Учиться, учиться и ещё раз, учиться!

По окончании 10-го класса 334-ой мужской школы Невского района Ленинграда я сразу поступил на Подготовительные курсы при Политехническом институте имени М.И.Калинина.

После Ленинградского Университета Политехнический институт им.Калинина считался самым престижным вузом Ленинграда, а я ничего более скромного для себя и не придумал.

Мать, немка по рождению, естественно в моей учёбе в школе и в решении «Куда пойти учиться» никакого участия не принимала. Какой-там, она по русски-то говорила с немецким акцентом.

А вот по немецки я от неё за всю жизнь ни одного слова не слышал, а ведь немецкий был её родной язык в немецкой колонии «Средняя Рогатка».

А я по иностранному языку, кстати, как раз немецкий, во всех 5-ти школах, где обучался, дальше, чем на четвёрочку не вылезал. Такой вот семейный парадокс.

Продолжу… Закончились подготовительные курсы и начались вступительные экзамены в Политех имени Калинина, на самый престижный электро-механический факультет, естественно, на дневное отделение.

Ничего более лёгкого я и здесь не придумал, а подсказать мне было некому, отчим меня тоже не касался, да и не было у моей родни никого с образованием выше 5-ти классов.

Сдал я все пять вступительных экзаменов в институт, не провалил. И по нынешним временам неплохо сдал, набрав 19 баллов: математика устная и письменная, физика и химия – все на четыре. И лишь сочинение на тройку.

С сочинением у меня всегда были не лады, наверно сказывалась моя интернациональная родословная, да обучение за 10 лет в 5-ти разных школах.

Короче говоря, для поступления на дневное отделение электромеханического факультета института имени Калинина моих 19-ти баллов оказалось недостаточно.

Проходными были 23 бала, т.е. три пятёрки и две четвёртки. Поступай я в какой другой ВУЗ, то с этими своими оценками, 29 баллов, четыре четвёртки и одна тройка, по основным предметам, я бы поступил.

Сейчас молодёжь ушлая, вступительные документы подают сразу в несколько вузов и не в самые престижные, и, не пройдя по конкурсу в одном, перескакивают в другой, где проходной балл пониже.

Мне же тогда ничего подобного никто не подсказал, да и кто мог подсказать-то в нашей строительной общаге, в которой ни у кого из ребят за душой больше 4-х…5-ти классов школы и не было.

Даже мой друг там, Пашка, только позже, уже будучи женатым, до 7-го класса дотянул только в вечерней школе. А потом, чтобы иметь алиби у ревнивой жены на вечерние отлучки, даже и вечерний техникум закончил.

На техникум я был не падок. Решил, не теряя времени, коли с поступлением в институт ничего не получилось, получить рабочую специальность и начать работать.

И опять, в выборе рабочей специальности мне никто тогда не подсказал (интернета-то не было), и в родне наследственности по какой-либо специальности у меня тоже не было, вот я и подал документы в Техническое училище при ЛОМО на наладчика автоматов.

Документы приняты, в ТУ я принят и на месяц вместе с однокурсниками осенью направлены шефами в колхоз: работа в моей жизни началась и не прерывалась до 77 летнего возраста.

Без перерыва, иначе терялся бы непрерывный стаж, что сказалось бы на размере будущей пенсии, при выходе на неё. Так было раньше, про то, что теперь, не хочется и говорить. Тогда мы об этом думали.

Вернувшись с подшефного ЛОМО колхоза я узнаю, что наша группа наладчиков автоматов ликвидирована. Пришлось вновь подавать документы , теперь уже в ТУ номер 3, что на Уральской улице, 2, но теперь уже на слесаря.

В техническом училище ТУ-3 всё было без проблем, после чистилища в 10-ом классе мужской школы я уже был не тот деревенский сибирский недотёпа, а умел за себя постоять.

Да и не надо было за себя стоять, потому что в техническом училище, как и в деревенских школах, как и в моей общаге, ребята были попроще, без гонора, а если кто и выступал, то его быстро осаживали.

Очень старался я там получить повыше разряд слесаря, но если с теорией у меня всё было отлично, то с практикой, не смотря на все мои старания, дело было похуже.

Силы в руках у меня особой не было, а для практических занятий это было необходимо. Сложно мне было выполнять обработку поковки молотка тупым напильником моими слабыми руками. Поэтому, на фоне рослых сильных сокурсников я для мастера выглядел недостаточно успешным на практике.

К счастью, моя мать тогда уже работала в инструментальной кладовой Катушечной фабрики им. Володарского, что рядом с нашей общагой, она стибрила с инструментального склада фабрики для меня новенький плоский драчёвый напильник самого большого размера, 400 мм. с крупным зубом.

Этот напильник ещё называли «Стахановским», всё бы хорошо, но маманя немножко переборщила, хватило бы мне напильника длиной и 200 мм, но что получил, то получил, и тут началось...

Напильник большой, длинный и тяжёлый, я же невысокого роста, с бараньим весом, и орудовать им мне было не-с-руки, и я, при обработке этих поковок, не выдерживал размеры молотка в заданных пределах допуска.

Мастер заставлял меня строгать дальше до следующего, меньшего размера молотка. В то время, как ребята переходили на выполнение следующего задания, я всё ещё возился со своим молотком, делая из заготовки 500-грамм сначала 500 граммовый молоток.

Провалив размеры, пилил дальше до 400 граммового, провалив размеры и у 400 граммового, пилил дальше… , в итоге, 200-граммовый молоток у меня получился, но я не уложился по времени.

Ребята, работая тупыми напильниками, мне, конечно же, завидовали, но они брали своё силой, настойчивостью, а не хитростью, как я. Вот за эту-то хитрость со «стахановским» напильником, мастер мне и снизил оценку за практику при выпуске.

Хоть по теории у меня и было пять, разряд я получил, как в основном и большинство ребят, лишь четвёртый, а хотел – пятый.

Чтобы не затруднять форумчан в чтении, я пока прервусь. Наши, на рыбацком форуме «Рыбачим вместе», не любят эту тягомотину, как и сидение при ловле плотвы в палатке, а чтение моих опусов, как раз оно и есть.


Рецензии