Римские каникулы

- Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протоколе.
(из к/ф "Гараж", реж. Э.Рязанов)


День первый


           "Как таджики возили русских, показать у хород Рим" - именно так я вначале собирался назвать ниже повествуемый фото-репортаж, однако в последний момент счёл название чересчур длинным. А было бы прикольно: на манер известного мультика "Как казаки..."
           Нет, ну посудите сами, предъявляем документы в пункте паспортного контроля: у меня с дочерью фамилии Саидовы, а у внуков - Никифоровы.
           - Вы кто? - в растерянности разглядывает нас пограничник.
           - Я - человек! - гордо подняв голову, как Маугли, чуть не стучу себя по груди.
           - Простите, - тут же пришлось поправиться сотруднику органов - Кем Вы приходитесь этим милым малышам?
           - Я - бобо... - чуть не вырвалось из меня, но мгновенно поправился - дедушка.
           - Понятно... - и переведя взгляд на Истору - А Вы, должно быть, мама?
           - Угу! - весело подтвердила дочь.
           Так, Голиб Бахшиллаевич и Истора Голибовна повезли Дарью Александровну и маленького Иван-Саныча, показать вечный город. Правда, дочь также, до этого никогда не бывала в столице Италии. Именно она и оказалась инициатором этой поездки.
           Поскольку, ездить на халяву я не привык, то неизбежно у нас возник спор относительно финансов.
           - Чур, с меня половина! Иначе, не поеду! - тоном, не требующим возражения, заявил родитель сходу.
           - Во-первых: это я Вас попросила поехать со мною - стала разъяснять дочь, загибая пальцы. - Во-вторых: была огромная скидка. И в третьих: как Вы уже по всей вероятности догадались, не в последнюю очередь тут сыграли мои "шкурные" интересы - мне нужна "нянька". И потом - у Вас уже имеется опыт поездки в Италию, так что это мне значительно облегчит поиск нужных достопримечательностей.
           В ходе жаркой дискуссии, стороны пришли к компромиссу: то есть, каждый остался при своём мнении.
          

фото          

      
             - Истора, подожди, пожалуйста одну минуточку! - вдруг вспомнил я, перед самым входом в здание аэропорта. - Я курну напоследок!
             Конечно, нормальным людям этого не оценить: моё состояние способны лишь понять отъявленные курильщики. Мне уже было известно, что  в "Пулково" категорически запрещено курить. То есть, во всех аэропортах мира, где мне довелось побывать - можно, а вот у нас - ни-ни! Объясняется это нововведение борьбой с курением. Забегая несколько вперед замечу, что в аэропорту Рима, рядом с выходом на посадку, находясь в спецальной застекленной кабинке, я наслаждался своей "последней" сигаретой, откуда был прекрасный обзор на наш выход. А у наших, похоже, просто денег не хватило на кабинки для курящих.
            В назначенный час самолёт А-319 с гордым названием "Россия", поднял нас ввысь. И некоторое время спустя, симпатичная стюардесса прощебетала в микрофон, что вскоре нас ждёт обед. В предвкушении обильных яств и прочей жратвы, я засучил рукава до локтя. Ну, люблю я это дело в самолете! Когда на мой обеденный столик плюхнулся жалкий свёрток с булочкой, я с восточной наивностью поинтересовался у стюардессы:
             - А когда "горячее" будет? - (хорошо, что у меня хватило ума не спросить у ней про "варианты")
             По тому, как она испепелила мою морду своим взглядом, до меня наконец допёрло, что это и есть "горячее". И тут я вновь проникся уважением к своей малой родине, сравнив эту булочку с настоящим обедом на самолётах "Хаво Йуллари" - https://golibus.livejournal.com/201090.html
             Да-а... с таким жлобством (а иначе это никак не назовёшь) мне не доводилось сталкиваться даже на "airbaltic", где за воду мне довелось заплатить в иностранной валюте. Одним словом, "обед" состоял из одной булочки с кусочком ветчины, парой-тройкой тонких слайсов маринованных огурчиков, листиком салата и стаканом Кока-Колы. Всё, естественно, холодное. Но самым странным и непонятным для меня явился пластмассовый набор со "столовыми приборами": то есть там присутствовали... нож, вилка и ложка. Представляешь, Карл?! Я долго размышлял  среднеазиатской башкой, "для чего они тут", но так и не разгадав сей "регбус", оставил эту затею.


фото

          
            Зато, едва шасси нашего самолёта коснулись бетонной дорожки аэропорта "Леонардо да Винчи", как нам сразу же "попёрло". Тут мне сразу стало понятно, что с детьми, оказывается, летать очень выгодно. Всюду, где бы мы ни оказывались, завидев меня и дочь с малышами на руках, обслуживающий персонал отзывал нас в сторону и, отогнув специальную оградительную ленточку, пропускал по свободному коридору, в обход общей очереди. И это несмотря на мою "моджахедовскую морду".
            Едва мы оказались на "свободе", я тут же попытался было "блеснуть" своими познаниями перед дочерью:
            - Истора, вот тут за колонной можно приобрести всего за 5 евро билет на автобус до Рима!
            На что моя дочь снисходительно улыбнулась:
            - Дадажончик, мною заранее заказан трансфер, который довезёт нас до самого порога отеля.
             И в самом деле, вскоре мы наткнулись на табличку с фамилией и инициалами моей дочери, которую держал в руках симпатичный молодой водитель. Через 5 минут мы, уютно расположившись внутри обширного "мини-вена", с лихом покатили в сторону итальянской столицы.
            "Классно!" - подумал я про себя, не привыкший к подобного рода шикам.


