Жизнь в борьбе и труде. Часть десятая

               
                МОЯ СЕМЬЯ. БЛИЗКИЕ ЛЮДИ.

                Воспоминания Владимира Тимофеевича Артемьева -
                "Ветерана труда", Заслуженного машиностроителя Башкортостана.



 
   Семья моя, продолжительное время, состояла : жена,  два сына, две  снохи, четыре внучки.
Несколько лет, с нами жила  моя мама.  Потом произошли суровые   изменения:  ушли  из жизни  мои дорогие — мама  и  жена ..    Но, Судьба  подарила   мне  двух  правнуков!!..
Сыновья получили высшее образование, женились. Снохи  получили высшее образование, когда стали  членами  нашей  семьи.  Старшие внучки Вика и  Юля  тоже получили высшее образование.  Все  они  самодостаточны,  работают...
С женой, Валентиной Петровной,  мы прожили 49 лет, вместе прошли все  испытания
нашей семейной жизни, как говорят, - и печали и радости. Она  была очень  любимой  мною женой,  хорошей, любящей матерью  и  бабушкой  нашим детям и внучкам... Воспитанием детей в их раннем и школьном  возрасте, преимущественно занималась она, потому что  я всегда был занят  -  на работе  или на учёбе.
Она же, Валентина Петровна,  помогла  и  мне  стать  образованным  человеком, с пониманием относилась  к  моей работе. За всё это  я ей очень благодарен.  Жаль, что  продолжительная болезнь  вырвала её из нашего общего круга  и рано унесла  из  жизни... Прошло уже 11 лет,  как её нет, а горечь утраты  меня  никогда  не  покидает,  её образ  и портрет  всегда  передо  мной...
Особенно было  тяжело в  первые годы, после её ухода.. Всю свою  боль  я  очень старался заглушить  физической работой  на  дачном участке -  копал, сажал, поливал, выращивал, убирал, что-то строил, ремонтировал и т. д., потом, какое-то время, «пъянила»  свобода,...когда  я  потерял  бдительность и  не  заметил,  как  стал  терять  здоровье.... 
Ещё при жизни жены,  да и после её ухода, я,  по состоянию здоровья,  перенёс очень много операций , в том  числе по поводу: гнойного аппендицита, свища прямой кишки; операции на  мочевом пузыре, в связи  с тромбофлебитом на левой ноге;  две операции  на  глазах, ампутация левой ноги...и  четыре операции после ампутации, с целью устранения  болей...
А боль, так и не ушла. До  сих пор, ни  днём, ни  ночью не даёт  покоя. Особенно, боль  усиливается  при  тренировках -  ходьбе на костылях. В связи с этим, я передвигаюсь только  на коляске. После операции, с 2012 года мучают  боли  только в культе...
Все  эти  операции я перенёс,  благодаря  помощи и  уходу за  мной  хорошим  человеком -  Анной Дмитриевной Герасимовой.  В последних операциях  Анна Дмитриевна  ухаживала   за мной  и до  сих пор ухаживает, даже постоянно находилась со  мной в  больничной  палате.
Каждый раз, когда меня направляли  в  больницу на  стационарное  лечение,  меня всегда  сопровождала  Анна Дмитриевна  и  мои  дети. Они же и привозили  из  больницы домой.
Дома, во время  приступов -  разных, от смерти меня  спасала и спасает Анна Дмитриевна.
Ходит  в аптеку, делает уколы, массаж, всё, что назначили врачи, при необходимости,  вызывает «скорую помощь». По моей записи, ходит на прём к врачу, для получения рецепта на лекарства, так как  без рецепта, обезболивающие  лекарства не выдаются.
Она  содержит квартиру в чистоте и  порядке, стирает  бельё нательное, оплачивает   разные коммунальные услуги и др., в общем,  ведёт всё моё хозяйство.
Знакомы мы, с Анной Дмитриевной,  давно.  Ещё при жизни В.Н. Герасимова  (её супруг), мы дружили семьями.  После перенесённого  инфаркта  В.Н. Герасимов  очень  боялся   умереть и однажды  сказал  Анне Дмитриевне: «Если я умру, ни к кому не обращайся, только к Артемьеву». И когда  она  обратилась ко мне, я помог ей организовать похороны.
       Валентина Петровна ( моя жена )  с большим сочувствием отнеслась к горю Анны Дмитриевны  и  часто приглашала  ее  к  себе домой.  Валентина Петровна  тоже часто  болела.  Когда ей делали операции, мы с Анной Дмитриевной, по  очереди, дежурили  в больнице, около  неё.  А перед смертью, Валентина Петровна  обратилась к Анне  Дмитриевне  с просьбой ( если  я умру, не  бросай  Володю ).
И когда  случилась беда со  мной, я обратился  к ней за помощью, и она  мне  не отказала и до сих пор помогает  мне, заботится обо мне.   Если бы не забота Анны  Дмитриевны обо мне, я бы давно умер. Большое ей спасибо за всё, что она для меня  сделала и делает...
Ей, при жизни, надо  ставить памятник.   Мои воспоминания записывает она,
я только диктую.
      Когда-то  у меня были   тесть  и  теща  ( родители  жены )
Тесть -  Тараканов Пётр Тарасович, участник Великой отечественной войны, был  хорошим добрым и понимающим  человеком. Я его уважал, у нас с ним  были нормальные, тёплые  человеческие отношения.
