Хазарус. От Шаба до Шэнси

Шаба!!
     Савэ (у Фирдуоси), Янг-су-тегин, Дулуй.
     Тюркский хан.
     Второй сын Дяньгу Дату-хана, могущественнейшего из Западно-тюркютских каганов, с которым Византия установила союзные отношения.
     В 589 г., когда Византии удалось собрать обширную коалицию против Ирана, с востока против Ирана выступили тюркюты, находившиеся под властью одного из удельных ханов Шаба.
     С севера Византия натравила на Азербайджан и Армению, находившиеся под властью Ирана вторглись хазаоы, а с юга арабские шейхи.
     По исследованию Л.Н.      Гумилёва Шаба был владетелем Пайкенда Янг-су-тегин или Дулуй (по китайским летописям).
     Любопытно было бы установить связь слов Шаба, Савэ, северы, савиры, савроматы, Сибирь, чёрный.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаболио!!
     Сын Коло-хана.
     в 581 г. между членами рода Ашина началась борьба за власть.
     По правилам престолонаследия верховным каганом надлежало стать племяннику Тобохана Далобяню, но он был обойдён.
     Престол достался сыну Коло-хана Шаболио.
     Далобянь получил только удел и титул Або-хана.
     Шаболио ненавидел своего брата и однажды неожиданно напал на его аймак.
     Далобянь успел сбежать к своему двоюродному дяде Дяньгу Дату-хану, управляющему западными владениями тюркютов.
     Сторону Далобяня приняли и другие удельные ханы, в связи с чем наступление на Византию остановилось.
     Шаболио обратился за помощью к Китаю и признал себя вассалом Суйского дома, незадолго перед тем установившего свою власть в Небесной империи.
     С помощью Китая Шаболио разбил Далобяня, но только наследнику Шаболио, его брату Шеху-хану Чулохэу в 587 г. удалось схватить и казнить мятежного Або-хана Далобяня.
     В 585 г. во время великой смуты в Тюркютском каганате а-ба (абары) напали на ставку тюркютского хана Далобяня, но скоро были усмирены.
     (Грумм-Гржимайло).
--------------------
     Только сын Шаболио Дулань-хан Юнь-Юйлюй в 593 г. сумел восстановить единство Тюркютского каганата.
     Были ещё тюркютские ханы Спарзегун, Кунаксол и Тулдих, но из какого рода - неизвестно.
     Сильные ханы из рода Ашина во времена столкновений Восточной и Западной конфедерации тюркютов около 625 г. с трудом лавировали, а слабые ханы из рода Ашина становились игрушкой в руках племенных вождей.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шабран!!
     Шабириан, Шабранская область после покорения хазар в 737 г., Мерван подождал, пока каган вернулся в свою столицу, восстановил его власть и, назвав кагана своим братом, с большой добычей и 40 тысячами пленных вернулся в Закавказье.
     Хазарские пленники были поселены между Самуром и Шабраном, а буртасы в Кахетии.
     Царство Шабиран, по данным арабских писателей (Караулов), приходится на Шабранскую область бывшего Кубинского ханства.
     В 70-х гг. XII в. «хазары» или «дербентские хазары» упоминаются в грузинской летописи и в сочинении ширванского поэта Хакани.
     Сообщается, что они предприняли набег на Ширван, но соединённые ширвано-грузинские войска, отразив их, в свою очередь захватили город Шабран, находившийся под властью дербентского эмира.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шад, титул!!
     Древнееврейское "мэлэх" передаёт новый титул хазарского шада—бек.
     Титул "шад" в IX в. ещё употреблялся, но в Х в. уже вышел из употребления, и источники его не фиксируют.
     Уже во второй половине IX в. шад-бек не просто равноправный с хаканом правитель, каковым он выглядит для событий 30-х годов этого века, но истинный государь Хазарии.
     Именно таковым он предстает в рассказе Ибн Русте — Гардизи.
     Источники этой группы сообщают, что у хазар два правителя (малика).
     Один—шад, в руках которого сосредоточена вся власть.
     Другой—высший ("ал-азам, бозорг"), называемый хакан, у которого лишь титул.
     Шад командует войском, собирает подати.
     Из этих описаний ясно, что во второй половине IX в. вся реальная власть была в руках шада, но хакан официально являлся верховным главой государства.
     Таким образом, если говорить о двоевластии у хазар, то его надо хронологически приурочить к IX в., когда шад (бек) постепенно оттеснил хакана на второй план.
     Власть верховного правителя Хазарии (хакана, затем шада-бека) была, по сути дела, неограниченной, хотя есть основания полагать, что даже в последний период существования Хазарской державы роль родовых традиций была сильна, главным образом в плане обязательной принадлежности правителя к определенной семье — роду.
     Хазарский шад, ставший инициатором обращения хазар в иудаизм, имел выбор среди трех монотеистических религий: христианства, ислама и иудаизма.
     (Новосельцев)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шад, царь!!
     Земной царь хазар.
     Перстень на его указательном пальце с черепом - знаком смерти - был знаком приобщения к таинствам существования кагана.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шадкаганбек!!
