Боец невидимого фронта

Есть люди, которые ежедневно стоят на защите наших лесов, рискуя жизнью. Зачастую, их работа нам не заметна. Однако важно понимать, что если сегодня обошлось без происшествий, то только потому, что они отлично справляются со своим делом.
К таким бойцам невидимого фронта можно с уверенностью отнести главного специалиста авиационного учебного центра ФБУ «Авиалесоохрана» Николая Сергеевича Фролова, который в феврале этого года отметил свое 80-летие. Более полувека своей трудовой деятельности юбиляр посвятил борьбе с лесным врагом – огнем.
Мальчик Коля родился за три года до начала Великой Отечественной войны, поэтому хорошо знаком с теми последствиями, которые в считанные минуты может нанести огонь. Свое детство он провел в селе Филипповское Ярославской области. Как любой сельский житель, сызмальства бывал в лесу, знал грибные и ягодные места, дорожил и восхищался нашим природным достоянием.
– Помню, как папа, собираясь в лес за грибами, раздавал нам с братом и сестрой по корзине, и строго наказывал – костры не разводить, беречь природу, – вспоминает Фролов.
Несмотря на то, что маленький Коля рос в семье простых колхозников, с самого детства проявлял способности к наукам. Досуг он любил проводить не только в игре в «войнушку» с сельскими ребятишками, но и за чтением книг. Любых. Какие могли достать для любознательного сына родители.
В отличие от большинства детей, которые окончили лишь начальную школу, Фролов продолжил получать образование. Его не испугало ни семь километров бездорожья, ни зимние вьюги, сбивающие с ног, ни дикие звери, чей вой и следы мальчик слышал и видел неоднократно. С упорством и рвением он «грыз» гранит науки. Поэтому, когда отец показал юноше маленький листочек с объявлением о наборе в Рыбинский лесной техникум, тот, не раздумывая, согласился.
– Мне всегда нравилось учиться, – делится Николай Сергеевич, – корпеть над учебниками и проводить вечера в библиотеке, работая над очередным рефератом. Поэтому и зачеты «на отлично» я сдавал играючи. При всей моей тяге к новым познаниям я вел активную общественную жизнь. С первого курса меня избрали старостой, и я достойно нес эту должность все время учебы. Позднее стал вести кружок механизаторов. Но особой гордостью был общественный мотоцикл, которым мне доверили управлять – вот стоящий повод для любого пацана воспарить от счастья (смеется).
Годы учебы пролетели незаметно. На руках молодого человека диплом о среднем профессиональном образовании с отличием. Ему бы покорять лесные просторы, оттачивая навыки своей профессии, однако, долг Родине обязал его сменить рубашку на тельняшку. Фролова призвали в армию.
Служба в Балтийском флоте, в бригаде торпедных катеров началась словно романтическое приключение, если опустить, конечно, трудные дни учебы и физической подготовки. Рассекая волны изо дня в день, Николай Сергеевич получал колоссальный опыт, набирался мужества, взрослел. Домой в отпуск вернулся уже не юноша, а настоящий мужчина...
Говорят, глаза – это зеркало души. Вглядываясь в еще сохранившие озорной огонек глаза Николая Сергеевича, можно разглядеть юношу, который со свойственной ему галантностью раздает комплименты барышням. Несмотря на прошедшие года, мужчина сумел сохранить то обаяние и обходительность, которые и сейчас позволяют ему дать фору молодежи в общении с прекрасным полом. Однако свое сердце, раз и навсегда, Николай отдал лишь одной женщине – жене Анне. Тогда, более пятидесяти лет назад, она сказала ему «да», скрепив навеки их судьбы. Единственная встреча переросла в длинную и счастливую семейную жизнь.
