Сергей Плотников Народный гений советского эпизода

Эпиграф

«Типичный маленький провинциальный городок с громоздким «мраморным» зданием обкома, с церквами, переделанными в дома культуры или овощехранилища. Засыпанные снегом деревянные тротуары гулко скрипели при каждом шаге. Треть мужского населения города исправлялась в местах лишения свободы, а другая треть собиралась их посетить».
Мария Хмелик. В городе Сочи – темные ночи.

От Пичула – с любовью

В 1990 году фильм Василия Пичула «В городе Сочи – темные ночи» стал участником Каннского фестиваля. Вы спросите – причем тут Архангельск, а тем более – народный артист СССР Сергей Николаевич Плотников? Все элементарно. Для тех, кто помнит Архангельск середины 1980-х, не составит труда вычислить прототипов персонажей этого незаслуженно забытого фильма. Ведь часть его действия происходит в небольшом северном городе, куда по поручению самодеятельного клуба любителей кино отправляется главная героиня Лена (совсем недавно она же «Маленькая Вера» - Наталья Негода), чтобы поздравить с юбилеем Народного Артиста Стельникова, и заодно съездить в музей деревянного зодчества «Малые Чумилы». Многие из прототипов героев фильма еще здравствуют, посему мы не станем их идентифицировать, хотя все в Архангельске знают: «... жену главного режиссера театра, которая обшивает все областное руководство». Гостиница с разбитым окном тоже всем известна. Не говоря уже о секретаре горкома комсомола, являющимся одним из персонажей картины. И моем отце, который тоже «поспособствовал» созданию образа Степаныча... К нашей же теме имеют отношение три обстоятельства. Первое: в 1982 году Вася Пичул снял дипломную короткометражку «Вы чье, старичье?», в которой главные роли блестяще сыграли Сергей Плотников и Вацлав Дворжецкий. Второе: в фильме про город Сочи роль Федора Стрельникова (прототип – С. Н. Плотников) у Пичула сыграл Дворжецкий. И третье. В 1984 году на 75-летии Сергея Плотникова показ фильма «Вы, чье, старичье?» имел эффект разорвавшейся бомбы. В обкоме партии негодовали: как так, на юбилее единственного в Архангельске Народного Артиста СССР был показана такая по тем временам «крамольная» картина? А ведь это сам «Батя» пожелал, чтобы был показан именно этот фильм... Кто бы знал, что Сергей Плотников уйдет из жизни в аккурат в 1990-м.

На одной сцене

В 1978 году в Архангельском областном драматическом театре режиссером Эдуардом Симоняном (тем самым у которого вышеупомянутая супруга) был поставлен спектакль «Братья и сестры». Автор романа - Федор Абрамов несколько лет не приезжал в Архангельск, у него не сложились отношения с тогдашним руководством области. Но в работе над спектаклем Федор Александрович принял активное участие. Игра земляков привела его в восторг. В отличие от партийного начальства, относившегося к Абрамову как чуть ли не второму Солженицыну. Кстати первый секретарь обкома Борис Попов ни разу не пришел, ни на эту, ни на последующие постановки произведений Абрамова в Архангельске. Совершенно случайно мне довелось принять непосредственное участие в телевизионной версии этого спектакля. Идея сохранить его для истории возникла у режиссера Архангельского телевидения Бориса Литвака, а ассистентом у него работала моя мама. В один из моментов съемок для исполнения роли Гриши Пряслина срочно потребовался мальчик. На меня надели косоворотку и отправили на сцену, благо роль была без слов, а в зале – только телевизионные камеры. И сам Федор Александрович – устремленно-задумчивый, с большими крестьянскими руками, в толстом свитере домашней вязки. Таким я и запомнил знаменитого писателя и его героев, блестяще сыгранных нашими артистами: Сергеем Николаевичем Плотниковым, Светланой Невоструевой, Николаем Войтюком, благодаря искусству которых я сам почувствовал себя Пряслиным... Потом были «Две зимы три лета» и «Дом». Трофим Лобанов, в исполнении Сергея Плотникова, говорил на сцене всего одну фразу, а все состояние своего героя актер выразил так, что зрители запомнили его как одного из главных действующих лиц. Сравнивая образ Евсея Мошкина, воплощенный Плотниковым в абрамовском «Доме» на сцене драмтеатра и игру Александра Михайлова в недавнем телесериале поневоле делаешь выбор в пользу Сергея Николаевича. Да и сами спектакли тогда, почти 40 лет назад, состоялись на родине Абрамова во многом благодаря единственному на тот момент в Архангельске Народному Артисту СССР Сергею Плотникову – которому и сам всесильный Попов был нипочем. Он же это продемонстрировал неоднократно, в том числе и в упомянутом выше случае с собственным юбилеем...

Величие – в малом

Первую заметную роль в кино Сергей Николаевич сыграл для актерского века достаточно поздно – в 46 лет. И как ни удивительно – это был образ архиепископа Афанасия Холмогорского в фильме «Михайло Ломоносов», вышедшем в 1955 году. Потом он замечательно сыграл священника в экранизации пушкинской «Метели». Это было его... Пишут, что Сергей Плотников всю жизнь мечтал сыграть Льва Толстого. Мне почему-то кажется, что это – некое лукавство. Он же был настоящим волгарем – родился в Саратове, на просторе великой русской реки. Причем тут «зеркало русской революции» - человек умерший в страшных нравственных мучениях на заброшенной железнодорожной станции, покинув семью и не разрешив ни одну из мучивших его проблем. Сергей Николаевич как раз реализовался в творчестве. В его жизни было множество ролей в театре и кино – именно последние сделали его знаменитыми далеко за пределами Архангельска, создав славу «короля эпизода». Ведь фильм без Плотникова – уже не шедевр. Не этим ли руководствовался начинающий режиссер Василий Пичул? Которого я запомнил совсем молодым на одной из архангельских кухонь. И который умер в 2015-м так и не вписавшись в нашу «стабильность»... Может, ему было дано увидеть величие в малом? Нашу маленькую веру? И большой талант Сергея Плотникова...

Эпилог

«Кинематограф открыл актера Стрельникова более тридцати лет назад! На его творческом счету около 40 кинофильмов! Выдающимся мастером эпизода называла его пресса, включая центральную! Возможно, некоторые считают, что ему меньше, чем другим киноактерам, повезло в жизни. Но это не так! Неоднократно Стрельникову предлагали переехать в Москву работать в Московском театре киноактера... Товарищи, подарок от нашего клуба будет не только подарком от нас! Это будет подарок, я не побоюсь сказать, от всего советского народа, который преклоняется перед любым истинным творцом!»
Мария Хмелик. В городе Сочи – темные ночи.

Post scriptum

- Нужно поехать в город, где живет артист, и на юбилее вручить подарок с теплыми словами поздравления! Правильно?!
...Ехать не хотел никто. Да и что там делать в этом северном городе? Народ оттуда мотался в Москву за покупками, а преступность была на очень высоком уровне. И к тому же мороз... В Москве холодно, можно представить, что творится на Севере...


Рецензии