Святыни Рильской обители в Болгарии

Фото: Икона в мощевике «Святая Богородица Осеновица» после "реставрации" 2015 года

Рильский ставропигиальный мужской монастырь расположен в одном из самых живописных уголков горного массива на юго-западе Болгарии. По обе стороны каменной обители стремительно несут свои воды кристально чистые горные реки Друшлявица и Рильская, где  плещется царская рыба форель.  Этот крупнейший монастырь, основанный в Х-ом веке преподобным Иоанном Рильским, чудотворцем (ок. 876–946 ), воспел в прозе болгарский поэт Иван Минчев Вазов (1850 – 1921) [6]. Свои зарисовки о Рильской обители [7] оставил в середине XIX века русский филолог-славист и историк Виктор Иванович Григорович (1815–1876/1877). В монастырском храме похоронено забальзамированное сердце перешедшего из католичества в Православие болгарского царя Бориса III (1894–1943).

В 1976 году монастырь был признан национальным историческим памятником, а в 1983 году включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 года Рильский монастырь подчиняется Священному Синоду Болгарской Церкви. С 2006 года наместникoм обители, где подвизаются всего девять монахов, является епископ Адрианопольский Евлогий (в миру Божидар Стамболджиев), принявший здесь в 1979 году монашество.

Монастырский комплекс в форме неправильного четырехугольника занимает территорию около 9 тысяч квадратных метров, и его центром является внутренний двор с расположенными на нем пятикупольною церковью «Рождества Пресвятой Богородицы» (cередина ХIХ в.) и сторожевой башней (XIV в.). В монастыре отмечают три престольных праздника: 1 июля – перенесение мощей преподобного Иоанна Рильского из Тырново в Рильскую обитель, 18 августа – день преставления святого и 19 октября – перенесение мощей святого из Средеца в Тырново. Цельбоносные мощи преподобного Иоанна Рильского, чудотворца – почитаемого святого в Болгарии и Македонии, находятся в монастырской церкви «Рождества Пресвятой Богородицы». Они хранятся под бархатной красной завесой в раке, стоящей под алтарной иконой Спасителя справа от Царских врат. Раку открывают для поклонения в конце богослужений или в течение дня по просьбе паломнических групп.

«Относительно наличия каких-либо достоверных исторических данных о точной датировке рождения и смерти преподобного Иоанна и обретения его мощей очень мало», – рассказывает наместник монастыря епископ Евлогий. По причине недостаточности таких данных в церковной и научной литературе возникли предания относительно жития и истории почитания святого и его мощей [4]. По одному из преданий, святой Иоанн Рильский отошел ко Господу 18 августа 946 года и первоначально был погребен в каменной гробнице, сохранившейся до нашего времени в часовне, расположенной в четырех километрах к северу от обители.

Согласно преданию, через 40 дней после кончины Иоанн Рильский был похоронен учениками, но все это время его тело оставалось нетленным, источало благоухание и даровало исцеления. Святому приписывают оставленное им предсмертное поучение ученикам, получившее название «Завет Иоанна Рильского», но его оригинал до сих пор не обнаружен. Считается, что автором этого «Завета...» мог быть иеромонах Неофит Рильский (1793–1881) – педагог, филолог, писатель – первый издатель этого документа [5].

Имеются данные о том, что мощи святого Иоанна Рильского были обретены еще в Х веке, но все обстоятельства и точный год их обретения остаются неизвестными. Хранящиеся в Рильском монастыре мощи  святого неполные –  без десницы. История ее, несмотря на существование о ней нескольких легенд, неизвестна. По преданию, так называемое «отделение десницы преподобного Иоанна» произошло в первое тридцатилетие после кончины святого. Согласно русской легенде, возникшей в Рыльске не ранее XVIII века под влиянием созвучия топонимических названий, десница была принесена на Русь в X–XII вв. бежавшими от татар болгарскими монахами и положена в построенный во имя святого храм [5]. Десница святого Иоанна Рильского якобы была сокрыта в холме рядом с городом на берегах реки Сейм, которая позже стала именоваться Рыло. Отсюда название города – Рыльск.