     Царь. Бек.
     Так в русских летописях называли первого хазарского царя-иудея Булана.
     Хотя каганом он, конечно, не был.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаки!!
     Шак, город.
     Когда в 654 г. Хабиб ибн Маслама, несмотря на договор 652 г., оккупировал Армению и Грузию, другой арабский полководец Сельман ибн Рабиах ал-Бахили завоевал Азербайджан.
     Арабы, по данным Табари, заняли Байлекан, Берда, Шамхор, Кабалу, Шаки, Ширван, Маскат и другие области и города и, наконец, подступили к Дербенту.
     Гевонд рассказывает, что в 730/1 г. хазарское войско прошло через землю гуннов, проход Чора (Дербент), землю маскутов и, перейдя Араке, вторглось в Пайтакаран, убивая всех мусульман, где бы они ни находились.
     Зимовавший как обычно в Шаки Джаррах, узнав о появлении хазар, двинулся в Берда, а оттуда к Ардебилю, где и поджидал врагов.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаман!!
     Первоначально хазары придерживались традиционных тюрских верований.
     Главное место в пантеоне занимал бог неба Тенгри.
     Ему приносили жертвы в священных рощах.
     Каган считался воплощением его покровительства, и осуществлял роль шамана.
     Языческий культ кагана продолжал сосуществовать на государственном уровне, даже с принятием иудаизма.
     (Википедия)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаманизм тюркский!!
     Первоначально хазары практиковали традиционный тюркский шаманизм, сосредоточенный на небе бога Тенгри, но на него оказали сильное влияние конфуцианские идеи, импортированные из Китая, особенно из Мандата Небес.
     Ашинский клан считался избранным Тенгри, а каган был воплощением благосклонности небесного бога, подаренного туркам.
     Каган, который потерпел неудачу, явно потерял благословение бога и обычно был ритуально казнён.
     Хазары поклонялись нескольким божествам, подчиненным Тенгри, в том числе богине плодородия Умай, Куара, богу грома, и Эрлику, богу смерти.
     Шаманизм относится к традиционным исцеляющим и религиозным практикам Северной Азии (Сибири) и Монголии.
     Постепенно концепция шаманизма была распространена на общем языке на ряд традиционных убеждений и практик, которые включают в себя способность диагностировать, излечивать, а иногда и причинять человеческие страдания, пересекая ось мунди и формируя особые отношения с или контролируя над, духи.
     Шаманизм основан на предпосылке, что видимый мир пронизан невидимыми силами или духами, которые влияют на жизнь живых.
     Можно сказать, что шаманы - это эксперты, занятые анимистами или анимистскими сообществами.
     Шаманы, однако, нередко организуются в ритуальные или духовные ассоциации на полный рабочий день, как и священники.
     Слово «шаман», вероятно, возникло среди сибирских тунгусов (эвенков) и буквально означает «он (или она), который знает»; вера в то, что это слово может быть получена на санскрите, возможно, связана с отношением между словами «шаманизм» и «шаранизм», от санскритской «шараны», пали и пракрита «самана»; Однако самины были аскетами, а не шаманами.
     Однако на санскрите слово «шамана» также существует, и это означает акт успокоения, успокоения, успокоения или разрушения - это через буддизм могло привести к формированию современного шаманского слова.
     Иногда шаманские практики утверждают, что они предшествовали всем организованным религиям и, безусловно, относятся к периоду неолита.
     Аспекты шаманизма встречаются в более поздних, организованных религиях, как правило, в их мистических и символических практиках.
     Некоторые из шаманских практик греческой религии позднее были приняты в римскую религию.
     (Википедия)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаманы!!
     Хранители Вечного огня у хазар.
     По преданиям этот огонь зажёг ещё Ашина, делая свою сталь в печах.
     Шаманы приносили огонь Ашины на место, где должен был происходить сбор старейшин хазарских.
     Если место было выбрано правильно, то огонь разгорался, если - нет, то затухал и тогда шаманы искали в степи другое место для собрания.
     Когда священный огонь разгорался, воины ограждали кольями это место и туда не имел права, сколько бы не шло собрание, входить никто с оружием.
     Этот обряд стал нарушаться только в последние годы существования Хазарии.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шамхор!!
     Город.
     По-видимому, именно этих савир, явившихся в 576 г. с посольством в Византию, армяне называли «севордик», а арабы «сиявардии».
     Балазури сообщает, что они разрушили старый цветущий город Шамхор вскоре после смены наместника Армении Язид Бен Усайда ас- Суламп, правившего здесь в пятидесятых годах VIII в. Табари сообщает, что когда в 654 г. Хабиб ибн Маслама, несмотря на договор 652 г., оккупировал Армению и Грузию, другой арабский полководец Сельман ибн Рабиах ал-Бахили завоевал Азербайджан.
     Арабы заняли Байлекан, Берда, Шамхор, Кабалу, Шаки, Ширван, Маскат и другие области и города и, наконец, подступили к Дербенту.
     Религиозные ограничения и преследования распространялись не только на христиан, они охватывали и мусульман, особенно опасных для Хазарии по их связям с враждебным Арабским халифатом.
