Легкое брюзжание по Брюгге

Брюзжание по Brugge

Решение о третьей подряд встрече Нового Года за пределами Родины было принято спонтанно, но разногласий с женой почему-то не вызвала.  Вероятно, с годами мы становимся слишком терпимы друг к другу, а может быть сказалась обычная человеческая лень. Выбор разом пал на Брюгге, провинциальном городишке в прекрасном недалеко от Брюсселя. Была в этом некая мистика: недели за две до обсуждения друзья посоветовали мне Брюгге  в одном кафе, а жене (ее друзья) в другом. Плюс к этому в Брюсселе живут наши друзья. Просмотр «Залечь на дно в Брюгге» немного потерзал меня смутными сомнениями, но вспомнив, что в «наиважнейших искусствах» я дилетант, вопрос был закрыт и начался

Полет-прилет-приезд
  30 декабря. «Нажми, водитель, тормоз, наконец, ты нас тиранил три часа подряд. «Слезайте, граждане, приехали, конец…» (с) и я концу тому ужасно рад! Протрясло нас в Боингухе знатно, особенно почему-то над Ригой. При посадке машина сделала несколько завалов с крыла на крыло, покидав содержимое кресел с боку на бок, подпрыгнула и покатилась по дорожке, вздрагивая и огрызаясь турбинами.  Сели в Брюсселе.  Только там я узнал, что в этот день наш Шереметьево задержал все рейсы по причине наличия отсутствия необходимого обслуживающего персонала (видать корпоратив удался).  Билеты на поезд были куплены заранее на сайте http://www.belgianrail.be что оказалось просто великолепно: Аэропорт – Брюгге без пересадок.  Идет эта железная змея через Брюссель, где делает три остановки (Nord, Centrale, Zuid) стейшны.  От аэропорта до самого Брюсселя (минут 30) виды через мутное стекло меня опечаливали.  Полуразвалившиеся домишки с крохотными огородиками, на которых стоят теплицы в рваных ветром пленках, унылые поля с узкими грязными дорожками по периметру, все невзрачное и неприбранное. Такой пейзаж у нас можно увидеть по любым дорогам, отъехав километров 200 от Москвы. Видать глубинка везде глубинка. Хотя по близлежащей Франции я бы такого не сказал. Войдя во чрево Брюсселя окошко сменило картинку на стекло-железо-бетонные исполины, наставленные и исполненные без каких-либо архитектурных поисков и восторгов.  Брюссель на самом деле город интересный, но о нем придется позже. Сейчас же мы видели то, что видели. Выскочив из объятий капиталистического центра управления Европой, поезд лег на  более оптимистический маршрут.  От Брюсселя до Брюгге улучшение настроения и благосостояния идет по нарастающей. Домики, соединенные по 5-6 в единый общежитейский комплекс, выглядят более свежо и достойно. Пленка на теплицах сменилась поликарбонатом, на крышах появились солнечные батареи, а на приусадебных участках затянутые в зеленые чехлы небольшие бассейны. Даже встречаются отдельно стоящие строения в 2-3 этажа на манер наших коттеджных поселков. Но эта непозволительная для местной части Европы роскошь крайне редка. Приятно и отрадно душе было, что поля, нарезанные на гектарные и многогектарные наделы, были обработаны, подготовлены к весенним работам, а так как погоды стояли по нашим меркам «поздней осени порою», то в основном они зеленели.  На небольших сельскохозяйственных усадьбах паслись заботливо укутанные в попоны лошади.  Лошадей много, причем разномастных. Встречаются очень мощные черные битюги с лохматыми ногами. Они вероятно занимают особое положение в высшем лошадином свете, потому как фыркают в след поезду и неодобрительно трясут головой.  Дороги здесь уже  чистые, без противных глазу луж и ям, развязки сделаны с умом (т.е. 2-х уровневые), сельхозтехника чистая, как впрочем, и машины.  Стоят ветряки. Огромные трехлопастные столбы,  подпирающие небо.  Их немного, но этот пейзаж становится в Европе все обыденней. Боевые действия за восполняемые ресурсы идут по всем фронтам и приближают победу  2050 года над газом, нефтью и дровами. Пока, правда, ценой огромных материальных потерь.  Поля, что лежат с теневой стороны, подернуты тонким ледком. Появляются рукотворные каналы, поезд заделывает лихой поворот и мягко останавливается на конечной.

