Скрипка Страдивари

Часть первая
Концерт


1
Говорят, что художники, поэты, музыканты всегда одиноки. 
Старый Скрипач не был одинок. Изделие господина Страдивари досталось ему в наследство. Он жил в ладу со своей Скрипкой много лет. И уже забыл, как это начиналось. Звуки разного достоинства будоражили воображение музыканта днём и ночью. Его дорогая Скрипка отвечала мастеру взаимностью, воспроизводя всё, сто придило в голову её другу. Иногда они втроём – Скрипка, мастер и Вдохновение. Выходили в люди, в простор огромных помещений. Все знают, как трудно удержать звуки в тесных квартирах.
Жилище мастера не было слишком тесным. В нём хватало места всему, что издавна окружало маэстро. В прихожей висело старинное Зеркало. Оно придирчиво всматривалось в музыканта перед его выходом в люди, отражая волнение. Чёрный Зонт в дождливые дни претендовал на внимание своего хозяина. Он очень нервничал уже с утра, опасаясь, что его забудут. Составить  компанию своим столь уважаемым друзьям ему льстило. Зонт очень любил знаменитого Скрипача и ревновал его даже… к Скрипке. Он был стар и дряхл. Много лет спасая своего маэстро от непогоды, считал это главным делом всей своей жизни. В подставке для зонтов  у него было постоянное место, он не хотел ничего менять и опасался молодых претендентов. Старинное Зеркало предательски отражало все движения его души, выставляя напоказ. И старый Зонт не числил его в своих друзьях.
 Сумятица и несовершенство звуков дважды в неделю сопровождали появление в доме маэстро его учеников. Молодость хлопала дверью, мельтешила перед Зеркалом, создавая ветер. Старый Зонт раздражался и ворчал, что вся эта кутерьма его погубит: он боялся сквозняков.
А маэстро был счастлив. Он любил своих учеников. Пение их скрипок иногда напоминало звуки ржавых дверных петель. От этого его чувствительные уши готовы были свернуться в трубочку. Но учитель был терпелив и надеялся, что в другой раз будет лучше.
Его любимая Ученица доставляла немало музыкальных хлопот и огорчений. Но взмахи её ресниц, словно взмахи смычка… И мастер ждал её появления с нетерпением, чтобы вновь помолодеть душой. Легкомысленная забывчивость скрипачки радовала маэстро. Среди забытых ею вещей были не только ноты. А кружевной платочек! Да у такого кружевного создания невозможно представить в кармашке грубого криво подшитого куска материи. А Зонтик в прихожей! Он тоже был молод и хорош собой. Разноцветные горошинки, словно веснушки на лице, разбежались-рассыпались по всему полю, вызывая улыбку удивления. Старый маэстро иногда выходил в коридор для того только, чтобы взглянуть на него и улыбнуться.
Молодой Зонтик часто придирчиво рассматривал себя в Зеркале. Он был обижен легкомысленной небрежностью хозяйки. Возможно ли?! Меня! Такого… такого… У него не было слов, чтобы… Я понимаю, забыть вот этого старика. Рухлядь! Цвет немыслимый – тьма! Ручка – прошлый век! Теперь соседствует. Ужас! Всеми своими горошинками Зонтик рвался в простор улиц.

