ZONA

I
Зима в этом году выдалась слишком морозной для нашего почти европейского региона. Камеры промерзли так, что становится виден пар от дыхания, градусник зашкаливает. При вдохе появляется ощущение, будто тысячи маленьких иголочек вонзаются в органы дыхания. Клетки покрылись льдом, из писсуара под окном, который разбили отморозки еще 2 недели назад, уже ничего не текло – холодная вода в разломе образовала плотную ледяную перегородку. Кстати, отморозков потом тоже «разбили»…рассадили по разным камерам. По одиночке-то они ничто, но если в стае, могут быть похуже диких зверей. ЗОНА.
Я сидел один в камере и думал о несправедливости. Почему я? Почему именно сейчас? Почему люди, которые совершили гораздо большие преступления, чем я, отдыхают, развлекаются, живут нормальной человеческой жизнью, а я сижу и мерзну в неприспособленной к таким погодным условиям комнатушке, встречая старый новый год? Или провожая? Впрочем, какая разница? Единственная радость – в честь праздника принесли пакет затвердевшего овсяного печенья, спасибо и на этом, могли бы совсем ничего не давать – невелик праздник. И все-таки, почему же я?..
Меня посадили за драку. С детства я занимался в секции бокса, потом меня присмотрели в одной из СДЮШОР, я показался им очень перспективным и меня взяли. Я ездил на соревнования, занимал призовые места, даже какое-то время раздумывал о профессиональной карьере в спорте, но потом, взвесив все плюсы и минусы такой жизни, со СДЮШОР распрощался, полностью посвятив себя учебе и подготовке поступления  в ВУЗ. Но, возможно, именно из-за этого боксерского прошлого судья был ко мне столь немилосерден.
Полгода назад моя жена ушла от меня к человеку, который всегда был моим соперником. С Романом я учился в институте, он был единственным иностранцем на факультете, поэтому его все знали. Рома приехал из какой-то европейской небогатой страны, чем очень гордился. Однако, несмотря на свою показную гордость, жить остался здесь, получив второе гражданство. Я не слишком тянулся к дружбе с ним, но, естественно, точки пересечения у нас имелись. Он всегда старался обойти меня во всем. Я не был каким-то лидером, умником или двигателем «системы», мне казалось это странным, но позволять другому возвышаться за свой счет я не давал.  Мы оба окончили институт без троек, но Рома все же немного опередил меня в учебе – у него был «красный» диплом.
Потом как-то неожиданно оказалось, что мы коллеги  по работе. Дух соперничества остался со студенчества, несмотря на то, что в компании мы были абсолютно на равных позициях. Я надеялся, что наше ребячество с возрастом наконец-то закончится, но от меня ушла любимая жена. К нему.
С Олесей мы познакомились в офисе. Она жила через пару домов от меня, но я никогда не встречал ее на улице, в магазине… или просто не замечал. Однажды на работе я увидел заплаканную девушку, выбегающую из кабинета одного из руководителей. Мне стало ее жаль, и я решил узнать, в чем дело. А дело было - дрянь: Олеся действительно допустила серьезный промах в оформлении документов, и компания теряла серьезные деньги. Я как мог старался  утешить ее, найти правильные слова, и, наверное, она была мне за это благодарна. Дело ее разрешилось благополучно, спустя неделю  Олесю помиловали, а мы стали немного общаться. На корпоративной вечеринке я смотрел на нее издалека целый вечер, она выглядела как античная богиня среди смертных на этом празднике жизни. В полночь я собрался с духом, подошел и предложил вместе поехать на такси…
Мы не прожили вместе с ней и года. Отыграв свадьбу и обустроив быт, ее интерес к моей жизни начал угасать. С каждым днем она становилась все молчаливее и задумчивее. Как-то вечером она испытующе посмотрела на меня и сказала: «Ты знаешь, у меня такое ощущение, что я тебя больше не люблю. Может, мы поторопились, подавая заявление в ЗАГС?» И тут же захохотала, переведя разговор на другую тему. Я тогда воспринял ее слова как шутку, я боялся думать о значении этих слов всерьез, но чувствовал интуитивно, что приближается не лучший период в моей жизни. А на следующий день она ушла, без разборок, без скандалов. Придя с работы домой, я