Здесь жить нельзя - Сатка

Не гадь там, где живешь, и не руби сук, на котором сидишь – правила простые, но соблюдаются людьми очень редко. А если говорить про российские промышленные города, то там таких правил не знают вовсе.

Как только в Российской империи в 17 столетии стали строить заводы-гадюшники, так сразу и появилась проблема загрязнения окружающей среды в рабочих поселках, которые росли рядом с заводами. Прошли века, но градостроительная политика в экологическом плане нисколько не изменилась. Именно поэтому большинство предприятий-загрязнителей, возведенных в 20 столетии и продолжающих коптить воздух в наших городах сегодня, окружены жилыми домами. А есть такие поселения, где в одном и том же месте люди не просто живут по соседству с дымящими заводами, но и активно роют землю, словно желая, чтобы их дома рухнули в бездну.

Одно из таких мест – Сатка в Челябинской области.  Сатка – старый промышленный центр Южного Урала, основанный еще в 1758 году рядом с чугуноплавильным и железоделательным заводом. Известность Сатки в дореволюционной России подчеркивают два факта: в 1824 году здесь побывал император Александр I, а в 1910 году через город проезжал знаменитый фотограф-экспериментатор С.Прокудин-Горский, который сделал несколько фотографий Сатки.

В начале 20 столетия на Карагайской горе, рядом с которой была расположена Сатка, был обнаружен минерал магнезит, обладающий огнеупорными свойствами, и в городе заработал еще один завод – по производству огнеупорных изделий. Постепенно на месте Карагайской горы образовалась яма, а из отвалов нескольких карьеров выросли рукотворные горы. И все это происходило в границах поселения!
 
Карьеры, отвалы, 2 дымящих завода (по одному на каждую из половинок города) – это и есть портрет современной Сатки. Правда, когда проезжаешь через нее на автомобиле, то настоящую Сатку можно и не заметить. Я там был в пору золотой осени, и с некоторых ракурсов город выглядел весьма симпатично.
 
Чтобы понять, что представляет собой Сатка на самом деле, нужно взглянуть на нее из самолета или со спутника. 

В Интернете можно найти много впечатляющих фотографий алмазного карьера в пос. Мирный (Якутия), сделанных с высоты (на них кажется, что город стоит на краю огромной ямы). Подобных качественных фотографий Сатки нет, но можно найти фото, сделанное с самолета. Впечатление от города с высоты возникает сходное: Сатка – это огромная яма в земле, вокруг которой живут люди. Точнее ям там три, но две несколько поменьше первой и расположены в стороне от жилых кварталов (на северной окраине поселения), а вот главный карьер Сатки - Карагайский находится прямо в центре и делит город на две половины. Когда-то карьеров в этой местности было еще больше, но часть из них сейчас засыпана отвалами.

Самый старый загрязнитель города - Саткинский чугоноплавильный завод, который с начала 21 века производит ферромарганец. Что за чудо-технологии используются для этого – не знаю, но дым от завода идет ядреный! Это хорошо видно на фото вверху. Да и выглядит предприятие очень древним. На одной из труб стоит дата "1917". На взгляд со стороны все остальное ничуть не моложе - лишь одна из труб родилась в 21 веке. И что самое плохое – этот завод не имеет санитарно-защитной зоны. Буквально в ста метрах от него начинаются жилые дома.

…Когда я выношу свой вердикт тому или иному населенному пункту, то использую 2 критерия: личные впечатления от посещения данного поселения и разнообразные официальные циферки, характеризующие уровень загрязнения и здоровье местного населения. Относительно некоторых уральских городов даже по официальным данным можно сделать однозначный вывод, что там проживать не стоит: Асбест, Первоуральск, Кировград, Краснотурьинск, Нижний Тагил или Полевской в цифровой форме выглядят ничуть не лучше, чем живьем.

А вот по городам Челябинской области на официальные цифры ориентироваться не следует. Уже давно Южный Урал признается самым грязным регионом страны, но в самой Челябинской области этого упорно не замечают – вероятно, они просто привыкли к тому, что живут в окружении токсичных металлов и радиации (что челябинцу хорошо, для москвича – смерть!). Если изучить областные доклады по состоянию окружающей среды, то к числу действительно грязных городов в них отнесен Магнитогорск, и отчасти Челябинск, но на этом все: даже в Карабаше можно смело растить детей, хотя местность вокруг местного медеплавильного комбината до сих пор напоминает декорации для съемок фильмов об апокалипсисе. А уж в Сатке тем более все отлично. Почти.

Если верить чиновникам, составляющим доклады по экологии, то дышать в Сатке можно полной грудью. И их непоколебимая уверенность в своих выводах внушает неподдельное уважение! Ведь в городе отсутствует постоянный мониторинг состояния атмосферного воздуха, и нужно быть отчаянно смелым человеком, чтобы, не имея надежных данных, с расстояния в 200 километров (из Челябинска) уверенно заявлять, что дышать в городе можно без всякой опаски!

