Жизнь в борьбе и труде. Часть седьмая

              ТРУДОВЫЕ  ОТНОШЕНИЯ. "ПЕРЕСТРОЙКА".

                Воспоминания Владимира Тимофеевича Артемьева-
                "Ветерана труда",Заслуженного  машиностроителя Башкортостана



                Ковалев  Н.Г.

      Проработал я на заводе много лет. Дослужился  -  от  с л е с а р я,  до  заместителя Генерального директора по социальным вопросам  и  быту.
Работал  с директорами : Ковалёвым Н.Г., Панковым Г.В., Золотухиным Н.А.,  Абрамовым В.К., Баклановым Ю.Г.
Ковалёв  Николай Григорьевич  был направлен в г. Уфу  строить завод,  где в  1956 году получил площадку  под строительство завода. А в  1957 году  я устроился работать  на этот завод. Ковалёв Н.Г. быстро  развернул работу. В 1958 году он меня назначил  мастером слесарно-сварочного участка, затем,  старшим  мастером,  а в  1959 году назначил  заместителем  начальника цеха № 40, по изготовлению приспособлений и нестандартного оборудования. Так как производства были не совместимы, на базе цеха №40 был создан цех №42 по изготовлению  нестандартного оборудования и контрольно-поверочной аппаратуры.
На должность начальника цеха №42  Ковалёв назначил меня. Мне, как неопытному руководителю трудно было  создавать цех и его коллектив. Однако, с помощью директора и  Председателя  Завкома — Павлова Владимира  Ильича, цех был построен и создан коллектив, правда, при этом, многих работников надо было увольнять и принимать новых.
В результате принятых мер, цех стал работать  стабильно, занимать призовые места
в соцсоревновании, а меня наградили  орденом  «Знак Почёта».
Я бесконечно благодарен моим помощникам : Герасимову В.Н., Фархат Ахметычу,
Сапову В.С. , а также всем мастерам  и передовым  работникам  цеха, которые очень               
добросовестно работали, а также старшему мастеру Масютину,  Елизарьеву, начальнику технического  бюро Морозовой, начальнику ПДБ  Альшевичу и другим  специалистам.               
При  Ковалёве Н.Г. , в кратчайшие сроки,  были построены: лечебно-оздоровительный комплекс, база отдыха в г.Адлере, пионерский лагерь, 12 детских садов и другие социальные объекты. На заводе работало 22 тысячи работников, было  создано  4  производства:
Механо - заготовительное производство . В него входило  10 цехов
Авто-пилотное производство. В него входили  3 сборочных цеха.
Космическое производство. В него входило  2 сборочных цеха .
Производство  товаров народного потребления. В него входило  2 сборочных цеха, где изготавливалось: электробритва, ЭМУ-10, магнитофоны и  другой «ширпотреб».   
    В 1972 году меня назначили на должность главного диспетчера завода.
В мои  задачи - права  вошли:  организация управления и контроль  механо-заготовительного производства и производства  товаров народного потребления.
Упаковка — отгрузка  готовых изделий. В 7 часов вечера, каждый день,
с заместителями начальников  цехов, по селектору, подводил итоги работы за день. Работа была интересная, но очень  тяжёлая...
Однажды, Ковалёв Н.Г., вывез нас на кораблике, на прогулку, по реке Белой.
За мелькомбинатом, высадились на берегу  на  отдых, где был прекрасный пляж. Играли в волейбол, футбол, бадминтон и другие  игры...  После обеда, директор пригласил  нас посмотреть природу в округе. От берега до леса  шли через крапивники и другие заросли,все были раздеты, только в плавках — потом  долго чесались... Вдруг, вышли из леса на  очень красивую  большую поляну. Травка зелёная, солнышко блестит.
На середине поляны  Ковалев Н.Г.  сказал: «Забейте колышек, здесь будет лечебно -
оздоровительный комплекс!»  И через год  он был построен.  Думал ли я тогда, что  мне придётся  быть директором  этого  ЛОКа?!...В дальнейшем, я  расскажу о работе на  этом месте...                Ковалев Н.Г. ,был сильный  руководитель и очень хороший человек. Завод наш напрямую подчинялся  министерству  авиационной промышленности.
