Следователь и Корнеев

     Опубликовано в журнале УРАЛ №2 за 2018 год (активная ссылка на моей главной странице).

     Мне не привыкать общаться с мёртвыми. День и ночь они в моей голове. Одни уходят, приходят другие. Специфика профессии, так сказать. Взять, к примеру, патологоанатомов. Того же Забелина. Ну кто скажет, что он нормальный человек? Обедает там же, где мертвеца только что выпотрошил. Сынишку малолетнего тихонько приобщает к своему ремеслу. Как ни зайду к ним — мальчишка возле отца и трупов. Чудак? Да. Больной? Может быть. Но с работой справляется. А очередь из претендентов на его должность в морге что-то не толпится.

     Вот и я. Не афиширую свои странности, хотя уже порядком устал притворяться нормальным человеком. В самом деле, мне что, взять и брякнуть начальнику напрямик с порога: дайте мне отпуск, устал — мёртвяки приходят ко мне днём и ночью? Скажу и живо перекочую из следственного кабинета в палату психиатрической лечебницы.

     Вот и сейчас напротив моего стола, там, где обычно сидят свидетели и подозреваемые, разместился убитый Корнеев. Ишь как расселся! Сидит и смотрит на меня. Выжидательно так смотрит. Испытующе.

     Бросив на стол новое дело, я разочарованно опустился в кресло. Несколько куцых протоколов, два рапорта — и прощай отпуск! Спасибо Брагину. Знал бы я, что стажёр когда-нибудь обойдёт меня и станет начальником, то уговорил бы его идти после стажировки в адвокаты, нотариусы, конкурсные управляющие или ещё куда подальше. Только не в следственное управление. Сейчас бы мне жилось куда как спокойнее. Пионерское моё прошлое, будь оно неладно, не позволило переступить совесть и каверзно оборвать на взлёте карьеру будущего начальника…

     Ни о каком энтузиазме погружаться на несколько месяцев в новое расследование не могло быть и речи. Ведь только что сдал завершенное дело. И действительно выдохся. Но это убийство, сказал Брагин, на особом контроле у прокурора области. Хочешь не хочешь, а придётся впрягаться. Иначе начальник быстрёхонько выживет куда-нибудь: сначала в отдел кадров перебирать бумажки, а затем и в жалобный отдел принимать кляузы от граждан. С него станется. Даром что мне в своё время пришлось натаскивать, учить его азам следствия, давать, так сказать, путёвку в жизнь...

     Вздохнув, я взял в руки тонкую папку уголовного дела.

     Убийства и кровь здесь, на промышленном Урале, с девяностых годов стали обычным делом. Особенности передела собственности. Делёжка заводов, рынков, торговых точек, финансов… Обезумевшие люди забыли моральные установки, которые им вбивали в головы все семьдесят четыре года существования советской власти. Мало того — отбросили в сторону даже самые обычные человеческие ценности. Принялись убивать друг друга за пакет акций, за долю в уставном капитале, за квадратные метры жилья, за дозу наркотика. Это тебе не ажиотаж в эпоху зрелого социализма со строительством Байкало-Амурской магистрали, когда молодёжь бросала студенческие аудитории ради таёжной романтики. Теперь люди строят не мифическое будущее для непонятных потомков, а конкретное собственное благополучие. Ну, может быть, ещё для своих детей. Особо дерзкие умудряются позаботиться о благополучии внуков и правнуков…

     — Вот так вот обходятся с нами, предпринимателями, в это смутное время, дорогуша! — подал наконец голос Корнеев. — Это просто ловушка какая-то: рынок! инициатива! А потом, значит, пуля в тёмном закоулке?

     — Кинул кого-то! — раздражённо оборвал я его. Фамильярности не терплю даже от мёртвых.

     — Может, и потеснил одного-другого, да, Иван Иванович. Что ж вы хотите-то? Ведь это бизнес! Это время такое, чтоб его… Работал бы сейчас тихо-мирно где-нибудь на Уралмаше. Получал премии за перевыполнение плана. Но сами видите, что творится. Ничего не попишешь, капитализм! Вот и пришлось впрягаться. Да, может, и толкнул кого. Так что теперь? Пулю ловить за это?

     Постоянное присутствие жертвы я воспринимаю довольно спокойно. Привык. Мало того, оно, это присутствие, даже помогает мне в расследовании. Предполагаю, что в будущем следователь получит возможность обращаться в своём поиске не только к следам физическим: кровь, пото-жировые выделения, запах и так далее, — но и к нематериальным. Думаю, есть что-то в спиритических сеансах, в которых медиумы обращаются с вопросами к духу умершего человека. Что-то есть. Правда, мертвяки ничего нового мне не сообщают, а всего лишь помогают разобраться с уже ранее добытой информацией.

     Что поделать, не медиум я, а всего лишь рядовой следователь.

     Надо сказать, свой первый следственный опыт я приобрёл ещё в детстве, когда учился в классе седьмом. Уж лучше бы его не было, этого опыта!

