Памяти Ларисы Васильевой

Вчера 27 февраля 2018 г. на 83-м году жизни ушла из жизни Лариса Васильева…
Светлая память писательнице и поэтессе… удивительно цельный человек…
Понимаю, что всему свое время… но… в памяти всплывает наше общение…такие краткое…и такое глубокое одновременно… и забавное до невозможности… мы сидели с ней рядышком в жюри Конкурса « Мистер Финансовая академия при Правительстве РФ»… на сцене наши студенты боролись за право быть первым и лучшим «мистером»… А на нас с Ларисой Николаевной «напала» смешинка… и нешуточная… мне надо было готовиться к речи, выставлять баллы… я тогда серьезно относилась к своей «миссии» определять «направление эталонной красоты» студентов и студенток с непременной составляющей – Высоким показателем IQ… а вот Лариса… она, похоже, была настроена «скептически» всё происходящее на исторической сцене закрытых для посторонних залов Горбачевского строения на Ленинградке воспринимала с юмором… с величайшим острым юмором… ( мне трудно сейчас писать это…пальцы не слушаются… в горле – ком и холодок внутри… о смерти поэтессы я узнала не из центральных СМИ… а со странички Натальи Черных)…погуглила, чтобы проверить информацию… вдруг, ошибка? Но…увы…увы… даже ВИКИПЕДИЯ отреагировала на её уход из жизни… поставлена дата 27 февраля…2018… есть ссылка на сообщение Московской мэрии…ну, хорошо, что хоть так…!!)

Тот вечер в академии… именно там мы и познакомились… «жюря» наших академических красавцев… Лариса стала на ушко рассказывать мне что-то смешное… ей явно было скучно… а я металась «между двух огней»: Между нашей Королевой-Президентом и Ректором Аллой Георгиевной Грязновой, которая делала страшные глаза, призывая нас, «девочек» к порядку… Что значит «страшные глаза» Грязновой – знают только те, кто работал под её руководством… Но, вот Ларису Николаевну это не смущало… Она, как девочка, сначала притаилась, делая вид, что слушается ( она знала, что А.Г. её любит и ей «ничего не будет»)… а вот я… млея перед Ларисой, я одновременно уже прикидывала «штрафные санкции» со стороны профессора Грязновой… мне-то точно «ничего не будет» ( как в анекдоте : ни тебе премии, ни тебе очередного научного звания, ни тебе аспирантов, ни тебе…да, Боже мой… если Алла Георгиевна «выйдет из берегов»… - этого боялись все наши не только титулованные научные «парни» … все! - от проректоров до охранников…»

А вот Лариса Николаевна… эх… у неё юмор проклюнулся не в самый подходящий момент… она продолжала "юморить" по поводу происходящего на сцене действа... Я тихо улыбалась Ларисе… потом «ужимала губки» и делала «умный вид», когда смотрела на ректора Грязнову… Та уже «метала искры», видя наши взаимные с Ларисой Николаевной экзерсисы … Наконец, Алла Георгиева не выдержала… взяла в микрофон…и при всех присутствующих отчитала нас с Васильевой, как провинившихся студенток за несоблюдение дисциплины… конечно, «шок в зале»…
Алла Георгиевна передала микрофон Ларисе Васильевой для «экспертной оценки»… Это выглядело, как «наказание»… Лариса Николаевна невозмутимо взяла микрофон, сказала свои «веские и умные слова»… которые были так далеки от того, о чем мы с ней говорили… а я была поражена её профессионализмом блестящего оратора, умением быстро переключать внимание… Алла Георгиевна была удовлетворена… Мне дали слово для оценки «Мистеров» позже… гораздо позже… И Алла Гергиевна при всех пообещала, что разберется со мною позже… Лариса Николаена хихикнула и шепнула мне « Не бойся! Она отходчивая…!» Позже на фуршете Алла Георгиевна нас разделила: Васильеву она ревностно посадила рядом с собой… мне досталось место на другом конце стола… Но мы успели с Ларисой обменяться телефонами…

Когда я формировала наш «Светлый Храм души», я позвонила ей… Она немедленно вспомнила меня… и она доверила мне самой выбрать её стихи для публикации в сборнике… А потом была презентация книги в библиотеке Украинской литературы, одним из попечителей которой она являлась… её выступление… наше общение в кулуарах… об этом я напишу позже…

Просто хочу подчеркнуть, что даже краткие «пересечения» с людьми неординарными в одном месте в одно время дают величайший заряд для дальнейшей жизни…

Светлая память Ларисе Николаевне… Она оставила заметный след в истории советской и российской культуры… Вот уже второй участник нашего « Светлого Храма души» уходит в мир иной… Андрей Вознесенский был «первым»… Сейчас Васильева… Всему и всем своё время… я благодарна жизни за личную встречу с Ларисой Николаевной… за некую внутреннюю инициацию к смелости самовыражения…
Я особенно люблю её стихотворение «Волна»… оно для меня лично стало пророческим…

Лариса Васильева

Волна

Я бежала по лунной дороге
 и почти не касалась волны.
Ветры были теплы и пологи.
Дали были темны, но видны.