Брюгге.

Бельгийцы народ забавный и необычный. Во-первых, они никуда и никогда не спешат. Ну, прождали мы такси на вокзале 40 минут на стоянке. Ну что ж, если у них есть добрая старая традиция выбирать понравившихся пассажиров и доставлять их до места, а не понравившихся не доставлять? По-моему китайцы, которые приехали микроскопическим коллективом человек в 40, до сих пор стоят на стоянке. Во всяком случае, когда мы ехали через неделю обратно, они точно там были! На нас был брошен благожелательный взгляд местного «бомбилы» и мерседесовская газель, проигнорировав шестерых испанцев, стоящих впереди очереди, помчалась в гостиницу Hotel Navarra. Отель древний, построен  еще в 17 веке Доном Хуаном (консулом испанской провинции Наварра, приехавшим в Брюгге в командировку), как head office и быстренько переделанном в коммерческую недвижимость. Вот здесь есть вся история этого заведения https://www.hotelnavarra.com/documentenv2/History.pdf Нам достался полный «экзотик». Номер «под крышами Брюгге». Солидные балки и неожиданные для человека скосы хорошо работали бы при осадных боях, но в мирное время приходилось от них увертываться и беречь единственную голову.  Но вернемся к бельгийцам! Французам, немцам и отчасти англичанам крупно не повезло! Французы до сих пор, наверное, не знают, что 
French fries (картошку фри, типа Макдональдс) создали бельгийцы! У них есть специальный музей этой закуски. И именно в нем я узнал, что во времена 1-й мировой войны, именно бельгийцы, именно американцев угощали прекрасной жареной в жире (свином, утином, а во времена 1-мировой просто на солидоле) картохой. Но так как, говорить бельгийцам приходилось в эти трудные времена не на родном нидерландском или валлонском, а на простом понятном англоязычным союзникам  Антанты французском, поэтому это недоразумение вылилось в такое нелепое название «французская картошка». Дальше – больше!
Пиво. В Бельгии варится более 600 сортов пива. Ну или напитка, который они называют пивом. Простой люд делит все это пресыщение на три категории: 1. Монастырское. Есть ряд заведений, которые (в Бельгии аж 8 штук из всех 11) варят некий эль, крепкий и приятный. 2. Обычное. Это светлое или темное пиво, сваренное по общепринятым технологиям, и потому востребовано населением.  Во всяком случае, подавляющее большинство во всех ресторанах, где я был, пьет светлое. 3. Остальное – это гордость. Вкус напитка, на этикетке которого написано слово «beer», зависит от того, что в него добавил лихой пивовар. Я пил и вишневое, и грушевое, и шоколадное. На шоколадном я остановился и перешел к более простым напиткам, таким, как водка.  «О вкусах не спорят. Есть тысяча мнений!» (с) Конечно это на любителя, а профессионалы меня устыдят до красных кончиков ушей, но… Будете в Германии, вы там им расскажите «откуда есть пошло пивоварение». 
Шоколад. Шоколад так же придумали бельгийцы. Они решили, что без начинки конфетка не конфетка и путем несложных манипуляций создали praline. Т.е. шоколадную конфетку с начинкой, сначала из классического «пралине» - тертого миндаля, обжаренного в сахаре, а уж потом пошло-поехало.  Думаю, что если в Бельгии есть шоколадное пиво, то уж шоколад со вкусом пива есть однозначно. Швейцария и Франция робко спорят по этому шоколадному вопросу, но мне кажется, что им совсем не сладко.  Во всяком случае, в Брюгге музей шоколада есть.
Кухня.   Не удивлюсь, если Прометей, принесший людям огонь, согласно последним исследованиям окажется бельгийцем.  Готовят неплохо. Весьма неплохо. Но почему-то не солят. Этакое полное пренебрежение к кристаллам хлорида натрия. Безусловно, что пища от этого возвращается к своим первобытным истокам и навевает мысли о кострах, стоянках в пещерах и отсутствии бутилированной воды.  Не удивляйтесь, если национальное блюдо (какой-нибудь кролик или мидии) удастся в итальянском или китайском заведении. Там по неопытности соль добавляют в процессе готовки.  На сам Новый Год мы заказали кролика в DE VLAAMSCHE POT по рекомендации, как лучшего кролика в Брюгге. Не беда, что зарезервированные из Москвы места мы ожидали минут 30. Не беда, что кролика готовили 2 часа. Беда в том, что две порции – это целый кролик, приготовленный в оригинальном соусе из фруктов (чернослив, инжир, ягоды и т.п.) Соус был черен, как афроевропеец в безлунную ночь в Нигерии. Кролик постепенно приобретал цвет соуса, поэтому есть приходилось быстро, наспех досаливая. Впрочем, неплохо, но мне больше нравится в сметанном соусе.  К кролику полагалась бельгийская (французская) картошка. Непонятное моему уму сочетание. В предпоследний же день мы случайно зашли в Brasserie Raymond (www.brasserie-raymond.be) , который расположен на торговой площади и ничем не афиширован. Только на входной двери висели наклейки о том, что он в списке Mishellin, хотя никаких звезд нет. Одно из лучших филе (Filet Pure Belgisch witblauw gegrild of gebakken, fris slaatje (Ons vlees grilt op houtskool in een Big Green Egg - € 29,00) в моей ресторанной жизни. Грибной соус к нему (опята и шампиньоны в сливках) был именно тем соусом, с которым едят подметки.  Жене понравилась рыбка. Но цены-цены! А кто говорил, что Бельгия страна для бедных? И пока мы сидели в DE VLAAMSCHE РОТе, подошел