фото


             Моя челюсть вытянулась ещё на полметра, когда мы добрались до отеля и поднялись на лифте к нашим аппартаментам.
             - Боже мой, ведь, это настоящая полноценная квартира! - не удержался я, следуя за Сабиной (хозяйка дома), которая стала знакомить нас со всеми мелкими бытовыми нюансами.
             "Sabina & Nicoletta" - упал мой взгляд на информационный стенд, висевший в коридоре.
             "Лесбиянки, наверное..." - подумал я, мило улыбаясь хозяйке дома.
              Сабина в ответ показала ряд  красивых и ровных зубов. Я же - наоборот - тактично прикрыл свою "варежку", надёжно спрятав от новой знакомой свой единственный клык. Судя по её энергии и подвижности, можно было подумать, что ей нет и сорокА, хотя я догадывался, что  "там" наверняка уже под "пятьдесят". А - что? Как говаривал ослик Иа, "Мой самый любимый размер..."
              На прощание, она оставила свой номер мобильного и у самого порога даже хитро мне подмигнула.
             "А может, и не лесбиянка..." - вновь почесал я свою репу.
 

               https://youtu.be/4o7myoN_mrM
 


               - Да: не царские хоромы, - согласился я с Иваном Васильевичем и тут же поправил - но и не "хрущёвка": вполне себе сносная квартира, чтобы беззаботно прожить денька три-четыре. Следуя своей старой бухарской привычке, я обследовал и обнюхал каждый квадратный сантиметр нашего просторного жилища. И, найдя его в удовлетворительном состоянии, сдержанно крякнул:
              - М-да... ничего - сойдёт.
              Тут было всё, чего вряд-ли может предусмотреть самый дотошный турист: вплоть до зубочисток. Впрочем, судите сами. Тут тебе и тостер, и электрочайник, и кофе, и чай, и соль, и сахар, и специи... Наконец, даже ванная комната, с унитазом и биде. Фото которых я благоразумно счёл, не совсем уместным размещать. Просто, поверьте на слово.


фото


                Первым делом, раскидав все вещи, мы решили, "времени не тратя даром...", обследовать близлежайшие окрестности - так сказать, сделать вылазку или - выражаясь другим (понятным для русского человека) выражением - совершить разведку. Иностранцам этого не понять... они живут в совершенно другом - оторванном от реальности - мире. Чего-то бегают, прыгают, радуются непонятно чему. В то время, как - исходя из нашего "зобо-ящика" - следует быть всегда начеку! Ибо - враг не дремлет! И мы, оказавшись в стане потенциального врага, осторожно прощупываем каждый квадратный метр земли, держа "ухи" востро.
                Правда, вынужден сознаться, что надолго нас на это не хватило: едва выйдя за порог отеля и сделав буквально пару шагов, мы оказались у привлекательной витрины, за стеклом которого зазывно красовались подносы с разнообразной пиццей. "Bonci" - так называлось заведение, войдя в которое мы сразу же "продали Родину". За кусок пиццы!
                "Pizza-rustika" - это значит, что вы можете на вес выбрать любой кусок пирога и унести его себе в номер. Но мы решили опробовать его на месте.
                - О, я хочу вот с этой начинкой! - не удержалась дочь. И буквально в следующую секунду - И вот с этой!
                - А я хочу с помидорками! - вставила Даша.
                В общем, "прощай Родина!"... мы оказались самыми настоящими "власовцами".
                Один я не угадал, выбрав пиццу с... картофелем, которая мне почему-то первоначально показалась с сыром. Но - ничего: смели в пять секунд и её.


фото
 

                В виду прилежного поведения, на десерт Дашулю ждало клубничное мороженое. Самое настояшее! Так выразилась она сама.
                Ну, а ближе к вечеру, мы решили пройтись до супермаркета, расположенного также, всего в 5 минутах от нашего "дома". Я сознательно не стал снимать на фото то, что противопоказано нашему брату, воспитанному на патриотизме и любви к Родине: всё равно, наши ракеты превратят в радиоактивный пепел все их достижения. И потом - батон хлеба с обычным чесноком всё равно вкуснее их разнообразия и изобилия. И - всё же... Сжалившись над несчастными европейцами, мы приобрели на ужин спагетти, отличнейшую парную говядину, несколько видов сыров, ассорти из свежих ягод (клубника, малина, ежевика, голубика) и ещё всевозможных вкусняшек по мелочам. Исторе - бутылку белого сухого вина Пино Гриджо (Pinot Grigio), мне - пару бутылок немецкого пива "Пауланер", ну а детишкам - мороженое.


https://youtu.be/JqqcPdsQiJQ


                Возвратившись домой, я за полчаса приготовил наш ужин и мы
дружной семьёй отметили наш первый день пребывания в Италии.


фото


            Мы уже собрались было укладываться спать, когда неожиданный звонок нарушил тишину нашей квартиры. Открыв дверь, мы застали на пороге группу молодых японских девушек, которые, склонившись в известном восточном реверансе, со сложенными к подбородку ладонями, что-то долго и сумбурно лопотали на своём.
            "Дети голодающего Поволжья..." - почему-то пронеслось в моем мозгу.
            Между тем, моя дочь, "включив" английский, вскоре выяснила: оказалось, что их должны была принимать Николетта (ну, та - вторая - "лесбиянка"), но по какой-то причине у них что-то не срослось. В общем, Истора позвонила Сабине, та - своей подруже, и - через 20 минут всё было в ажуре. Казалось бы, "ну-у, подумаешь... обычная история".
            Однако, наутро, едва выйдя на лестничнюю площадку, мы обнаружили на ручке нашей входной двери пакетик с презентом от наших вчерашних гостей: коробка шоколадных конфет с запиской "от японских девушек" и трогательный оригами-журавлик.
            - Это очень сердечный знак внимания. - произнесла дочь и пояснила - Журавлик означает "на удачу"!
            Одним словом, я был настолько растроган от всех полученных за день впечатлений, что уснул, даже не вспомнив про Сабину.