В Рильском монастыре известна и греческая легенда, согласно которой во время русско-турецкой войны 1768–1774 гг. неизвестные русские солдаты перенесли десницу святого Иоанна Рильского на греческий остров Сирос, а затем святыня была подарена монастырю Всех святых на острове Тинос. Здесь и поныне десница (по другим данным – только перст) хранится в мощевике, выполненном из серебра в форме руки. Однако болгарские монахи скептически относятся к этой легенде.

Дневнее  предание гласит,  что преподобный Иоанн Рыльский явился игумену Рыльского монастыря и повелел перенести его мощи в город Средец (ныне София), где находился патриарх Болгарский Дамиан (927–972). Нетленные мощи болгарского отшельника, за исключением его десницы, были перенесены из Рильских гор в Средец, где от них получили исцеление византийский император Мануил I Комнин (ок. 1118 – 1180; император – с 1143) и его приближенный византийский агиограф и гимнограф Георгий Скилица. Местоположение церкви, где находились мощи, болгарским ученым до сих пор не удалось определить. После завоевания Средеца во время венгеро-византийской войны (1183–1185) венгерским королем Белой III (ок. 1148–1196) мощи святого Иоанна в качестве военного трофея были перенесены в соборный храм Эстергома (Венгрия). Пребывание мощей на венгерской земле было отмечено чудом с местным архиепископом, наказанным болезнью за неверие в их чудотворную силу. В 1187 году мощи вернулись в Средец, а в 1195 году болгарский царь Иоанн Асень I перенес их в Тырново (ныне Велико-Тырново) и положил в специально построенной церкви на холме Трапезица.

По данным "Православной энциклопедии", к середине XV века, после османского завоевания Болгарии и падения Тырнова (1393), храм, где почивали мощи святого, пришел в запустение. Монахи Рильского монастыря, пользовавшиеся покровительством вдовы турецкого султана Мурада II Марии (Мары) Бранкович , в 1469 г. направили посланцев, которые взяли мощи и перенесли их в обитель. По ходу следования процессии мощам поклонялось множество народа, происходили чудеса и массовые исцеления. В память о торжественном перенесении святыни в обитель 1 июля было установлено специальное празднование. По некоторым данным, после 1393 года частица мощей святого Иоанна Рильского хранилась в Филиппольской митрополии, а с 1937 года – в основанном в X веке Германском монастырe св. Ивана Рильского в 15-ти километрах от Софии.

Частица мощей преподобного Иоанна Рильского из болгарского монастыря 6 декабря 2006 года была доставлена в город Рыльск Курской области. Сначала она побывала в часовне, построенной рядом с установленным здесь Поклонным крестом на горе Иоанна Рильского, а после этого архиепископ Курский и Рыльский Герман доставил частицу мощей Иоанна Рильского в Свято-Николаевский монастырь, где она  и хранится в настоящее время. Ежегодно по молитвам преподобному Иоанну Рильскому совершаются чудеса, которые документируются в Рильском монастыре [8,9]. Один из последних опубликованных сборников включает 326 чудес, из них 243 обнародованы впервые [10].

Перед каждым богослужением и входом в алтарь  монастырской церкви «Рождество Богородицы» наместник обители епископ Евлогий с особым благоговением прикладывается к одной из великих святынь монастыря и самому чтимому образу Болгарии – византийской чудотворной иконе «Святая Богородица Осеновица». Ее называют еще «Одигитрия» или «Покровителка».

В монастырском архиве не имеется каких-либо древних документов, рассказывающих об истории иконы. О ее происхождении существует несколько версий. Oсновная, которую принимают рильские монахи, следующая: в XII веке, когда мощи преподобного Иоанна Рыльского пребывали в Средеце, находившийся в этом городе со своим войском византийский император Мануил I Комнин серьезно заболел. Он долго молился перед мощами преподобного Иоанна Рыльского и получил излечение, а в знак благодарности подарил эту походную икону Божией Матери братии Рильского монастыря.

Известный болгарский иеромонах Неофит Рильский в XIX веке в своем труде об этой иконе-мощевике и всех ее 32 мощах написал: «Где и чья она была, нам это отнюдь неизвестно»  [ 8, с. 95 ]. Он считает, что икона принадлежала «боголюбивой царице Каломарии – жене бывшего великого завоевателя султана Мурада II» [ там же, c. 968, с. 95 ],  которую называли в народе  «Мара – белая болгарка».