2   
-Что это с Вами, сосед? Да, да, я к Вам обращаюсь. Вам нездоровится?
-А что такое? С чего Вы взяли?
-Позвольте полюбопытствовать, Вы – особь женского пола?
-Я – мужчина.
-Скажите, юноша, у Вас температура? Вы весь в пятнах.
-Не думаю, что мне надо отвечать на глупые вопросы… Ну да уж ладно: сейчас мода такая.
-Что это за мода, юноша, если невозможно отличить особь женского пола от мужского?
-Извините, не угодил. Давайте лучше помолчим. Чтобы не поссориться. Я – огорчён, и мне не до разговоров.
-Не спорю, можно и помолчать. Но позвольте дать Вам один непраздный совет?
- Буду невежлив: валяйте.
-Мне когда-то мама говорила: если хочешь переломить ситуацию, надо с кем-нибудь поделиться тем, что тебя беспокоит. Другу рассказать о своих неприятностях. И станет легче.
-Глупости. К тому же у меня здесь нет друзей.
-Так давайте подружимся!
-Вот только этого мне недоставало.
-Вашему облику, молодой человек, грубость противоречит. Должен добавить, Вы попали в дом знаменитого маэстро. И его виртуозная игра – лучшее лекарство от хандры. Знайте, когда звучит Скрипка мастера, хочется летать, плакать и смеяться одновременно.
-Это Вам бабушка рассказывала?
-Ладно, так и быть, ради мира в нашем доме прощаю Вам «бабушку». Нет, мой друг, я всё это пережил сам. Теперь не могу летать даже во сне – кости ломит. Не я придумал, но согласен: «ссли бы молодость знала, если бы старость могла».
-Верится с трудом. Хотелось бы испытать.
-Сегодня маэстро будет играть для узкого круга друзей. Считайте, что Вам повезло. И Ваша молодость получит Высшее образование на факультете «Воспитание чувств». Скрипка не позволит Вашему сердцу стать заскорузлым.
Слышите, маэстро уже готовит инструмент.
-Пока что ничего не понимаю. Я – Фома Неверующий. Мне надо убедиться.
-Что же тут удивительного? Вы – как новичок в Храме. Сначала он не чувствует ничего. Состояние восторга и благодарности наступает позже.


Лёгкие пленительные звуки Скрипки наощупь, мягко ступая, осторожно входили в сознание. Зонтик иронично поглядывал то на соседа, то в Зеркало. Дверь в комнату приоткрылась, и он увидел отрешённые лица слушателей – друзей маэстро.
Внимало всё. Божественные мелодии, сменяя одна другую, будили воображение. Живописали картины из детства. Являли сказочные образы. Рождали желания. Дарили надежду.
Время остановилось. Душой компании была Скрипка.
Красавец-Зонтик внезапно почувствовал, что с ним происходит небывалое нечто… Улетучились ершистость и строптивость. Пропало желание бессмысленно противоречить, обижать, злословить. Эмоции отказывались принять словесный облик. Они зажили своей жизнью и звали к действию.
-Представьте, – тихо сказал Зонтик своему соседу, когда всё смолкло, – мне никогда не хотелось свободы  так, как сейчас. Давайте улетим! Расправим крылья. Почувствуем вкус жизни. Приобщимся к новым веяниям. Испытаем сумасбродные желания. Будем друзьями. Начнём сначала. Как говорится, с чистого листа.
-Мой молодой друг! Я рад метаморфозе. Но как же маэстро? Я не могу бросить его на произвол судьбы. Кто же будет за ним присматривать, спасать, оберегать? Он пропадёт без меня.
-Незаменимых нет.
-Вот именно эта мысль меня и тревожит. Я тоже без него пропаду. Мой возраст не терпит таких перемен – здоровье уж не то. А Вы – дерзайте. Полёт – символ молодости. Найдите ту, что о Вас забыла. Вот сейчас соберутся к выходу гости, и откроется входная дверь. Воспользуйтесь случаем. Летите и будьте счастливы.
-Дорогой мой, мне горько думать об этом, но, возможно, мы больше никогда не увидимся.
-Я буду думать о Вас. И помогать в трудную минуту. Мысль материальна. Прощайте.

4   
Редкие прохожие наблюдали в ночном небе непонятное явление. Некий предмет парил на фоне полной Луны. Он был похож на зонтик. Приятной наружности.




Часть вторая
Символ молодости

1   

Поддавшись озорным порывам Ветра, Красавец-Зонтик, управляя движением, поражался собственной самостоятельности. Страх первых минут свободы исчез над городскими кварталами. Восторг полёта придал смелости. 
Освещённая жёлтым светом полной Луны, кружевная зелень парков казалась таинственной. Тени громадных зданий скрывали привлекательность проспектов и улиц, площадей и скверов, заполняя их собой. Город, погружённый во мрак ночи, спал.