Министром этой промышленности был — Дементьев. Следовательно, Ковалев,  строил свою работу через  Министра и  Первого секретаря  компартии  БАССР — Нуриева З.Н.
Эти руководители одобряли  работу  и оказывали  помощь Ковалеву.
 Но, Нуриева З.Н. забрали в Москву, назначили  Министром по заготовкам. А вместо него, на пост Первого секретаря  компартии  БАССР поставили Шакирова, который  стал  «вести гонку»  против Ковалёва. На завод  засылал всякие комиссии и добился освобождения  Ковалёва от  занимаемой  должности,  при этом  признал, строительство  «хозяйственным  методом» - не  правильным. Этим  методом  были  построены:  Дворец  спорта, 12 детских  садов,
2 базы отдыха ( одна — в Адлере ), пионерский лагерь  и другие объекты.
Ковалёва сняли не за  ТО, что он плохо  работал, а за ТО, что он не угодил  Шакирову....

                Панков Г. В.

      После освобождения  Ковалёва  Н.Г.  от  должности Генерального директора завода, директором был назначен  Панков Гений Викторович, бывший главный инженер.
Ковалёва убрали  «за нарушение  финансовой деятельности», так как он строил  объекты социально-бытового назначения хозяйственным методом...
А через пять лет этот метод был признан передовым. 
Во времена работы Ковалёва Н.Г.я занимал должность главного диспетчера завода, то есть, начальник производства № 3 гражданской продукции и механо- заготовительного производства. При этом на  меня была возложена обязанность- «контроль исполнения»  службами завода. 
Безусловно, это обостряло отношения с отделами :  главного технолога, главного металлурга, главного механика, главного энергетика и  другими отделами. Все эти подразделения были подчинены главному  инженеру завода. Он всячески поддерживал эти службы и защищал, а мои отношения с главным  инженером были постоянно в натяжку. Такие случаи, когда срывалась работа  по  изготовлению деталей по вине служб, я  вынужден был докладывать директору завода по причинам, невыполнения задания. Пример:  на оперативном совещании директор  завода  спрашивает  начальника цеха, почему не сдал неподвижные ножи  на электробритву?
Начальник цеха отвечает: «Не работает фрезерный станок, для  фрезеровки  пазов в ножах».
А станок этот  изготавливала служба новой техники,  которая доказывает, что  станок  работает хорошо. Тут же директор решает: даёт задание мне — на месте разобраться, кто говорит правду: цех или отдел. Через пять  минут я доложил директору на оперативке, что станок работает  плохо по  вине отдела новой техники.  Этот доклад  «покорёжил» главного инженера и он сказал мне: «Буду я директором, покажу тебе  «кузькину мать». И это — не единственный случай.  А я принял меры и, вместе с заслуженным  рационализатором  РСФСР — Шамсутдиновым,  была  настроена работа  станка и  брак  прекратился.
И таких  случаев было  много.
Когда  директором завода  назначили Панкова Г.В., службы воспряли духом, в надежде, что директор  будет их поддерживать, а на  меня началось  давление с  их  стороны.  Я стоял на правде... и  Панков Г.В. , изменил своё отношение ко мне и  стал меня поддерживать.
Как-то, по итогам работы за  месяц, на расширенном совещании, в  присутствии начальников  цехов и отделов,  секретарей партбюро,  председателей профбюро  и  секретарей  бюро комсомола, объявил : « Не трогайте  Артемьева, это -  человек «глыба», очень  полезный для завода". То есть, Панков повернулся  ко  мне  лицом. С этого  времени  я преодолел психологический барьер. Перешёл  «от   рабочего»  к «инженерно-техническому» работнику.