Христианскую святыню Рильской обители, по мнению автора этих строк, правильно называть иконой в мощевике. Небольшой образ Божией Матери, держащей на левой руке Богомладенца, укреплен в центре мощевика размерами 52 х 30 см. Сам мощевик в форме ящика с закрывающимися металлическими дверками находится в горизонтальном положении в небольшой стеклянной витрине в левой половине храма у третьей колонны. Перед мощевиком с иконой возвышается резной деревянный иконостас, позолоченный в 1856 году.

Перед иконостасом паломники оставляют сложенные в несколько раз записки. Перед самой иконой на иконостасе укреплена проволочная перекладина, где паломники вешают подарки иконе: плетеные кружева, махровые полотенца и др. Слева от иконостаса находится круглый столик, где иеромонахи освящают различные предметы, принесенные паломниками. В XIX веке чудотворная икона находилась, вероятно, в вертикальном положении, потому что на ней «висели вотивные знаки благодарения за исцеления от болезней» [8, с. 98]. Сама же икона-мощевик была украшена золотом, жемчугом и драгоценными камнями. В центре иконы – небольшой образ Божией Матери, держащей Богомладенца на левой руке.

Реставрация мощевика и особенно его древней иконы назрела давно: со временем лик Богоматери сильно пострадал, кроме того, утрачены авторский красочный слой и отдельные фрагменты одеяний. На иконе были видны поверхностные загрязнения: пыль, сажа, копоть и воск. Вокруг образа в квадратных углублениях помещены в восковой мастике мощи тридцати двух святых, чьи имена выгравированы на серебряных перегородках-пластинах.

В течение нескольких июньских дней 2015 года реставрационные работы без предварительного рентгенографического исследования византийской иконы осуществил  художник из Благоевграда Эмануил Бастрев.  Мнения экспертов относительно итогов работы мастера кисти разделились. Одни полагают, что поновления художника вполне удачны, другие считают, что Э. Бастрев придал древнему образу вид новой иконы, поэтому авторская иконопись византийского памятника осталась неизвестной. Только опытные специалисты в области  византистики могут вынести вердикт относительно обновления иконы «Святая Богородица Осеновица»: это реставрация? или новая иконопись на старом материале? [ 8, с. 95 ].

Вокруг образа в квадратных углублениях помещены в восковой мастике частицы мощей тридцати двух святых, чьи имена написаны на серебряных перегородках-пластинах. Над самой иконой – большая иконопись, которая воспроизводит лики тех святых, чьи мощи находятся в ячейках мощевика. Иконопись этих святых находится и на стене внешней галереи.

Несколько мощей раннехристианских святых со временем бесследно исчезли из квадратных ячеек, а их место заняли мощи тех святых, которые были прославлены уже после XII столетия. Некоторые мощи сегодня вообще трудно идентифицировать. На письменный запрос иеромонах Макарий (Чакаров) ответил автору этих строк, что «монастырь не располагает никакой информацией» относительно того, какому конкретному святому принадлежат те или иные мощи.

Имеются и другие загадки византийской  иконы, которые могли быть разрешены только в процессе ее реставрации с участием известных специалистов.  Неизвестны год и место написания иконы и изготовления самого мощевика. Не ясно, когда появились на иконе и серебряные перегородки с указанием имен святых. Так, в книге  иеромонаха Неофита Рильского в списке мощей святых (второй ряд) указаны в одной ячейке мощи святого Георгия Победоносца, а не святого мученика Сергия, как это сообщается на серебряной пластине. Архимандрит Рильского монастыря, иеромонах отец Виталий (Генчев) в беседе с автором этих строк высказал такое свое предположение: «В книге иеромонаха Неофита Рильца – опечатка». Возникает вопрос, почему эта опечатка была никем не замечена и даже не исправлена самим автором книги и ее издателями?