День второй


— Знаешь, как заинтриговать?
— Как?
— Завтра скажу.
(Знаменитые цитаты из к/ф с участием А.Челентано)


фото

            Наутро, едва рассвело, я по обыкновению проснулся очень рано, часов эдак в 6 по-местному. Осторожно (чтобы не разбудить детей и дочь) на цыпочках прокрался на кухню и поставил чайник. Пока чайник закипал, забросил в тостер пару кусочков белого хлеба и решил ознакомиться с содержимым холодильника: "Интересно, что нам Бог послал на завтрак?"
         
фото

          "Ого! Даже мой питерский холодильник редко может похвастаться таким изобилием и ассортиментом!" - подумал я, уставившись как буриданов осел в его чрево. Глаза разбежались: сразу же, захотелось и того, и другого, и третьего... Однако благоразумие взяло верх и пришлось удовлетвориться традиционным бутербродом с маслицем и сыром. Сыр, конечно, был не "пошехонский", как вы уже вероятно догадались, а купленный накануне в супермаркете.

фото

            После "первого завтрака" вернулся в свою комнату и стал знакомиться с новостями по телевизору. Странно, но не зная итальянского, всё было прекрасно понятно. Судя по моим наблюдениям, на первом месте у них детские и развлекательные программы образовательного характера. Никаких танков и ракет! Кругом, понимаешь, враги, а они как дети наивные... словно на другой планете живут.
            Наконец, когда часа через два из соседней комнаты донеслись детские голоса, я понял, что настало время "второго завтрака". Но, уже в кругу дружной семьи. По ходу завтрака обсудили с Исторой маршрут дня.

фото

           Метро в Риме (по нашим меркам) простенькое - всего две ветки. А кроме того, не поражает и не ошеломляет туриста своей помпезностью и обилием мрамора, как скажем, в Москве или в Питере. Оно и понятно: тут исходили не из соображений эстетства, а из  функциональности - перевозка пассажиров.
           Ожидая встретить разрисованные "графитти" вагоны, я предусмотрительно решил подготовить детскую психику ребенка, обратившись к внучке:
           - Дашуля, мы поедем на метро, но ты там ничего не бойся, хорошо?
           - А там страшно? - заинтересовалась Даша.
           - Ну-у, как тебе сказать: не так красиво как у нас и вдобавок поезда и вагоны разрисованы...
           - Ух, ты! - загорелась внучка и тут же определилась - Если страшно, тогда поеду на метро!
           - Страшно, страшно. - поспешил заверить дед.
           Благо, станция М Cipro расположена буквально в 1 минуте от отеля. У входа метро, в небольшом киоске "Tabacci", мы приобрели две прямоугольные карточки (по 1,5 евро) и нырнули в чрево сабвея. Нам предстояло проехать несколько станций до вокзала Термини, а затем пересесть на синюю ветку с тем, чтобы через пару остановок выйти на станции "Colosseo".
           - Ну, и где разрисованные страшные поезда? - растроилась внучка, очутившись в светлом, чистом и просторном вагоне.
           - Прости: наверное их за год уже заменили... - извинился дедушка.

фото

           Невероятно, но едва мы вышли наружу, как буквально перед нами во всей красе предстал красавец-Колизей! И тут же, со всех сторон, как стая саранчи, нас облепили продавцы "указок для селфи". Причем, я успел обратить внимание, что если в Париже это были как правило негры, то тут - индийцы, пакистанцы и прочие представители Юго-Восточной Азии.
           - Хав мач? - осведомился я у одного очень настырного пацана, который буквально прилип к нам.
           - Тэн доллар!
           - Ту! - вскинул я кверху два пальца, после чего, несчастный, округлив глаза, застыл на месте как вкопанный.
           А мы спокойно двинулись дальше. Однако, шельмец опомнившись и придя в себя, вновь настиг нас у арки Константина.
           - Файф! - выкрикнул он, схватив меня за рукав.
           Наконец, я сжалился и отогнул ещё один палец. После короткого размышления, видя перед собой достойного соперника, он согласно кивнул головой.
           - Вы сначала протестируйте! - подсказала мне умная дочь.
           Вскоре выясниться, что именно мой китайский "Xiaomi" напрочь отказывается реагировать на кнопку. Пришлось вернуть взад.


фото


          - Не переживайте: я и без этой дурацкой палки сделаю отличное селфи! - заверила меня Истора. - Вы только поднимите Дашу на ручки и встаньте рядом со мной.
          И буквально через 5 секунд, щелкнув по своему айфону:
          - Ну, как?
          - Отлично! - вынужден был признаться я. - Просто, потрясающе!


фото


           Погода выдалась отличная - 12 градусов тепла - а потому я рискнул предложить Исторе, пройтись пешочком до площади Венеции, проигнорировав палатинский холм. И вскоре мы уже прогуливались по широкому бульвару, неспешно двигаясь по направлению к памятнику  Виктора Эммануила, расположенного на склоне Капитолийского холма, в честь первого короля объединённой Италии.
           Справа от нас, в глубине, можно было рассмотреть остатки форума Траяна, а чуть далее - возвышалась и сама колонна Траяна, установленная в честь римских побед.
           - Неплохо бы где-нибудь выпить кофейку. - предложила дочь.
           И тут я вспомнил про одну симпатичную таверну, в которой мы с супругой с год тому назад отведали лукового супа и попили кофе.