обнаружил почти пустую квартиру и ощущение полного одиночества. Да, так я остался совсем один. Но это было только началом беды. Я взял отпуск за свой счет и целую неделю пил. Выйдя в магазин за водкой, я увидел ее с ним! Моя жена и мой вечный соперник! Он вертелся вокруг ее подъезда, она хохотала, и ее глаза были совсем не такими как тогда в офисе со мной. Со мной они выражали благодарность, а на него смотрели с восхищением, с обожанием, с неприкрытым желанием. Между мной и Ромой никогда не было ни вражды, ни ненависти, только соперничество, но терпеть все это я не смог. Я просто подбежал к нему и начал избивать, жестоко, немилосердно… От неожиданности он даже не мог сообразить, что делать. Зато он отлично соображал, когда меня повязали на месте преступления – приукрасил события так, что даже мне непроизвольно стало его жалко. Конечно, Роман знал, что Олеся моя жена – законная, официально зарегистрированная и горячо любимая. Его это не остановило, он абсолютно спокойно завязал с ней отношения, делал подарки, приглашал на свидания, но тогда я всего этого еще не знал. Я наивно верил, что жена встречалась с подругами, и что красивую подвеску купила себе сама. Помню, как я восхищался ее вкусом… Неожиданно для меня, Роман подал в суд. Мне казалось, что мы сможем уладить этот конфликт миром, без посторонних, все-таки знакомы с ним мы были уже давно, тем более я не догадывался о длительности их с Олесей отношений, полагая, что они еще в зачаточном состоянии, и даже испытывал некоторый стыд за свой срыв, но Рома решил иначе. Дело состряпали потрясающее: оказалось, что я тупой, склонный к агрессии и насилию, боксер, хронический алкоголик и вообще очень неуравновешенная личность! На суде Олеся плакала, смотрела на меня с жалостью, но свидетельствовала против меня. В перерывах я видел, как она тайком прижималась к нему. Какой далекой она мне показалась тогда, совершенно чужой и далекой…
Меня осудили на 2 года лишения свободы. Судья выглядел человеком понимающим, и, как мне тогда казалось, скрасил немного мое наказание. Я думал, что 2 года – это совсем немного, и пролетят незаметно…
И вот, я здесь, «на Зоне». Я совсем один. Кроме бывшей жены родственников в городе нет. Я никому не нужен. С женой нас развели в 2 счета, Рома постарался: детей нет, да и имущества совместного толком мы не нажили, поэтому проблем не возникло. Наверное, они теперь вместе…
Иногда нас выводят на прогулки, и мы ходим кругами – кучка неудачников с поломанной жизнью. Не каждый намеренно замышлял совершить преступление, разное случается у людей. Особенно мне запомнилась одна наша прогулка, когда у одного из надсмотрщиков заиграла очень подходящая к месту мелодия звонка в телефоне, а он почему-то долго не брал трубку. Это была песня группы «Сплин», «Выхода нет». Когда я нарезал очередной круг, остро чувствовалось, что выхода действительно нет, когда ходишь по кругу. Многие заключенные в тот момент переглянулись…
Сейчас я думаю, что мое пребывание на Зоне незаслуженно: дело раздули, судья вполне мог обойтись условным сроком, поскольку ранее судимостей у меня не было. Но тогда я многого не знал, я был раздавлен и совсем не думал о последствиях, упиваясь своим горем. Сейчас мне 27, выйду я ближе к 30. Я упускаю столько возможностей, я уже столько всего упустил! А из-за чего собственно? Из-за того, что набил морду человеку, который разрушил мою семью. Нашлись «добрые люди», которые очень подробно рассказали мне о том, как развивался роман моей жены и этого ублюдка! Одним из «добрых людей» оказалась подруга жены. Она была единственной, кто приходил ко мне, она даже была на слушании в суде, но отвернулась от меня и мгновенно исчезла после того, как меня осудили. Я думаю, она метила на место Олеси, вот только прогадала с перспективами: всегда ее не любил, она казалась двуличной и не внушала доверия.
И вот, уже полгода в моей голове по кругу ходят одни и те же мысли. Я вспоминаю о своей жизни до Зоны и думаю, почему все-таки я? Недавно я подхватил воспаление легких, вчера должен был прийти врач, но так и не пришел. Из-за праздников, наверное. Надо будет потом о себе напомнить.