Вокруг расположенной в центре иконы Божией Матери в квадратных ячейках мощевика находятся костные останки следующих святых:

первый ряд (сверху): мощи св. пророка Даниила; святителя Лазаря Четверодневного, епископа Китийского; св. мученика Левкия, пострадавшего за Христа вместе с мучениками Фирсом и Каллиником при императоре Декии (249–251) в Кесарии Вифинской; св. апостола Андрея Первозванного; св. апостола и евангелиста Матфея (†ок. 60); св. равноапостольного царя Константина (†337).

Второй ряд: мощи св. мученика Агафангела († ок. 312); преподобномученика и исповедника Стефана Нового (†767); св. великомученикa Артемия (†362); св. великомученикa Пантелеимона († 305 ); св. мученика Сергия († ок. 300 ); св. мученика Вакха (†ок. 300).

Третий ряд: мощи святителя Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского († ок.616 – 620); св. мученика Еммануила (вероятно, имеется в виду св. муч. Мануил); св. мученика Флора (II в.); св. мученика Лавра (II в.).

Четвертый ряд: мощи св. Афанасия Александрийского (†ок. 373); св. Григория I Великого (†604); апостола и священномученика Симеона; священномученика Антипы, епископа Пергамского (I–II в.)

Пятый ряд: мощи cвятителя Андрея, архиепископа Критского (†ок. 712 – 726); cвященномученика Kлимента Анкирского (†oк. 312 ); св. мученика Андрея Стратилата († ок. 302); священномученика Ипатия , епископа Гангрского (†325 или 326); св. мч. Михаила (неизвестно, какого из святых, носивших это имя. –  Примечание автора); cв. блаженного Иоасафа (возможно, индийского царевича Иоасафа, святого Православной Церкви.

Шестой ряд: мощи св. архимандрита Стефана; св. мученика Калиника (III–IV в.); св. равноапостольной Марии Магдалины; св. великомученицы Ирины Македонской (I в.); св. прп. Феофана (неизвестно, какого. – Примечание автора); св. жены-мироносицы Саломии.

 По молитвам перед этой иконой совершено много чудес на болгарской земле. Местное население почитает ее как исцелительницу от тяжелых болезней и охранительницу от эпидемий. Три раза в году по большим праздникам и для водоосвящения икона «Святая Богородица Осеновица» извлекается из специального иконостаса, после чего ее снова убирают и запирают на замок. Многие верующие из Болгарии и других балканских стран преодолевают путь к Рильскому монастырю, чтобы поклониться, совершить молитвы и получить желанные исцеления от чудотворной иконы Божией Матери.

Рильская икона, прославившаяся своей чудотворной силой по всей Болгарии и в смежных с нею балканских странах, откликается на просьбы и молитвы верующих: спасает, приходит на помощь и исправляет, когда такое спасение уже кажется не в людской власти. С иконой «Осеновица» связаны десятки подобных историй, опубликованных в специальных сборниках. В монастыре стараниями архимандрита Климента Рильского (1900–1985), уроженца и эмигранта из Одессы, составлялись cпециальные акты, подтверждающие чудеса, происходившие по молитвам перед иконой.

Приведем лишь некоторые из записанных чудес
[11, c. 407 – 419]:

 … Еще в давние времена, когда Болгария освободилась от турецкого ига, икона по просьбе людей приносилась в населенные пункты Самоков, Дупница, Джумая и в другие места, когда там свирепствовали эпидемии холеры, чумы и других болезней. По молитвам перед иконой происходили исцеления и исчезали эпидемии. Обыкновенно икону сопровождали в пути два иеромонаха и дьякон. Одновременно все монашеское братство в Рильских горах привлекалось к молитвам и совершению молебнов.

* * *
15 августа 1917 года 15-летняя девочка чистила булавкой зубы и случайно проглотила ее. После рентгеновского снимка врачи решили сделать операцию больной, питавшейся только вареным картофелем. На третий день после случившегося в софийскую клинику, куда поместили пострадавшую, мать привезла дочери из Рильского монастыря бутылочку святой воды, где находилась ватка с маслом от чудотворной иконы. Врачи констатировали необыкновенное чудо: булавка, совершенно не повредив желудок и кишечник, чудесным образом вышла из тела.