фото


ЧИБОЛЬО


         - Хочется горячего супа! - обратилась ко мне супруга после того, как мы спустились с Капитолийского холма на Площадь  Венеции.
         - О, смотри: какая симпатичная траттория! Давай, заглянем. - предложил я.
         Нам повезло: из пяти наименований супов, в наличии было аж целых два варианта. Первый мы отвергли сразу, так как вегетарианским супом жена была уже сыта. Оставался второй вариант - какой-то "Zuppa di cipolle".
         - What it is? - поинтересовался я по-английски у симпатичной молодой официантки, обслуживающей нас.
         - Сipolle - невозмутимо ответила она.
         - "Джиболле"? - переспросил я и вновь - What it is, "Сipolle"?
         В ответ, юная римлянка, округлила свои жгучие глаза и вновь упрямо повторила:
         - Zuppa di cipolle - e ' di cipolla, capisce?
         Мол, что тут непонятного? Джиболле это - джиболле!
         Мы с Леной переглянулись и, пожав плечами, вновь уставились на правнучку Ромула. На что та, уже потеряв всякое самообладание, стала чуть ли не стучать по столу и приговаривать: "джиболле, джиболле, джиболле"! Разразившись в конце длинной тирадой:
         - Io non parlo inglese, io non parlo russo, io non parlo tedesco! Io so solo l'italiano! Chiaro?
         Эту фразу, я почему-то понял сходу: "Плевать я хотела на все ваши языки, я знаю только итальянский!".
         - Хрен с тобой - устало махнул я рукой, перейдя на русский - Тащи свою "джиболью"!
         Странно, но и она меня поняла мгновенно, кивнув нам в ответ и ускакав куда-то на кухню.
         Когда минут через десять перед женой было поставлено блюдо с первым, мы не сговариваясь стали изучать содержимое супа, в середине которого плавал хлеб с сыром. И разошлись во мнении.
         - А-а... это молочный суп с капустой! - поделилась своей догадкой супруга.
         - Нет: это луковый суп со сливками - неуверенно выдвинул я свою версию.
         - Какая разница: главное, что - вкусно!
         - Главное, что - горячее! - добавил я.

фото


         Поднявшись на Капитолий, в центре которого красуется конная статуя Марка Аврелия, мы решили сфоткаться на фоне творения Микеланджелло - Капитолийского дворца. А затем, спустившись по другому склону, очутились на площади Венеции, где ещё раз зафиксировали наше присутствие, с разных ракурсов.

фото

        Упомянутая выше траттория, к сожалению, оказалась закрытой. Зато, пройдя с десяток шагов, мы заскочили в другое - не менее уютное - заведение, где заказали по чашечке кофе (Истора - капуччино, а я - американо), какую-то сладкую выпечку и - конечно-же - мороженое. Куда уж, без него!
        Неугомонному Ване, похоже, всё уже порядком осточертело и он с радостью стал барабанить по столу, привлекая умилительные взгляды немногочисленных посетителей заведения. Несколько раз "усатый нянь" пытался урезонить разбушевавшегося малыша, но всё было бесполезно. Невольно всплыли кадры из фильма "Вождь краснокожих", поставленного по мотивам произведения О'Генри. Лишь, на самое непродолжительное время Иван соглашался, посидеть на руках у дедушки. После чего, вновь закатывал концерт, требуя маму.
        Полной противоположностью ему являлась Дашуля, которая за киндерсюрприз и порцию мороженого готова была продать не только родину, но и все достопримечательности Рима, вместе с Ватиканом и самим Папой римским. В общем, испорченная семейка.

фото

        Подкрепившись, дочь изъявила желание пройтись по Via Nazionale - улица в историческом центре Рима между площадью Республики и площадью Маньянаполи в районе Монти, рядом с площадью Венеции. Новая улица прошла по древнеримской Vicus Longus по долине Сан-Витале. Изначально виа Национале задумывалась как широкий проспект, необходимый для быстрого и по возможности прямого проезда от центрального вокзала до Тибра. Тут расположены многочисленные магазины и модные бутики.
       - Да, в неплохом райончике вы жили с мамой. - констатировала дочь, пройдя вдоль этой действительно симпатичной улицы.
       В ответ, папуля только сдержанно крякнул. Мол, "а як жешь..."

фото

       Наконец, преодолев приличное расстояние, мы очутились на Площади Республики, в центре которого струится великолепный фонтан Наяд. Естественно, мы не преминули сняться и на его фоне, после чего, я предложил, обязательно ознакомиться с внутренним убранством церкви Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, построенной в XVI веке, предположительно по проекту Микеланджело.

фото

       - Дашуля, хочешь, я покажу тебе восхитительной красоты статую Богоматери!
       - Какой матери?
       - Божьей матери.
       - А-а... ну, ладно.
        Богоматерь внучке приглянулась. Несмотря на то, что была без мороженого в руках.

фото

        На выходе из церкви, я столкнулся с очередным продавцом "указок" и на сей раз, не утерпевшись, купил за 3 евро. Отойдя в сторонку, стал поспешно оттягивать пружину, дабы вставить туда свой смартфон и... вдруг на руках очутились две пластмассовые половинки.
        - Вы же сломали! - в ужасе вскрикнула Истора.
        - Айн момент! - успокоил я её и вновь подбежал к продавцу. Тот глянув на обломки, вытаращил на меня свои глаза и что-то долго мне стал объяснять. В конце, сжалившись надо мной, согласился поменять указку за... 1,5 евро.
        Одним словом, жена была права, когда говорила про меня: "Скупой, как правило, платит дважды, Вы же, умудряетесь платить трижды!".
         "Йе, хай, чиво тепер! - протянул я на бухарский манер, плюнув на эти мелочи жизни. -  Главное, чтобы войны не было!"
         И мы усталые, но довольные, поплелись к вокзалу Термини с тем, чтобы сесть на метро и двинуться в обратный путь.