Моя камера рассчитана на 4 человек, но бывали времена, когда она вмещала и большее количество людей. Двух моих соседей выпустили еще до Нового года – закончился их срок. Отморозков посадили дней через 5, а потом оставили только одного, остальных рассадили по освободившимся камерам. Но перед самым Новым годом моему отморозку «повезло» – его скрутило, и поэтому он был переведен в санчасть, с подозрением на перитонит. По крайней мере, ему не пришлось загибаться здесь от лютого мороза, и он вряд ли подхватит воспаление легких. Теперь я один даже в этом безрадостном месте!
…Но скоро рассвет,
Выхода нет,
Ключ поверни и полетели.
Нужно вписать
В чью-то тетрадь
Кровью как в метрополитене:
ВЫХОДА НЕТ!
ВЫХОДА НЕТ!
                Сплин (с)


II
В этом году неестественно морозная зима, совершенно несвойственная для нашего, почти европейского, региона. Пока идешь по улице, промерзают все части тела, даже сквозь многочисленные слои одежды. Все население перебралось в метро – мало кто хочет задубеть в наземном транспорте. Только изредка какой-нибудь смельчак вылетает из перехода и, сломя голову, несется к необходимому месту. Накрашенные ресницы слипаются, трудно открыть глаза, а если заходишь в теплое место – они тают и некрасиво размазывается тушь по щекам. Наскоро вытираю этот позор, и вот, уже образовались синяки под глазами, от туши.
Я неслась к месту своей работы, но каблуки застревали в снегу и тормозили. Думать ни о чем не хотелось – главное: быстрее попасть в теплое место. Руки, ноги и лицо промерзли так, что трудно было ими пошевелить. Господи, ну зачем я одела сегодня каблуки?..
Как всегда, на входе в дверях меня встретила очередь на досмотр. Я была уже в тепле, поэтому это обстоятельство меня не огорчило. Сегодня на входе стоял Рус, поэтому благодарно кивнув за проигнорированный Сникерс, который он должен был изъять, я пообещала угостить его кофе: благо, хотя бы кофе 3 в 1 сюда приносить разрешено. Рус очень хороший парень, всегда заступается за нас в конфликтных ситуациях. Почему-то наше руководство старалось всячески разобщить охранников с остальными сотрудниками, наверное, они боялись обоюдного покрывательства. Видимо, так и произошло бы, но пришел Рус – курсант военного училища. В таких заведениях совсем другие законы, и он победил эту гнилую систему.
Раздевалка, как всегда, встретила меня запахом потных мужских носков. Шкафчиков в раздевалке меньше, чем сотрудников раза в 3-4, поэтому все вынуждены соседствовать друг с другом, скидываясь лишь на замок. Когда я устраивалась, вышло так, что в женском отсеке не было ни одного свободного места, поэтому в свой шкафчик меня пригласили 2 парня, недавно лишившиеся третьего соседа. Один из них был курсант Антон, очень добрый и отзывчивый официант, вторым был один жутко вредный бармен-студент Стас, но благоухающие носки оставляли в шкафчике оба, поэтому я придумала складывать эти носки в полиэтиленовые пакеты и обрабатывать шкаф освежителем. Конечно, уборка в шкафчике нужна только мне, поэтому одна я ее и делаю. Кажется, парням даже нравится этот уход, они всегда извиняются за срамоту и благодарят за понимание. А мне нравится «жить» с ними, уж не знаю почему.
Переодеваюсь в спецодежду: белая блузка, брюки, туфли, фартук, галстук, бейджик, улыбка. Понимаю, что в здании тоже не слишком тепло: везде сквозняки, к промерзшим стенам лучше не прислоняться. В клетках дольше 5 минут находится вообще невозможно – система кондиционирования работает на полную, аж сдувает; в туалете как в склепе… Какой идиот попрется сюда в такую погоду? Сделали бы лучше выходной!.. Идиоты нашлись – три колбасера на спидах. Зона.