     Именно в этой связи надо рассматривать сообщение о переселении в 854/5 г. в Закавказье 300 семей хазар-мусульман.
     Хазары-мусульмане, как и христиане, не могли сочувствовать реформе, выдвигавшей иудейскую религию на первый план, и, подвергаясь преследованиям, надо полагать, как и кабары, бежали из своей страны.
     Это было не просто переселение, а политическая эмиграция; но, если кабары-язычники бежали к мадьярам, то хазары-мусульмане искали убежища у единоверцев в границах Арабского халифата.
     Эмигранты были поселены в восстановленном городе Шамхоре, получившем теперь имя тогдашнего халифа Мутаваккиля.
     Город Шамхор за сто лет до этого был разрушен жившими поблизости сиявардиями (савирами).
     Хазары-мусульмане, следовательно, были помещены в области, в которой издавна обосновывались выходцы с северной стороны Кавказа.
     Савардии известны в Закавказье с 752 г., когда они восстали против арабов и разрушили г. Шамхор.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шапур I!!
     Шах.
     Арабские писатели дают довольно значительный материал о хазарах ещё до встречи их с арабами, вероятно, восходящий к пехлевийским источникам, хотя упоминание у Табари хазар в составе армии императора Юлиана, воевавшего против Шапура I (240-271), носит, бесспорно, анахронистический характер.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шапур II!!
     Шах. Шапух II.
     309-379 гг. Хазары в IV в., упоминаются в «Истории Албан» Моисея Каланкатуйского.
     Это было их первое нашествие на Закавказье и отнесено оно здесь к правлению персидского царя Шапура II.
     Однако в отношении и этого сообщения нет сомнения, что название хазары попало в него в порядке нередкого у средневековых писателей анахронизма.
     Подобного рода анахронизмы встречаются в отношении хазар не только у армянских, но и у арабских авторов.
     У Моисея Каланкатуйского и Степаноса Орбелиани сохранилась легенда, восходящая к не дошедшему до нас сочинению Петроса Картога, писателя первой половины VI в. о сюнийских князьях.
     Здесь говорится о нападении хазар, имя которых, вероятно, привнесено позднейшим автором, и о нашествии после них «гунна из гуннов по имени Х'онагуря.
     Он вызвал царя персов Шапура (Шапуха II) на единоборство.
     У Аммиана Марцеллина есть сведения о том, что в 356-357 гг. Шапур II с трудом удерживал хионитов (хунни) на границе Ирана.
     Артамонов М.И. считает, что ни хазары ни каганы в «Истории Армении» не отражают реальной действительности II-Ш вв., а представляют собою анахронизмы, привнесенные автором, жившим тогда, когда хазары и каганы действительно существовали.
     Известно, что Атропатена или Атрпатакан — Азербайджан при Шапуре II (309-379) вошла в состав Персидского царства.
     В древности это была северо-западная часть Мидии, получившая самостоятельное значение после Александра Македонского, когда здесь утвердился перс Атропат, посланный Александром Македонским в качестве сатрапа в 328 г. Он основал здесь небольшое самостоятельное государство.
     С этим реальным историческим фактом, видимо, связаны многосленные мифы и сказания об Александре с участием хазар и гуннов.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаргакаг!!
     Персидский полководец.
     Шакаган у Артамонова (Хазары и турки).
     В 627 году при осаде города Тбилиси тюркютами произошла встреча Ираклия с ябгу-каганом, о которой рассказывают византийские писатели.
     Осада Тбилиси была неудачной: город взять не удавалось, защитники не сдавались.
     Персы успели ввести в город 1000 человек отборного войска и вместе с ним искусного и храброго полководца Шаргакага, который вместе с царём Иверии Стефаном (Степанос), при котором Грузия отпала от Византии и присоединилась к Персии, руководил обороной.
     Защитники города называли Ираклия козлом, скверным и мужеложником.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шарукань!!
     Город таинственный.
     Упоминаемые в «Повести временных лет» половецкие города на Донце — Сугров, Шарукань и Балин скорее всего, как полагает М.И. Артамонов, принадлежали именно ясам донецким, имевшим за собой традицию оседлого образа жизни, а не кочевникам половцам.
     Туда направились полки Мономаха около 1120 года.
     Это было поселение среди ровной местности, обнесённое невысоким валом и укреплённое частоколом.
     Над двумя воротами возвышались приземистые бревенчатые башни.
     Жили тогда в городе пленники половцев, знающие хоть какое ремесло.
     Ранее город как будто назывался Асенев (Осенев), по имени того хана, на дочери которого Мономах женил своего сына Юрия.
     Но там, вероятно, обитали ещё и беглецы от боярского гнёта, а также половцы, принявшие христианскую веру.
     Город тогда сдался и открыл ворота перед христианскими попами и монахами.
     По мнению некоторых учёных, город Шарукань, главный кипчакский город (то-есть Шарук-ахана), был на месте нынешнего Харькова, который от него ведёт своё название.
     Когда татары примчались в Шарукань, кипчакские ханы разбежались - одни в русские пределы, другие в болота.