фото

            В тот же день, по возвращению домой, наскоро пообедав, Истора ещё успела прогуляться (но уже одна, без детей) и зацепить такие места как: фонтан Треви, площадь Испании, со знаменитой лестницей.
         "Няня" же, оставшись с малышами, всё это время посвятил молитвам Всевышнему: чтобы дочь вовремя вернулась домой! И Бог внял моим молитвам: ведь, ОН воистину Прощающий и Милосердный.




День третий



Снипс-снапс-снурре и крибли- крабли- бумс!
(к/ф "Снежная королева")

фото


           Именно это заклинание мне пришло в голову при пробуждении, едва я открыл свои глаза и с удивлением уставился за окно. Я не верил своим глазам - "Как? Что? Рим и снег?!" Можно было предположить всё, что угодно, но только не подобное сочетание, которое ну  никак не укладывалось в моей голове.
          И в следующую секунду, рука а автоматом стала искать пульт от телевизора. Через пять минут я уже был в курсе главной новости, о которой трындели все телеканалы Италии. Как позже выяснится - не только Италии, но и всего мира.
          Забегая несколько вперёд, вынужден сознаться в том, что моя напарница по работе оказалась абсолютна права, встречая меня словами:
        - Галиб, тебя нельзя больше отпускать в Италию!
        - Почему?
        - И ты ещё спрашиваешь?! Вспомни: в прошлом году ты устроил там землятрясение, в этом году - снегопад!
        "А ведь и правда... - подумалось мне - Татьяна действительно в чём-то права. Может, я прОклятый?"

фото

        Тем не менее, за завтраком было принято решение не отменять запланированный маршрут. Тем более, что билеты в музей Ватикана были приобретены мною заранее, по интернету. И именно на 26 февраля. Тут, понимаешь, хоть потоп, но за кровно уплаченные деньги надо хотя бы "надкусить"! И мы выдвинулись, утопая по щиколотки в белом покрывале Природы.
        Впрочем, я бы не сказал, что было очень холодно: по нашим меркам, сущий пустячок - каких-то минус 3 или 4 мороза. Чего не скажешь про итальянцев, которые как дети радовались разыгравшейся стихии, лепя снежки и бросая их в друг друга.
      Благо, наш отель был расположен "в двух шагах" от Ватикана. Не доходя до его стен, на площади, мы застали сюрреалистическую картину: пальмы в снегу! Это нас здорово впечатлило. Памятуя о своей прошлой поездке, я быстро сорентировался и предложил, обойти стену справа, так как вход в музей расположен как бы немного с задней стороны собора Св.Петра. В виду обильного снегопада и сильной наледи, образовавшейся на плитках, мы передвигались очень медленно, внимательно глядя под ного, чтобы не растянуться и не упасть.
        Каково же было наше удивление, когда мы, преодолев немалый крюк, оказались перед закрытыми воротами музея.


фото

        - Не переживайте: все билеты действительны! Но... сегодня музей закрыт. Приходите завтра. - заверил нас вышедший из ворот представитель музея в сопровождении ватиканской жандармерии.
        Нам, конечно, от этого нисколько не полегчало. Однако, делать было нечего.
        И тут "умный папа вспомнил", что, если взять чуточку правее, и пройти совсем немного вдоль стен, то очень скоро (минуты через 2 - 3) мы наткнёмся на проход, который выведет нас сбоку от собора Св.Петра. (Ну, чтобы не возвращаться назад и сэкономить время).
          Как правило, в подобных случаях, мы имеем обыкновение спорить и отстаивать свою точку зрения, но тут,  дочь, поддавшись убедительному вращению моих страшных глаз, безропотно поплелась за... Иваном Сусаниным. Который, через 10 минут ходьбы по глубокому и рыхлому снегу вдоль стен Ватикана, к своему великому изумлению, вдруг столкнулся с дьявольской чертовщиной - за каждым изгибом нас встречала очередная "китайская стена", без какого-либо намёка на проход между.

фото


        Через 15 минут изнурительного марафона, нам обоим стало понятно, кто тут "конкретный лох". Наконец, я не выдержал и обернулся к дочери, которая на поясе несла Ваню:
        - Исторочка, прости меня пожалуйста! Я был уверен... я думал...
        - Ой, ну что Вы: это такая ерунда! - пытаясь успокоить меня и выжимая улыбку тут же перебила она меня. - Всё, что ни делается, делается к лучшему! Вы же сами меня этому учили.
        - Да-да, конечно... - согласился я с нею, сгорая от стыда и ругая себя самыми последними словами.
        Только тут  до меня дошло, что мы находимся ровно посередине, и в какую бы сторону ни идти... В общем, я понял, что нам неминуемо предстоит обойти государство Ватикан по окружности, совершив тем самым некий символический акт паломничества.
        "Если Бог Один и Един, то нам это зачтётся!" - резонно сделал я вывод и понуро поплёлся вперёд.


фото

        Совершив приличный крюк, мы наконец оказались в 50 метрах от входа на соборную площадь. Но прежде, решили согреться и заскочили в небольшое кафе, где заказали по чашечке кофе, ну а Даше (за мужество и отвагу) - мороженое. Однако, как говорится, аппетит приходит во время еды: едва выйдя на улицу, внучка узреет за витриной небольшого магазинчика детский красный зонт китайского производства.
          - Хочу такой зонтик! Мама, ну, пожалуйста!
          - Ну, ладно. - смягчилась мать, бросив взгляд на ценник - За 3 евро можно.
          И тут же, повернувшись ко мне:
          - Вот увидите: его хватит ровно на два дня!