* * *
Одна из записей рассказывает о том, как прекратилась эпидемия гриппа–«испанки», свирепствовавшего в 1919 году в селе Кочериново, где ежедневно от заразной болезни умирало по 6–8 человек. Сельчане слезно попросили руководство монастыря принести икону в село и совершить там молебен. Два иеромонаха взяли с собой икону и пешком прибыли в село. В местной церкви совершили молебен. После этого мор прекратился и не было ни одного смертельного случая.

* * *
Незадолго до наступления 1926 года одна жительница Софии после молебна и чтения канона перед иконой, крадучись, ножичком отковыряла на иконе частицу мощей и решила спрятать ее у себя дома. Однако скоро у нее стали происходить разные неприятности и начали болеть дети. Она написала покаянное письмо епископу Варлааму Левкийскому и просила его совершить молебен перед иконой о прощении ей тяжкого греха. Несколько священников совершили молебен, после чего жизнь покаявшейся женщины вошла в нормальное русло. С благодарственными молитвами она пожертвовала деньги и прислала в монастырь подарки.

* * *
В августе 1925 года загорелся лес в местности Бричебор. Пожар приблизился к деревне и огонь захватил большое пространство. По просьбе крестьян к месту бедствия была изнесена из Рильского монастыря чудотворная икона и прочитан молебен. После этого неожиданно полил сильный дождь и от бушевавшего пожара остались только обгорелые кустарники и деревья.

* * *
30 июня 1936 года некая 40-летняя женщина по имени Димитра С. из-за страха во время сильной грозы потеряла дар речи. Онемевшую жительницу Софии доставили в Рильский монастырь, и у иконы священник решил прочитать сорок молитв. Во время произнесения 39-й по счету молитвы священник обратился к немой: «Отвори свои уста и поблагодари Бога!» Бедная женщина неожиданно для себя и окружающих заговорила и почувствовала себя совершенно здоровой.

* * *
В сентябре 1936 года записано событие, приключившееся с гимназистом пятого класса из Софии, который имел нервное расстройство и по молитвам родственников перед иконой стал совершенно здоровым, а позже успешно завершил обучение в гимназии.

* * *
Сохранилась и записи, рассказывающие об исцелении парализованного мирянина в 1924 году, и заболевшего в 1938 году менингитом кадета Христо П.

* * *
Рассказывается и о русской беженке Наталии Р., которая в своем письме в монастырь cообщила, как она в День Святого Духа 21 июня 1937 года заказала в монастыре молебен о своей смертельно больной матери, жившей в СССР. Через две недели дочь получила от матери письмо, где та рассказывала, что в Духов день она почувствовала себя намного лучше и „потом пошла на поправку“. Наталия после получения радостного письма снова приехала в Рильский монастырь и заказала благодарственный молебен [11, c. 422 – 423]. Чудеса от иконы продолжают совершаться по сей день.

Чтимой иконой является икона Божией Матери «Одигитрия» (1836), украшающая центральный алтарь монастырского храма. Интересную историю об этой иконе рассказал  архимандрит Варлаам (Кириллов). В начале ХХ века перед иконой зафиксировано чудо с одним еще не умевшим разговаривать малышом, которого привезла с собой в монастырь его бaбушка. Во время поклонения она вдруг заметила, что ее внук неожиданно протянул ручки к Богомладенцу на иконе и впервые заговорил. Было похоже, что внук не только произносит первые слова, но и даже по-детски общается с Младенцем-Иисусом и отвечает на какие-то Его вопросы. Через два года та же женщина в праздник Богоявления вновь привезла в Рильский монастырь внука, который спросил ее:
– Кто Этот Мальчик на иконе? Я Его знаю. Мы с Ним уже разговаривали.
Бабушка рассказала внуку о Богомладенце, историю его Рождения и o празднике Богоявления. Когда внуку исполнилось семь лет, он вновь предстал перед иконой Божией Матери «Одигитрия», но, к сожалению, так и не cмог вспомнить и ответить монахам, о чем говорил ему Богомладенец…