     Многие убежали: богачь Котян, половца лукоморские, Токсебичи, Багубпарсовы, Бастеева чадь.
     Козарским зовётся каганово городище близ Харькова.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шат!!
     М.И. Артамонов в своей "Истории хазар" устанавливает связь между шадом и шатом.
     В "Истории албан" имеется упоминание о "хищном львёнке Шате" в рассказе, сотканном из намёков и иносказаний.
     Но можно понять, что это сын Джебу-Кагана, рыкающий лев севера, Мохо, брат и сторонник Тун-шеху, устремился ему на помощь, но был разбит племенами дулу.
     Он советует своему сыну Були-шаду истребить народ, находящийся при нём, по-видимому тюрки-дулу, находившиеся в войсках Були-шада, пока не распространилась весть о перевороте, устроенным Моходу, дядей Тун-шеху.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шат!!
     Шад, Иша -- у Ибн Русте.
     Это не имя собственное. Это титул – «принц крови», но не наследник престола в Тюркском каганате.
     М.И. Артамонов полагает, что Шат может быть и именем и что существует связь между титулом «шад» и именем «Шат».
     Только Ибн Русте называет царя хазар шадом (иша).
     В тюркютском каганате шадами именовались принцы, члены царствующей семьи.
     Такой шад, племянник Западно-тюркютского кагана, командовал тюркюто-хазарским войском во время войны с Ираном в 626-630г.
     У хазар этот титул с аналогичным значением неизвестен.
     В 627 г. "царь севера" отправил против Ирана войско под начальством своего племянника - шада.
     В войне с арабами в722-730 г. предводителем хазар был сын кагана Барджиль, но он никогда не назывался шадом, и в его имени нет ничего похожего на этот титул.
     Но в рассказе Ибн Русте каган и шад - иудеи, реальная власть принадлежит шаду, столица хазар находится на Волге.
     В "Истории албан" имеется упоминание о "хищном львёнке Шате" в рассказе, сотканном из намёков и иносказаний.
     Но можно понять, что это сын Джебу-Кагана, рыкающий лев севера, Мохо, брат и сторонник Тун-шеху, устремился ему на помощь, но был разбит племенами дулу.
     Он советует своему сыну Були-шаду истребить народ, находящийся при нём, по-видимому тюрки-дулу, находившиеся в войсках Були-шада, пока не распространилась весть о перевороте, устроенным Моходу, дядей Тун-шеху.
     Шад ежегодно предпринимает походы на печенегов, которые появились на Западной границе Хазарии не ранее конца 9 века.
     С другой стороны, из Византийских источников, известно, что ещё в 834 г. во главе Хазарии стояли каган и бек.
     Ибн Русте составлял свою энциклопедию в 903 г., пользуясь источниками значительно более раннего времени, чем и объясняется наличие у него ряда анахронизмов, к числу которых можно отнести и титул "шад" для обозначения царя хазар.
     В действительности титулом хазарского царя 9-10 веков был "бек", арабы называли его "малик" (царь).
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шауна!!
     Местность на Северном Кавказе, упомянутая в письме Иосифа.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шаушафар!!
     Хорезмшах Хорезма в VIII веке.
     С.П. Толстов сообщает что прочёл на монетах Шаушафара следующий текст: "Господин царь благословенный хазарский".
     Здесь, по всей видимости, имеется в виду претензия хорезмшаха на господство над хазарами.
     Но, вряд ли, по мнению Артамонова, эта претензия была в то время реализована.
     Это случилось через 250 лет, когда Хорезм в 965 году, незадолго до Святослава, подчинил торговлю столичных купцов Хазарии себе.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шахрвараз, персидский полководец !!
     Персидский полководец.
     Из рассказа «Истории албан» следует, что на второй год правления Арташира; т.е.
     в конце 629 или начале 630 г. тюркюты предприняли попытку покорения Армении.
     «Князь севера», по словам «Истории албан», отправил передовой отряд под начальством Чорпан-дархана (тархана) в Армению и через некоторое время со всем войском двинулся за ним сам.
     Знаменитый полководец Шахрвараз, в то время бывший фактическим правителем Персии, выслал против тюркютов начальника тюркской конницы Гонагна с десятитысячным войском, но тюркютский авангард, хотя он состоял всего из трёх тысяч человек, применив обычную тактику кочевников, уничтожил это войско.
     Половина тюркютского отряда вышла навстречу неприятелю, а другая скрылась в засаде.
     Едва вступив в бой, тюркюты обратились в бегство. Находившиеся в засаде неожиданно напали на преследователей и окружили их.
     Персы были перебиты, после чего победители ограбили трупы: «собрали украшения коней, копья и золотом обложенные мечи, щиты, превосходные одежды, сделанные искусством греков», и все собранное разделили между собой.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шахрвараз, комендант Дербента!!
     Шахриар.
     Комендант Дербента.
     Когда в 654 г. Хабиб ябн Маслама, несмотря на договор 652 г., оккупировал Армению и Грузию, другой арабский полководец Сельман ибн Рабиах ал-Бахили завоевал Азербайджан.