фото

          Истора ошиблась всего на день: зонт, совместными усилиями детей был раскурочен в тот же вечер. Ване достанутся "вершки", которые будут превращены в парашют, а Даше - "корешки" - розовая пластмассовая ручка на ремне, которую она превратит в волшебный амулет, способный исполнять любые желания.
        Вскоре выяснится, что вход в собор также закрыт.


фото

      Нам не оставалось ничего другого как, сделать пару снимков и двинуться в сторону дома. Прибыв на свою станцию, мы по пути зашли в супермаркет, где затарились на ужин мясом, а также, не забыли и про "согревающее": Истора предпочла белое сухое вино, ну а меня дома ждала русская водка, бутылку которой я предусмотрительно прихватил ещё из дому. Так что ужин удался на славу.
     По ходу вечерней трапезы, стали делиться впечатлениями.
     - Я обратила внимание, что итальянки, оказывается, далеко не самые симпатичные и привлекательные. - признается мне дочь. - Во всяком случае, женщин, подобных Софи Лорен и Орнелла Мутти я что-то не застала.
     - Зато, мужчины, конечно, все как один: Марчело Мастрояни и Адриано Челентано, да?
     Истора засмеялась.
    - Ну, отчасти, можно сказать, да: они ухоженные, стильные....
    - Так-так-так... - решил я подыграть. - брутальные, мужественные... как комиссар Катания, правда?
    - Ха-ха! Ну почему сразу такие крайности? Просто, они опрятные...
    - Ага: благоухают... - не выдержал я и тут же заметил - Полагаю, Саше будут небезынтересны твои наблюдения.
    И в ту же секунду у Исторы зазвонил телефон. Звонил Саша - её муж - который находился на другом конце света, на Ямайке, где он по долгу службы судил спортивные соревнования. Каждый вечер, почти в одно и то же время, он справлялся о семье.
     Я тактично встал из-за стола и отправился в свою комнату, оставив их одних.
     "Кто его знает, - подумалось мне - может и Саша, находясь в окружении милых ямаечек, придерживается того же мнения. Только - наоборот."

      
фото

       СтОило мне оказаться в своей комнате, как следом впорхнула внучка:
       - Бободжон, ну, давай теперь поиграем в тигров!
       И я понимаю, что "отмазаться" в этот вечер мне вряд-ли удасться.
       - Давай... -  уныло киваю я головой и обречённо встаю на четвереньки. - Р-р-р!
       В общем, я маленький тигрёнок, а Даша - мама-тигрица, которая пришла с охоты и принесла мне вкусного козлёнка.
       - Р-р-р... - урча, я разрываю когтями свою жертву и наслаждаюсь ужином. И вдруг, вспомнив про родителя - Мама, на - поешь и ты!
       - Нет, я уже обедала.
       - Где?
       - На работе.
       - Даша, ты наверное хотела сказать "на охоте"?
       - Ну да...
       В конце, сытый и довольный тигрёнок предъявляет маме результат ужина, припевая при этом:
       - Остались от козлика рожки да ножки, рожки да ножки, рожки да ножки...
       И - буквально - через минуту-другую, Даша:
       - Нет. А давай, теперь, как будто я красавица... и прохожу мимо вас (то есть, мимо меня и Ивана).
       Я (ошарашенно, Ване):
       - Гляди, гляди, какая красавица идёт! Вот это да-а...
        Даша, виляя бедрами, кокетливо проходит мимо нас, словно не замечает. Не проходит и десяти секунд, как режиссер придумывает новую сцену:
       - А теперь, как будто, ты хотел прокатиться по льду, упал и сломал ногу, хорошо?
       (В недоумении) - Хорошо. - Сделав воображаемый круг, растягиваюсь на полу, хватаясь за ногу.
        Даша:
        - И тут, как будто, выхожу на лёд я, хорошо?
        - А-а... - доходит, наконец, до меня. Я толкаю Ивана в бок: - Смотри-смотри! Эта та красавица! Она, оказывается, ещй и балерина. Видишь, как она катается прфессионально?!
        Меж тем, Дашуля войдя в роль, делает такие замысловатые па, тодесы и пируэты, скользя по полу и кружась, что в какой-то момент чуть головой не врезается в зеркало.
        - Гляди: она делает фигуры высшего пилотажа! - кричу я от восторга. - Пожалуйста, дайте Ваш автограф!
         Наконец, балерина снисходительно (как бы нехотя) небрежно расписывается на моей протянутой ладони.
         Не проходит и минуты, как Даша хлопает себя по лбу и выставляет указательный пальчик:
         - Нет! Постой-постой! Я придумала! Давай, как будто ко мне пристают мальчики и я расправляюсь с ними вот этими нунчаками (неизвестно, откуда взявшиеся два пумпончика на длинной веревке). Внучка изо всех сил начинает раскручивать "нунчаки", а дедушка изображает задиристых мальчиков, которые отскакивают от героини в разные стороны, как шелуха от семечек.

         И так, почти каждый вечер...
         А вы говорите "Италия"... Какой-такой, к чертям собачьим, Рим?!
         А между тем, время близится к ночи. Истора, переговорив с Сашей и перемыв на кухне всю посуду, готовится ко сну. Дети досматривают свои любимые мультики. Ну а я, укладываясь в кроватку, думаю о своей бабушке-Лене, оставленной в далёком Питере. И - уже почти засыпая - совсем чуть-чуть, о Николетте, которую я ещё так и не видел: "Интересно: как она выглядит? Наверное, как Софи Лорен."




