Мой Париж. Часть 4

         
                ЧАСТЬ 4

              ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ЛУВР
 
    5 декабря. Воскресенье.
   Как всегда, завтрак в 9-00. Сегодня Лувр и музей Родена. Ура!

   У нас другой экскурсовод – мсье Поль, мужчина лет 40, с пышной шевелюрой и аккуратной эспаньолкой, которая очень его украшает. Предки Поля уехали из революционной России, поэтому он говорит почти без акцента.  Рассказ о Лувре он начал ещё в автобусе, патетически и обстоятельно.

     Лувр! Дворец французских королей и одновременно ХРАМ ИСКУССТВ. Это 800 лет истории Франции. Когда-то, в далёком 12 веке, король Филипп Август возвёл здесь  крепость. Служила она и арсеналом, и тюрьмой, и казначейством. В 14 веке Карл Пятый отделал её внутри и разместил свою роскошную библиотеку манускриптов. (Молодец- любитель книг!)
 
    В 16-м веке, разрушив крепость, Франциск Первый начал строить  на её месте дворец. Достраивал его сын Генрих Второй, женатый на Екатерине Медичи.

     Любовницей Генриха была знаменитая Диана Пуатье, одна из красивейших женщин Франции. Умерла она в 73 года. Видя её на смертном ложе, поэт заметил: «Как странно! Такая красивая и молодая женщина, а умерла от старости!»

     Почти все короли Франции внесли свою лепту в строительство. В  18 веке Людовик Четырнадцатый перенёс свою резиденцию в Версаль, а в Лувре разместились художники, мастера, ремесленники, артисты.  Начиная с 1793 года, Лувр – музей.

   По приказу Конвента в разгар Французской революции королевская коллекция Лувра стала достоянием  народа! Ну, вот это спасибо Французской революции!
      10 августа Лувр открыл свои двери для публики. Потом коллекцию значительно пополнил Наполеон, отдав туда трофеи из Германии, Бельгии, Италии. Натуральный грабитель! А после войны надо было бы ВЕРНУТЬ награбленное, но... Не было справедливости в ТОЙ Европе! А в современной ? Не знаю.

   Но знаю, что после войны мы вернули в Дрезден СПАСЁННЫЕ  живописные шедевры, в том числе и божественную "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, а могли бы оставить...

  Подумалось: обыкновенный грабитель был бы за это предан суду, посажен в тюрьму... А здесь гордятся НАГРАБЛЕННЫМ, ВЫСТАВЛЯЯ его НАПОКАЗ.

  Сейчас в Лувре на 200 000 кв.метрах -  около 20 000 произведений искусства из ВСЕХ стран мира.

     К Лувру примыкает Дворец ТЮИЛЬРИ, построенный по приказу Марии Медичи, она, к тому  же, приказала разбить вокруг него прекрасные сады. (Предусмотрительная дама: думала не только о красоте, но и о здоровье!)
       Сейчас в них - великолепный музей скульптуры под открытым небом.

     Звуки наших шагов гулко звучат под тёмными каменными сводами галереи. Словно повеяло дыханье ВЕКОВ! Не здесь ли раздавалось цоканье копыт коня д`Артаньяна?

    На цокольном  и первом этажах - коллекция древностей. Поразили два внушительных  ассирийских "Крылатых быка с человеческими головами". Созданы более семисот лет ДО НАШЕЙ ЭРЫ(!), но алебастровые лица как живые! Длинные бороды, грозный вид, пронзительный властный взгляд восточного сатрапа! Смотришь - и мороз по коже!

   Поразительно и искусство Древнего Египта. Загадочная цивилизация! И французы  стали расхитителями великих гробниц!

    Воплощение величия фараона, владыки Египта, - статуя "Большой сфинкс": лев с головой человека. Правда, нос у него отбит, но величие сохранилось!)))

    Как живой, перед нами сидит, скрестив ноги, безымянный древний Писец, держа на коленях свиток папируса. У него прямой нос, тонкие губы, а глаза инкрустированы и, кажется, смотрят прямо в мои широко раскрытые от восхищения  глаза, словно о чём-то хотят спросить. Наверное, о том, как мы живём сейчас... Действительно, уникальный эффект оживления!
 
