 
       Весь вечер мы  провели с Воробьёвым  в гостях у капитана Андреева. Лёня показал нам всё судно и его мостик, который меня очень удивил, так как был уже тогда  оборудован по последнему писку современных круизных лайнеров. Больше всего меня удивило, что весь маршрут от Ленинграда до Стокгольма высвечивался на большом экране, с постоянным указанием места, где находится судно каждую минуту. Я, конечно, был удивлён и восхищен таким современным навигационным комплексом, который мне на "Клавдии Еланской" и не снился... Хотя на "Еланской" и стояла спутниковая навигационная система "Шхуна", но на "Ильиче" мне было чему удивиться...

      Леня открыл мне тайну. "Ильич - это Ленин в миниатюре! А Ленин это святое! Судно снабжали всегда без задержки и все самым лучшим.  Лёня, хвастал мне, что к министру морского флота Тимофею Гуженко, он запросто вхож в любое время суток, а его заявки выполняются быстро и полностью. Мне было чему позавидовать...

      После 3-4 рюмки коньяка, я попросил капитана Воробьева рассказать, как так случилось, что "Михаил Лермонтов" погиб в Новозеландских шхерах. Какие-то сведения мы уже знали из прессы и телевидения, но хотелось узнать подробности из первых уст. Я понимал, что ещё идёт следствие, и вряд ли капитан расскажет нам всё... И вот, что я услышал после пятой рюмки коньяка: "На этом белоснежном теплоходе путешествовали только избранные. Мой лайнер прекрасно знали на западе - по нему судили, как живут люди  в Советском Союзе, но большая часть населения СССР даже и не догадывалась о его существовании. Жизнь "Михаила Лермонтова" была окутана тайной. До сих пор остается тайной и его гибель...

     16 февраля 1986 года в 15:00 из Новозеландского порта Пиктон мы вышли в круизный рейс, имея на борту 408 пассажиров и 330 членов экипажа. Теплоход шел проливом Королевы Шарлотты. На борту находился опытный лоцман. И надо же, так случится, что мне надо было сходить в туалет. Я предупредил лоцмана, что на пять-десять минут мне надо спуститься в каюту. Я ушел в каюту, а на мостике остались вахтенный штурман, второй помощник капитана, два матроса и новозеландский лоцман. Лоцман рассказывал пассажирам по радио о местных достопримечательностях. По его просьбе курс судна прокладывался поближе к берегу. В 17:30 теплоход почти уже выходил, по проложенному мною на карте курсу, из пролива в открытый океан.

     Неожиданно лоцман отдал команду рулевому матросу: «Руль влево, 10 градусов». Вахтенный офицер продублировал приказ, и теплоход, меняя курс, вошел в узкий пролив между мысом Джексон (Cape Jackson) и маяком Walkers Rock. Второй помощник капитана Гусев доложил, что видит буруны на воде. На вопрос, почему изменился курс, лоцман ответил вахтенному штурману Сергею Степанищеву, что хочет дать возможность пассажирам полюбоваться красотами мыса Джексон. В 17:34 прозвучала вторая команда лоцмана: «Руль влево, 10 градусов». Теплоход «Михаил Лермонтов» в 17:38 на скорости 15 узлов вошел в пролив. Неожиданно пассажирское судно на полном ходу врезается в подводную скалу. Длина пробоины составила 12 метров. Были повреждены водонепроницаемые переборки, и по инерции теплоход всё ещё  продолжал двигаться вперед. Услышав удар корпуса судна о скалы, я незамедлительно поднялся на мостик, где взял управление судном на себя. Поняв, что судно тонет, я решил выбросить теплоход на песчаную отмель в заливе Порт Гор (Port Gore).

      В это время пассажиры теплохода собрались в музыкальном салоне. Они развлекались в сопровождении артистов. В 17:43 была объявлена общесудовая тревога. На мостике прозвучал доклад, что водонепроницаемые двери задраены. В 17:45 крен судна составлял уже 5 градусов. Вода стала поступать в рефрижераторное отделение (там находился третий  рефмеханик), в спортивный зал, продуктовые кладовые, прачечную и типографию. Вода просочилась через плохо запертые водонепроницаемые двери машинного отделения. В 18:20, когда аварийная группа пыталась закрепить двери, крен судна уже составлял 10 градусов. Поняв, что могут погибнуть пассажиры и члены экипажа, я отдал приказ о подготовке спасательного снаряжения. На мостик из ЦПУ поступил доклад, что вода заливает главный распределительный щит электропитания, в результате чего основные двигатели остановились и электричество пропало. В 19:10 крен судна составлял 12 градусов, и я отдал приказ членам экипажа покинуть машинное отделение. Ну, а дальше - было спасению людей. Спасли всех, кроме рефмеханика".

      Паром «Ильич», работавший  на линии Ленинград–Стокгольм, был построен в марте 1973 года в Турку и эксплуатировался «Балтийским морским пароходством» с 1983 по 1996 годы.