Новый 2017 год
Празднуют его на всех площадях города, а их я насчитал 4-е. Мы ринулись на «Рыбную площадь», потому как была поближе. Сцена. На ней местный ансамбль зажигает под фонограмму и слепит толпу всяким светом. Обратный отсчет, бабахххх! Часы 12 бьют! Фейерверки, фейерверки, фейерверки и ABBA с Happy New Year! Дождя, правда, не было, но над всем этим праздником висел густой промозглый туман. И что удивительно: на площадь есть 2-а входа с 2-х центральных улиц. На каждом входе стоял… ОДИН скучающий полицейский. С улиц на площадь перла толпа молодежи, с бутылками пива, а кто побогаче шампанского, орала, пускала салюты, причем большинство девчонок было в супер мини юбках, а некоторые просто босиком! Это в +3 по Цельсию. Но не было ни слоя битого стекла, как на Новый Год в Вене, ни разбитых машин и драк, как в Будапеште. Конечно, жалко, что не было Венского вальса, как в Инсбруке или снега, как в Москве. Но, кому что нравится! В Брюгге весело и точка! А следующей нашей точкой в этом путешествии был

Брюссель
столица и Бельгии и всей свободной Европы. От Брюгге до него на электричке час или чуть меньше. Поезда идут со швейцарской точностью: сказано 10-26, значит 10-26 и ни минутой позже. Это радует. Билеты можно купить в кассе вокзала у живых людей, но в автомате по карточке дешевле, примерно на евро. Я справился с автоматом со второго раза, а с человеком с первого! Народу едет на удивление много, ведь праздники. Но все сидят и есть достаточно еще свободных мест. Туалет чистенький, что радует, особенно после воспоминаний о туалете в  электричке Лондон-Эдинбург. Прибываем на вокзал Централе.  Здесь нас подхватили друзья и потащили в музей заслуженного народного сюрреалиста Бельгии Рене Магритта. К своему стыду я о Магритте практически ничего не знал. Ошеломляющее открытие! Сходить в этот музей надо обязательно. Это, как не был в Третьяковке. Понравится, не понравится – дело третье. Не все мы можем растаять от дадаистов или концептуалистов, а уж от сюров тем более. 4-е этажа живописи, «ломающей мозг» и в завершении полотна «Империи света». На «Империи» надо смотреть немного сбоку, тогда проявляется их объемность, загадочность и контрастная игра красок.  Так что, коль занесет вас нелегкая в Брюссель, так скрасьте серость буден музеем современных искусств. В самом городе мы были всего часов 5-6, причем основное время уделили вкушанию напитков и яств. Но очень хороша центральная (большая) площадь Grand’ Place. Прямо всплеск света, жизнерадостности и Рождествено-новогодней сказки! Торговые галереи так же постарались разукраситься на весь выделенный рекламный бюджет, что им удалось на славу. Кажется, что пройти и не купить что-то типа Rolex, Cartier, Tiffany или на худой конец подать нищему, печально стоящему в ободранной дубленке и сжимающему для сбора подаяний смуглой рукой новую норковую шапку, ну совершенно невозможно.  