Под ногами в прозрачной пучине
 проплывали морские цари,
и дрожащие пальцы актиний
 зажигали в садах фонари.

Непонятное пели русалки.
Нарастал обжигающий гул,
то жужжали, как старые прялки,
ненасытные стаи акул.

Кораблей затонувшие тени
 колыхались в зеленом чаду,
и вели золотые ступени
 в неприступных пещер темноту.

А над дерзкой моей головою
 расцветала гвоздика звезды
 и, державной горя булавою,
отражалась в зерцале воды.

Звезды пели. Их колкие звуки
 моего достигали лица.
Серебристые стрелы и луки
 разлетались в созвездье Стрельца.

Но внезапно, вдали, над волнами
 в наступившей на миг тишине,
черно-бело возникла цунами,
с торжеством приближаясь ко мне.

Перед этой зловещей стеною
 бесполезны смятенье и страх,
а родная земля за спиною
 пребывала в запутанных снах.

Я расправила слабые плечи,
сжала криком наполненный рот
 и спокойно пошла ей навстречу,
не надеясь на лучший исход.

То мгновенье в словах не опишешь,
слишком близко придвинулась твердь,
ты не дышишь, не видишь, не слышишь
 то мгновенье, наверное, смерть.

Я очнулась. Опять надо мною
 высока многозвездная мгла.
Я как будто бы стала иною,
словно долгую жизнь прожила,

словно все на веку испытала,
бессердечной полна пустотой,
покачнулась над бездной устало,
поискала земли под пятой —

сердце вспыхнуло — как же могла я
 позабыть? Ведь покуда стою,
эта сила, чужая и злая,
накатила на землю мою

и бесчинствует, губит, шаманит,
разбивает сердца и тела!
Что со мною, несчастною, станет,
если смыло мои купола?!

Я помчалась к земле без оглядки,
от предчувствий сходила с ума.
Белый берег лежал в беспорядке.
Мертвецами зияли дома.

Уцелевшие, выбрели люди
 посмотреть, как откатывал вал.
Птаха малая пела о чуде,
но никто ее не понимал.

Я металась в тоске между ними,
но народ отчужденно глядел —
кто забыл свое доброе имя,
кто от горя оглох, онемел.

Хмурый старец сказал мне устало: —
Ну кого тут прикажешь винить?
Если б ты пред волною не встала,
и того б не смогли сохранить.

Не печалься, когда-нибудь будет
 все, как надо, — забвенье пройдет;
время этих несчастных разбудит
 и к своей же судьбе повернет,

а тебе не пристало без дела
 убегать в одиночку, в моря...—
Было тихо. Прохладно. Светлело.
Далеко восходила заря.
Пс.Лети, светлая душа Ларисы, к Свету, к солнцу!
Скорейшего возвращения Домой! ТУДА, откуда мы все…
фото с презентации нашего сборника " Светлый Храм Души"...
а еще... тогда Лариса Николаевна сказала удивительные слова... о поэтах... я помню...

из кратких сообщений СМИ:
На 83-м году жизни скончалась российская поэтесса и прозаик Лариса Васильева, сообщает московская мэрия.

Васильева — автор более двух десятков поэтических сборников, среди которых «Льняная луна», «Синий сумрак», «Одна земля — одна любовь», «Огонь в окне», «Русские имена», «Странное свойство».

Прожив вместе с мужем, корреспондентом газеты «Известия» Олегом Васильевым более пяти лет в Великобритании, Васильева написала серию очерков «Альбион и тайна времени» — свое первое заметное прозаическое произведение.

Среди других известных книг — «Книга об отце» (1983), роман-воспоминание и результат многочисленных интервью с ветеранами-танкистами и с танкостроителями.

В 1993 году вышла ее книга «Кремлевские жены», рассказывающая о супругах советских вождей. В 1997 году появилась схожая по тематике книга «Дети Кремля».

Кроме того, Васильева — основательница и президент московского музея истории танка Т-34. Это единственный в мире  военно-исторический музей, целиком  посвященный конкретному танку.

Васильева — дочь инженера-конструктора Николая Кучеренко, принимавшего участие в создании Т-34.

Последний раз она встретилась с посетителями музея 24 февраля, а 27 числа скончалась
http://polit.ru/news/2018/02/28/larisa_vasilieva/

мой пост из инстаграма от 28 02 18:

Светлая #память Ларисе Васильевой...поэтессе и писательнице... #Вчера, 27 февраля её не стало... #Я благодарна Жизни, что наши с ней пути пересеклись... Что она безусловно стала соавтором нашего сборника стихов #светлыйхрамдушиевф... Удивительно цельный #человек... Царствие Небесное её душе... Мои #воспоминания о ней на сайтах стихи. Ру, проза. Ру, в ФБ, в ВК, на гугле, на мэйле... На моих страничках... Очень кратко о том, как мы познакомились... Странно, но когда происходит подобное, в памяти возникают самые светлые #эпизоды личного общения... И я рада этому... Значит, все было #правильно... Вот что значит *Светлая память.. *значит, с ним, с человеком, было светло...


Рецензии