Я официант, в ночном клубе Зона работаю уже полгода. Моя работа устраивает меня далеко не во всем. Я ненавижу улыбаться тем людям, которым не хочу, я ненавижу доброжелательно, или даже радушно, относится ко всем гостям, меня раздражает необходимость отслеживания каждого шага гостя, ведь нередко находятся те, которые хотят затеряться в заведении, не заплатив. При этом, по отношению к таким уродам нельзя допускать никаких негативных интонаций, можно только заигрывать или умолять их заплатить, не имея совсем никаких рычагов воздействия. Официально, разумеется. На слово нельзя верить никому, в противном случае, счет такого гостя оплатишь ты сам. Такая вот корпоративная этика. Слава Богу, что интуиция меня еще ни разу не обманула. Эта работа высасывает из меня жизненные силы, я знаю, мне это ужасно надоело, я устала, но жизненные обстоятельства заставляют все это терпеть и работать дальше – меня бросил муж.
В 19 лет я вышла замуж по большой любви и, конечно, большой глупости. В воображении все рисовалось радужно, но в реальной жизни никогда не бывает просто. Он гулял всегда. Впервые я застукала Илью на празднике друзей, на который не собиралась идти, но потом передумала.  Я хотела найти мужа и извиниться за наш последний разговор, где я резко упрашивала его несколько ограничить свое времяпрепровождение у друзей. Зайдя в квартиру именинника, я увидела пьяную девицу, сидящую у него на коленях, которую он нежно поглаживал по бедру. Увидев меня, Илья девицу согнал, чем вызвал ее полное недоумение, но на меня посмотрел с вызовом и ничего комментировать не стал. Пьяная барышня, которая не подозревала, кто я для него, махнула стопочку и снова подошла к нему с предложением пойти  в другую комнату и повторить…  Когда я все узнала, то, конечно, как последняя дура, его простила, и, конечно, это вскоре повторилось. Тогда я попыталась его переделать, полагая, что со временем дурь пройдет. Так прошел год. Муж уже не стеснялся приходить под утро, он начал выворачивать факты в свою пользу, обвиняя меня во всех тяжких, иногда это доходило до абсурда. Я уже не выдерживала этого шквала нападок и как глупая девчонка шла на поводу: закатывала скандалы, устраивала истерики… Моя гордость уже не могла сдерживать все эти потоки негатива, накопленные бесконечными гулянками и пьянками. А он…он взял и ушел сам. Навсегда. Сказал, что ему все надоело.
Я сидела в туалете и думала о несправедливости. Вторая кабинка слева – мой «офис». В клубе туалеты огромные, кабинки в них довольно просторные, там спокойно помещаются до трех человек. Обычно, когда мне нужен был непродолжительный отдых от шума, я заходила в свою кабинку, опускала крышку унитаза, вставала на него ногами и садилась на широкий выступ в стене над унитазом. Тут можно было позвонить или помолчать. Можно было прильнуть к стене и совсем немного подремать, когда не оставалось сил. А еще можно было подумать, зависнуть и просто подумать, обо всем. Постучалась Надюха, покурила и убежала. Надюха – человек позитивный, она из тех, у кого всегда все хорошо. Правильная, в общем-то, позиция. С другой стороны, мне кажется, что она живет в каком-то своем вымышленном мире и лжет, прежде всего, самой себе. Зачем-то придумала, что ее родители – дипломаты, живут в другой стране, а сама она в дневное время учится в МГИМО. Конечно, я в курсе, что у нее нет отца, а мать работает на какой-то низкой должности в бюджетной организации и еле сводит концы с концами. Конечно, студент МГИМО никогда бы не пошел работать в ночной клуб, скорее такой персонаж стал бы его завсегдатаем. Но Надюхе всегда было комфортно в своем выдуманном мире, и она не торопилась вылезать из скорлупы.