Оставил впечатление ужин в  итальянском ресторане, очень неплохом, стильно оформленным, с неутомимым итальянцем, который объяснялся с нами на всех мыслимых языках, не зная ни одного из них. Прекрасный «комплимент» из сушеных помидор и совершенно не съедобный медальон по причине его сырости, а совсем не медиум веллости. Сырой, короче. Ресторан оказался местом столкновения идеологий и разновкусий, как в политике, так и в обыденной жизни. По жизненному опыту я давно знаю, что там, где собираются трое русских и один русскоговорящий немец, остальным итальянцам делать нечего. Через пару бокалов сухого красного развернулись такие словесные баталии, что полицейская машина, проезжавшая каждые полчаса мимо нашего ресторана, на всякий случай включала сирену. Наивные бельгийские стражи: кто их слышал?! Минуя острые углы, могу сказать так: еврокомиссия нас не поймет никогда. Во-первых, там они напрочь лишены нашего чувства иронии и самоиронии, поэтому воспринимают все с капральской прямотой. Во-вторых, они не слышат никого, кроме себя. Причем, себя они слышат дважды (т.е. подумал на своем, перевел, высказался на русском и снова перевел то, что сказал, обратно на свой), потому у них нет двойных стандартов – у них двойное мышление.  При всем при этом есть  высококлассные русисты, блестяще знающие и русскую словесность, и русскую литературу, и русскую культуру с ее неподражаемо разносторонним толкованием своей истории. На прямой (с европейской стороны) вопрос: «Ну, как вам наши санкции?», я небрежно показал фотографию огромной очереди пенсионеров, стоящих в Москве перед праздниками в магазин (за мороженой рыбой) с гордой вывеской «Красная икра». «Это не может быть! Это фейк! Это есть обман!» Причем абсолютно искренне. На что я спокойно объяснил: «Ну, какой есть фейк? Ну, вот мой телефон, фотка, вот привязка к месту». «Нет! Это не правильно!» «Конечно, неправильно! Давай еще санкций и пенсионеры станут за черной!» Человек напряженно и глубоко задумался. Так что, если что-то скоро от них грянет, виноват буду я. К слову, пособие по безработице в Бельгии (минималка) 800 евро. Плюс социальные льготы – бесплатный проезд, обучение йогам и боевым искусствам, оригами, вышивание крестиком… А платежи за тепло, свет и несуществующий у них побор на капитальный ремонт накануне второго пришествия, 4-х этажного дома, площадью 250 кв.м., с камином, в центре Брюсселя, составляет 150 евро. Это местное население просто бесит. Но я держал себя в руках. Только скромно показал наши расценки. Ну вот, опять: «Нет! Это неправильно! Это есть фейк-обманка!» Однако народ все больше душевный и добрый. Они искренни и это подкупает. На вокзале к нам пристал какой-то малолетний алкач, потребовавший 5 евро на выпивку. Причем основным аргументом было: «Пуркуа но?» т.е. «че? Жалко, да?» Но быстро отстал, поняв, что следующее «пуркуа» может быть в глаз. Обратный поезд опять был достаточно полон. Напротив и чуть наискосок сидели два араба. Я уж не знаю, можно еще арабов называть арабами? Негров же нельзя называть неграми, хотя Нигерия все-таки есть. Всю дорогу они так эмоционально беседовали по телефону, что сложилось впечатление, что они либо продавали козу, либо пароход с  оружием. Причем продавать они это продолжали даже выйдя из вагона. Да. Тяжела ты, арабская доля! Кроме местного населения в Брюгге есть