  Знаменитые мумии заставили замереть от мистического дуновения тайны! Эти люди жили, страдали, радовались, были знамениты и любимы, но Смерть оказалась сильнее любой человеческой власти и силы!

  На площадке лестницы, ведущей на 2-й этаж, словно  взлетает  вверх  на мраморных крыльях один из шедевров Античности - Ника Самофракийская, греческая  богиня Победы. Три метра 28 сантиметров - её высота! Это два моих роста!

    И даже то, что у неё нет головы, не мешает любоваться мраморным чудом. Когда-то, почти 200 лет ДО (!) нашей эры, она (конечно, с головой!) была установлена на пьедестале в виде носа корабля в святилище. А святилище было построено на высоком утёсе острова Самофракия в честь победы родосского флота. И видно её было далеко-далеко с моря, особенно когда фигура освещалась горящими факелами!
   
   Поворот по лестнице – и перед нами ещё один шедевр - знаменитая Венера Милосская!!
    Мы  застыли на несколько мгновений. Она меньше Ники: всего два метра, два сантиметра. Божественная красота! Желтоватый мрамор тела… Классические черты: волнистые волосы, большеватый прямой нос, глаза смотрят чуть вбок и словно вдаль, чувственный подбородок и губы, сложенные в лёгкую усмешку, - это моё впечатление. 
   
    Эх, ну как же руки-то не сохранили! Одно плечо выше другого: наверное, она подняла левую руку.  Каменное  покрывало обволакивает бёдра и ноги.   Тонкие  складки кажутся невесомыми. Я даже тайком потрогала их: а ведь это - мрамор!.

   Из других скульптур запомнились:
"Укрощение коня". Автор - Гийом Кусту.  Гигантская мощь в фигурах коня и обнажённого юноши! Какие мускулы!! Торжество человека над силами природы!
 
  Знаменитый Антонио Канова. Его "Амур и Психея" словно купаются в свете. Поцелуй возлюбленного возвращает Психею к жизни. Сколько чувственности, нежности, любви!

   Далее - залы, залы, залы… 
Галерея Аполлона.
Картины 13 века. Самая старинная – «Святая семья в Шимабуэ»

   Жак Луи Давид:  помпезная «Коронация Наполеона Первого». Огромное полотно. В сияющем свете Наполеон держит императорскую корону. Перед ним склонилась (колени на подушечке) будущая императрица. На его голове венок. Более двухсот придворных, и каждый, как говорили, поражал портретным сходством.
     Впечатляющее  «Перемирие  между римлянами и сабинянами»

   Гиацинт Риго "Портрет короля Людовика Четырнадцатого". Это ведь знаменитый Король-Солнце! Символ абсолютизма! Вглядываюсь...

     Одутловатое надменное лицо с длинным носом и маленькими глазами. Левая рука небрежно приподнимает подбитую горностаем парадную мантию, и видны обтянутые белым шёлком тощие ноги. Желтые ленточки под коленками - подвязки. Вспомнился франт Мальволио из "Двенадцатой ночи" Шекспира, как хвастался он такими жёлтыми подвязками!  - Улыбнулась невольно.
    На Людовике белые пышные короткие штаны. А туфли какие-то женские, с бантиками, на высоком толстом каблуке. Правая рука держит скипетр,  корона лежит на бархатной подушке, а на голове короля - пышный завитой парик.
   "А под париком, - шепчет Надя, - наверное, лысина!" Мы улыбаемся...

    Наконец-то зал Леонардо да Винчи: «Мадонна в гроте», «Бахус», «Мона Лиза».
 
    Как жаль, что нельзя задержаться, постоять. Проходим цепочкой, вглядываясь в небольшое полотно с изображением Джоконды. (Мне казалось, картина должна быть больше!) Вижу мельчайшие трещинки в краске. Вижу чудную, загадочную улыбку… Ей почти 450 лет, а она всё так же таинственно изгибает красивые губы. И всё так же за её спиной чарует фантастический пейзаж.

