Человек разумный единство противоположностей

Человек разумный – самоназвание человека современного, как биологического вида.
Если посмотреть на  достижения человека в науке, технике, культуре, то сомневаться в этом не приходится.
Если же посмотреть на практическую деятельность человека в производственной, научно-технической, общественной сферах, то здесь  возникают подозрения относительно реальной разумности человека, т.к. последствия этой деятельности работают как против общего дома человечества – Земли, так и против самого человечества. Историки  подсчитали, что за  последние 3400 лет  было только 268 лет без войн. Это также свидетельствует не в пользу разумности. То есть вся известная история человечества – это история преимущественно неразумного человека.
Более того, направление современных научных исследований в области физики микромира, астрономии, астрофизики, космонавтики  свидетельствуют о том, что деятельность с такими последствиями не будет прекращена, т.к. ведутся активные поиски планет, которые могут быть новым домом человечеству, а  также разрабатывается соответствующая космическая техника и идут поиски овладения энергиями космического масштаба. Фактически на Земле ставится крест: реальных действий, направленных на сохранение и восстановление Земли, нет.
Разум дал возможность человеку познавать окружающий мир. Знания – это своеобразные орудия, которые могут быть использованы как на благо, так и во вред. Практически все научно-технические разработки человека могут быть использованы так. Выбор по пути и цели  использования остается за человеком.
Можно сделать печальный вывод, что человеческая цивилизация пошла в своем развитии не тем путем.  Известный философ – Жан Жак Руссо – еще в свое время (это 18 век) сделал вывод, что человеческая цивилизация – это прямое воплощение зла. И вбросил лозунг: «Назад к природе», к которому, однако, никто не прислушался. 
Страх можно назвать изначальным основным мотивом направления деятельности человека.
Чувство страха, вероятно, присуще всем животным, но большой мозг человека позволил по иному (более остро, в сочетании реального и предполагаемого) воспринимать страх  и подтолкнул человека к поиску способов минимизации (контролированию) страха.
Первобытный человек во многом мало отличался от животных, но большой мозг помогал лучше оценивать окружающую среду. Животные (например,обезьяны) и некоторые птицы используют предметы окружающего мира в качестве орудий труда, зашиты. Трудно сказать, насколько сознательно. Однако современные наблюдения за животными показали, что животные способны перенимать друг у друга полезные находки и привычки. Человек же делал это вполне осознанно.
Хищные животные были для человека конкурентами и врагами. Человек подметил, что огонь пугает всех животных, и взял огонь на вооружение. Одновременно огонь был оценен и как источник света и тепла. Овладение огнем можно назвать революционным шагом в эволюции человека и в процессе выделения человека из живой Природы.
Огонь и сегодня является основным орудием человеческой цивилизации: огонь в костре, печи, топках, моторах, ракетных двигателях. Горение органического топлива на сегодня остается основным источником энергии.
Страх перед силами  Природы послужил в итоге причиной создания Техногенной природы.
Разум (разум ли?) подсказал человеку идею, что борьба со страхом будет успешнее, если уничтожать источники страха. И эту идею человечество реализует по сегодняшний день: война фактическая с Природой Земли и войны между странами и людьми. Признаваться в этом страхе не хочется. Страх этот – изначальный - запрятан в глубины сознания.  И прикрывается идеологическими лозунгами.
Философы открыли людям законы диалектики, которые показали, что единство и борьба противоположностей,  присущее любому элементу Природы (Материи), в т.ч. и человеку (как одному из элементов), в соответствие с законом перехода количества в новое качество, приводит к смене преимущества противоположностей.  С отрицанием предыдущих этапов развития. И этот процесс развития с периодическим изменением «знаков» - непрерывен.
Человек, выделяясь из Природы Земли, получал для себя определенные блага (продукты научно-технического прогресса). Но выделение человека из Природы было, как уже сказано выше, по своей сути войной против Природы. Созданная человеком Техногенная Природа, которая, как оказалась, полностью зависит от ресурсов Природы Земли, лишь частично сняла первобытные страхи перед силами Природы. Одновременно, Техногенная Природа породила новые страхи – это естественный процесс. И самый большой страх – это то, что Техногенная Природа угрожает уничтожением существующей Природы Земли (которая есть основа существования Техногенной Природы) и уничтожением (или самоуничтожением)  человечеству.
Каким образом разумность человека привела к таким последствия?  Может быть, просто человек еще не достиг реальной разумности?


Рецензии