Зонтик присел отдышаться на раструб водосточной трубы. Он осмотрелся. С высоты птичьего полёта увидел там, вдали, в нескольких кварталах отсюда одиноко светящееся окно. Вглядевшись, узнал Старого Скрипача. Маэстро, задумавшись, пытался разглядеть звёзды сквозь мрак ночи. Должно быть и Старый Зонт не спит, подумал путешественник. Он с грустью и нежностью мысленно вновь благодарил друга за последний вечер в звуках Скрипки.
Безмолвие ночи дополнило спокойствие стихшего Ветра. Должно быть там, куда он уходит спать, в лучах Луны рождаются сказки. Они, пользуясь затишьем, неслышно входят в дом, где их любят. И устраиваются на ночь в изголовье, чтобы присниться. Людям же кажется, что знали их всегда.
Так думал Красавец-Зонтик, когда его внимание привлёк некий предмет на балконе двумя этажами ниже.
Очертания предмета напоминали… Да это же зонтик! Только очень маленький.
- Ты чей, Малыш? – спросил Большой Зонт, присаживаясь рядом.
- Я-ничей, - тихо сказал Маленький Зонтик. Он висел вниз головой, зацепившись изогнутой ручкой за перила, и всхлипывал.
- Так мы с тобой… друзья по несчастью, - медленно произнёс Зонт и задумался.
- Раньше у меня был друг – Маленький Мальчик, - сказал Малыш, - я спасал его от дождя и жаркого солнца. Служил ему опорой, когда болела ножка. Но вот Мальчик вырос. Ему понадобился огромный зонт. Даже больше, чем ты. А я стал не нужен: ведь зонтики не растут, как мальчики. И однажды мой друг забыл меня на скамейке в парке. Я хотел, расправив крылья, полететь следом. Но Ветер стих. Я потерял Мальчика из вида и стал беспризорным.
Малыш помолчал, горестно вздохнув:
- Мне говорили, что друзья могут предать. Теперь я это точно знаю. В поисках настоящего друга днём перелетаю с балкона на балкон. Заглядываю в окна. А ночью, чтобы отдохнуть, повисаю на перилах вниз головой, как летучая мышь. Чтобы легче было взлететь.
- Я тоже брошенный, - сказал Большой Зонт, - Хозяйка забыла меня в доме своего учителя – Старого Скрипача. Но, говорят, что ни делается, всё к лучшему. Волшебные звуки Скрипки научили меня слышать не только себя. Старый Зонт мастера подарил мне свою дружбу. И если бы не его решительность, я, возможно, не встретил бы тебя, Малыш. Я навсегда запомнил слова старого мудреца: полёт – символ молодости.
- Мама Мальчика говорила, что вместе легче пережить трудности, - Маленький Зонтик большой печали опять тяжело вздохнул, - я тоже рад тебе. Но мне надо привыкнуть, что теперь у меня есть ты.

2

- А знаешь, Большой Зонт, всё же те далёкие времена не прошли бесследно. От них осталась радость воспоминаний.
Большой Зонт посмотрел на Малыша вопросительно.
- Вижу, будто вчера, как мой Мальчик и все-все-все его друзья во дворе пинают мяч. Тогда это была главная игра. Дождик неспешно моросил, мальчишкам – хоть бы что. Я лежал на скамейке запасных как ненужная вещь. Но вот случился ливень. И я стал необходим.
Однажды к нам пришли все-все-все друзья Мальчика. Они хотели увидеть его большую радость – Маленького Котёнка. Он стал жить у Мальчика за пазухой, согревая друга своим теплом. Мальчик звонко смеялся, когда Котёнок без устали прыгал за бумажкой на ниточке. Они вместе читали про Хоттабыча и Чапаева, про Леди Гадиллу и Винни Пуха. Мальчик был счастлив, что стал необходим.
- А знаешь, было бы неплохо, если бы случилось Чудо! Было бы ещё лучше, если бы ему понадобились мы с тобой. То есть стали необходимы, - задумчиво произнёс Большой Зонт.
- С тобой это случалось? – недоверчиво спросил Малыш.
- Нечасто. Вернее, дважды. Я тебе уже рассказывал. Если ты становишься необходим Чуду, происходит что-нибудь неожиданное. Оно может исцелить от печали и на учить слышать сердцем. И разве не Чудо, что мы с тобой встретились? Только надо поверить, что оно непременно случится. А если мы поверим вдвоём, Чудо произойдёт в два раза быстрее.
- Пусть сначала придёт новый день. Во тьме чувствуешь себя неуверенно, -произнёс Малыш,- и плохо видно. Чудо может нас не разглядеть. И жёлтый свет Луны не в силах будет нам помочь.   

