А Вы какого мнения?

    Как в столице голосуют по спорным вопросам – от тем районного уровня до общегородских проблем. (1,7млн человек решают «за город», не выходя из дома).

     За последние несколько лет москвичи привыкли выбирать и оценивать всё, что происходит в столице. Неравнодушных уже несколько миллионов.

    Что такое «АГ», или «Активный гражданин», знает большинство москвичей. Систему электронных референдумов  на ag.mos.ru запустили в 2014 г. На данный момент к проекту присоединились 2 миллиона человек, проведено уже 2824 голосования. Аналогов столь массовому «вече» в России пока нет, а сам такой формат работы с населением регионы только начали перенимать. (в частности, в Подмосковье  работает «Добродел», в Липецке – «Открытый Липецк»).

     Разберемся, как устроен столичный «АГ», который,  кстати, уже завоевал несколько премий, в том числе международную премию – Smart Cities Amards – 2015. Стартовавшее на днях обсуждение благоустройство дворов (его анонсировал в Твиттере мэр Москвы Сергей Собянин) – одно из 13 доступных на данный момент.

  В текущем месяце собираются мнения на такие  темы: «Служебные объявления на эскалаторах в метро». «Просто о сложном: «Темы для родительского лектория». Горожан просят оценить преобразования, которые произошли в мегаполисе в прошлом году («Главные дела Москвы: здравоохранение, строительство, госуслуги, транспорт, культура, образование).
 
    Результаты публикуются практически сразу. Например, вот как москвичи отозвались о новинках последнего квартала 2017 г. На первое место попало метро  - за работу в новогоднюю ночь. На втором и третьем местах оказалось оформление водительских прав в 53 центрах «Мои документы» и моментальная проверка машин на сайте mos.ru (по ПТС, СТС и VIN-коду) Замыкает пятерку онлайн  - прикрепление ребенка к поликлинике и открытие катков с искусственным льдом в парках.

    В прошлом месяце «АГ» стал использовать технологию блокчейн. Звучит загадочно для всех, кроме компьютерщиков. «Хранение данных в блокчейне гарантирует, что они будут потеряны или кем-то изменены, после того как были внесены в систему». Технология сделает «АГ» максимально прозрачным  для любого пользователя. Теперь каждый желающий сможет проверить  наличие и корректность учета его голоса.

     Ещё один интересный для распространения по всей России проект – интернет платформа crowd.mos.ru (работает с 2014г.) Официально такое генерирование полезных идей называется «краудсорсинг», а по сути  -воплощение старинной пословицы «Ум хорошо, а много лучше».

     Собираются неравнодушные люди любых профессий и отстаивают свои идеи по развитию мегаполиса. Самые классные предложения отправляются профессионалам, которые придумывают, как их можно реализовать. Потом проходит второй мозговой штурм ( надо же проверить не исказили ли эксперты идею предложенных преобразований), и в результате победившие идеи уходят на голосование в «АГ».

  Когда осенью решалось будущее культурных центров Москвы, в работу включились более двух тысяч человек. Оказалось, что москвичи жаждут мастер-классов профессиональных художников и хотят, чтобы больше кружков  и мероприятий проводилось по вечерам и в выходные.  А ещё народ готов посещать интеллектуальные клубы и занятия, рассчитанные и на детей и на родителей.

     «Для успешного развития крайне важно услышать мнение самих москвичей», - сказал на встрече с 30 самыми активными участниками проекта  1-й замруководителя  Московской дирекции по развитию культурных центров Павел Хлопин.

    Активная гражданская позиция – это не только креативность и электронные голосования, но и публичные замечания о возможных проблемах во всех сферах российской столицы. На портале «Наш город» gorod.mos.ru (он работает с 2011 г.) зарегистрировано 1,1 млн человек.
 
  Кто-то пользуется им лишь раз в год. А кто-то каждую неделю отправляет сообщения о погасшей лампе в фонаре, сломанных качелях или торговле с рук  и за себя и за всех соседей, которые тоже возмущаются, но не могут найти пять минут, чтобы оставить сообщение на портале. Мнения горожан собираются на общемосковский сайт mos.ru.

  Например, сейчас электронная приемная правительства Москвы ждет предложений, где оборудовать новые стоянки такси. В этом году планируется организовать  еще 40 точек –  станций  у метро, а также неподалеку от главных достопримечательностей. Жителей просят присылать точные адреса, чтобы «шашечки» дежурили именно там, где это востребовано пассажирами. Интересный опыт для других регионов? Безусловно.

    «Я думаю, что регионам стоит пойти  по пути Москвы, это хорошая модель для подражания», - уверен гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин. Например, электронный референдум – это не что иное, как прямое волеизъявление народа. И проводить его можно по любым общественно значимым вопросам.

 В Швейцарии такие обсуждения давно стали привычной формой общения населения и власти. Так почему бы не пользоваться инструментом, который работает? Тем более, что российские регионы находятся в выигрышном положении. Они могут учесть и предупредить все трудности, с которыми столкнулась Москва при запуске электронных проектов. Будет ли население доверять таким голосованиям?  Этот вопрос даже не возникнет, если будут проводиться регулярно и в открытом формате.

    В вашем регионе  или области нет ни электронных референдумов, ни портала для жалоб? Инициируйте их сами! И они будут работать на вас.
                Галина Шейкина

 Из еженедельника «АиФ».


Рецензии