     Тем летом в озере Бездонном, расположенном в южноуральской степи, в окрестностях родного посёлка, утонул мой пятилетний брат. И вправду озеро было таким — бездонным. Это установленный факт. Никто не смог определить его глубину. Разлом, говорят, там какой-то в земной коре. В озере Бездонном во время освоения целины ушёл под лёд трактор с трактористами Банщиковым и Садыковым, тянувшими кунг для первых жителей посёлка первопроходцев. Бедолаг так и не нашли. Фамилии молодых комсомольцев, так неудачно отправившихся по молодёжным путёвкам добывать новый хлеб для Родины, дали двум улицам в поселении. Сам посёлок назвали Комсомольским, а на трактор махнули рукой.

     В озере сгинули также несколько коров, а вместе с ними и пастух Волосников. Ответственный был мужчина, радел за вверенное ему имущество. Кто-то жертвовал своей жизнью, спасая от пожара хлебное поле и колхозный трактор, Волосников — спасал совхозных коров. В проклятом озере бесследно исчез Павлов со своим мотоциклом. И вот — мой братишка, когда отец не углядел за ним, увлёкшись рыбалкой. Батя ещё несколько месяцев после смерти брата выкатывал из гаража мотоцикл и привозил меня на озеро. Мы шли по берегу и всматривались в густые, высокие камыши, надеясь найти брата. Но где там!

     Приезжал я на озеро и один, уже самостоятельно, после самоубийства отца. С его смертью прибавилось забот. Когда мать посылала меня мыться в баню, я садился в предбаннике на тот самый диван, на котором папаша разнёс себе голову выстрелом из дробовика. Перед тем как зайти в жаркую парную, я снова и снова выискивал глазами, остались ли где-то ещё брызги крови? Как мать ни старалась, как ни отскабливала диван, ни забеливала стены и ни закрашивала пол — мне всегда удавалось найти хотя бы маленькую капельку отцовской крови: где-то на тыльной стороне ножки дивана или вешалки либо же рядом с потёками свежей краски между половицами. Не знаю, чего тут было больше в этой моей привычке — нездоровой дотошности или откровенного невроза? Наверное, и того и другого хватало. Для меня это было пыткой, ходить в баню, где отец застрелился. Но я ничего не говорил матери. Каждый раз, воссоздавая картину случившегося, оживлял отца в его последние мгновения и чувствовал, что тем самым вырываю у Бездонного озера очередную жертву. «Что же ты наделал, батя?» — говорил я отцу. Но что он мог мне ответить? Только вздыхал, опустив низко голову. Это был мой первый следственный опыт. Я крепко тогда усвоил: следы остаются всегда....

(полный текст повести - в журнале Урал №2)

 


Рецензии
Капитализм - ити его...
Помню я окаянные девяностые. Особенно их начало. Как раз в прокуратуре работал в это время.
Близки мы по духу, Николай. Да и по возрасту. У меня такое же мировосприятие.
И взгляд на ремесло похожий.
С уважением.

Сергей Соломонов   15.11.2019 01:33     Заявить о нарушении
Точно, Сергей. Ты по-прежнему на адвокатской ниве трудишься?

Николай Николаевич Николаев   16.11.2019 09:16   Заявить о нарушении
Да, Николай. В будущем году будет уже четверть века.
Ты вернулся к адвокатской практике? Вроде, тоже проработал какое-то время. Не понравилось это дело? Как бы там ни было, это намного легче чем следственная работа.

Сергей Соломонов   16.11.2019 14:03   Заявить о нарушении
Сергей, привет! Я после того,как ушел на пенсию с прокурорской службы, поработал адвокатом. Но всего два года. Потом ушел в судьи. Сейчас в отставке.

Николай Николаевич Николаев   17.11.2019 10:30   Заявить о нарушении
О боже...
Судейский хлеб самый тяжёлый. Вообще не синекура.
Не ищешь лёгких путей, Николай.
Здоровья тебе, жизненных сил.
И огромное моё уважение.

Сергей Соломонов   17.11.2019 10:44   Заявить о нарушении
Сергей,я бы сейчас снова в адвокаты вернулся бы. Считаю для себя самой оптимальной деятельностью. Но сам знаешь, туда мне уже путь закрыт.Я и в судьи уходил только для того,чтобы квалификацию свою повысить для продолжения адвокатской деятельности.Но законодательство сейчас, сам знаешь,запрещает судьям в отставке работать адвокатом. Так что,ты сейчас и в деле и творчеством можешь заняться. А у меня, не смотря на свободу времени ни на что нет.

Николай Николаевич Николаев   18.11.2019 11:44   Заявить о нарушении
Грустно.
У меня тоже были оферты сменить адвокатуру на судейское кресло. Правда, в мировом суде. Но как-то не прельщает такая перспектива.
Если будет возможность, приезжай в Питер пообщаемся.
Мы собрались в Свердловск. Но только в 2020м летом. Не скоро.
Хотелось бы с тобой увидеться. Из всех бывших сотрудников ты наиболее близок мне по мироощущению, взгляду на ремесло. Да и работали в одно время, одну эпоху застали.

Сергей Соломонов   18.11.2019 17:50   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.