В дальнейшем,  меня назначили начальником  цеха № 9, на  прорыв. Проработал  там я 4 года и  заболел.  Цех по изготовлению  печатных плат  -  место, где работа, постоянно, связана с химией. Из отстающего цеха, цех выбился в передовые.  Цех огромный : 700 человек — работников,
3 — заместителя начальника : по технике, по подготовке производства, по производству;
4 — старших мастера, 12  мастеров, службы: техническое  бюро, механик, ПДО, планово- экономический отдел. Управлять  всеми  службами  было  сложно, поэтому  у  меня стало  болеть  сердце.
     Как-то, директор звонит мне и спрашивает: « Что ты  ходишь по цеху,  под ручку, с работниками цеха?” А работники  цеха -  90 процентов составляли  женщины.
В  последнее время, я ходил не только под ручку, но и  держался за  стенки.  Директор вызвал к себе и сказал, чтобы  я  сдавал  цех  и принимал  Лечебно- оздоровительный комплекс.  Он подписал приказ  о моём назначении  директором комплекса.
Приехав на  ЛОК ( лечебно-оздоровительный комплекс), я  обошёл всю территорию и вспомнил, как мы на поляне забили первый колышек.  Думал ли я тогда, что так быстро и так много  здесь  будет  построено, и что я  буду руководить этим комплексом.  При обходе, обнаружил,  что  территория не ухожена. Зашёл в котельную  -  там , из  3-х котлов  ЭРН-18  работает   только один, да и тот — плохо. Дизельная  электростанция  не работает, а это значит, при  выходе из строя основного электрического кабеля, ЛОК останется без  электроснабжения....
А что значит ЛОК без электроэнергии?!  Проверил водяные скважины. Они тоже работали  плохо, так как они были заилены ( обросли  илом), поэтому ЛОК плохо  обеспечивался водой.
Проверил пищеблок — там , половина оборудования, не рабочая. Проверил состояние  пяти коттеджей, трёх спальных корпусов, лечебного корпуса, административного корпуса  и все остальные постройки. На основании увиденного, составил 5-ти летний план по устранению недостатков.  Но, в первую очередь, отремонтировал котлы и  дизельную  электростанцию, отладил работу скважин, провёл реконструкцию пищеблока и ремонт  оборудования.
Всё остальное  делалось  по  плану. А бывший директор  ЛОКа  Сергей Алексеевич Кузьмин просидел на 2-м этаже  Административного корпуса и  смотрел  в окно, кто приехал, кто уехал. Много курил и много пил кумыса.   
Вот такое  хозяйство  мне пришлось  принять и  руководить им...
Кроме плановых работ была  главная задача — обеспечить  хорошим отдыхом отдыхающих,
а  их было : зимой — 100 человек (база отдыха на 12 дней), 200 человек — профилакторий
на 24 дня;  в летнее время — 200 человек база отдыха,  300 человек — профилакторий, плюс «Мать и дитя». Всю эту армию  отдыхающих надо было своевременно и качественно накормить, пролечить.  Одно лето  было  очень  холодным. На пляж  люди не ходили, сидели в комнатах, при этом  стали предъявлять  претензии :  солнца нет, танцы организованы плохо, кормить  стали  хуже и другие  претензии...Особенно ворчали отдыхающие «Мать и дитя».
Мне пришлось  поехать  в воинскую часть, к  понтонщикам, попросить  солдат для копки траншеи под  электрокабель. Командир части  прислал 15 солдат.   Я их оформил, как отдыхающих, дал  жильё и 3-х разовое  питание.  Через 2 дня, после прибытия солдат, претензии со стороны отдыхающих исчезли. Примерно,  такую же «операцию» я проделал и в Адлере.  В то время  началось заболевание  - СПИД.     Отдыхающие — девушки  жаловались, что с ними не знакомятся  мужчины. Мы вынуждены  были   выдавать  справки о состоянии здоровья.  В ЛОКе, кроме намеченных  мероприятий, я добился бурения  скважины  для  минеральной  воды. Место  бурения  скважины я указал  сам.  Между корпусом № 3 и забором рос  большой  репей, выше меня  ростом.   В этом  месте и  пробурили  скважину и  добыли  воду, которую назвали « солнечная».  Пока  строили  цех разлива  этой воды и  подводили к  буфету, время  ушло, в  стране  началась  «перестройка» и работа  эта  прекратилась. ЛОК  стал увядать, а в дальнейшем, совсем  был  закрыт
Однако, предприимчивые люди  захватили  эту  скважину и  торгуют водой  до  сих пор.