– Мне доводилось слушать о любви с первого взгляда, – вспоминает Николай Сергеевич, - но я и не предполагал, что это коснется меня. Помню, как впервые увидел ее на свадьбе старшего брата. Скромная улыбка и легкий завиток ее каштановых волос лишили меня сна. Три дня, отведенные мне на берегу в увольнении, я провел в разговорах с моей Аней. Потом потянулись долгие будни моряка. Старался забыться работой, но то и дело очертание ее лица всплывало на гребне волны моей памяти. Мы оба спасались письмами, которые раз за разом перечитывали. Кстати, супруга до сих пор хранит те желтые листы нашей зарождающейся глубокой любви. Не помню, как я пережил разлуку. Впервые со дня моей службы этот полугодовой поход был для меня в тяжесть. Демобилизовавшись, я мчал к моей будущей жене на парусах любви с предложением руки и сердца.
Крики «горько» и поздравление родных и близких остались позади. Потянулись семейные будни. Николай Сергеевич, поступает на работу в Софринский экспериментально-механический завод на должность техника. Одновременно подает документы в Московский лесотехнический институт на специальность инженер-механик.
– Трудно было работать и учиться, – признается Фролов, – еще и маленькая дочурка требовала к себе внимания. Помню те бессонные ночи, проведенные над решением очередной контрольной, помню беспокойные взгляды жены, когда наливал себе очередную кружку кофе. Несмотря на трудности, учебу я не бросил, не в моем это характере.
В 1966 году молодого специалиста переводят в Центральную базу авиационной охраны лесов инженером-конструктором производственно-технической лаборатории. Медленно, но верно он взбирается вверх по карьерной лестнице, дослужившись до должности начальника лаборатории, благодаря безупречному знанию своего дела и упорному выполнению поставленных задач. Вот уже более полувека он занимается разработкой и внедрением новых средств для тушения лесных пожаров. При его участии были разработаны мягкие емкости для доставки воды на внешней подвеске вертолета МИ-8 к местам тушения лесных пожаров, водосливное устройство ВСУ-5А к вертолету МИ-8 с системой дозированной подачи пенообразователя и сливное устройство к самолету АН-2П для тушения лесных пожаров с воздуха, устройство для приготовления и заправки самолета АН-2П огнетушащими составами, высоконапорная мотопомпа с комплектом напорных рукавов диаметром 25 мм для увеличения дальности подачи воды на пожары, огнетушитель ранцевый ОРХ-3 и огнетушащие составы ОС-5У и ОС-А2М для повышения надежности и эффективности тушения лесных пожаров. В 2013 году по его инициативе и участии был разработан огнетушитель ранцевый моторизованный ОРМ-4/25, на который была подана заявка в Федеральный институт промышленной собственности и получен патент на полезную модель.
– Работать всегда было очень интересно, – продолжает свой рассказ Николай Сергеевич, – модернизировать, конструировать, разрабатывать, улучшать – одним словом – облегчать борьбу авиапожарных с огнем. Я не понаслышке знаю, насколько опасна и тяжела профессия десантника-пожарного. Это бравое дело. Летишь на самолете, видишь, как дымят «легкие» нашей планеты и сердце кровью обливается. Тут уж забываешь о себе, на кону спасение леса.
Разработка и внедрение экспериментальных образцов требовали от Фролова частых командировок, и непросто в авиабазы, а на пожары. Пришлось осваивать еще одну специальность – десантник-пожарный. В этой должности мужчина объездил всю страну, жертвуя общением с дочкой, ради выполнения своего долга. 
– Долг для мужчины свят, – особым тембром голоса ответил Фролов, демонстрируя настоящую армейскую выправку (и это в таком-то почтенном возрасте!). – Мой дед, мой отец учили меня защите Родины с малых лет. Пусть пули над головой моей и не летали, но мы – дети войны, впитали эту истину с молоком матери. Для нас война была не с автоматом в руках, а с лопатой, которой, прокладывая минерализованные полосы, мы преграждали дорогу пламени. Огонь беспощаден, и только авиапожарные могли и могут его остановить, обезглавить, уничтожить. Помню, как в Забайкальском крае наша команда отстаивала детский лагерь. Не щадя себя, мы ринулись в бой, обескуражив врага встречным отжигом и выиграв, тем самым, спасительное время. В той битве была одержана победа, другого выхода у нас просто не было.