   С тёщей, Феклой  Амосовной, не было  ни  тепла , ни понимания  -  ещё  с  того,  первого  «свидания  у амбара»,  где она  меня  прогнала ухватом... Это была  гордая, несдержанная, порой  грубая,  женщина.  Она   всегда  мечтала  выдать замуж  свою дочь  за  «богатого», образованного  «принца», но, в 50-е , послевоенные годы,  к её несчастью,  «олигархов»  в стране  не было, а был единый  трудовой народ, который  восстанавливал  и  развивал народное  хозяйство,        и  очень стремился  к  знаниям. Я  был  очень рад, что  ее  дети дождались отца  с  войны, у которого  были  целы   ноги, руки — он мог работать, и эти  дети не испытали  нищету  и  голод...
Она не верила, что у её дочери  со мной  может  быть  прекрасная, счастливая жизнь и продолжала  обижать  и даже  оскорблять  меня, когда мы были с Валей  уже  женаты, и что , порою, отражалось  на  наших отношениях с ней. А мне казалось, что мы  должны  были  быть  все  близкими  людьми.
Но, не так много времени  прошло с начала  нашей  совместной жизни с Валей, и тёще   пришлось  извиняться передо мной  за всё, со  слезами  и  поцелуями  моих  рук.
Как она  жалела  о своей  недальновидности!.. Но, видимо  Жизнь  сама  определила  нам  противоположные « полюса», которые   взаимно  больше никогда не притягивались.
Не простил я ей  незаслуженных , унизительных  обид и  оскорблений, о которых, просто,  промолчу.   
       Кроме  всех моих близких родственников ( членов  моей семьи ), у меня есть ещё один родной  и  любимый человек — Татьяна ( моя  двоюродная  сестра). Её, 14-летнюю девочку, я впервые заметил, когда она,  после  школы - «семилетки»,  приехала из деревни  в город Куйбышев, поступать   в техникум.  Робкий несмышлёныш, казалось мне.  Я же,  старший, 23-х  летний двоюродный  брат,  уверенный, уже  вернулся из Армии.  В солнечный летний день взял её за руку и повёл  в парк им. Горького, чтобы показать  «городскую  красоту» - как  мог, развлекал её и угощал мороженым...   Её восторгу не  было  предела,
да и я был счастлив, что  смог  как-то порадовать сестрёнку.  (Эту  замечательную  прогулку  в парке, спустя много лет, мы с ней  повторили,  вспоминая   многое  из  прошлого..).
Она,  будучи  и  успешным  человеком,  и не плохой  поэтессой,  написала хорошие тёплые  стихи о том  первом «культпоходе». Много воды  с тех пор утекло в нашей жизни, не часто, но мы встречались ( она , в 60-е  годы, по распределению, 3  года  жила  и работала  в Уфе,  в  тресте «Башстройснаб», затем  вернулась в Куйбышев).
 Мы  помнили, кто мы, и  бережно относились к нашим  родственным  связям — ведь наши  мамы были родными  сёстрами.  Видимо, эти отношения передались и нам. Да, ещё, так случилось, что по линии  своего  отца, она (Татьяна) была двоюродной сестрой моей жены — Вали.  Поэтому,  наши  общие  встречи   были   всегда  желанными,   очень приятными  и радостными,  с  нашими  любимыми  песнями...
Я знал, что  она  всегда гордилась мною, потому, что у неё в семье, старшие, были только сёстры. Когда  умерла  моя  Валя, она, недавно похоронившая  мужа  и  родную  сестру,  нашла  силы, чтобы  поддержать  меня... Всегда  поддерживала   нашу  связь  с братом, Николаем,  который  жил  с  семьёй в  Самаре ( Куйбышеве).  Сообщила, когда  он  сильно заболел в 2009 году.  Я  поспешил приехать к нему и  мы провели с ним  вместе  несколько  приятных  дней. Спустя  месяц, после нашей встречи, брат всё-таки  умер — я снова  приехал, очень  трудно   переживал его уход, ведь он  был  моложе  меня на 5 лет.   
И  позже,Татьяна не оставляла  меня  без  внимания — писала письма,  звонила, чему я был  бесконечно  рад.  Пригласил  её к себе, она приехала.   Вместе  с  моими  младшими  внучками  Наташей и Ксенией  мы   отдыхали на  даче  -  собирали  ягоды, овощи;  все вмести  совершали  дальние  пешие  прогулки,  ездили за родниковой водой,  собирали  цветы и  лесные ягоды. У меня  уже   болели  ноги, но я отвлекался  -  был не один.Татьяна старалась как-то помочь мне  делом и  советом, за  что я был ей  благодарен.  Но это, были короткие встречи и  я, снова, оставался  один..
В конце  знойного лета  2010 года я, вместе  с Татьяной и её сыном Виктором, посетил свою малую  родину — село  Старое Аделяково.  Это  были  незабываемые, волнующие  встречи  с  родными  местами, живыми родственниками — Артемьевыми,   минуты  скорби, по ушедшим  родным  и близким , и  поклоны  им  на погосте...
Мне казалось тогда, что это — мой последний  приезд  сюда... Я , с волнением и любовью взял  с собой  две горсти  родной земли с места, где  когда-то  был наш  дом, где я родился и провёл  детство... Повторится ли это ещё  - не знаю... Родина...
                Здесь бездонное небо, синевы глубина...
                Много  лет здесь я не был, вот, вернулся вчера.
                Здесь берёзки и клёны, как и прежде, шумят
                И с любовью о родине шепчут мне, говорят:
                «Как давно не встречались в родимом краю?!»
                Я признался : «Вас в сердце всегда  берегу!
                Здесь родился  я,  рос, рано в школу пошёл,
                Но, с любимою, счастье вдали я нашёл.
                Велика Мать -Россия, сила в ней, красота -
                Мне любовь подарила. Ей  я верен всегда!» 