После всех  проделанных работ, прогулок вдоль  реки  Белой, наличия  свежего, чистого воздуха, отличного питания, я  выздоровел и меня направили на работу в должности заместителя Генерального директора завода по  социально-бытовым вопросам...
Что это такое?.. Учёт и  распределение жилья работникам завода, силами  заводского коллектива  работа  в совхозе « 60 лет  СССР»:  весной -  посадка овощей, летом — прополка, осенью — уборка овощей. Для выполнения  этих работ , в определенные сроки,  ежедневно направлялись  работники завода, в количестве  от 100 до 200 человек, с выездом в 8-00 утра от  проходной завода.  Моя задача — отправить  людей, а для контроля работы на  полях,была  бригада, которая организовывала работу.
Организация и контроль ежегодных  праздничных  демонстраций :  1-го Мая ( День международной  солидарности  трудящихся всех стран)   и 7-го Ноября (Праздник Великой  Октябрьской социалистической  революции 1917 года). Я — начальник  заводской   колонны.
В последнее время, демонстрация была  платной. Тем, кто нёс портрет  члена правительства, платили 10 руб., кто вёз ( нёс) транспаранты — 50 рублей.  Управлять  этой колонной было не просто. Колонна — большая,  так как  на  заводе работающих  было  свыше 20 тысяч человек...  Кроме  этого, я курировал и контролировал работу Дворца спорта, 12-ти детских садов, базы отдыха  и пионерского лагеря  в  г. Адлере, ЛОКа  в г. Уфе, пионерского лагеря в г. Уфе, пищеблока  СОК, больницы № 6.  Панков Г.В. (директор )  сказал : бери всю власть
в свои руки, не отрывай  меня от  производства. Мне , при нём, пришлось  работать  мало.
Он, по болезни и по возрасту, уволился и  стал  преподавать в институте.
На его  место назначили Золотухина Н.А., который сразу сказал мне: «Я вопросами соцбыта заниматься не  буду, занимайся  сам и  держи связь по  этим  вопросам с районной администрацией». Тут, вскоре, началась  «перестройка» . Завод стал  «угасать», так как отсутствовал  «портфель заказов», а чтобы этот портфель  был, директорам  Панкову Г.В. , Золотохину Н.А. надо было ездить  в министерство, в  Москву, брать  заказы для работы, они  же  этого не делали, поэтому работы стало меньше и денег на заводе, соответственно -  меньше.  Золотухин Н.А.  проработал  один  год и  ушёл на  пенсию.               
К работе в должности  директора приступил Абрамов В.К., который, кроме кабинетной работы, ни чем не занимался.  Зато, много брал кредитов. Завод стал затухать. Зарплату выдавать было не чем. Вместо  зарплаты стали  выдавать электробритвы и другие  товары  народного  потребления  В этих условиях  содержать  «соцбыт»  стало  невозможно.  Объекты  стали  передавать городу. Передали,  без оплаты, Дворец спорта,  6-ю  клиническую  больницу,  12 детских садов. Я пытался  «удержать на плаву»  детские  сады.  Но, чтобы удержать, надо было финансировать. Денег на заводе нет. Два  раза в год — весной и осенью, я приглашал  Глав  Администрации районов города ( их — 7 ) в лечебно- оздоровительный  комплекс. Организовывал им прогулки  на катере  по  реке Белой. На корме катера ушица и  шашлыки... По письму, с  просьбой о выделении  средств для содержания детских садов, Главы районных Администраций  поддерживали и какое-то время  выделяли  денежные  средства, но это было не долго, у них  тоже  стала нехватка  денежных  средств.