Каналы
Вообще-то очень рядом с Брюгге Англия. До побережья 120 км., а до Лондона примерно 200 км. Ага, подумали Брюггские мужики, так это ж совсем рядом! И начали они промышленную эксплуатацию каналов, которые вообще-то принадлежат реке Рее, тем более что через 7 км. от самого города она впадает в Ла-Манш, где средневековые рыцари и срубили порт. Не знаю точно, как это происходило, но потому как город окружен водным каналом, должен был быть организован первый конвейер.  Суда заходили в порт, там их разгружали на лодки, те поднимались к городу и крутились по обводному каналу. На берегах стояли мельницы, что позволяло, например, зерно с лодок быстро доставлять на помол, а муку и всякие кружева с пивом забирать на борт. Дальше дело торговое.  Все были довольны и богатели на глазах. А потом вмешалась природа. Каналы и порт стали заиливаться и мелеть. И все бы ничего. Нашлись бы гидростроители… Но, мне почему-то кажется, что все было примерно так. В погоне за звонкой монетой средневековое руководство ввело платную парковку для лодочников. За нарушение лодку эвакуировали на штрафстоянку, а лодочника на дыбу. Себестоимость товарной массы резко возросла, покупательская способность населения упала, торг стал неуместен, а хозяева города занялись оптимизацией бюджетных средств. В результате захолустный ранее Антверпен перехватил инициативу, и бизнес утек туда, куда и должен был утечь.  На Брюгге опустились столетия безденежья и прозябания.  Так это было или не так, да только каналы остались!  Любой город с водной глади выглядит выигрышно. Нам не удалось в силу холода и дождя увидеть Брюгге с воды, о чем я лично ужасно жалею. Не видели снега, который решил пойти на наш Старый Новый Год, не видели много-много чего. Видели домики, слепленные в одну линию вдоль этих каналов и длинных узких улиц. Видели разный антиквариат (вазы, статуэтки, хрусталь и фарфор), выставленный в окнах. У нас на подоконник ставят цветочки из серии «пошленько, но миленько», которые закрывают свет в оконце и требуют каждодневного отрывания от себя засохших листьев, а Брюггерцы ставят работы старых мастеров, доставшиеся по наследству от бабок и дедок.  Это мещанское направление мне очень пришлось по душе.  Многочисленные велосипедисты находятся в вечном соперничестве с владельцами стальных коней. Причем чем старше наездник (я видел вело-бабушку, достойную мавзолея), тем более упрямо он будет отстаивать свое право мешать всем остальным. Но это европейская норма.  Есть в Брюгге очень интересный архитектурный квартал  Gouden Boom. http://www.goudenboom.be Это несколько, порядка 10 разно этажных (3-4) современных домиков, соединенных в единый архитектурный ансамбль. С одной стороны это современный, динамичный, минималистический образ жизни, с другой очень талантливая архитектурная связь с историей. Апартаменты с 2-я спальнями, 2-я санузлами, кухней 12 кв.м., площадью 145 кв.м. и открытой террасой 47 кв.м. стоят 380 000 евро.  По курсу на январь 2017 г. 24 320 000 руб.  Ну почти как в Москве блок П44Т. Но в Брюгге с меблировкой. Что еще можно вспомнить – отразить? Лошадки в экипажах, катающие по городку всяких туристов, лебеди на озерке «Любви». Они не такие дикие, как на австрийских озерах и поэтому не норовят ущипнуть близко стоящего хомо сапиенса, а занимаются своими лебедиными делами. Городок милый, с историей и огромным количеством музеев. Грамотно выстроенный туристический бизнес приносит стабильный доход. Есть русскоговорящие (наши бывшие) энтузиасты, которые за небольшие деньги (100-150 евро) раскроют вам Брюгге или Брюссель во всех красках так, что вам и не снилось. Объяснят чем «ламбик» отличается от «траппистского», да и вообще, что на 2012 год сортов бельгийского пива официально насчитывалось 1132 и много-много всякого разного. Но намаявшись на отдыхе, мы утренней лошадью (электричкой) отправились в аэропорт, где на входе после досмотра багажа требовалось предъявить билет на электропоезд. Чудо, что  мы его не выбросили! Боинг в этот раз практически не тряс, а ведь мог! Но на посадке традиционно помахал крыльями, сбрасывая пассажиров с нагретых кресел. В следующий раз, наверное, будет делать бочку, типа: «Пацаны, а я за границу летал!»  Такси компании aerotransfer естественно проигнорировало наш заказ и всего за 38 евро «левое желтое такси, типа форд» прикатило нас домой.  Рекомендую ли я Брюгге? Спасибо за интересный вопрос, как говорят наши лектора, подставному слушателю. Наверное, если это круиз по побережью, нескольким странам и столицам, то день-два остановки не помешает. Специально ехать, а уж тем более на промозглую туманную встречу Нового года … Ну это на любителя…



Рецензии