Политическое завещание Пушкина

В сентябре 1826 года после встречи с Александром Пушкиным Николай 1 стал автором сакраментальной
фразы "Я беседовал с  самым умным человеком в России". И спустя почти два века еще очевиднее
справедливость царской оценки - ни тогда. ни сейчас конкурентов у Пушкина нет. Если с кем сравнивать
или ставить рядом, то с полулегендарными мудрецами античности. Они только силой мысли проникали в
глубины Вселенной, в обычной жизни их мнение было решающим на городских собраниях, им доверяли
руководство военными операциями. Мудрецы вели философские диспуты, писали поэмы, трагедии,
участвовали и побеждали на Олимпийских играх. Некоторые из них сами выбирали время и способ
своего ухода из жизни...

К сожалению, реализоваться Пушкин смог только в литературе, частично как историк. Сказав "а", царь
не решился на поступок, не воспользовался умом великого человека. Достаточно было дать команду
111 Отделению и Церкви отстать от поэта, не преследовать его. Пушкин предлагал царю и его (своей)
эпохе добрую славу в потомстве - проведение умеренных, постепенных реформ. Однако Николаю
ближе и спокойнее с уваровыми и булгариными.

С юных лет поэт чувствовал свое предназначение, его заботило, что подумают о нем не только
окружающие, но и потомки. А в последние месяцы, с конца 1835 года, когда вызрело решение уйти
из жизни и выбран способ - нарваться на дуэль, каждое слово, каждый поступок соотносились с тем,
как они будут восприняты, оценены далекими потомками. Щепетильная забота о чести, о достоинстве.

Многое из написанного в 1836 году можно считать прямым обращением к нам. А статья "Александр
Радищев" - беспримесное политическое завещание... Уходя от нас, товарищ Ленин завещал, говаривал
товарищ Сталин. А товарищ Маяковский уверял, что Ленин и теперь живее всех живых... Но если есть
наши современники среди ушедших, так первый среди них Александр Сергеевич Пушкин.

Читаю, слушаю статьи, диспуты публицистов, политологов и прочих профессионалов. Есть эрудиция,
яркие фразы, проницательно подмеченные детали, штрихи. Но нет целостного восприятия прблем,
явлений. Теребят с одной, с двух сторон - плоское видение мира. Кажется, никто не возражает против
поиска "золотой середины". На деле же стремление подать себя, блеснуть фразой, соперничество с
цирковыми клоунами, эстрадниками. Поиск "золотой середины" - занятие серьезное, утомительное
и скучноватое.

На события, взаимоотношения власти и общества в нынешней действительности можно найти отклики,
советы, пожелания Пушкина. Его мнения могли бы стать отправными точками или вехами для историка,
публициста, законодателя. Замечания, отдельные  фразы об истории, религии, политике можно
развернуть в полноценные концепции, научные сборники.

В литературе, кино десятилетиями разрабатывается тема "поэт и царь". Злободневная тема отношений
интеллигенции и власти. Искусственное обострение оппозиционности, гордость за противостояние (ради
противостояния, смелость, правда, когда за нее ничего не грозит). А позиция Пушкина образцова,
рациональна, в потенциале полезна для обеих сторон, для страны. Я радуюсь, писал Пушкин, когда
царь поступает мудро, и огорчаюсь, когда действует по другому. Поэт готов к сотрудничеству с властью,
если по пути. Никогда не строил из себя Явлинского или Зюганова. Дело во благо, а не игра в
оппозиционность, принципиальность. В голову не приходило, что у поэта, художника есть право красть...

Мера, соразмерность - серое, неприметное. То ли дело - удаль крайностей. Если свобода  печати, то
без пределов нам подавай, если закручивать гайки, другая сторона, то до упора. Пушкин страдал от
цензуры, но проблему ставит капитально. обьективно: "не лучше ли было потолковать о правилах,
коими должен рукводствоваться законодатель, дабы  с одной стороны сословие писателей не было
притеснено и мысль, священный дар божий, не была рабой и жертвою бессмысленной и своенравной
управы, а с другой - чтоб писатель не употреблял сего божественного орудия к достижению цели низкой
или преступной?". Едва ли какая страна сегодня может похвастаться умеренностью и аккуратностью
в законодательстве. В пылу борьбы за свободы упускаются преграды к злоупотреблению ими. И часто
свобода печати оказывается выгоднее для сильных, наглых, продажных.

Пушкин завещал: "Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов,
без всяких насильственных потрясений". Власти могут предупредить взрывы народного гнева заботой
о благополучии всех сословий, соблюдением законов и общественных  правил в столицах и в провинции,
распространением просвещения. Свежо предание... Пушкин учил воспринимать и любить историю
такой, какова есть, не смущаться обилием мрачных страниц, а извлекать уроки из минувшего, с негодным
расставаться. Актуальное положение в нынешнем противостоянии прилизывающих, пудрящих историю
по Бенкендорфу-Путину и занимающихся очернительством, зубоскальством.

Из замечаний Пушкина по истории вообще, об отдельных ее событиях и деятелях можно выстроить
основу хорошего школьного учебника.

"История оценит влияние ее (Екатерины 11) царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее
деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную
любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве,
отвратительное фиглярство в отношениях с философами ее столетия - и тогда голос обольщенного
Вольтера не избавит ее славной памяти от проклятия России".

На мой взгляд, мы не должны прощать тиранов и негодяев прошлого. Выискивание третьестепенных
достоинств у первостатейных деспотов, проходимцев минувшего делается в угоду нынешним. А им,
нынешним, нужно внушать, что история не простит их злодеяний, совершенных якобы по необходимости.
Если мы превозносим потрясения Петра, то нет у нас оснований осуждать и революцию Ленина, ГУЛаг,
если любы развратники и казнокрады Екатерины, должны возлюбить и братию Брежнева, Ельцина...

Пушкин не любил нравоучительных прописей, открытого морализования. Но в свое прощальное
19 октября (1836 г.) увенчивает "Капитанскую дочку" эпиграфом - прямым призывом к читателям.
современникам и потомкам: "Береги честь смолоду!".

Но и "Время изменяет человека как в физическом, так и в духовном отношении. Муж, со вздохом иль
с улыбкой, отвергает мечты, волновавшие юношу. Моложавые мысли, как и моложавое лицо, всегда
имеют что-то странное и смешное. Глупец один не изменяется, ибо время не приносит ему развития.
а опыты для него не существуют" (статья "Александр Радищев").

Редкие из нас обладают и сотой долей пушкинского достоинства, стремления сберечь репутацию,
воспитать личность (из себя), желанием работать на пользу Отечества, вглядываясь в его историю и
трезво смотря на реальность. Только умом, трезвым, ясным, и можно понять Россию. К сожалению,
в нашей литературе и общественной  жизни преобладают среди талантов люди больные, узколобые
(зациклившиеся на чем-то одном). Поклонников больше обьявляется  у краснобая или скандалиста,
чем у человека с широким умом, обьемно воспринимающего мир.

Пушкин великолепно сочетает патриота России и европейца (да еще и поискать в этой Европе - кого
поставить рядом с ним?), гениального писателя (как не вспомнить слова из донесения секретаря
Шведо-Норвежского посольства Нордина о смерти поэта: "... в отношении стиля г. Пушкин все более
и более приближался к той благородной простоте, которая является печатью подлинного гения".
Гения без выкрутас, без шизофрении и паранойи), человека с горячей головой, добрейшим сердцем,
почитателя женской красоты и замечательного семьянина, верного друга и товарища...
Благородный сплав.


Рецензии