Иеромонах Неофит Рилец поведал в своей книге, что Рильский монастырь имеет и другие многие частицы разных угодников Божиих, но они находятся в драгоценных кивотах, называемые «кутиями» (8, c.98). Каждый рильский иеромонах, отправлявшийся в тот или иную местность собирать благотворительную помощь монастырю, брал с собой один из таких мощевиков как свидетельство принадлежности монаха Рильскому монастырю. Кроме того, он брал с собой святую воду, чтобы во время молитв и чтения акафистов кропить ею больных и исцелять христиан (там же). Согласно монастырскому документу, называемого «Протоколом» (от 29.09. 2007), в ризнице имеется 20 мощевиков с частицами мощeй разных святых, но их имена не указаны в документе. В алтаре хранится икона-триптих (размеры – 41 х 32 cм) Пресвятой Богородицы с 13-ю мощами святых (документ не указывает имена святых. – Примечание автора), а также деревянный крест с мощами св. вмч. Пантелеимона и св. вмч. Феодора Стратилата. По данным архимандрита Варлаама, в алтаре имеется серебряный крест с частицей Животворящего Креста Господня.


Во все времена братия Рильского монастыря бережно хранила многие реликвии и святыни. Ныне некоторые из них находятся в двухэтажном Историко-церковном музее, расположенном на территории монастыря.  Помимо музея имеется и ценная монастырская библиотека, книги и рукописи которой собирались веками. Здесь хранятся ценные памятники болгарской письменности: "Крупнишское Евангелие" 1577 года, 250 рукописных книг XI–XIX веков, около девяти тысяч старопечатных изданий, ноты и гравюры. Несколько редких книжных изданий и документов хранится в музее. Многие редкие книги сгорели в пожаре 1833 года.

Первоначально  все монастырские реликвии находились в ризнице, а  в наше время в обители открыли музей. В его витринах  теперь  можно видеть более  35-ти тысяч экспонатов. Это богатая коллекция икон, произведений прикладного искусства, культовых и этнографических предметов. Здесь  – иконы св. Иоанна Рильского (XIV в.) и св. Арсения (XIV в.).  В музее много оловянных ампул для святой воды и масла XII–XIII вв., нагрудные кресты и иконы из медного сплава. Художественным оформлением Рильских иконостасов занимались резчики по дереву из тревненской и афонской школ, чьи уникальные творения хранятся в монастырском музее. Однако самой прославленной святыней является резной напрестольный крест размерами 81х43 см, изготовленный монахом Рафаилом из ствола липы. Монах работал над ним во второй половине XVIII века, в течение 12 лет, до 1802 года. Мастер резал дерево тонкими ножами и орудовал долотом, используя увеличительные стекла. Завершив тончайшую, ажурную работу, монах Рафаил потерял зрение. На его кресте можно видеть 104 сцены из Священного Писания и 650 миниатюрных фигур. Основание напрестольного креста изготовлено другим неизвестным мастером. Подробностей о  жизни монаха Рафаила сохранилось совсем немного [13].  Автор этих строк безуспешно искал могилу монаха Рафаила на монастырском кладбище, рядом с церковью-костницей в честь Введения в храм Богородицы (1795).

Историко-церковный музей ставропигиального Рыльского монастыря хранит несколько ценных экспонатов, свидетельствующих о российско-болгарских связях. Одним из них является уникальный     экземпляр договора о взаимопомощи между Рыльской обителью и Свято-Пантелеимоновым монастырем на Святой Горе Афон, заключенный в 6 июня  1466 года [15].   Переданый на сохранение в Рыльский монатырь экземпляр документа является дубликатом, то есть копией или   вторым («противнем») из двух обязательных деловых документов. Первый экземпляр этого акта, по-видимому, бесследно исчез. Представители Свято-Пантелеимонового монастыря специально приезжали в Рильский монастырь, чтобы получить из музея цветную копию соглашения для его публикации в готовящейся к изданию книги «История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен до 1735 года». Известно, что первый экземпляр договора хранился не в архиве русской обители на Афоне, а «в числе отборных бумаг, в особом кивоте» в Русской посольской церкви в Константинополе, а именно — домовой церкви святителя Николая Чудотворца при Российском императорском посольстве в Константинополе в Османской импeрии. Из текста соглашения славянских монахов следует, что задолго до его возобновления оба монастыря состояли в близких отношениях и поэтому выражали общую надежду: «оба монастыря вновь да будут едины, как и прежде того были». Монастыри стремились сохранить духовное и дружелюбное общение между славянскими братствами и обязывались поддерживать друг друга в трудную годину, а в случае необходимости взаимно поставлять игумена из среды своих братий. Этим и определяется большое значение договорного акта для современных связей Рыльской обители в Болгарии и Русского Свято-Пантелеимоного монастыря на Святой Горе Афон.