День четвертый




- Если бы я мог, то подарил бы тебе изумруд, но у меня нет изумруда, — возьми вот этот простой белый камешек на память!
(Л.Соловьёв "Возмутитель спокойствия")



фото 001


         Заключительный день был насыщен событиями. Во-первых, мы таки попали в музей Ватикана.
Но, поскольку Ваня с утра был не в духе и всё время капризничал, то пришлось существенно сократить нашу экскурсию, ограничившись Сикстинской Капеллой и галереями Пап.
         - Истора, я тебе просто обязан показать этот шедевр Микеланджело! После чего, могу со спокойной совестью умереть.
         - А там чупа-чупс будет? - поинтересовалась Даша.
         - Нет. - вынужден был расстроить её дедушка. И через секунду заверил - Там будет гораздо по-круче чупа-чупса!
      
   
фото 002в


          К сожалению, я уже помнил, что там нельзя производить фото и кино-съёмки, так что фото беру произвольное, из интернета. И ещё: я обратил внимание, что зимой, оказывается, гораздо меньше туристов. Помнится, в прошлом году, мы с Леной двигались в тесном потоке "людской реки" в "час по чайной ложке". На сей раз, можно сказать, было просторно и я с особым наслаждением в третий раз полюбовался фресками великого гения Возрождения.


фото 002


        Выйдя из музея, мы вспонили, что неплохо бы было чем-нибудь подкрепиться. Не успели мы сделать и десяти шагов вниз по улочке, как стеклянная дверь одной из многочисленных кафешек перед нами распахнулась, словно по мановению волшебной палочки: на пороге стояла колоритная пожилая итальянка, которая жестом приглашала нас, пройти вовнутрь.

фото 002а

        Поколебавшись пару секунд, мы вошли в это чистенькое и опрятное заведение, выдержанное в ярко красных веселых тонах. Как всегда, мы с дочерью заказали себе по чашечке кофе, Даше какой-то обалденно вкусный сок зеленоватого цвета, ну а всем нам - пиццу "Маргариту".

фото 003


        Надо признаться, пицца оказалась что надо: как сказали бы бухарцы - "гапаш нест, братан".
        - Я бы не отказалась ещё от одной такой... - смущенно улыбаясь призналась дочь.
        Естественно, мы поторили. Даже Ивану понравилось.

004

       Ну, а Дашуля, милостиво поделилась со мною своим фирменным соком. После чего, хитро улыбнулась маме:
       - А десерт?
       - Как - опять мороженое?!
       - Ну, всего один шарик!
       Ей было предложено на выбор порядка 5 или 6 разных видов мороженного. И - как всегда - она выбрала для себя самый неудачный вариант - фисташковое. Судя по тому, как внучка пыталась скормить шарик нам, стало понятно, что это совершенно не то, что она ожидала.
       - Фу, как пластилин... - призналась она наконец. - Можно, я не буду доедать?
       - Конечно, можно!
      
фото 005

        После "перекуса", оставив Ватикан, мы направились пешком к замку Св.Ангела.
        Я сознательно избегаю (за редким исключением) подробных описаний относительно истории возникновения и отдельных этапов строительства тех или иных достопримечательностей, так как справочная информация доступна  в наши дни любому: достаточно кликнуть "мышкой" в поисковике. В свой прошлый приезд, нам с женой почему-то не удалось посетитьэтот замок. Тем более, что пасположен он на видном месте, на берегу Тибра и очень впечатляет своими размерами.
        Тут мы наткнулись на ряд сувенирных лавок, где совершили несколько традиционных покупок для родных и друзей. После чего, пройдя по одному из мостов на другую сторону реки, очутились совсем рядом с площадью Навона. Это одно из красивейших мест Рима. Площадь вытянутая с юга на север в форме прямоугольника, является любимым местом отдыха не только римлян, но и многочисленных гостей и туристов. На этом месте некогда был расположен стадион Домициана. С XV века по 1869 г. тут находился городской рынок. Застраивалась в XVII веке в стиле барокко. На площадь выходят две церкви, включая церковь св. Агнессы  (1652 г., арх. Джироламо Райнальди), и несколько дворцов, включая палаццо Памфили (строился для Иннокентия X в 1644-50 гг.)


https://youtu.be/PEKY_WYKuXo (На площади Навона)

        Агоны (по-гречески «состязание») проходили на стадионе до IV века. От этого слова и пошло название площади — Навона.
        На площади находятся три фонтана: фонтан Мавра, в южной части площади (скульптура Бернини); фонтан Нептуна, в северной части и в центре - фонтан четырёх рек (также, работы Бернини), символизирующие главные реки четырёх частей мира — Нил, Ганг, Дунай и Ла-Плату.
        - Ой, смотрите: живой памятник! - воскликнула Дашуля.
        Мы повернули головы в указанную сторону и наш взгляд упал на молодого человека, который измазал себя не то сажей, не то специальной краской. Временами он надолго замирал в определенной позе и в такие моменты он и в самом деле, был словно высечен из камня.
         

фото 006


         Однако, больше всего, внучку порадовали жирные и ленивые голуби, которые нехотя перелетали с одного места на другое, когда за ними гонялась Даша.
          Совершив приличный круг, вновь возратились к Тибру и по очередному мосту, расположенному вниз по течению, перешли на "свою" сторону и таким образом добрались до станции метро "Ottaviano". Обедали дома так как следовало доедать продукты.