      Леня Андреев сначала, пока не развалилась линия, работал на пароме «Ильич», а позже, его назначили капитаном на самый крупный российский лайнер - теплоход  "Анна Каренина", которая  стала   на линию Ленинград-Киль (Германия). "Анной Карениной"  назвали купленный Балтийским морским пароходством паром "Бремер", взамен погибшего в морской катастрофе круизного лайнера "Михаил Лермонтов", где капитаном в своё время  был мой хороший знакомый - капитан этого лайнера Воробьёв. С Воробьёвым я  потом снова встретился - на очередных курсах повышения квалификации в ЛВИМУ. Паром "Бремер" был построен в 1981 году в Финляндии. Он принимал на борт 1200 пассажиров и почти 500 автомобилей. БМП купило этот паром почти даром - за 65 млн. долларов.

      Я помню, с какой большой помпой  тогда открывалась новая линия Ленинград - Киль. Я был тогда в командировке в Питере и пришел в гости к  Лене Андрееву на его новый суперлайнер. Лёня весь так и светился от радости! Еще бы! Он капитан самого большого судна в России. Пока я был у него в каюте, капитан был постоянно занят. К нему в каюту приходили постоянно гости, различные знакомые и незнакомые люди... Уединиться и спокойно посидеть и поговорить, как это было у нас с ним на "Ильиче", я понял, - нам не дадут. Поэтому я сказал Лене, чтобы он уделил мне лишь 7-10 минут, и выделил какого-нибудь штурмана, чтобы тот показал мне хотя бы капитанский мостик лайнера.  Быстро я рассказал Лёне, что в 1989 году в Мурманске я отрыл круизные линии на Норвегию, и успешно на них работаю. Минут через десять, я с вызванным в каюту капитаном 3-м штурманом, пошел посмотреть мостик "Анны Каренины", простившись с Леонидом крепкими капитанскими рукопожатиями - до лучших времен... Я тогда не мог даже и представить, что это было наше последнее рукопожатие.

     Как сообщил исполняющий обязанности начальника управления пассажирских перевозок БМП Алексей Пономаренко, "Анна Каренина" будет отходить от Ленинградского морского вокзала каждую пятницу и прибывать в Киль в понедельник утром. После двухдневной стоянки паром будет отбывать из Киля во вторник и возвращаться в Ленинград в пятницу утром. Этот график движения действует до конца 1991 года. Пока отправиться в ФРГ на пароме могут только советские граждане, имеющие визу, однако в настоящее время рассматривается возможность безвизового пребывания пассажиров в Киле на период стоянки "Анны Карениной". "Анна Каренина" вмещает 1200 пассажиров. Кроме того, судно может перевезти 435 легковых автомашин и 43 большегрузных. Провоз одного легкового автомобиля стоит 600 руб.

        К услугам пассажиров на борту судна — 6 баров, 3 ресторана, 2 сауны, 2 музыкальных салона, тропический сад, несколько конференц-залов. Стоимость кают для советских туристов составляет от 1,5 тыс. руб. до 5,5 тыс. руб. в оба конца в зависимости от категории каюты, для иностранных граждан — от 300 до 900 немецких марок в один конец. Питание стоит 90 руб. в день на одного человека.

     Леня Андреев проработал на  судне несколько лет, но после того, как "Анну Каренину" арестовали за долги БМП, он начал работать в пассажирской службе компании. А потом случилось несчастье... Лёня погиб в авто мобильной катастрофе, когда ехал на своём автомобиле по дороге в сторону Выборга.

      Символичный золотой ключ компании "Балтийское морское пароходство"  вручил  начальнику БМП В.И. Харченко мэр Ленинграда А.А. Собчак 13 июля 1991 года. Мне, когда я узнал об этом, сразу же не понравилось то, что Собчаком было выбрано время для вручения "Золотого ключа"  в несчастливую  для многих дату - тринадцатое июля...

- Этот ключ по праву принадлежит всем горожанам, - подчеркнул мэр, - я вручаю его с надеждой, что "Анна Каренина", другие суда пароходства будут посещать порты не только ФРГ, но и Великобритании, Франции, Канады и других стран, чтоб наш город вновь возвратил себе имя крупнейшего порта России.

     Ранним туманным утром "Анна Каренина", блистая своими белоснежными надстройками, входила в Кильскую бухту. В почетном эскорте рядом шли, салютуя фейерверком, нарядные пожарные катера. Грянули малиновым перезвоном русские колокола, сработанные нашими мастеровыми еще в прошлом веке. Старинная российская мелодия с верхней палубы поплыла над черепичными крышами домов, над кирхами, над современными офисами и фешенебельными магазинами.

      На колокольный звон потянулись люди. И вскоре у причала, где швартовалась "Анна Каренина", собралась огромная толпа горожан, восторженно приветствуя теплоход-первопроходец, проложивший новую пассажирскую линию Ленинград – Киль.
- Сегодня знаменательный день, - сказал, встречая гостей, мэр Ленинграда А.А. Собчак, который специально прибыл в Германию. - Знаменательно то, что паром пришел к берегам Германии с Российским флагом и его встречали с Российским гимном. До сих пор вы имели дело с нами через государственные органы. Сегодня же имеете дело с самостоятельной судоходной компанией. Это лучше всего говорит о тех преобразованиях, которые происходят сейчас в России. Мы – за деловое взаимовыгодное сотрудничество, которое никогда бы не прерывалось, не омрачалось войнами и конфликтами.