В XVI веке значительно окрепли связи Рильского монастыря с Московским государством. В 1558 году болгарские монахи отправляются в Россию в поисках сбора денег, церковной утвари, одежды и книг. В музее можно видеть некоторые экспонаты из России: икону Пресвятой Богородицы русского письма XV века «Милующая», книги об истории России «Петр Великий», «Дух Карамзина» и др. Здесь же и первая печатная книга 1671 года о св. Иоанне Рильском, выпущенная в Киево-Печерской Лавре. В музее выставлено напрестольное Евангелие из Москвы 1836 года (подарок обители). Рильские монахи в 1855 году получили из России в подарок золототканную большого размера Плащаницу с вышивкой и живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа для использования ее во время богослужения Великой Пятницы и Великой Субботы. Плащаница изготовлена в основанном в 1634 году Алексеевском Новодевичьем монастыре города Арзамаса. Она выставлена в витрине музея. Фото плащаницы, изготовленной в 1855 году в Алексеевском Новодевичьем монастыре города Арзамаса. Рядом с витриной стоит архимандрит Варлаам. Болгарские монахи высоко оценили труд русских монахинь, поэтому они заказали этому же монастырю еще одну плащаницу «Успение святого Иоанна Рильского», которую в 1859 году доставили в  Рильский монастырь. В музее можно видеть и архиерейский орлец русской работы для постилания его под ноги епископу в местах совершения им богослужебных действий.

К комплексу Рильской обители относятся еще несколько находящихся поблизости святых мест, церквей и подворий. Если из города Рила идти по дороге, ведущей к монастырю, то можно попасть в подворье Орлица, где с ХV по ХIX век подвизались болгарские монахи. Ныне на его территории находятся церковь во имя  Свв. апостолов Петра и Павла (1491), келлии и здание монашеской кухни. В храме настенные росписи посвящены главным церковным праздникам и перенесению мощей (1863) святого Иоанна Рильского. К востоку от монастыря расположена старая отшельническая келлия, названная в честь «Успения св. Иоанна Рильского». Здесь в 1811 году иконописец Тома Вишанов создал уникальную фреску о житии болгарского святого. Всего в трех километрах к востоку от обители находится знаменитая «келлия св. Луки» и небольшие храмы св. Луки (1798–99) и Покрова Богородицы (1805). Во дворе келлии находилась знаменитая в свое время «школа Неофита Рильского» (1843). Иеромонах Неофит Рильский был не только игуменом обители, но и основоположником светского образования в Болгарии, виднейшим в стране просветителем. Кроме того, Неофит Рильский известен как составитель первой болгарской грамматики (1835), грамматики славянских языков, словаря болгарского языка. Он же перевел на болгарский язык Новый Завет и другие книги.

Всего в четырех километрах к западу от монастыря расположено подворье Пчелино с церковью Успения Богородицы, где имеются уникальные настенные росписи (1834–35) художника Димитра Молерова и иконы (1789) монаха Захария.

...Однако возвратимся в Рильский монастырь, где в 2013 году начались масштабные реставрационные работы по восстановлению настенных фресок главной церкви обители. Монументальные сцены расписывали в 40-х годах XIX века болгарские художники Тома Вишанов, Станислав Доспевски, Христо Димитров, Димитр и Симеон Молеровые [3, c. 2 ]. Однако  только известному в стране художнику Захарию Зографу позволено было ставить на своих фресках подпись и дату – 1844 год (там же).

…Ежедневно независимо от времени года Рильскую обитель посещают сотни паломников и туристов. Многих из  них стремятся сюда , чтобы поклонится христианским святыням знаменитого на Балканском полуострове  монастыря «игумена всея Болгарии» – именно так уже много столетий называют православные христиане преподобного Иоанна Рильского, чудотворца.
 

Литература:

[1]. Пътеводител из Рилския манастир. По случай 1060 г. от блажената кончина на св. Иван. – Рилска света обител, 2012 година

[2]. Bulgarien. Spiritueller Tourismus. – Sofia: Ministerium f;r Wirtschaft,Energetik und Tourismus.

