Достоин ли Михаил Таль музея?

В гости  к великому Талю. Виртуально...
НОСТАЛЬГИЯ. Сборник в интернете Глава 12.

http://share.shutterfly.com/action/welcome?sid=0AZOWbZk0cuWrItg
 


 
 

...Рига,улица Крышьяна Вальдемара,34. На бронзовой мемориальной доске  у входа в парадное надпись:»Здесь жил Михаил Таль, восьмой шахматный король мира».

«Скоро эта квартира  станет музеем,шахматным клубом,местом встреч людей разных стран,для которых дорого понятие «Шахматы »  и имя  Михаил Таль»,- говорилось  в апреле 1995 года на пресс-конференции Мемориала памяти Михаила Таля  в Риге.

Однако мечте не суждено было сбыться. Квартира-музей доживала  в этом доме последние дни- у дома нашелся хозяин, американец,и очень скоро  экспонатам музея предстояло великое переселение (в уже независимой Латвии был принят закон о возвращении частной собственности).
Но эта ситуация волновала в Латвии только почитателей гения и шахмат.Не возымел воздействия  и горячий призыв известных  общественных деятелей спасти ситуацию,  найти средства -18 тысяч долларов - для выкупа  квартиры у хозяина дома.

...С трепетом  и волнением  поднимаюсь по лестнице, чтобы успеть  побывать у него в гостях.Запечатлеть уникальные экспонаты  и уголки квартиры, где еще витает дух Таля.Гидом стал главный хранитель  еще неофициального музея Вавлентин Кириллов,многолетний секундант Михаила Таля. Без него бы не  сориентироваться в том шахматном океане.

Музыка и поэзия шахмат

Мир  поэзии шахмат , как в театре,  и здесь начинается с вешалки, с передней.   На крючке у зеркала –кепка с шахматной короной,будто ее хозяин только что вернулся домой.
Всюду плакаты,брошюры, альбомы, каталоги. Конечно, все  с шахматной символикой. Посреди большого зала-рояль »Эстония»,купленный папой для дочери Жанны, а рядом, у стены-старинное  пианино   еще  с бронзовым модератором , на котором часто наигрывал сам папа Миша.

 На стенах-портреты Таля, дружеские шаржи местных настоящих и будущих классиков и  знаменитостей- Артура Никитина,Лео Кокле, Галины Сатониновой-и авторские  афиши на шахматные темы. Подшивки шахматных журналов , которые он  редактировал;  его интервью и репортажи  с мировых шахматных сражений.

Каких  только нет здесь шахмат! Из дерева и кости , металлов , магнитных,настольных, карманных...Вот на шахматной доске  выстроились  друг против друга красочное войско- шахматная Хохлома против Палеха. На других полях дружелюбно улыбаются друг другу «узбеки» и « казахи».

И кубки, кубки,кубки-несметное количество . На шкафу огромный кубок  в виде  сосуда для приготовления горячего глинтвейна-кубок-термос  из Рио-де-Жанейро,1987 год. Кубок-чернильница-намек  на то,что Таль был и блестящим журналистом.

В столовой со старинной мебелью снова шахматные коллекции-настенные тарелки, барельефы из разных уголков мира. В соседней комнате на камине-серебряный клинок в серебряных ножнах, на которых выгравирована шахматная корона- подарок знаменитых кубачинских мастеров.

В будущем музее планировалась  комната для гостей, где бы они могли сыграть  партию за столиком ,за  которым  играл сам Таль. И сам столик, и шахматные фигуры, и часы –из Варезе, городка в Северной Италии,где проходил  памятный  матч-турнир  Портиш-Петросян-Таль. После турнира  хозяева  упросили Мишу взять весь  этот набор на память.

На одной из полок колоритная  мини-скульптура типичного еврея в черном длиннополом пальто и шляпе, с зеленым зонтиком под мышкой,человека задумчивого ,размышляющего,похожего на самого Таля. К сожалению, на статуэтке нет имени автора. Возможно, это подарок  близкого человека , чья подпись или автограф  излишни. Еще одна загадка времени...

Валентин Кириллов работает здесь над архивом, а также четырехтомником  воспоминаний  о Тале. На одном из столиков  и на рояле папки готовых  страниц рукописей. Уже готов  третий том .»Это издание, если оно состоится, задумано  в  помощь  семье Таля ,-говорит Валентин.-Семья Миши доверяет мне - мы дружим десятки лет». Валентин подходит  к одному из буфетов и достает ключ: «Этот ключ еще  от одного дома Талей- квартиры семьи Миши, которая теперь  живет в Германии. Я бываю там  довольно часто. Вот и недавно побывал там,когда возвращался с турнира  в Италии».

Мой репортаж 1995 года из квартиры гения заканчивался так: «Экскурсия закончена,а вопрос о квартире-музее М.Таля еще открыт.Музей не состоялся. Не спасло и обращение -призыв  известных общественных деятелей изменить  ход событий». «Готов оплатить ужин на крупную сумму, но на квартиру не дам-завтра другие придут  просить денег!»- из ответов крупных банкиров на призыв  .
Участники Мемориала памяти Михаила Таля- 1995 , и я вслед за ними,оказались слишком оптимистичны:вопрос о квартире-музее великого шахматного гения  и романтика  давно закрыт, причем со знаком минус.
А  ставшие буквально антикварными  и уникальными экспонаты  так и не созданного музея хранятся  в квартирах шахматистов-друзей и учеников.

Однако, через время в Верманском   городском  парке  на средства местных меценатов ... появился памятник Талю. Говорили, что он обошелся в 80 тысяч долларов ,или даже латов,что тогда было почти вдвое дороже. Вот если бы свой вклад  они сделали  тогда, в 90-х.Родился  бы  музей-квартира М.Таля , и обошлось бы это в несколько раз дешевле... ведь хозяин просил 18 тысяч!
Так Музей памяти гения в Латвии оказался  не актуален-с фасада дома даже исчезла бронзовая табличка памяти Короля. Вместо нее здесь давно красуется вывеска  богатой коммерческой фирмы.

На снимках: * Встреча в квартире М.Таля.                *Бронзовая памятная  табличка на доме.И кадр уже  без  нее.

 Пресс-карта автора на Мемориале Михаила Таля-95.


Рецензии