Сизый дым от сигарет мерцал под мигающими светодиодами, я молча прислушивалась к отзвукам музыки на хаус-танцполе. В голове сидел занозой все тот же вопрос-почему все-таки я? Многие мои приятельницы греются сейчас в офисах впиваясь в монитор ноутбука, а я вынуждена сидеть во второй кабинке слева вшивого туалета промороженного ночного клуба, получать копейки и не иметь ни минуты времени на обустройство личной жизни? Я поступила на дневное отделение не самого престижного ВУЗа после школы, но моя любовь и мое замужество негативно повлияли на учебу. В какой-то момент меня даже хотели отчислить, но удалось выбить академический отпуск. Теперь я восстановилась, но родственников в столице нет, поэтому по ночам приходится работать, чтобы снимать себе жилье. Сейчас я уже не та, что прежде. Мне чуть больше 20, многие мои ровесники заканчивают институты, работают в приличных фирмах, а я просто раздавлена и никак не могу собраться…
Единственное преимущество Зоны - все-таки коллектив. Душевные люди подбираются. Музыка тоже очень интересная, мы с коллегами любим хаус, наверное, это свойственно всем молодым. Правда, практически все мы сильно не любим наше высшее начальство. Оно у нас, кстати, «голубое»…
Опять постучалась Надюха и отвлекла меня от крепких дум. Она пришла поболтать – все-равно клуб практически пустой. Еще бы, в такую-то погодку! Я вспомнила, как мы с ней однажды ночевали на 4 этаже в зале Чилл-аут. В нем было множество тематических комнат для депозитных заказов, некоторые с весьма специфическими свойствами. Мы выбрали с ней тогда комнату с кодовым названием «Садомаза» и долго смеялись над ребятами-барменами из соседнего «Аквариума», мешая им спать. Один из них пошел к нам разбираться, но не успев сказать и слова, получил подушкой по голове. Парень мгновенно вылетел, но подумав полминуты, полез опять и… снова ему в голову прилетела подушка. После этого он уже не стал с нами связываться, а закрыл уши руками и заснул. Мы сами видели его в этой нелепейшей позе, когда заглянули в «Аквариум». Веселое было время.
С тех пор многих не стало: наше «голубое» руководство прилично почистило нутро клуба путем увольнения целого косяка бывалых сотрудников без содержания. Пришили всем какие-то несуществующие грехи, чтобы не повышать зарплату и не платить пособие. Ведь гораздо проще набрать не опытных сотрудников за копейки на «стажировку», чем официально оформлять и поощрять за труды старых. Старых можно и списать, оставив пару человек для преемственности. Интересно, где они сейчас все, как устроились? Хорошие были ребята. Перед уходом некоторые парни открыто намекали, что некоторым предлагались «варианты», как замять инцидент и даже получить повышение и некоторые льготы. Ууу, любители молодых послушных мальчиков, надеюсь, вас когда-нибудь запретят. Я не то, чтобы гомофоб, но, по-моему, они с этой вседозволенностью творят полный беспредел. После такой серьезной чистки, выжили немногие, к счастью, и мы с Надюхой, но набрались свежие кадры и коллектив снова ожил.
Иногда мне кажется, что, по сути, Зона-клуб не отличается от обычной тюремной зоны. В качестве гостей собираются здесь одни отбросы, правда, в основном очень богатые: пьянствуют, сорят деньгами, прожигают жизнь. Смотришь на всю эту вакханалию и не видишь в них почти ничего человеческого. Такие же замаравшиеся личности, как и в тюремном мире, только более хитрые и удачливые что ли… Отмазались? Откупились? Повезло? Отморозки, наркоманы, извращенцы, моральные уроды и преступники, только очень везучие.
Огромной популярностью пользуются у посетителей наши клетки. Так и хочется запереть там какого-нибудь очередного гостя и сказать: «Привыкай сидеть за решеткой, парень!» Но я не могу. Я мило улыбаюсь и спрашиваю, что он желает выпить…
Когда-то, еще в школе, на каком-то концерте парни-старшеклассники выступили вживую как рок-группа. Это было возле ДК на 9 мая. Они пели песню какой-то очень популярной группы в то время, не помню какой, но смысл был в том, что кто-то должен изменить нашу жизнь в лучшую сторону, что-то придумать и сделать для этого. Года идут, но ничего не происходит. ВЫХОДА НЕТ. Почему-то именно она сейчас мне вспомнилась. Даже не представляю, сколько мне еще предстоит пробыть здесь…
…Скоро рассвет,
Выхода нет,
Ключ поверни и полетели.
Нужно вписать
В чью-то тетрадь
Кровью как в метрополитене:
ВЫХОДА НЕТ!
ВЫХОДА НЕТ!
                Сплин (с)

Март , 2006 г. (18 лет)


Рецензии