- Этим рейсом "Анны Карениной" возрождаются старые морские традиции, существовавшие между нашими странами. Это политический факт большого исторического смысла. Городские власти Киля постараются сделать все, чтобы новая пассажирская линия работала в оптимальных условиях. Мы оборудуем современный причал, найдем необходимые вам товары, наладим туристический бизнес. Верим, что к нам будут прибывать гости со всего мира и отправляться во все страны. Я желаю капитану российского судна - Леониду Андрееву и его экипажу счастливого будущего.

      Начальник Балтийского морского пароходства В.И. Харченко, поблагодарив всех, кто помогал налаживать работу новой лини, сказал:
- Пусть этот теплоход везет туристов, бизнесменов. Мы подготовили для них обширную программу сотрудничества. Создадим все условия для их отдыха и делового общения с различными российскими специалистами.

      Справка: протяженность рейса – 6 суток, стоимость билета для российских граждан от 2800 рублей до 5775 рублей (билет в оба конца), для иностранцев 300 – 900 марок (в одну сторону).

      Не зря большинство моряков не любят число тринадцать... Информация о пароме в газетах появилась уже 1 июля 1992 года: "Вчера 30 июня в 21 ч. 13 минут на пароме "Анна Каренина"  возник пожар в отделении дизель-генераторов. На пароме находились 900 туристов, прибывших из Швеции и Германии. Все они были быстро эвакуированы. Прибывшие городские пожарные команды помогли справиться с пожаром.

     Хотя в газетах писали о незначительности повреждений, причиненных пожаром, ремонт на Канонерском заводе, продлился почти месяц. В свой новый рейс "Анна Каренина" на линию Санкт-Петербург - Киль – Санкт-Петербург паром вышел только 28 июля.

     Первые месяцы работы парома (тогда ходившего напрямую в порт Киль) капитан парома Л.Н. Андреев вспоминает с содроганием. В Германию толпой ринулись мешочники, в основном кавказцы. Пьянки, драки, поножовщина" – так писали газеты 29 сентября 1993 года.

     Апрель 1995 года. Газета "Водный транспорт". По сообщению следственной части Петербургского управления ФСБ, оперативниками Балтийской таможни обнаружен контрабандный антиквариат на борту парома "Анна Каренина". В тайнике хранилось 14 старинных икон, представляющих значительную художественную ценность. Контрабандный груз пытался вывезти за рубеж член судового экипажа. Музейные эксперты оценили изъятый антиквариат в 35 млн. рублей. Оперативники предполагают, что "Анна Каренина" уже долгое время служила надежным каналом контрабандного бизнеса.

      16 января 1996 года. Скандал международного характера с хроническими невыплатами зарплаты, может обернуться конфликтом на балтийском автопассажирском пароме "Ильич". Его экипаж уже несколько месяцев не получал жалования, как и выплат за дополнительную работу. Все обращения команды к руководству АО "Балтийское морское пароходство" не возымели действия.

     И тогда члены экипажа обратились в представительство международной федерации транспортных рабочих, имеющей высокий авторитет в мире. Они поддержали требования балтийцев, пообещав, что в случае, если деньги не будут выплачены, дело передадут в шведский суд. При таком раскладе,  финансовые потери для БМП могут оказаться значительно большими…  К скандалу подключатся пресса, общественность. Итог судебного разбирательства, бывает в таких случаях, однозначен – это  арест судна. Вспомним некоторые подробности, как это всё было?

      18.01.1996 год. "Анна Каренина" арестована в Германии в порту Киль. На столь решительную акцию немецкие портовые власти пошли по причине долгов БМП, не заплатившего Германии своевременно деньги за топливо и различные услуги. "Анна Каренина" завершила цепь неприятностей, преследовавших пассажирский флот БМП. Вначале прекратил перевозки автопаром "Ильич", арестованный в шведском порту. Вторым из петербургских лайнеров сошел с линии Петербург - Хельсинки теплоход "Константин Симонов".

      20.01.1996 года "Анна Каренина" на свободе. Представители пароходства вылетели в Киль и договорились с властями. "Анна Каренина" будет отпущена. "Константин Симонов" в ожидании ремонта находится в Санкт-Петербурге. "Ильич" по-прежнему под арестом в Швеции.