     Арабы заняли Байлекан, Берда, Шамхор, Кабалу, Шаки, Ширван, Маскат и другие области и города и, наконец, подступили к Дербенту.67'1 Согласно Табари, первым в Дербенте оказался Абд-ар-Рахман ал-Бахили, вероятно брат вышеупомянутого Сельмана.
     Персидский комендант Дербента Шахрвараз обратился к нему с просьбой о покровительстве.
     Он говорил при этом, что не имеет ничего общего с окружающими варварами и не даст им помощи против арабов.
     За это он просил сохранить за ним его положение и не требовать с его подданных подушного налога. Просьба его была уважена.
     У Бал'ами, кроме того, говорится, что Шахриар, так здесь назван Шахрвараз, сообщил, что он находится между двумя врагами — хазарами и Русью, что, по крайней мере, в отношении последних является явным анахронизмом.
     Из дальнейшего повествования этих авторов следует, что Абд-ар-Рахман решил двинуться из Дербента дальше на север, против Беленджера, который, по Масуди, являлся древней столицей хазар.
     Персидский правитель Дербента тщетно возражал против этого предприятия, указывая, что он соединился с арабами вовсе не для того, чтобы они приводили неприятелей.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шахриар!!
     Шахрвараз. Комендант Дербента.
     Шахриар значит государь, пишет Л.Г. Дорн в Известиях о хазарах».
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шведы!!
     Летопись сообщает, что Русью было норманнское племя, приведенное с собою варяжскими князьями, утвердившими свою власть над восточными славянами, «от варяг бо прозвашася Русью, а первое беша словяне», а современное языкознание доказывает, что финны называли и называют «руотси», «руси» шведов, что название «Русь» представляет собою закономерное видоизменение этого финского термина в славянском языке и что, следовательно, его распространение следует связывать с продвижением норманнов в славянскую среду.
     Вертинские анналы называют послов кагана Руси, оказавшихся в 839 г. в г. Ингелъгейме при дворе Людовика Благочестивого, шведами, что, как будто бы свидетельствует о северном — новгородско-варяжском, а не киевском происхождении Руси, предпринимавшей морские набеги на византийские и хазарские владения в первой половине IX в. Эпитет Хельги, по-шведски «святой», прилагался ко всем русским князьям и входил в состав их титула и что еврейский аноним пользуется этим эпитетом, не упоминая имени, которое было Игорь.
     Благодаря норманнам (шведам) Росская земля стала Русской, но за ними самими финское название Русь (руотси) закрепилось только потому, что они связались с Русским (Росским) государством, коренное славянское население которого по имени своей земли стало называться рос.
     Без этих славянских росов финское наименование шведов Русью не привилось бы на Днепре так же, как оно не укоренилось в Новгородской земле, несмотря на то, что там норманнов под именем Русь узнали раньше и лучше.
     В V-VI вв. шведские купцы доходили до Рима через многие народы, большинство из которых жило по волжскому пути.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шегуй!!
     Каган. Иби-Шегуй-хан.
     Около 651 г. Иби-Шегуй-хан проводивший прокитайскую политику, был низвергнут Нушиби, а власть в Тюркютском каганате захватил вождь племён Дулу Хэлу Шаболо-хан.
     Куда ушёл Иби-Шегуй-хан со своими сторонниками неизвестно, может быть он укрылся у оставшихся верными Нушиби хазар, где и положил начало независмой хазарской династии Ашина? Это предположение вполне может соответствовать действительности потому, что в "Худуд-ал-аламе" сообщается о принадлежности хазарской династии каганов к роду Ашина.
     Известно, что около 630 г. ни Мохо-шад, ни его сын Були-шад не удержались в Хазарии.
     Возможно один из членов тюркютского правящего дома Ашина позже вновь появился в Хазарии и положил здесь начало династии каганов того же происхождения.
     Основателем этого семейства рода Ашина и мог быть Иби-шегуй-хан, свергнутый с тюркютского престола и нашедший приют у хазар, ранее связанных с нушибийцами.
     Тогда история самостоятельного Хазарского каганата надо вести с 651 г. А основателем хазарского каганата и первым его каганом следует считать Шегуй-хана.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шекели!!
     Потомки хурритов считаются основателями Центрально-Азиатского царства Хорезма, который, по мнению некоторых учёных, являются исходной землёй финских и алтайских народов, и это каким-то образом связано с Секели, одним из венгерских племён.
     Традиция народа Секели гласит, что после того, как империя Аттилы рухнула, его младший и любимый сын Эрнак (принц Чесаба) заставил их поселиться в Трансильвании, и они считают себя потомками армии Ксабы.
     Он оставил ;rmedzur своим начальником.
     Происхождение народа Секели - вопрос исторической споры.
     Несомненно, что они были заселены в Карпатском бассейне в ранние времена, не только задолго до того, как племена семи мадьяров покинули свою родину в Хазарии и Леведии, но также до того, как болгары достигли Балкан.
     В научных отчётах о источниках Sz;kely говорится, что они были гуннами, отказываясь (отрицать) любую другую возможную этническую принадлежность.
