с красоты начинается ужас...

Красота спасёт мир! - не первое десятилетие вторит человечество Ипполиту, герою Фёдора Достоевского.
С красоты начинается ужас…. - спорит с Достоевским роман Хосе Карлоса Сомосы «Клара и тень»…
Знать об этом страшно…
Не думать невозможно…

И пусть вас не уводит в сторону жанр…, обозначенный как детектив. Убийство картин…не первое и не последнее в этом мире… Знакомо по Луврам и Эрмитажам… Но в романе картины - это люди.

Добро пожаловать в действительность?
Новая разновидность искусства, о которой рассказывает К. Сомоса - гипердраматизм…
Кто первый начал использовать для своих картин людей вместо тканых полотен?
Что происходит с людьми при этом?

Натяжение…- это их термин, и оно словно входная арка в мир гипердраматизма. Чтобы успешно пройти этап натяжения, полотну (человеку, стало быть) нужно знать главное правило.  Оно в том, что правил для экспериментов с моделью, кто создает это самое «натяжение», не существует.

Наша героиня, Клара Рейес - модель. Она научилась показывать свое тело и использовать его в одиночку, перед другими и с другими. Выдерживать до конца настырную боль от многочасовой неподвижности в картине. Переступать любую грань, оставлять в стороне всякую осторожность.

В рамках софитов живые картины становились похожими на старинные работы, что были когда то на холсте, с глубокими, объемными, наделенными трехмерной жизнью персонажами. И персонажи... дышали, но не двигались.
Тело, по мысли Клары, могло служить только художнику-гению. Клара не выносила указаний типов заурядных. Но если вызывавший у нее восхищение мэтр просил сделать невозможное, ей нравилось слепо повиноваться, что бы это ни было. И особых границ у этого «что бы то ни было» не существовало. Во имя объективности, - картины действительно были гениальными. Они покорили Амстердам....

Или вот... модель Постумо... Чтоб получить мимику, соответствующую заданной картине, чтоб эта мимика задержалась на лице модели несколько часов, художник пытал его, обращался с ним как с животным. У модели человеческое тело, а значит,  и ограничения человеческого тела. Это преодолевалось и полотно «Суккуб» явилось свету на очередной выставке.

Роман хорошо иллюстрирует, как в мире прорастают безумные идеи, а с ними разрушается граница . И вот уже человек — мебель, подсвечник...., он продается на аукционе, на несколько месяцев переходит в собственность владельца....

Скажете — безумие ? Но часто безумие и есть составляющая неординарного творчества...Две с половиной тысячи лет назад Сократ отвергал поэтов “нетронутых безумием муз”...Самой дорогой картиной в мире считается портрет доктора Гаше кисти Ван Гога. В 1990 году полотно на аукционе Кристи в Нью-Йорке ушло за восемьдесят два с половиной миллиона долларов. «По-моему, он болен больше, чем я», – писал художник о докторе в письме брату. Гаше был психиатром Ван Гога.

Эго художника — другая сторона безумия...Заработать себе имя при жизни (художник ван Тисх  в романе) и остаться непревзойденным в вечности... И вот уже гениальность становится непосильным грузом для психики человека. Суть интриги романа Карлоса Сомосы в этом... Убить свои творения (живые картины), чтоб они запомнились .

Рушится граница, за которой искусство меняет свой знак… становится преступлением. Но это для читателя она рушится. А судя по роману, работать в этой сфере рвутся многие. Новая профессия, так сказать. И да, не всем она доступна...Становится ли искусство искусством , если оно переходит в разряд модного? Вопрос, верно?
Искусство - это деньги? Или деньги - это искусство? Тема безумия в творчестве вечна, как вечны семь человеческих грехов....

Остановимся на этом.

Потому что гипердраматизма, как направления в искусстве, не существует. Пока не существует . Если кто-то обнаружит, как на этом зарабатывать деньги, ничто не помешает этому живому рынку развиться так же или еще более грандиозно, чем в романе…

А что же сам роман? Он затягивает. Изобретенный Карлосом Сомосой термин «натяжение» со всеми его составляющими мне кажется применим и тексту романа, его идеям. Роман предельно «натянут», ни одной складки, ничего лишнего. Он будоражит не только детективной интригой, а мыслями, которые тебя не покидают после прочтения.
Это Карлос Сомоса. Это его роман "Клара и тень"


Рецензии