          А нас уже ведут дальше…
    Корреджо: «Сон Антиопы»
    Доменико эль Греко: «Христос»
    Франсуа Буше: «Диана»

   Элизабет Виже-Ле Брен, самая знаменитая женщина-художница того времени. "Автопортрет с дочерью". Боже, какое очарование! Красивая, нежная, добродетельная - глаз не отвести!

   Зал Рубенса. Буйство красок и жизни. И ещё один отдельный зал для его картин, посвящённых жизни Марии Медичи. Огромные полотна:  «Рождение» - «Обучение» - «Обручение» - «Приезд в Марсель» - «Встреча с королём» - «Рождение сына» и т.д.

Зал Голландской школы. Картины Рубенса.
 Понравился Жерико: «Гусары», «Гибель Медузы»

    Эжен Делакруа. Великолепие сюжетов и красок. Знаменитая «Свобода на  баррикадах», ставшая всемирным символом! Высоко и гордо поднимает красивая женщина трёхцветный флаг над парижскими баррикадами, над телами убитых!
 
      ("Но зачем  художник обнажил ей грудь?" - с недоумением шепчет Надя мне на
    ухо. Я не знаю.)
    Позже я много читала об этой картине: фигуру античной богини (потому и грудь обнажена) художник представил в образе парижанки-простолюдинки, то есть героику античного мифа привёл на парижскую мостовую. Ну. а другие герои картины поразительно напоминают персонажей романа Гюго "Отверженные" в революционных сценах. Тут и Гаврош, и студент, крепко сжимающий ружьё.  Раненый у ног парижанки привстал, чтобы взглянуть в прекрасное лицо Свободы.

    Понравились и другие великолепные полотна Делакруа: «Сцены погрома турок», «Смерть Сарданапала» (он велел убить жену, слуг, лошадей и закололся сам)

   Поразил портрет маркизы де Помпадур - невообразимо обаятельная, необыкновенно нежная, покоряюще милая женщина! И в  то же время - УМНЕЙШАЯ ДАМА столетия!Блистательная судьба!
      Художник - Морис Кантэн Делатур. Глаз не оторвать - столько в ней очарования!

    В следующем зале - выставка картин импрессионистов. Когда стоишь вблизи, всё расплывается , сливаясь в неясные бесформенные пятна. Но отойдёшь – и словно сквозь волшебные очки видишь в туманном мареве улицу, заполненную людьми, столики кафе, здания…

     Очаровывает лёгкость, изящность, красота.  Очень понравились картины Ренуара, Клода Моне, Дега. А вот Сезанн не впечатлил.
 
   Картины превосходны, но и от них устаёшь. Не мозги – ноги устали. Выходим на белый свет, хотя он больше похож на серый.

   Над Сеной словно светятся круглые и остроконечные башни Консьержери. Видны большие часы. Д,Артаньян здесь дрался с гвардейцами кардинала.

    Слышен удар колокола. Мсье Поль поясняет:

- Это с колокольни церкви Сен-Жермен Оксеруа. Она недалеко, с восточной стороны Лувра. 24 августа 1572 года по приказу Екатерины Медичи в три часа ночи раздался такой же, но РОКОВОЙ звон колокола (между прочим, у этого колокола нежное женское имя -   Мари) - сигнал к уничтожению гугенотов в кровавую Варфоломеевскую ночь, раздался клич: "Бей гугенотов, спасай Францию!" За сутки погибло около двух тысяч человек. А за три дня погромов по всей Франции - более 30 тысяч.
   Такова цена религиозной распри.

   В автобусе за нашим креслом слышим комментарии (наверное, это учитель истории):

     "Убитых больше, чем было казнено по приказу Ивана Грозного, современника Екатерины Медичи. А его ещё обвиняли в жестокости!"
 
     Продолжение на   http://www.proza.ru/2018/03/01/2338

   


Рецензии
Добрый день, Элла!
В Лувре я был, замечательные коллекции предметов искусств!
Видел и такие шедевры, как Монна Лиза, Венера Милосская и Ника Самофракийская.
Был в Греческих залах.
Нашел много новой информации для себя.
http://proza.ru/2024/03/03/597
С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   04.03.2024 09:59     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр Георгиевич!
Путешествовать, узнавать, видеть, сравнивать незабываемо!
С уважением,

Элла Лякишева   04.03.2024 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написана 41 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.