     Когда Семь Волшебников встретили их, они нашли людей, говорящих на одном языке, и с той же рунической системой письма, что и Ровас (Хун / Мадьяр / Секели Ровашира).
     Также «Tarihi ;ng;r;s» подтверждает большую близость между народами и их общим языком, что является замечательным фактом, поскольку они географически отделены друг от друга в течение по крайней мере трёх или четырёх веков.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шекк!!
     Шаки, город.
     Под 739/40 г. Табари говорит о походе Мервана в Серир.
     Его рассказ уснащен рядом маловероятных деталей легендарного характера.
     Здесь говорится, что, закончив войну с хазарами, весной следующего года Мерван вторгся в страну Сермерскую (Серир) и прежде всего достиг города Шекк.
     Перед ним он простоял целый месяц, пока наконец, подготовив специальные сооружения, не взял его штурмом.
     Захваченных в плен жителей Мерван приказал выводить по одному через крепостные ворота и собственноручно отрубал голову одному за другим до тех пор, пока не перебил всех.
     Жён, детей и имущество побеждённых он отдал своим воинам, а город приказал сравнять с землёй.
     Затем он пошёл к городу Гузни-Ами, взял его и также разорил.
     Есть рассказ Бал'ами о расправе Масламы с одним из городов Шнрвана.
     Название города Шекк в Серире соответствует имени города IIIаки возле г. Нухи.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шёлк!!
     Шёлковые ткани были хорошо знакомы хазарским женщинам. На зеркалах, обнаруженных в женских захоронениях 9 века на Маяцком городище часто находят остатки шёлка. (Винников, Плетнёва)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шёлковые цветы!!
     Ими евнухи осыпали посетителей Куббы, сидящих на коврах.
     Кубба - золотая юрта кагана внутри дворца. В ней находился каган со своим двором. Внутрь Куббы допускались только евнухи, а вокруг стояли стражники.
     Жёлтая кошма закрывала вход в золотую юрту и принадлежала Куббе.
     Цветы пропитывались благовониями и источали острые ароматы.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шеляг!!
     Реже щеляг. Шляг.
     Летопись сообщает, что после завоевания Олегом в радимичей в 885 г. он сохранил им туже дань, какую они платили хазарам - по шелягу.
     Возможно, это та серебряная монета, которая входила в состав дани хазарам вместе с белкой.
     В хазарский период такой монетой мог быть только диргем, но не шиллинг, даже если шеляг и означал монету Западноевропейского происхождения.
     В 12 веке шиллинги были хорошо известны на Руси, но их не было там во времена Олега, а тем более и раньше.
     Да и вообще, взимание хазарами дани со славя деньгами весьма сомнительно, так как денежное обращение предполагает известную товарность хозяйству, чего не было у носителей роменско-боршевской культуры, если следовать рассуждениям М.И. Артамонова.
     В областях славян, подвластных хазарам, было найдено совсем немного монетных кладов, относящихся к 9-10 векам.
     Монеты более раннего периода (8 в.) в этих областях и кладах вообще неизвестны.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шемаха!!
     Город.
     Ни Тмуторокани, ни Белой Вежи как русских форпостов к XII в. уже не существовало.
     Тем не менее русская вольница иногда проникала в Каспийское море.
     Так, около 1185 г. какие-то русы на 72 судах напали на Ширван и на короткое время овладели Шемахой (Б. Дорн).
     А.А. Куник приписывал этот поход бродникам
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шемс ад-Дин Сонкор!!
     Мамалюк.
     Русское название половцев произошло от соломенного, полового цвета волос, характерного для динлинов.
     Это мнение подтверждается мусульманскими авторами.
     Один из мамлюкских вождей Шемс ад-Дин Сонкор, родом кыпчак, был рыжеволосым.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шертог Мойше!!
     Восточный иудей.
     В журнале Ридерс Дайджест (Riders Digest) в декабре 1968 года известный американский писатель Лестер Вели, писал, что он, будучи сам потомком хазар и понимая сущность советского строя, испытывал восторга при виде того, как его собратья управляют самой большой страной мира.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шеху-хан Чуло-хэу!!
     Брат и наследник Шаболио.
     После смерти верховного кагана тюркютов Тобохана в 581 г. престол должен был унаследовать его племянник Далобянь, но он был обойдён и престол достался сыну Коло-хана Шаболио.
     Далобянь не сдался и продолжил борьбу за трон, его сторону приняли другие удельные ханы, в том числе и Турксанф.
     Шаболио обратился за помощью к Китаю, признав себя вассалом Суйского дома, незадолго до того установившего свою власть в Небесной империи.
     С помощью Китая Шаболио разбил Далобяня.
     Но только наследник и брат Шаболио Шеху-хан Чулохэу сумел в 587 г. захватить и казнить хана Далобяня.
     После Чолу-хэу в 593 г. воцарился сын Шаболио Дулань-хан Юнь-Юйлюй.
     Потом были ещё тюркютские ханы.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Ширван!!
     Страна и область в Закавказье.