[3]. Стамов С. Рильский монастырь.Издатель Милен Петков Мил Арт. (Б. м., б. г.).

[4]. Холодюк А. Монастырь «игумена всей Болгарии».–Электронный ресурс: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/47366.htm

[5]. Иоанн Рильский. – Православная энциклопедия, т. 24, с. 585–598.

[6]. Вазов И. Великата Рилска пустиня. - Собр. соч в 12 томах. Том 10. – София: Български писател, 1956.

[7]. Григорович В.И. Очерк путешествия по Европейской Турции. – М.: Тип. М.Н. Лаврова и Ко, 1877.

[8]. Описание Болгарскаго Священнаго монастыря Рыльскаго. / Составил иеромонах Неофит Рылец. – София: Издава Рыльский монастырь, 1879.

[9]. Чудесата на св. Ивана Рилски и чудотворната икона на Пресвятая Богородица «Осеновица» в Рилския монастир. – Дупница, София, 1937 –1946 (7 изданий).

[10]. Допълнен сборник с чудесата на свети Иван Рилски. – Света Гора Атон: «Св. вмчк Георги Зограф», 2004.

[11].Чудеса на Чудотворната икона на Пресвята Богородица „Осеновица». – В кн.: Допълнен сборник с чудесата на свети Иван Рилски. – Света Гора Атон: „Св. вмчк. Георги Зограф“, 2004

[12].Житие и чудеса на преподобния наш отец Иоан Рилски Чудотворец. – Издава Рилската света обител, 2007

[13]. Петрова Н. Предание от романа на рилските чесими. Цикъл от три приказки, посвещени на Рилската света обител. – София: Cинодално издателство, 2010.

[14]. Холодюк А. Византийская икона «Осеновица – Одигитрия». Реставрация или новая иконопись? – Электронный ресурс: http://agionoros.ru/docs/2127.html

[15]. Холодюк А.  «Oба монастыря вновь да будут едины, как и прежде того были».– Электронный ресурс:
http://agionoros.ru/docs/2026.html




 






ощевик с иконой когда-то был украшен золотом, жемчугом и драгоценными камнями. Иконостас воспроизводит лики тех 32 святых, чьи мощи находятся ячейках с четырехугольными перегородками. Увеличенная иконопись этих святых находится и на стене внешней галереи монастырской церкви (притворе).


    
В XIX веке мощевик с чудотворной иконой находился в вертикальном положении и на нем «висели вотивные знаки благодарения за исцеления от болезней» (1, с. 98).



* * *
Реставрационные работы без предварительного рентгенографического исследования византийской иконы осуществил в течение нескольких июньских дней 2015 г. художник из Благоевграда Эмануил Бастрев. Это знаменательное событие в жизни Рильской обители почему-то не отразили болгарские церковные СМИ. Мнения экспертов относительно итогов работы мастера кисти разделились. Одни полагают, что поновления художника вполне удачны, другие считают, что Э. Бастрев придал древнему образу вид новой иконы, поэтому авторская иконопись византийского памятника осталась неизвестной. Только опытные специалисты в области  византистики могут вынести вердикт относительно обновления иконы «Святая Богородица Осеновица»: это реставрация? или новая иконопись на старом материале?
Анатолий Холодюк
Литература:
1. Описание Болгарскаго Священнаго монастыря Рыльскаго. / Составил иеромонах Неофит Рылец. - София: Издава Рыльский монастырь, 1879.
2. Акафист и история на Света Богородица «Осеновица - Покровителка» в Рилския монастир.--Костенец: Витезда «Чудотворни икони». -38 с.
3. Карамихалева А. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы из Рильского, Троянского и Бачковского монастырей. Электронный ресурс http: //www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/page_2991.htm
4. Холодюк А. Святыни Рильского монастыря.-Электронный ресурс 5. Холодюк А. Монастырь «игумена всей Болгарии».-Электронный ресурс http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/47366.htm
http://www.agionoros.ru/docs/2127.htmlВизантийская икона «Осеновица - Одигитрия». Реставрация или новая иконопись?


Рецензии