фото 007


         А после обеда я двинулся на via Candia, где накануне узрел вещевой рынок. Дело в том, что у меня было ответственное поручение от супруги - купить ей джинсы. Как правило, она достаточно прохладно относится к шмоткам, но тут, похоже, дело было совсем швах: последние штаны зияли огромными заплатами.
         Самое интересное, что у меня был "чертёж" на руках (ну, наподобие той "разделки "тигра" из знаменитого к/ф "Полосатый рейс"). Были дотошно проставлены все размеры в сантиметрах: ширина талии, "кострец" и длина от "вымени до пояса". С этим рисунком я и подошел к продавщице фирменного магазина OVS. Она нисколько этому не удивилась, а пошла делиться своей "находкой" со своей подругой. Наконец, кода был найден искомый экземпляр (причем, всего за 16 евро), они лишь вежливо у меня поинтересовались: откуда, мол, такой уважаемый сеньор? В слове "сеньор", мне почему-то послышалось "мудак". Они ещё долго меж собой хихикали, но я этого уже не слышал: главное - я выполнил поручение.

фото 008

         По согласованностью с Исторой, у меня ещё оставалось свободное время и я заскочил в ювелирную лавку индийца. Там я долго выбирал, что бы такое подарить своей жене на память об Италии, но всё было дОрого. Во всяком случае, для меня. Наконец, выбор упал на ромбовидные серёжки из марокканского серебра с небольшим камнем из зеленого малахита в центре, который я, почему-то, потом обзову "изумрудом".
         - Хав мач?
         Вместо ответа, индус преподнесёт к моим глазам ценник с цифрой 35 евро.
         Поклянчив немного, я вспомню Ипполита Матвеевича: "Торг здесь неуместен!"
         И тут, в магазинчик войдёт его друг, с длиннющей бородой как у Усамы бин Ладена.
         - Салям Алейкум! - обратится он к индусу. На что тот:
         - Ваалейкус ас-салам!
         И тут, как говорится, Остапу подфартило:
         - О. муслим?! - расплывусь я в широкой улыбке до ушей.
         - Альхамдулильлах! - в свою очередь удивятся друзья и, уставившись на меня, станут выяснять, откуда я родом.
         Я, как артист малых и драматических театров, выдержу для начала небольшую паузу, а затем, гордо подняв голову:
         - Бухара-и-Шариф ("Благородная Бухара").
         - О! Имам Бухари! - вскричал борадатый.
         - О! Бахауддин Накшбанд! - восторженно продолжит индус.
        "Так, самый подходящий момент настал" - мгновенно прокрутится в моей башке и я, сделав жалостливую морду, рискну:
         - Твенти файф, о'кей?
         - Окей, Окей! - поспешит согласиться со мной индус-мусульманин.
         Тут мне показалось, что я "погорячился": я почему-то был уверен, скажи я "Тен", то он и на это согласился.

 фото 009

          - Дадажончик, я приглашаю Вас на прощальный ужин в одном милом ресторанчике неподалёку от дома! - заявила мне сходу Истора, едва я вошел домой. - И чур - не прерикаться!
          - Ну, хорошо... - сдался папочка, зная, что все попытки протеста бесполезны.

фото 010

            Ресторан и в самом деле, показался мне вполне недурственным. Тем более, что плачУ не я. Единственное, что я не утерпел, так это краем глаза "зацепил" кухню. Поверьте мне, иногда по запахам, доносящимся из кухни, можно составить вполне определенные представления о качестве обслуживания. И тут, мой итальянский коллега жестом, пригласил меня пройти на кухню.


https://youtu.be/P1VOBUcqvFU (Прощальный ужин)


            Понятное дело, что я не удержусь и признаюсь ему, что тоже являюсь поваром. Правда, я не стал ему говорить, что леплю пельмени, а наоборот - типа, я такой крутой, что меня показывают по телевизору... ну и т.д. и т.п. Естественно, тут он уже был совсем в восторге! И даже милостиво разрешил мне заснять приготовление нашего заказа.
            Причём, такой простой и "свой в доску", что мы с ним тут же подружились. Я обратил внимание на посуду и нашел её вполне "домашней". Более того, на видео видно, как он подцепляет спагеттину рукой, отправляя её в сковороду. И знаете, я его зауважал. Так как понял, что никакие фирменные прибамбасы и новейшие навороченные комбайны ничего не стОят перед мастерством и человечностью.  Если ты действительно профессионал и любишь своё дело, то на первом месте должно стоять твоё искреннее отношение к клиенту. и твоя душа. И сразу видно: это повар от бога, ибо в каждое создаваемое блюдо он вкладывает частицу себя, то есть, свою душу!


фото 011


          Словом, посидели мы от души: Истора, по привычке, заказала себе добротное белое вино и пасту из морепродуктов, ну а я - разливное пиво и тарелочку мидий к нему. Дети тоже не остались без десерта. Так что, вечер наш удался на славу!
          Спасибо, Рим! Ариведерчи, Италия! До новых встреч!   


Рецензии
Здравствуйте Голиб.
"Шлялся" вместе с вами по Риму, получая несравненное удовольствие. Даже ощутил запах выпавшего снега и поёжился немного от сырости.
Очень красочно с неподражаемым юмором и прекрасными зарисовками.
Единственное огорчение, не увидел ни одной фотографии.
Красивый у вас язык, просто вкусный.
Есть чему поучиться.
Батумец.

Сергей Одзелашвили   05.03.2018 11:49     Заявить о нарушении
Уважаемый Сергей! Все фото и видео опубликованы в ЖЖ, мой ник там - golibus.
А тут, при всём желании, не выложишь столько картинок.
С уважением, -

Голиб Саидов   06.03.2018 17:51   Заявить о нарушении