      8 февраля 1996 года. Арест с парома "Ильич" снят. 56 тысяч долларов было выплачено экипажу в счет задолженности по зарплате. 52 тысячи долларов пароходство вынуждено было заплатить шведским профсоюзам в счет издержек по представлению иска экипажа "Ильича" в суде.  "Ильич" несколько месяцев стоял под арестом в Стокгольме, долги были и перед поставщиками, и перед собственным экипажем, долго не получавшим зарплату, пока его не продали на аукционе. Следы бывшего "Ильича" ведут в южные края, на Балтике его точно нет. Бывшие директора компании утверждают, что произошло обычное ограбление Балтийского морского пароходства: "Мы получили сомнительное удовольствие наблюдать изнутри, как КГБ (под КГБ авторы решили называть для простоты, как они сообщают в начале своей пространной статьи, всех преемников этой расчлененной организации.) в качестве инструмента правящей элиты развалил Балтийское морское пароходство. Эта компания, со своими 180 судами, 15 тысячами служащих и рыночной стоимостью порядка трех миллиардов долларов, бывшая некогда крупнейшей в мире, теперь полностью разграблена. За два года исчезло все.

     И вот совсем короткая строка. Апрель 1996 года. Паром "Анна Каренина" продан за долги.

      2002 год. Жуткие времена наступили... Балтийское морское пароходство готовится к банкротству, о возможности спасения кампании речи уже не идет. Что привело, некогда крупнейшего европейского перевозчика, к столь плачевному состоянию? Флота нет! 60 лучших судов проданы с аукциона после их ареста в иностранных портах. У кампании остались только небольшие объекты недвижимости, оргтехники и другое имущество.

      Главное здание БМП  уже принадлежит Московскому морскому банку. Кампания надорвалась еще в 1992 году, когда было начато строительство новых судов на западных верфях. Затем свою роль сыграли покупка "Анны Карениной", покупка отеля на Канарских островах и запуск новой контейнерной программы. Было приобретено и взято в лизинг 50 тысяч контейнеров... Потом эти контейнеры разыскивали по всему миру. БМП не смогло вовремя расплатиться с кредиторами. Вступили в силу штрафные санкции. Был арестован начальник БМП Виктор Харченко.

     Ниже я публикую ещё одну информацию о бывшем лайнере БМП "Михаиле Лермонтове".

      "Михаил Лермонтов" — советское восьмипалубное пассажирское круизное судно класса "Иван Франко", проект 301, немецкое обозначение Seefa 750. Построенное по советскому заказу на верфи VEB Mathias-Thesen-Werft Wismar в 1972 году. В 1983 году прошло модернизацию. Водоизмещение - 18696 т, длина - 176 м, ширина - 23,6 м, осадка - 7,8 м, двигатели - 2 семицилиндровых дизельных двигателя Sulzer-Cegielski, скорость хода - 20,5 узлов, экипаж - 347 чел., максимальная пассажировместимость - 1334.

     "16 февраля 2016 года исполнилось тридцать лет с того дня, как в новозеландском заливе Порт-Гор затонул флагман Балтийского морского пароходства, пассажирский лайнер "Михаил Лермонтов". Случившаяся авария и, самое главное, причины, по которым она произошла,  до сих пор остаются загадкой, а если документальные ответы на эти вопросы и существуют, то они глубоко сокрыты от общественности в папках с грифом "совсекретно".

     После успешного открытия российской трансатлантической линии СССР – Канада появилась возможность создания новой линии между Советским Союзом и США, и эта честь была предоставлена новому лайнеру типа «Александр Пушкин» - теплоходу «Михаил Лермонтов», которым командовал Герой Социалистического Труда А.М. Оганов.

     Построенный в 1972 году в немецком Висмаре, и получив в начале 80-х, как сейчас говорят, "полный апгрейд", "Лермонтов" считался жемчужиной советского пассажирского флота, и был ориентирован исключительно на иностранных туристов. В то время, о котором идет речь, лайнер совершал рейсы по Средиземноморью и северу Норвегии с заходом на Шпицберген летом, а зимой уходил в "кругосветку" — через Панамский и Суэцкий каналы, с заходами в порты Центральной и Южной Америки, на острова Океании, в Новую Зеландию, Австралию, Юго-Восточную Азию и Индию. "Лермонтов" пользовался у иностранцев бешеной популярностью, и билеты на круизы раскупались за год вперед.

      Так, на «Лермонтове», по настоянию капитана Оганова, было поставлено подруливающее устройство, позволяющее судну разворачиваться буквально на месте, что существенно улучшило его маневренность. Помещения были отделаны новым материалом нептунитом, который отличается исключительными огнестойкими свойствами, так что «Михаил Лермонтов» по своей пожаробезопасности знаменовал определенный шаг вперед, впервые в мировой практике на «Лермонтове» была обеспечена спутниковая связь.

     Конструкторы и дизайнеры улучшили оформление ресторанов, баров, салонов с поэтическими названиями «Мцыри», «Восток», «Морская царевна», «Садко». Оборудовали два магазина «Казачок» и «Калинка», в которых можно было купить всё что угодно, начиная от роскошного манто и кончая зубной щеткой.

      В первый год эксплуатации «Михаил Лермонтов» совершил 14 круизных рейсов из Европы на Канарские острова, в Африку, в бассейн Карибского моря, и в том же году состоялся первый трансатлантический рейс на уже проторенной линии Ленинград - Канада.