Сколько «победных сражений» осталось за плечами нашего собеседника и не сосчитать. Но определенный алгоритм поведения авиапожарных на пожаре он вывел – чем масштабнее пламя, тем с большим рвением ребята стараются его потушить. Для каждого десантника-пожарного или парашютиста-пожарного его долг превыше всего, Фролов не исключение. Не раз, обливаясь потом, чувствуя на щеках обжигающее дыхание огненного дракона, он только сильнее сжимал в руках ранцевый лесной огнетушитель, неистово продолжая сражение за каждый кустик, за каждое птичье гнездо. Однако, если пожар уже расправил свои огненные крылья и стремительно летит «кусая» верхушки многолетних деревьев, то тут наземными силами без авиационного подкрепления победу одержать будет тяжело.
– Те, кто хоть раз побывал в лесном пекле, понимают, что многое зависит не только от опыта и сноровки человека, но и от лесопожарного оборудования и снаряжения, – продолжает один из опытнейших сотрудников ФБУ «Авиалесоохрана». – Сейчас уже лаборатории, где я трудился как таковой нет, но свое дело мы продолжаем в авиационном учебном центре. На протяжении многих лет ФБУ «Авиалесоохрана» является постоянным участником всероссийских и международных выставок, форумов, научно-практических конференций. Дебютировали в 1976 году на международной выставке «Лесдревмаш», именно там мы впервые увидели высоконапорную мотопомпу канадского производства с комплектом высоконапорных рукавов. Тогда перед нами была поставлена задача разработать аналогичное оборудование, с которой мы блестяще справились. Идеи многих наших последующих усовершенствований рождались как раз после подобных мероприятий.
В груди Николая Сергеевича словно вмонтированный моторчик, который непрестанно крутится, давая небывалые силы этому неуемного человеку. В свои 80 лет бодрости и жизнелюбия ему не занимать. Особенно это заметно в работе, которую он с особым рвением выполняет. Специалист с большой буквы с легкостью ответит на любой вопрос касающийся лесопожарного оборудования, снаряжения и не только. Своим многолетним опытом он охотно делится как с молодыми коллегами, которые словно птенцы внимают каждому его слову, так и с широкой аудиторией. Работая в авиационном учебном центре ФБУ «Авиалесоохрана», Фролов участвовал в создании различной учебно-методической литературы: «Справочник лесного пожарного», «Каталог специализированной лесопожарной техники», «Справочник по лесопожарному оборудованию и авиации» и других.
– Сейчас мы планируем создание видеоурока, с помощью которого появится возможность дистанционно обучать парашютистов-пожарных и десантников-пожарных использованию воздуходувок, мотопомпу и т.д.– с воодушевлением рассказывает о своей деятельности Почетный работник лесного хозяйства. – Работы и планов еще много, и много чего хочется реализовать. К сожалению, время течет быстрой горной рекой, за которой не угнаться, поэтому каждый день я, что называется, выпиваю до дна, стараясь сделать как можно больше.
Его самоотверженность и любовь к Авиалесоохране не осталась незамеченной. За многолетний и добросовестный труд Николай Сергеевич удостоен многочисленными наградами. В их числе знак «За сбережение и преумножение лесных богатств РСФСР», медаль «В память 850-летия Москвы», присвоенное ему звание «Почетный работник лесного хозяйства», а также Благодарственное письмо Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации С.Е. Донского.
Сейчас Николай Сергеевич, свою неуемную энергию черпает из уютного семейного очага и спорта. Зимой соседи часто видят Фролова рассекающим на лыжах снежные просторы, а в теплое время года его любимым местом отдыха становится дача, которую он построил собственными руками. Шелест листьев, монотонное жужжание шмеля, легкий аромат цветов, заботливо посаженных любимой женой – вот что наполняет внутренний мир нашего героя.

Фото Игоря Капустина


Рецензии