В канун Нового 2012 года, я был  на  больничной  койке, под капельницей, где меня нашла по телефону Татьяна.  А  второго  января, утром, она  была  уже  рядом.
 Увидев, что у меня началась  гангрена, она  пришла в ужас,...никак  не выплеснув его наружу и не пугая меня... Она  знала, что  это  такое, потому, что  подобное  уже  пережила  со  своей свекровью,  которая в течение  месяца сгорела и умерла, отказавшись от  операции.
Татьяна убедила моих сыновей, что спасти  отца  можно  только  путём  ампутации  ноги,  с  чем  я , в результате, согласился. Седьмого января 2012 года, в Рождество  Христово,  мне сделали  операцию -  ампутировали  левую ногу,  значительно   выше   колена.  Две  недели  она  вместе с моими  детьми  боролась за  мою  жизнь,  но,  ей  нужно было  возвращаться   на  работу...    Мне  стали  помогать  Анна  Дмитриевна  и  мои  родные.
     Так  я  живу 5 лет.   Постоянно принимаю  обезболивающие  препараты,  занимаюсь гимнастикой.  Протез носить  не  могу,  иногда  встаю  с помощью  костылей,  тренируюсь  ходить,  а  передвигаюсь  в  инвалидной  коляске.... 
А она, моя  сестра, хоть  на  расстоянии ( в Самаре), всегда рядом — позвонит, посочувствует, поймёт,  поддержит словом, согласится  с моим решением.  Иногда  приезжает..
Очень  дорогой  мне , по  жизни, человек.     Сожалею, что  живём в разных  городах, но,  нашей  родной, взаимной  любовью мы очень дорожим и на расстоянии  - она  нам помогает  жить.. 
         «Любовь!  Она  -  моё движенье  в  пространстве, времени, во тьме.
                Она — одно моё спасенье, пока живу я на Земле!»
Слава Богу, что он хранит нас и жизнь продолжается!...




Заключение.

        Подводя итоги моих воспоминаний, сам удивляюсь  тому,  что было в моей жизни?!
Вся жизнь в труде, в заботах  и беспокойстве. Были времена, когда жил в голоде, холоде - дважды опухал от голода, как выжил — не понимаю. Может, это была борьба  за жизнь??..
Благодарю  Судьбу, что в работе и жизни мне встречались хорошие люди :
в ремесленном училище — мастер, Пётр Гаврилович,  научил  меня быть специалистом — слесарем.
Он был очень честный и добрый человек.  После училища, меня направили в 7-й  цех
завода КАТЭК ( в Куйбышеве ). Как удачно я вписался в коллектив!
Мой мастер, Алексей Иванович,  очень сильно укрепил  мои знания  на практике.
 За 2 года в этом цехе я окончательно  освоил  специальность  слесаря.
Я счастлив, что со мной в жизни и в работе были: старший мастер Ратников Б.Г., начальник цеха  Кузнецов Н.С., Дикушин И.Л., зам. главного  инженера Шумилин и многие  другие. 
Я благодарен  им и всегда  помню, как самых  хороших, замечательных  людей
и специалистов, с которыми  мне пришлось  идти по жизни  и работать!
 

 

    С уважением и пожеланием  мира, добра и счастья  всем  моим  читателям,
               
                Владимир Тимофеевич Артемьев




               


Рецензии