С. Довлатов. заметки на полях

01.03.2018

- Дядя Сурен, Карл Маркс это кто был?
- Экономист…
- Аааа... Как тетя Арусяк?
- Нет, - важно возразил племяннику Сурен. - Тетя Арусяк -  старший экономист!

        Созданный воображением веселых бакинцев  этот персонаж «Сурен» -  худощавый невысокий мужчина немного за пятьдесят, большой любитель прихвастнуть и искренне считающий себя крупным философом, - мне вспомнился на днях в связи с презентацией фильма Германа-младшего и шумным оживлением в СМИ по поводу «культового писателя» Сергея Довлатова.
        Мое знакомство с творчеством С. Довлатова началось, так уж случилось, -  с его афоризмов. И впечатление у меня о нем как о литераторе сразу составилось очень невыгодное. Его многочисленные афоризмы опубликованы, на них ссылаются, их цитируют…  А мне большая их часть показалась лишенной смысла и к тому же изложенной коряво. И очень они мне напомнили высказывания "Сурена" - претенциозны, бессмысленны, и на плохом русском …
        «Женщина, как таковая, является чудом» -  как таковая?
Или вот:
        «Трудно выбрать между дураком и подлецом, особенно если подлец - еще и дурак» -  выбирать-то зачем?
Или вот еще определение:
        «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом — умноженные на безнаказанность» -  что за нагромождение арифметики!
        И еще множество других, так же наполненных смыслом... «Желание командовать в посторонней для себя области — есть тирания», «Гений — это бессмертный вариант простого человека», «Я давно заметил: когда от человека требуют идиотизма, его всегда называют профессионалом»…  Попадаются, правда, и прописные истины, вроде:      «В любой работе есть место творчеству».
        Очень похоже на тирады, время от времени  изрекавшиеся "Суреном" …
        Правда, "Сурен" не так колоритен, как С. Довлатов, – крупный интересный мужчина с мощной, нараспашку грудью, поросшей черными волосами… Таким он запечатлен на многочисленных  в интернете фотографиях. И я подумал – а не в этом ли секрет популярности Довлатова? Ведь мужественная красота не оставляет равнодушным не только женщину. И мужчины часто подпадают под ее обаяние, ищут общества такого человека, и, заискивая,   закрывают глаза на его  недостатки и слабости.   Считается, что Милан Марич,  интересный, с этой самой - мужественной внешностью актер, сыгравший в фильме Довлатова,  внешне с ним очень  похожи.
        Должен признаться, -  с прозой С. Довлатова, которая, наверное, лучше его афоризмов, я практически незнаком. Я прочитал  рассказ «Это непереводимое слово – «хамство», и рассказ меня не впечатлил. Наверное, знакомство с  афоризмами Довлатова свело на нет мое желание познакомиться с его прозой.
        А посмотреть фильм многим, наверное, будет интересно. Красивые артисты, элемент криминала, на котором, как отмечали создатели фильма, был сфокусирован сюжет, некоторая экзотичность обстоятельств в жизни человека с неоднозначной репутацией,  – все это выигрышно воплощается на экране…

https://zen.yandex.ru/media/quotes_and_aphorisms/ 50-citat-sergeia-dovlatova-5b8d070ffd3cf000aae72027  (убрать пробел)


Рецензии
Знаете, в наши дни стыдно говорить: "Я думаю, что Пушкин – великий писатель". Не потому что не великий, а потому что это и так всем ясно. И также стыдно писать свысока о талантливом писателе: "Я не читал, но думаю, что он так себе". Напомнило выступления, осуждающие Пастернака: "Я, конечно, не читал, но считаю..."
Можно не любить писателя, но отказывать ему в таланте, если вы не очень разбираетесь в литературе, – не совсем правильно.

Это Сольга   21.07.2020 20:20     Заявить о нарушении
"отказывать в таланте..." Где вы такое у меня прочитали?
Мне не нравятся афоризмы Довлатова. А его рассказы...Я лишь
признался, что не стал их читать. Но в любом случае, я оценил
деликатность этого Вашего замечания.

С уважением...

Ив Жовайр   23.07.2020 09:12   Заявить о нарушении
Он же не писал афоризмы, насколько я знаю. Это просто цитаты из книг, видимо, - то, о чем вы говорите. Проза его прекрасна. Он работает со словом так, как удается единицам. В основном, поэтам.
Моя деликатность продиктована вашим бережным отношением к великому человеку. Хотя я не фанат его творчества. Мне немного другая литература нравится.

Это Сольга   25.07.2020 00:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.