Так и  пришлось  закрыть детские сады и  передать  их  городу. В  самое  трудное время для завода мне пришлось работать заместителем  директора по  соцбыту..  На  актах о передаче объектов никогда не  засохнут мои  слёзы.. Так  жалко  было  их  отдавать. Я плакал, когда подписывал  акты.
Оставались не решёнными вопросы  с базой отдыха и  пионерским  лагерем в г. Адлере.
Содержать их  было не на что. Для  решения этой проблемы,  то есть, удержать на заводе эти  объекты, взялись Глава администрации г. Уфы — Зайцев М.А. и зам. директора  завода по строительству — Бакланов Ю.Г.. Поехали в г. Сочи,  для  решения этой  проблемы.
Я был  глубоко  возмущён тем, что они, для решения  вопроса по  социально- бытовому объекту, поехали  без  меня, и высказал претензии  директору Абрамову В.К.: «Почему вопрос решается без меня?” Он дал  мне  командировку в г. Сочи.  Когда я  туда  прилетел, выяснил, что вопрос решается  не как оставить  базу за  заводом и как оказать помощь на её содержание,  а решается, совместно с  Главой  администрации г. Сочи  Карповым, вопрос,как её приватизировать и разделить на  троих : Главе администрации г. Сочи, Главе администрации г. Уфы и зам. директора завода Бакланову  Ю.Г. 
Узнав об этом, я был сильно расстроен.. и уехал на электричке из Сочи в Адлер. Приехал в Адлер, хотел идти на базу отдыха «Башкирия», она в это время не функционировала....
Выходя, с перрона через вокзал, в город, зашёл в  буфет, купил  чешского разливного пива,а места, где бы присесть и выпить — не было.   Увидел, у одного столика  стоят люди в зелёных  фуражках, это — пограничники...  Майор, капитан, сержант и генерал - майор, у  последнего  форма отличалась от формы пограничника.  Я поздоровался и спросил:
«Можно мне, бывшему  старшине  погранзаставы, вместе с вами  выпить кружку пива?”
Они разрешили рядом с ними  постоять. Я набрался  смелости сказать им : « Вы не границу охраняете, а пиво пьете?!”  На что, генерал  ответил: «У меня в тылу большое задание,я, зам.командующего по тылу, подбираю место для размещения пограничного  отряда»
В то время создалось напряжение  между  СССР и Грузией, поэтому реку Псоу сделали пограничной,  по  берегу реки стали строить заставы, а отряд необходимо было разместить в Адлере. Я пригласил их на свою базу отдыха, чтобы они посмотрели, подойдёт ли наша база отдыха для размещения погранотряда. Когда генерал посмотрел наше хозяйство, а там на ходу пищеблок, коттеджи, плац, летний кинотеатр,туалеты, душевые и др., он  был очень рад  тому, что увидел. И спросил, что нужно сделать, чтобы  сюда заехать?
Я ему сказал: « Нужно  письмо на имя нашего директора завода».  С этим письмом, утром,я улетел в Уфу.  Директор  подписал   письмо, с разрешением  на продажу  базы отдыха «Башкирия» пограничникам и выставил счёт на оплату суммы - 1млн.300тыс.рублей.
На второй день я имел на руках поручение об оплаченном  счёте. А на  третий день, после нашей встречи, на базу  «зашли»  пограничники...
А эти  три  мудреца, мечтавшие о приватизации базы, остались при  своих  интересах.               
Я был рад, что  оказал содействие в укреплении  границы по реке Псоу, то есть , я помог решить вопрос государственной важности...               
Это — единственный случай, когда  за  объект  соцбыта  были  получены  деньги.
Завод с каждым днём  сдавал позиции. Стали закрываться цеха. Люди шли на приём, просить место для детей в детский сад, квартиры, а давать-то было -
н е   ч е г о...
      Я решил  оставить эту работу и уволился, будучи уже  пенсионером
и отработав на заводе 40 лет.

                продолжение  следует....


Рецензии