Утинотерапия по-сибирски

Не каждая утка кряква покидает родные места ради теплых южно-азиатских краев. Есть утки на наших сибирских просторах, которые остаются зимовать.
 
Дикие утки зимой на сибирских водоемах – не диковинка. Для птицы требуется всего лишь незамерзающая водная гладь и доступная подкормка.
 
Какие утки остаются на зимовку в Сибири - самые умные (хитрые) или верные родным краям?

Зачем осенью сбиваться в стаю и махать крыльями тысячи километров, чтобы через три-четыре месяца возвращаться назад для продолжения рода: зимовать можно, оказывается, где хочется, а размножаться там, где заповедано.

В прошедшее воскресенье, утром, обратил внимание, как  на уже привычную, обжитую смотровую площадку заехала «Лада», из неё вышла пара молодых людей: огляделась, походила, села в машину и уехала.
 
Через полчаса  на площадке появился мужчина, крепко упакованный в «аляску», в собачьей шапке. Он  тоже задержался ненадолго: прошелся взад-вперед и вернулся на проезжую дорогу.
Явно было что-то неладное. Мне последние три дня все было недосуг сходить на смотровую площадку, чтобы покормить стайку уток кряква.
 
Утки прошлогодней осенью приводнились на зиму буквально в ста метрах от моего дома. Они для зимовки облюбовали дренажную канаву, которую выкопали еще в начале 70-х годов прошлого века.
 
На моей памяти в конце 60-х случились два катаклизма – паводок и мощный сель. Тогдашний уровень воды в реке Абакан стал точкой отсчета стихийного бедствия для Абазы, а грязевой вал со склонов прилегающих гор по невероятно счастливой случайности чуть было не снес две улицы, на одной из которых прошло моё детство.
После этих бедствий прорыли дренажную канаву, длиною около полутора километров, с выходом на реку Абакан.
Все минувшие годы русло канавы только весной, во время паводков,  наполняется  водой. Другое время года ложе канавы почти полусухое, но живое. В нескольких местах пробудились родники, которые по мере сил после отката  паводков поддерживают  жизнь водоема.
 
В недалеком прошлом канава становилась местом обитания хариуса, пескарей, выдры и даже бобров. Но сегодня от этой живности остались только пескари, молодь которых весьма активно шныряет по мелководью в летнее время.
 
- Я здесь около двух десятков хариуса поймал по 20-30 сантиметров! – как-то похвастался один из работников железной дороги, которая в аккурат проходит вдоль дренажной канавы.

Выдр и семейку бобров отловили еще в 90-х годах прошлого века. Сосед Николай, весьма любознательный человек до всего живого, утверждает, что около пяти лет назад наблюдал, как парочка выдр рассекает мелководье ручья.
 
- Может быть, привиделось, - он тут же с сомненьем поправляет себя.- Здорово было, когда выдры, хариусы водились, и можно было сходить, посмотреть, ребятишкам показать.
 
Он, наверное, один из первых обратил внимание на пару уток, которая три года назад по малопонятным причинам отстала от осенней стаи  и  приводнилась на зимовку в русле нашей канавы. Это были утка кряква и селезень. Кто кого не оставил в одиночестве на сибирскую зиму – можно только гадать. Зато определенно, что есть не только лебединая верность, но и утиная.
 
Николай и еще пара соседей всю зиму регулярно ходили и подкармливали уток. Кроме этой парочки, в окрестностях Абазы на не полностью замерзающей речке Рудная Киня и на протоке Абакана на зимовку задержались еще несколько пар уток. Абазинцы не оставили пернатых без доброго внимания и охотно не только любовались птицами, но и регулярно кормили.
 
На прошлогоднюю зимовку на нашей канаве остались зимовать уже около десятка уток, на других водоемах вдвое больше. Нынешнюю зиму решили переждать в Абазе уже около сотни крякв. Только на водной глади нашей канавы обжились 21 утка: 6 селезней и 15 крякв.
 
До наступления крепких морозов, которые накатили после Крещения, родники держали открытую водную гладь длиною около 150 метров и шириною от трех до полутора метров. Птицы резвились в относительной безопасности. Собаки не могли достать с берега, хотя пытались гонять уток. Всего лишь пару раз мне пришлось вмешаться в не безобидные игры ребятишек, которые поздней осенью кидались камнями в уток.
 
 С приходом тридцати градусных морозов родники начали сдавать под напором  Деда зимы и водная гладь стала скукоживаться до короткой и узкой полоски. Для уток стало опасно находиться на водоеме.
 
В этом убедился в минувшее воскресенье, как и все любители утинотерапии  - горожане, которые уже привыкли семьями приезжать на уток, чтобы посмотреть, покормить, сфотографировать, снять видео. Абазинцы выкладывают фото и видео  в социальных сетях на своих страничках.
 
Теперь же на железобетонном заборе сидели десяток нахохлившихся ворон и пара беспокойных сорок, которые нет-нет да скакали по краю, что-то выглядывая внизу. Две вороны ходили по льду, высматривая кусочки хлеба, оставшегося от недавних кормежек. По снежной морозной пороше отпечатались многочисленные собачьи следы, тоже, видимо, рыскали в поисках еды.
 
Но коли вороны сидят, то не все потеряно, они просто так не будут выжидать.

Проехали с женой на берег Абакана, заглянули на Рудную Киню: мороз и здесь крепко поработал: почти все полыньи затянуты льдом, и только кое-где паруют речка.
Прохожий мужчина уверенно успокоил:
- Не надо переживать за уток. Они крепко встали на крыло, не пропадут, найдут открытую воду и у них все будет нормально. Еще немного, морозы уйдут и утки вернутся.

В понедельник мороз сдал на десяток градусов. В полдень заметил, как на  водную короткую гладь спланировала пара уток. Видимо, прилетели на разведку. Теперь дело за родниками, расчет на их силу: живая вода раздвинет русло и утки в полном составе вернутся на обжитое место.
 
Жена положила нарезанные кусочки хлеб в пакет, и мы пошли на  смотровую площадку, чтобы дать знать уткам: их здесь ждут! Нас встретила пополнившаяся стайка: 10 селезней и 18 крякв! Они явно проголодались и живо хватали кусочки хлеба. Коли аппетит есть, то доживут до весны и  дадут потомство, которое вполне, возможно, выберут Абазу для очередной зимовки: мол, не нужен нам берег заморский, родная земля нам  нужна…

Любопытное наблюдение: по большей части абазинские мужики проявляют интерес к уткам и охотно подкармливают птицу, приобщая к утинотерапии жен, детей и внуков…

 г. Абаза,Хакасия


Рецензии