     По данным Балазури, повторенным Ибн ал-Асиром, в правление этого шаха Кавада хазары захватили Джурзан (Грузию) и Арран (Албанию).
     Кавад оттеснил их назад и, заняв область между Араксом и Ширваном, построил город Берда'а, «главный город всей страны и город Кабалу, что есть Хазар».
     Затем он построил преграду из нежжёной глины (сырцовых кирпичей) между областью Ширваном и воротами Аллан (Дарьял), а вдоль всей стены он построил 360 городов, пришедших в упадок после постройки Баб-ал-абваба (Дербента).
     Во время сражения в Муганьской степи в 730 г. арабский полководец Сайд, увидев возле предводителя хазар, сына кагана Барджиля, насаженную па пику голову Джарраха, с такой яростью бросился на неприятелей, что прорвался до самого хазарского царевича и ударом в голову сшиб его с лошади.
     Хазары отбили своего вождя, но не могли отразить мусульман и обратились в бегство.
     Сайд преследовал их до Ширвана, где и остановился в ожидании дальнейших инструкций.
     Утверждая пошатнувшуюся власть арабов в пограничных районах, Маслама в 730 г. осадил один из городов Ширвана.
     Жители сдались ему при условии, что ни один из них не будет убит.
     Маслама поклялся в этом, а затем приказал всех перебить, кроме одного человека, которого оставил в живых.
     В условиях трудной борьбы хазары не могли противиться домогательствам руси и, чтобы не приобрести нового опасного врага, вынуждены были согласиться на её требование и в 913 г. пропустить русское войско через свою территорию.
     Когда разрешение было получено, русы по Дону поднялись до переволоки на Волгу, перетащили свои суда в эту реку и, опустившись до Каспийского моря, разделились на отряды и стали опустошать прибрежные области Гиляна, Табаристана, Азербайджана и Ширвана.
     Базою для них служили острова, находившиеся близ Баку.
     Местное население, привыкшее встречать с моря только купеческие и рыбачьи суда, оказалось совершенно беспомощным перед неожиданными врагами.
     Русы безнаказанно убивали, жгли и забирали добычу, пока, наконец, правитель Ширвана не собрал людей и, погрузившись на лодки и купеческие суда, не двинулся против них на острова.
     Русы без труда разгромили наспех собранное ополчение и в течение ещё многих месяцев разбойничали как хотели.
     Наконец, набрав много добычи, они отправились в обратный путь.
     Три года спустя после нашествия Святослава (968/9 г.) Ибн Хаукаль встречал беженцев из Хазарии в Грузии.
     К 977 г., когда он писал своё сочинение, многие хазары уже вернулись в Итиль, по его словам, благодаря военной помощи ширван-шаха Мухаммеда ибн Ахмеда ал-Азди (личности, исторически не засвидетельствованной другими источниками), надеясь заключить мир с русскими и быть под их властью, хотя бы в части страны, которую они им оставят.
     В 987 г. эмир Дербента призвал на помощь в борьбе с местной знатью русов, которые и явились на 18 судах.
     Одно из них вошло в порт, но население города набросилось на высадившихся русов и перебило их.
     Остальные суда, не предпринимая новых попыток высадки, ушли на юг — в Ширван и на Муган.
     Этот инцидент все же не помешал эмиру Дербента обзавестись русской дружиной.
     В 1030 г. русы явились в Ширван на 38 кораблях, разбили у Баку вышедшего против них ширванша-ха и поднялись по Куре.
     Сын правителя Ганджи (Аррана), осаждавший в это время Байлакан, где находился его брат, с которым он враждовал, привлек на помощь себе этих русов и взял город.
     Получив щедрую награду, русы через Рум (византийскую территорию Закавказья) вернулись к себе, по всей вероятности, в Тмуторокань.
     В 1032 г. русы опять появились в Ширване, но при возвращении с добычей по суше были перехвачены дербентским эмиром и истреблены.
     Дорн приводит сообщение, правда без ссылки на источник, о том, что около 1185 г. какие-то русы на 72 судах напали на Ширван и на короткое время овладели Шемахой.
     А.А. Куник приписывал этот поход бродникам.
     Тмуторокань около 1023 г., во время княжения Мстислава, была центром обширных русских владений на юго-востоке и контролировала не только Подонье и Кубань, но и Нижнюю Волгу.
     При таком положении русы могли появляться на Каспийском море и, при дружественных отношениях с Византией, через Закавказье и Черное море возвращаться к себе, могли и по суше предпринимать набеги на Дербент и Ширван.
     Утратив свои позиции на Волге, хазары скоро исчезают со страниц истории не только как политическое образование, но и как народ.
     Правда, ещё в 70-х гг. XII в. «хазары» или «дербентские хазары» упоминаются в грузинской летописи и в сочинении ширванского поэта Хакани.
     Сообщается, что они предприняли набег на Ширван, но соединенные ширвано-грузинские войска, отразив их, в свою очередь захватили город Шабран, находившийся под властью дербентского эмира.
     По всей вероятности, прав Е.А. Пахомов, который рассматривает это событие как один из эпизодов борьбы Дербента с Грузией, подчинившей Ширван и угрожавшей независимости Дербента.
