Молчанка не для нас
Дед Тимоха неожиданно появился за спиной Вовки. Дед уже понаблюдал за рыбалкой мальца и завёл беседу:
- Ну, что, не клюёт?
- Помалкивает сегодня…
- Ничего, ещё заклюёт. Надейся. А это что за штука у тебя?
- Спиннинг. Щук ловить. Дядя Коля подарил.
- Спиннинг. Гляди, слово-то какое, не нашенское… Спину лечить по-заграничному, или спиной к речке ловить, или из-за спины заброс снасти делать? Речка наша, рыба наша, а удочки и снасти не наши пошли… От лукавого это. И что ты поймал на этот агрегат?
- Пока ничего. Закинул раз – леска запуталась, а распутать не смог.
- А вот мы на Сорочке знаешь как рыбу ловили? И много!
- Как?
Дед Тимоха уже присел рядом с рыбачком. Дед был очень доволен, что нашёл себе слушателя. Дети и внуки его далеко живут, редко в гостях бывают, а тут, в деревне, с кем о рыбалке говорить, с бабкой Фросей, что ли?
- Очень просто мы ловили… Зимой лунку вырубишь во льду. Берёшь просяную солому с мякиной, крутишь сноп. Опускаешь его в лунку и уходишь. А через некоторое время возвращаешься, вытаскиваешь сноп и вытряхиваешь из него рыбу. Любит рыба мякину… Даже раки попадались. А летом сплетёшь кубарь из прутьев, в него – хлеба, каши, теста, и – в воду. Приходишь утром, вытягиваешь за верёвочку на берег, а в нём и рыба, и раки… Вот как ловили. Без спиннингов.
- А что такое кубарь, дед?
- Ну, корзина такая, большая, с узким горлом для входа рыбы. Она входит и не выходит, потому что не хочет одной дорогой дважды проходить, или потому что глупая совсем… Однако нас эти кубари кормили всё лето.
- А мы прошлым летом без удочек рыбу ловили. За мной Любашка Лысенкова зашла и позвала на перекат, только, сказала, ведро с собой взять надо. Пришли к месту, ну там, где Сорочка поворот делает, и перепад воды, как водопадик.
Мальчишек и девчонок много, все по колено в воде стояли. Любка мне ведро тестом внутри обмазала. Вот, опускаешь ведро в воду, ждёшь – рыба заплывает. Вынимаешь ведро – высыпаешь рыбу. Вот так!
- Молодцы, так это на кубарь похоже. Тот же принцип. Только вы мелочь, небось, ловили?
- Хоть и мелочь, а приятно. Пескари да сорожки. Но бабушка очень хвалила. Жареные с яйцами в топлёном масле пескари – просто объеденье! А в это лето я на удочки перешёл.
- Да, я смотрю – ты тут в капустнике каждое утро сидишь. Мне в окно видно… И ловишь тут чего? На спиннинг?
- На спиннинг ещё не ловил… Это сегодня плохо клюёт, а вчера хорошо поймал – караси ловились часто, крупные, хорошие. Бабушка меня в рыболовы давно окрестила. Кормильцем называет.
Беседа малого и старого рыболовного поколения длилась и длилась. Ведь старому и малому обязательно обо всём важном надо поговорить, а иначе зачем жить? Молчанка не для нас. Обмен опытом – штука хорошая.
После обеда, ближе к вечеру Вовка опять пошёл на рыбалку. Из бабушкиного окна мост было видно. Его решили обновить и приподнять. Работу уже почти всю сделали, осталось только настил из досок до конца оформить – концы опилить и подровнять.
Вот Вовка и решил половить рыбку прямо с моста. Три солдата проводили свое увольнение, опершись на новенькие перила. Девушки улыбчивые прошли мимо. Машина проехала – настил подрагивает, а Вовке всё нипочём. Он уже полностью в процессе: выбрал широкую доску, посмотрел в Сорочку, а она прозрачная, и видно, как тёмная рыба плавно ходит в светлой воде. Это точно не пескари какие…
И вот – заброс. И сразу клюнуло. Не совсем удобно Вовке держать равновесие, но он парень ловкий и вытащил приличного карася. И снова заброс.
Но тут по мосту поехал тяжёлый грузовик с блестящим зубром на моторе. Вовка загляделся, а доска подкинула его и сбросила в речку.
Вы видели, как кошка падает с высоты? Она в такой момент белку-летягу напоминает или даже звезду. Лапы широко раскрыты, чтобы зацепиться за что-нибудь. Так и Вовка летел: руки и ноги раскинул, легкая куртка вздулась парашютом, рядом падало удилище, банка с червями и карась в мешочке…
Медленно падал Вовка, как ему показалось, и приводнился в Сорочке. А вода намочила одежду, обожгла холодом, постаралась захватить его полностью, но плавать Вовка научился ещё в начале лета.
Одежда тянула ко дну, однако несколько хороших взмахов, и вот рыбак уже на берегу. Он даже удочку умудрился на берег вытащить. Тут же, под мостом, начал раздеваться, отжимать одежду и развешивать её на кустах. Дошёл до трусов, хотел отжать, но застеснялся людей. А сверху солдаты кричат:
- Молодец! Я думал, придётся пацана спасать, а он сам с делами справился.
- Ты, малец, не стесняйся. Отжимай трусы. Тут девок сейчас нет…
Начал Вовка отжимать трусы, и тут к нему подбежал старший брат:
- Гадёныш! Ты чё делаешь, а? – затрещины от брата посыпались одна за другой, Вовка еле уворачивался.
И тут за него вступились солдаты.
- Эй, ты зачем пацана обижаешь? Он – молодец: сам упал – сам выплыл. Таким мужиком гордиться надо…
Вот такие рыбалки у нас в деревни случаются, особенно, в детстве, особенно у тех, кто по берегам речек да озёр живёт с детства до старости. А не верите – спросите Сорочку.
24 февраля 2018 года.
Свидетельство о публикации №218022800274