Но я чиновникам верю! Сам пробовал. Когда ты находишься в Сатке проездом, и не находишься неподалеку от чугуноплавильного завода, который выплюнул очередную порцию какой-то отравы, то дышать там некоторое время действительно можно. А вот жить рядом с ним постоянно я бы не стал ни за какие коврижки. Невооруженным глазом видно, что у этого предприятия нет нормальной газоочистки. А, учитывая, что оно работает более сотни лет, нетрудно догадаться, что вся прилегающая территория должна быть загрязнена токсичными металлами (свинец, кадмий, медь…), которые неизбежно выбрасываются в атмосферу при выплавке металлов. А потом вместе с пылью и продуктами питания они попадают в организмы местных жителей. И моя догадка верна – хотя в официальных экологических докладах об этом не пишут, но соответствующую информацию по данному вопросу обнаружить все-таки можно.

В книге А.И.Левита "Южный Урал: география, экология, природопользование" (2005) я нашел данные, что на начало 21 века содержание в почвах меди, цинка, никеля и кобальта в почвах вблизи металлургического завода в Сатке превышало ПДК в несколько раз (местами – более 10 раз!). В недавней научной статье И.В.Синявского и Т.Г.Князевой "Тяжелые металлы в системе "почва-растение-человек" в промышленных городах горнолесной зоны Южного Урала" есть сходные сведения: в почвах г.Сатка содержание свинца превышало ПДК в 3,9 раза, кадмия в 2,4 раза, цинка в 1,1 раза. "Определено, что наибольшее накопление свинца и кадмия в картофеле наблюдается в городах Карабаш до 2,2 и 9 ПДК и Сатка до 1,5 и 3,6 ПДК соответственно… в г. Сатка в волосах детей отмечена максимальная концентрация свинца 59,8 мкг/кг, что в 7,4 раза превышает допустимый уровень, кадмия в 3,0 раза, в г. Карабаш превышение ПДУ зарегистрировано по свинцу в 11,3 раза, кадмия в 5,6 раза". Получается, что в Карабаше ситуация с загрязнением почв хуже, чем в Сатке, но ненамного. При этом не надо забывать, что в Карабаше уже нет почв в традиционном понимании – правильнее их называть "искусственно созданными бедными "полиметаллическими рудами" (А.И.Левит).

Если чугуноплавильный завод в Сатке отличился в части загрязнения окружающей среды токсичными металлами, то комбинат "Магнезит" славен другим. Еще в конце 20 века учеными было зафиксировано, что окислы магния, выбрасываемые в атмосферу "Магнезитом" изменили щелочно-кислотные условия почв и вод кислых и слабокислых на щелочные, что привело к своеобразной цементации поверхности хвои и листьев. На картинке со спутника видно, что чем ближе к "Магнезиту", тем меньше там растительности.

Еще один отрицательный фактор, сказывающийся на экологической обстановке в Сатке, связан с уничтожением почвенного покрова: большая часть города занята карьерами и отвалами. Нарушение почвенного покрова ведет не только к повышенному образованию пыли, что само по себе очень вредно для здоровья. В отвалах много сернистых соединений, и осадки, просачиваясь сквозь них, приводят к образованию слабого раствора серной кислоты. В этом плане больше всего страдает восточная половина города – особенно жители ее северной части, которые живут рядом с отвалами.

И последний фактор, угрожающий жизни и здоровью местных жителей, связан с тем, что саткинцы много десятков лет сами роют себе яму – в прямом и переносном смысле. Город стоит практически на краю пропасти. Карагайский карьер в центре Сатки имеет размеры примерно 1,5 км на 1,2 км, а его глубина составляет более 360 метров! Поскольку жилые многоэтажные дома расположены в нескольких сотнях метров от краев этого гигантского котлована, любое перемещение грунта в карьере неизбежно отразится и на них. А обвалы в таких карьерах – дело обычное.

В Челябинской области нечто подобное испытали на себе жители поселка Роза, дома которого стали разрушаться из-за оползней на Коркинском карьере. Часть Розы пришлось отселять. В Сатке может возникнуть схожая ситуация. Хотя работы в Карагайском карьере уже не ведутся, добыча магнезита осуществляется в шахте, которая расположена там же.
 
Не знаю, что думают сами саткинцы по поводу своего житья-бытья, но на мой взгляд этот город совершенно не подходит для проживания. За некоторыми исключениями. На крайнем западе поселения, где располагаются коттеджи, должно быть несколько почище, чем на остальных территориях. Вполне можно жить и в отдельно расположенном районе Сатки на западе от основной части жилых кварталов. Собственно, туда следует постепенно переселить всех местных жителей – подальше от карьеров и металлургического завода. Таким путем Сатку в будущем можно превратить в комфортный для проживания город, окруженный лесами, а не карьерами и отвалами, как сейчас.
 


Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.