     Безупречная работа «Пушкина» на трансатлантической линии принесла свои плоды. Общественность была подготовлена к встрече с новым советским трансатлантиком, и уже в первую навигацию на «Лермонтове» были туристы, совершившие на нем два-три плавания.

     В издаваемой на лайнере газете «Аврора» часто появлялись восторженные заметки пассажиров «Михаила Лермонтова», в которых они с большим теплом отзывались об этом судне. Так, ирландец Джеймс Коел писал: «Мы навсегда запомним этот чудесный круиз. А когда снова отправимся в путешествие, то предпочтем советский теплоход с советской командой и, если удастся, обязательно «Михаил Лермонтов». Еще раз благодарим за изумительное путешествие и ждем новых встреч».

     Жительница Нью-Йорка Джейн Ходес оставила такую запись: «Восемь дней круиза пролетели как одно мгновение. Нам искренне жаль расставаться с нашими милыми хозяевами. Мы выражаем свою признательность за отлично организованный отдых».

      Что же так привлекло капризных иностранных путешественников на советских лайнерах? Нас долго убеждали, что иностранцев интересует только русская лубочная экзотика: балалайки, матрешки, тройки с бубенцами и жестокие романсы типа «Очи черные». Отнюдь нет. Оказалось, что интерес зарубежных путешественников к России гораздо глубже и тоньше. Эту мысль очень точно сформулировала супружеская пара после рейса на «Михаиле Лермонтове».

     На вопрос, почему эта очень богатая чета, которая по своему достатку и положению в обществе должна была путешествовать на более дорогом и престижном лайнере , причем, разумеется, не в туристском классе, выбрала советское судно, супруги ответили примерно следующее: «Мы давно интересуемся Россией, ее нравами, обычаями. Но побывать в вашей стране нам пока не удалось, и мы решили использовать очередную проездку в Лондон, чтобы неделю побывать на русской территории».

     Так вот в чем главное! Иностранцам любопытно знать, каково почувствовать себя на коммунистической территории – на судне под советским флагом. И если там они поймут, что находятся среди простых радушных, очень гостеприимных людей, они проникнутся симпатией к российскому лайнеру. А еще их подкупало то, что развлекали туристов не приглашенные оперные и эстрадные знаменитости, а те же горничные, официанты, стюардессы, повара и матросы, которые не только обслуживали их на самом высоком профессиональном уровне, но еще умели отлично петь, плясать, декламировать.

      Пассажиров с умеренными доходами привлекали крайне низкие цены на круизные и линейные рейсы – значительно ниже, чем у традиционных властителей морского пассажирского бизнеса, и это понятно: топливо наши суда закупали по низким ценам за деревянные рубли только в Советском Союзе, членам экипажа платили смешные деньги – в десятки раз ниже, чем морякам на иностранных судах. По свидетельству английских журналистов, плавание на советских судах британским гражданам подчас обходилось дешевле, нежели проживание на берегу.

     Такой демпинг со стороны Советского Союза, естественно, раздражал и беспокоил иностранных конкурентов, и они приняли все меры, чтобы вытеснить советский флот сначала из линейного, а потом из круизного бизнеса. Как мы расскажем ниже, это им в принципе удалось.

     28 мая 1973 года в 22 часа «Михаил Лермонтов» вышел из Ленинграда и взял курс на Нью-Йорк. Его путь длиной 4590 миль лежал через Балтику, Ла-Манш, Атлантику с заходами в Бремерхафен, Лондон и Гавр.

     Точно в назначенный день и час лайнер вошел в нью-йоркский порт. Для советского лайнера был приготовлен один из лучших причалов. Само собой разумеется, что теплоход под советским флагом оказался в центре внимания нью-йоркцев. Сюда началось самое настоящее нашествие различных гостей, и среди них был сам мэр Нью-Йорка Джон Линдсей, который вручил Оганову символический ключ с гербом города и книгу Лермонтова «Герой нашего времени» на английском языке с надписью «Счастливого плавания. Теплоход «Михаил Лермонтов» являет собой звено связи между народами Советского Союза и города Нью-Йорк».

      Посетили лайнер и другие гости. Едва теплоход вошел в Гудзон, к судну подошел катер береговой охраны и высадил официального представителя, который со своей группой тщательно осмотрел судно, побывал в рулевой рубке, в радиорубке, объехал на лифте все палубы, заглянул в салоны и каюты, взял пробы воды, а во время стоянки заставил провести различные учебные тревоги: пожарную, шлюпочную, водяную. Зато вечером этот строгий официальный чин тепло пожал руку Герою Социалистического Труда главному механику В.И. Ткачеву и сказал ему буквально следующее: «Из всех кораблей, посетивших нью-йоркский порт в этом году, «Михаил Лермонтов» первый, к которому у меня не было никаких замечаний».

      На следующий день нью-йоркские газеты запестрели заголовками: «Советский красавец пленяет порт», «Гудки «Михаила Лермонтова» положили конец еще одному проявлению холодной войны» и т. д.