     Дербентские хазары могли быть и подданными дербентского эмира и, что вероятнее, его ближайшими северными соседями и союзниками.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Ширванская стена!!
     Шабранская стена.
     На берегу реки Гильгинчай расположено городище, от которого остатки стен, следуя по краю Гильгинчайского ущелья, поднимаются на предгорье.
     Начиная с холма Кала-бойну, стена была сделана из камня и обожжённого кирпича.
     На этом участке также прослеживаются остатки четырехугольных башен.
     Заканчивается она крепостью Чирах-кала, занимающей вершину отдельной скалы.
     От этой крепости сохранились главная башня и западная часть стены, близ которой имеется крытая коробовым сводом водяная цистерна, до сих пор наполняющаяся свежей водой.
     Общее протяжение стен достигает 30 км, из которых 20 сложены из сырцовых кирпичей.
     Стена эта носит название Ширванской или Шабранской.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шичбы!!
     По словам Фавста Бузанда (Фауста Византийского), царь маскутов, племени в Южном Дагестане на побережье Каспийского моря, "повелитель многочисленных войск гуннов (хонов)", по имени Санесан, подверг жестокой казни христианского проповедника Григориса, который явился в его страну.
     Затем Санесан, враждуя со своим сородичем армянским царём Хосроем III (332-338), собрал войско в составе гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов, глуаров, гугаров, шичбов, чилбов, баласичев, егерсванов алан и других несметных кочевых племён и напал на Армению.
     Когда они прибывали в какое-нибудь знаменитое место, то предводители приказывали, чтобы каждый воин брал по камню и бросал в ту кучу, куда кидали его соплеменники, чтобы модно было определить количество людей в полках.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шляги!!
     Шеляги.
     Радимичи вносили их в казну. А получали их от Козаров.
     Однако ж мордки или куны долгое время оставались ещё в употреблении.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шмуель!!
     Shmuel. Hebrew Khazarian names. (Brook)
++++++++++++++++++++++++++++++++
Ш-р-кил!!
     Саркел, город в Хазарии.
     Хазарская крепость.
     На западе Иосиф называет 13 городов: Ш-р-кил — Саркел, С-м-к-р-ц — Самкерц, К-р-ц — Керчь, Суграй — Судак, Алубиха — Алупку, Кут — ?, Манк-т — Мангуп, Бур-к — Балаклаву (?), Ал-ма — Алма и Г-рузин —- Гурзуф.
     Все эти города, за исключением Саркела и Самкерца, находились в Крыму.
     На предполагаемом месте её расположения археологи не нашли даже следов стоявшей там когда-то крепости, построенной для хазар византийцами.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Штаны!!
     Усовершенствованы хуннами в глубокой древности до того вида, в котором мы их и воспринимаем как штаны. Социально-значимое изобретение.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шумеры!!
     От шумеров (Эмегир) и Хурриан-Митанни (Субарту / Магор) эволюционировали племена, принадлежащие хуннам - Мадьяр, Сабир, Уйгур, Хазар, Секели. .
     О широкой распространённости в мире тюрок и их языка, об их родственной связи с шумерами и ацтеками Америки пишет А.Г. Каримуллин и Ф. Латыпов о происхождении этрусского языка от шумерского и приводит параллели между этрусским и булгаро-татарским языками.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шушана!!
     Сестра эрисмтавара.
     Эта история произошла в конце 8 века.
     Хазарский каган влюбился в прекрасную Шушану, младшую сестру Иоане и обратился к нему с предложением выдать Шушану за него замуж, обещая своё содействие в борьбе Картли за независимость от арабов.
     Когда Хазарский каган получил отказ на предложение к эрисмтавару Картли Иоане вадать за него замуж его сестру прекрасную Шушану, то он послал полководца Блучана (в армянской версии Булджана) против Картли.
     Блучан вторгся в Закавказье Лезгинской дорогой, взял резиденцию эрисмтавара, захватил Шушану и её брата Джуаншера, разрушил Тбилиси, где находился арабский гарнизон, и опустошил Картли.
     На обратном пути принцессе удалось покончить с собой с помощью яда, который она хранила под камнем перстня. Блучан доставил своему повелителю только Джуаншера.
     Разгневанный каган приказал снять голову с плеч незадачливого полководца, не сумевшего сохранить княжну, а Джуаншера оставил в плену и держал его в Хазарии семь лет, после чего с великими почестями отпустил на родину.
     Нет оснований считать эту историю вымышленной.
     Вполне возможно, что какой-то хазарский отряд, вторгшись в 799 г. в Картли, опустошил эту область и захватил в плен княжну и брата эрисмтавара, что и легло в основу легенды.
++++++++++++++++++++++++++++++++
Шэньси!!
     По данным китайской летописи Суй-шу, род (дом) Ашина образовался из смешения разных родов, кочевавших в Пхин-лян (западная часть Шэньси).
     По данным Бичурина в 439 г. Ашина с 500 семействами бежал к жужаням и, поселившись на южной стороне Алтайских гор, добывал для них железо.
++++++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии