Владимир Резицкий Отзвуки века джаза...

Владимир Резицкий: «Отзвуки века джаза» архангельских «семидесятников»

Какими наивными кажутся сегодня рассуждения о «захолустности» Архангельска в 60-70-е годы минувшего столетия. Город наших родителей жил в полифонии звуков: гудки пароходов сливались с мелодиями твиста и рок-н-ролла, разносившимися с многочисленных «сковородок»-танцплощадок. Диоровские силуэты девушек с «бабеттами», брюки-«дудочки» и забриалиненные прически. Иностранные моряки, фланирующие по набережной, чернокожие кубинцы, убегающие от хулиганов на Фактории... Знаменитый оркестр Шуба в гарнизонном Доме офицеров, где пел Велло Оруметс, ансамбли в «Севере», «Двине», «Полярном»... В филармонии - концерты биг-бендов Лундстрема, Арбеляна, Рознера, Утесова. А белыми ночами – любимый «Голос Америки» все с тем же джазом.

Явление Владимира Резицкого именно в Архангельске было не случайным. В силу обстоятельств в нашем городе «вторая культурная действительность» смогла превратиться в единственную реальность задолго до «перестройки, демократизации и гласности». Само это превращение было личным выбором тех, кто до утра спорил на кухнях. И этот выбор был разным. Одни выбирали путь прагматизма и конформизма: венгерских дубленок, польских сапожек, холодильников «Бирюса» и очередей на покупку «Жигулей». Недаром на Север ехали за «длинным рублем», а 1970-е годы стали временем расцвета советского мещанства, что в целом подтверждало глобальный тренд «общества потребления». Другие выбирали – творческую реализацию, пусть и рвущую сердечную мышцу. Владимир Петрович относился ко вторым. Он последовал совету Луи Армстронга: «Закрой глаза и дуй!»

45 лет назад «Архангельск» впервые выступил в питерском джаз-клубе «Квадрат» начав триумфальное бытие в мире импровизации и авангарда. 35 лет назад, на пике «застоя», в 1982 году в Архангельске открылся первый фестиваль джаза Владимира Резицкого. Поколение наших родителей сделало шаг с прокуренных кухонь в зал ДК моряков. Чтобы уже здесь до хрипоты спорить... А мы, будущее поколение 1990-х, еще мало что понимая, просто слушали – и споры, и музыку, под которую они велись. По большому счету, мы выросли на «Днях джаза», в их закулисье, приведенные туда папами и мамами. Потом, чуть повзрослев, стали их полноправными зрителями и слушателями. И может именно джаз помог нам в «года лихие» - помог осознать себя, задал культурную доминанту. Только вот самому Владимиру Резицкому в «стабильные» 2000-е жить не довелось...

Закончить хочется цитатой одного известного «семидесятника»: «Джаз - это стилистика жизни... Джазовый музыкант не исполнитель. Он - творец, созидающий на глазах у зрителей свое искусство - хрупкое, мгновенное, неуловимое, как тень падающих снежинок... Джаз - это восхитительный хаос, основу которого составляют доведенные до предела интуиция, вкус и чувство ансамбля... Джаз - это мы сами в лучшие наши часы. То есть, когда в нас соседствует душевный подъем, бесстрашие и откровенность...»


Рецензии