      Одна американская журналистка, совершившая рейс на «Лермонтове» из Нью-Йорка в Ленинград, писала: «Я хорошо знаю морской пассажирский флот. Мне приходилось плавать практически на всех крупных лайнерах мира. Это моя профессия. И тем не менее я буквально потрясена тем, что увидела на вашем судне. Я долго ломала голову, подбирая нужное слово для характеристики вашего сервиса. Думаю, что самое близкое по значению слово – искренность. Уверена, что это ваш главный капитал. Такого нет ни на одном другом судне. Это прекрасно! И если вы сумеете этот капитал сохранить, сохранить непринужденность, сердечность и дружелюбие, я просто гарантирую, что ваша линия будет иметь огромный успех у пассажиров».

     Слова журналистки оказались пророческими. За первые четыре года эксплуатации «Михаил Лермонтов» выполнил 22 линейных и 55 круизных рейсов, за это время он перевез 36 000 пассажиров, посетил 415 портов 54 стран мира и прошел в общей сложности путь от Земли до Луны и обратно – около 400 000 миль.

     Между тем, политическая обстановка снова изменилась. В 1979 году советские войска вошли в Афганистан и в качестве ответной меры Соединенные Штаты запретили судам под советским флагом заходить в американские порты. Советскому Союзу пришлось закрыть трансатлантическую линию и передислоцировать лайнеры «Александр Пушкин» и «Михаил Лермонтов» на Дальний Восток, где они возобновили свою деятельность на круизных маршрутах.

     Там и произошла одна из величайших трагедий в послевоенной морской истории, о чем мы постараемся рассказать как можно подробнее.

      6 февраля 1986 года «Михаил Лермонтов» под командой подменного капитана В.А. Воробьева (капитан А.М. Оганов был в отпуске) вышел из австралийского порта Сидней в круиз вокруг Новой Зеландии. Посетив несколько портов острова Северный, 15 февраля он прибыл в столицу Новой Зеландии – Веллингтон. Утром 16 февраля теплоход вошел в порт Пиктон, расположенный в проливе Куин-Шарлотт острова Северный.

      16 февраля 1986 года в 15:00 "Михаил Лермонтов" вышел из порта Пиктон и взял курс на западное побережье острова Южный новозеландского архипелага. На борту находились 330 членов экипажа и около четырехсот пассажиров. Проводку лайнера осуществлял опытный лоцман, знающий Мальбороские проливы как свои пять пальцев, один из трех лоцманов в Новой Зеландии, которые имели лицензии на проводку крупнотоннажных судов в акватории Фьордленда. День был пасмурный, но безветренный, море спокойное.

     Что случилось потом, объяснению не поддается. В 16:30, проложив курс в обход мыса Джексон, капитан Владислав Алексеевич Воробьев покинул мостик, предупредив лоцмана, что вместо него остается старший помощник. При подходе к мысу лоцман неожиданно изменил оговоренный курс и направил теплоход в узкий пролив между мысом и скалистой отмелью. Как потом лоцман рассказывал на суде, его решение было спонтанным и он просто хотел дать пассажирам полюбоваться на живописный вид находившегося там маяка. Старпом лоцмана в его решении не остановил, судно шло полным ходом, и в 17:38 «Михаил Лермонтов» напоролся на подводные скалы.
Капитан сразу же устремился на мостик, началась спасательная операция. Никто не думал, что лайнер может затонуть - ведь пароходы гибнут в шторма посередине океанов, а тут до берега полмили, и глубина - метров пятьдесят. Тем не менее, пробоина была большой, вода начала поступать в помещение главного распределительного щита, и судно обесточилось. Насосы перестали работать, двигатели встали. Теперь от людей ничего не зависело. В 22:40 «Лермонтов» затонул на глубине 33 метров с креном 85° на правый борт.

      Во время эвакуации с тонущего судна многие туристы и члены экипажа получили травмы, но жертв, практически, не было. По трагической случайности единственным погибшим стал рефрижераторный механик Павел Заглядимов - в момент аварии он находился на своем рабочем месте, и его отсек оказался мгновенно затопленным водой. Его тело так и не нашли, Павел Алексеевич ушел вместе с судном...
Потом были расследования, долгие судебные разбирательства, и десятки вопросов "почему?". Мнения "пароходского" народа разделились. Одни считали, что к крушению привели происки конкурентов, которые подкупили лоцмана, чтобы тот угробил судно. Ведь на данном маршруте работали несколько круизных компаний, и советский лайнер, предлагающий то же удовольствие, но за гораздо меньшие деньги, был им как кость в горле. Другие были уверены, что лоцман был завербован ЦРУ, и посадка лайнера на мель была спланированной политической акцией, целью которой был подрыв авторитета всего советского пассажирского флота. Ну, а третьи винили во всем капитана, который так не вовремя покинул мостик, оставив вместо себя старпома, не имеющего опыта хождения в новозеландских фьордах. Официальная же версия кораблекрушения так и не была озвучена.

       Предварительное следствие по делу о крушении было проведено в неимоверно короткие сроки. Сославшись на то, что все обстоятельства гибели лайнера выяснены, министерство транспорта Новой Зеландии приняло решение не проводить официального расследования и не возбуждать уголовного дела против лоцмана. В апреле того же 1986 года ленинградский городской суд признал виновным в крушении «Михаила Лермонтова» капитана Воробьева и старшего помощника Степанищева и приговорил обоих к четырем годам исправительных работ с отсрочкой приговора и приостановкой на этот период действия диплома судоводителя. Таких «мягких» приговоров для капитана история морских аварий еще не знала. Было понятно, что советские власти избегают всяческой огласки по этому делу.

     А весь секрет состоял в том, что трагедия произошла как раз накануне 27 съезда коммунистической партии, а в Советском Союзе, в «стране героев и мечтателей», в стране, строящей коммунизм, не может быть никаких серьезных происшествий. В великом и могучем Советском Союзе не взрываются космические корабли, не тонут атомные подводные лодки и пассажирские лайнеры.

     В 1987 году австралийский суд рассмотрел больше сотни исков своих граждан против туристической фирмы Charter Travel Co. Ltd (CTC) и Балтийского морского пароходства (БМП). Все дела бывших пассажиров "Михаила Лермонтова" были выиграны истцами, а суммы компенсаций каждому пассажиру оценивались в 20–30 тысяч долларов США. Через два года после крушения СТС и БМП подали в Австралийский Верховный Суд иск на сумму более 45 миллионов долларов США. Однако до открытого слушания дело не дошло. Судебный процесс завершился в августе 1989 года конфиденциальным урегулированием, по которому истец соглашался на компенсацию в размере 2,75 миллиона долларов США. Текст урегулирования был обнародован только через десять лет после суда, так как содержал пункт о неразглашении – советская сторона была последовательна в своем стремлении скрыть от общественности обстоятельства гибели лайнера.

      Как это ни парадоксально, но флагманский корабль пассажирского флота БМП не был застрахован. Выигранных в суде 2,75 миллиона долларов хватало лишь на то, чтобы расплатиться по искам пассажиров, корабль же был утерян без какой-либо компенсации. Эту ситуацию объясняли тем, что страховать суда в СССР не было принято, поскольку и у страховых компаний, и у судов был один и тот же владелец - государство.

      Почтовая марка с изображением теплохода «Михаил Лермонтов
Любопытно, как экипаж погибшего лайнера возвращался в Советский Союз. После того, как зарубежные воздушные лайнеры доставили моряков в Сингапур, где их пересадили на советский аэробус Ил-86, к ним относились как к прокаженным. Стюардессам воздушного лайнера запретили разговаривать с членами экипажа «Лермонтова». Все посадки (а их было несколько: в Ханое, Калькутте, Карачи) производились только на военных аэродромах. В Пакистане моряков не выпускали из самолета и все время заправки они в адскую жару просидели в салоне под дулами автоматов. Прилетели в Ташкент, где экипаж заставили почти бегом проследовать через залы, чтобы не было никаких контактов. Гибель лайнера была окутана зловещей тайной. В паспорте моряка у всех членов экипажа появилась одинаковая смешная запись: пункт отхода – Ленинград, пункт прихода – Ташкент". В общем, как когда-то шутя мы пели, «Мы из Ташкента моряки»…

      «В Ленинграде после океанического лета дома, - рассказывает та же стюардесса Шатилова - нас ждала русская зима с двадцатиградусным морозом и еще более холодная встреча. У трапа самолета стоял автобус, в котором всем прибывшим предложили одеться в теплые вещи. Транспорт, очевидно, пригнали из ближайшей тюрьмы, так как он был полон стеганых ватников, огромных валенок и шапок-ушанок. Ими мало кто воспользовался, что очень удивило встречавших старших офицеров. "А что же вы, девочки, раздетые? Вам же там одежду привезли!"

      Стоимость теплохода «Михаил Лермонтов» на тот момент составляла 14 876 570 рублей. Судно не раз ремонтировалось за границей — это также миллионные затраты, которые из-за гибели лайнера себя не оправдали. Каждому пассажиру была выплачена компенсация в размере 20-30 тысяч долларов. Таким образом, если конкуренты были причастны к этому кораблекрушению, они своей цели добились.

       Еще несколько месяцев после катастрофы одна из мачт теплохода, торчащая из вод пролива Кука, напоминала руку, просящую о помощи. И хотя подъем из воды этого дорогостоящего судна вполне можно было осуществить, но в СССР начиналась Перестройка, а потому было уже не до корабля, утонувшего далеко в другом полушарии. Хотя нужно сказать, что некоторые работы проводились: вначале из топливных танков скачали горючее, а затем был поднят корабельный сейф, в котором находились драгоценности богатых иностранных пассажиров. Золото и бриллианты возвратили хозяевам, а в Ленинград отправили судовой колокол, который срезали аквалангисты.

      После гибели «Лермонтова» большое развитие в Новой Зеландии получил дайвинг. Черные дайверы начали затонувший лайнер. Их добычей стали золотые и серебряные изделия, русская водка, икра в жестяных банках, посуда и многие другие предметы. В стране появилась даже мода на коллекционирование поднятых с лайнера предметов. Во многих морских странах за разграбление затонувших кораблей полагается наказание в виде тюремного заключения сроком до 6 лет, но Новая Зеландия живет по своим законам. Впрочем, сама стихия жестоко расправляется с мародерами: со времени гибели «Михаила Лермонтова» трое черных дайверов погибли, и их тела не были найдены.

      А новозеландские предприниматели продолжают извлекать прибыль из затонувшего корабля. За 800 долларов здесь можно арендовать катер, который за три часа доставляет любопытствующих к месту катастрофы, и с борта этого катера в штилевую погоду можно разглядеть под водой лежащий на дне корпус «Лермонтова»

      Сегодня практически нет никаких сомнений, что российский лайнер стал жертвой хорошо спланированных действий конкурирующих компаний, которые не могли равнодушно наблюдать за успехами Советского Союза в круизном бизнесе. Капитан теплохода Арам Оганов на вопрос о возможности такого сценария сказал следующее: "Я не могу это утверждать, но мы очень мешали иностранным компаниям.

     Будучи капитаном, я получал письменные и устные угрозы, неоднократно с судном случались инциденты. Однажды, когда мы стояли в порту Сан-Франциско, я получил известие, что "Михаил Лермонтов" заминирован. Надо признать, командование американской военно-морской базы отреагировало мгновенно – водолазы нашли прикрепленную на днище магнитную мину. Правда, без взрывателя.

     История получилась шумная. Думаю, западным конкурентам было необходимо посеять панику среди потенциальных пассажиров лайнера. В другой раз нас вынудили уйти с одной из международных линий, угрожая взорвать "Михаил Лермонтов". Мы стали работать на Австралию, но снова пересеклись с конкурентами. В тот рейс я был в отпуске. Буквально за два часа до трагедии связывался по радио со сменным капитаном. Лоцман, который вывел судно на риф, потом даже не скрывал своей вины. Теплоход затонул на глубине 43 метра на расстоянии 800–900 метров от берега. Такая гибель случайной не бывает".

      Гибелью флагмана Балтийского морского пароходства накануне партийного съезда, конечно же, заинтересовался Комитет государственной безопасности СССР. В Веллингтон, где проходило предварительное следствие по делу о крушении, прибыли "официальные лица". Удалось ли сотрудникам КГБ найти подтверждение факта диверсии, неизвестно. Однако интересен тот факт, что сегодня и московское, и санкт-петербургское отделения ФСБ отрицают наличие в своих архивах дела о крушении "Михаила Лермонтова".      

      Гибель «Михаила Лермонтова» стала первой в цепочке трагических событий, обрушившихся на Советский Союз в том памятном високосном 1986 году. За «Лермонтовым» последовала гибель пассажирского теплохода «Адмирала Нахимова»  и, наконец, чернобыльская катастрофа. И за каждой из этих трагедий стоят либо злонамеренные действия, либо грубые ошибки ответственных людей – так называемый человеческий фактор, за который приходится расплачиваться самой дорогой ценой.

     Когда-то Михаил Лермонтов написал замечательные строки: «Погиб поэт, невольник чести, пал, оклеветанный молвой»… Эти слова можно отнести и к славному российскому теплоходу, носившему имя великого поэта – погиб лайнер, ставший заложником недобросовестной конкурентной борьбы судоходных компаний и- увы- непрофессиональных действий старшего командного состава самого корабля. Море не терпит расхлябанности, расслабленности, благодушия. Таковы печальные уроки этой трагедии. 

      Но какой бы ни была правда, судна давно нет, а люди... люди остались. На протяжении трех десятилетий 16 февраля на Серафимовском кладбище, у памятной плиты рефмеханику Заглядимову, собираются моряки. И каждый год трагедия "Лермонтова" повторяется вновь, теперь уже в воспоминаниях экипажа, и вряд ли кто-нибудь из них сможет забыть те минуты, когда судно, с которым у многих была связана вся жизнь, уходило под воду.

      Вот и в этом году на Серафимовское пришли больше ста человек. Пришли, чтобы отдать дань памяти "Лермонтову", поклониться экипажу "Механика Тарасова", погибшему в этот же день четырьмя годами ранее, своему товарищу Павлу Заглядимову, знаменитейшему балтийскому капитану Араму Михайловичу Оганову, работавшему и на "Михаиле Лермонтове". К сожалению, их много, таких имен, и с каждым годом становится больше. Но люди помнят, а значит, они живы, как жива в памяти целая эпоха под названием Балтийское морское пароходство.

       Так все это  вскоре и кануло в лету, - с развалом Балтийского морского пароходства, а затем и Союза. Жалко всех! А БМП, и СССР и моего коллегу - капитана Андреева Леонида Николаевича. Вечная им всем память...


Рецензии
Полезная информация для меня

Андрей Николаевич Рощин   09.12.2018 18:18     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.