3

- Малыш, когда я впервые увидел тебя с крыши дома, ты показался мне зонтиком-колибри.
- Что такое «колибри»? – спросил Маленький Зонтик.
- Это – птичка. Она так мала, что напоминает большую бабочку.
- Как интересно! Расскажи про неё что-нибудь ещё.
- У неё тонкий длинный клюв. На лету, зависая возле огромного цветка, собирает нектар. Птичка живёт за горами и морями в далёкой жаркой стране. Там птиц-малышек много. Мы с моей Хозяйкой однажды были там.
- А почему «колибри»? – спросил Малыш.
- Наверно, какой-нибудь скрипач услышал в трепете крыльев музыку этого слова. У скрипачей самый тонкий музыкальный слух. Вот послушай: КО-ЛИ-БРИ!
Так птицу и назвали.
- Как я хочу полететь туда! Встретиться с птицей-бабочкой.
- Добраться туда непросто. И очень далеко. На пути могут возникнуть трудности, - с тревогой сказал Большой Зонт, - тебя не страшит неведомое?
- Висеть вниз головой и грустить о прошлом – не лучше. Вот наступит новый день, и случится Чудо: я отправлюсь в путешествие. Надо попытаться преодолеть себя. Мне кажется, всё дело в этом – в преодолении.
- Да ты, как я посмотрю, маленький мудрец.
- Только потери могут в этом помочь…
- В чём? – не понял Большой Зонт.
- Стать мудрым. Счастью не свойственно размышлять…
Оба замолчали, задумавшись.
- Видишь, вон там, левее, светлеет небосвод, - обрадовался Маленький Зонтик, - мне скоро – в путь. Но я вернусь. Я расскажу тебе, как это было. И ты обо всём узнаешь. Что сказал мудрый Старый Зонт? Полёт – символ молодости? – засмеялся Малыш, - я помню!


Восторженность молодого друга передалась Красавцу-Зонтику. Предчувствие Чуда появилось внезапно, будто с лучами Солнца. Ночные тени уступили место свету дня. Проснувшийся Ветер поиграл листвой деревьев в садах и парках. Коснулся сонных взъерошенных цветников. Люди выходили из подъездов домов, спеша по делам.
Зонтик взглянул в ту сторону, где ночью светилось окно в квартире маэстро.
Горошинки, в панике сбившись в цветастую стайку, обсуждали происшествие. Приведя их в порядок, не противореча своему желанию, Зонтик снялся с насиженного места. Подгоняемый Ветром, он желал Чуда. Он надеялся,.. давным-давно простив Хозяйке легкомысленную забывчивость. Вглядывался вдаль, рисуя в воображении сцену встречи. В волнении задавался вопросом: возможно ли?
В руке молодой дамы он увидел некий предмет знакомых очертаний. Прохладным утром закутанная в плащ, она спешила, торопливо постукивая каблучками.
С высоты нескольких этажей Зонтик никак не мог разглядеть её лица. Но футляр для Скрипки был несомненно знаком. Порыв Ветра откинул капюшон с головы дамы, и…Красавец-Зонтик, сложив крылья, упал к ногам Хозяйки.
- Чудеса да и только, - расхохоталась она, - осенью зонтики падают на землю как созревшие яблоки!
Хозяйка внимательно, с удивлением рассматривала зонт в весёлых горошинках:
- Да он, как две капли воды, похож на мой, забытый у маэстро.

5

- Дорогой друг, - сказал Красавец-Зонтик, - рад увидеть Вас вновь. Но теперь мне так много хочется Вам рассказать!
Старый Зонт  облегчённо вздохнул и приготовился слушать.

 


Справка: скрипичные итальянские мастера, ученики Адреа Амати, – Антонио Страдивари, Джузеппе Гварнери. В России – крепостной скрипичный мастер Иван Андреевич Батов.


Рецензии