Караул или охота на изюбря

«Часовой должен Стойко переносить все тяготы и невзгоды службы» выдержка из устава Вооруженных Сил СССР
 Караул . Снова в караул . Зима 19.. года , до окончания службы  осталось несколько месяцев. Тяготы и невзгоды уже не такие тягостные ,как в первые полгода -год. К образу жизни в армии уже привык, на всё смотришь свысока ,как истинный ветеран- аксакал солдатского быта в простонародии- старослужащий , «дедушка». Можно расслабиться, получить все удовольствия солдатской жизни . Однако возникает чувство скуки.  Хочется перемен или вернее ожидания перемен . А будни они на то и будни , что каждый день одно и тоже. И вдруг возникает возможность сходить в караул . Можно немного развлечься.  Всё как обычно  . Подготовка к  караулу - крепкий сон ,плотный обед , перечитывание интересной книжки …  Ну вообще всё то что раньше было только в мечтах.  Начальником караула идёт молодой лейтенант, возрастом на пару лет старше нас ,молодые бойцы , как и мы когда-то зубрят устав -  в общем всё хорошо,  жизнь удалась .
На этот раз , имея возможность выбирать и караул и смену , я выбрал дальнюю поездку на склады НЗ далеко за городом . Дорога занимала почти два часа . Снег и ЗИЛ 131 не спеша двигаются навстречу друг другу . Легкий ветерок , пурга ,на улице -5.  Сладко посапывая в тентованном кузове , я не замечаю как мы прибываем. Время пролетает незаметно . Место несения нашей службы представляло собой старую немецкую усадьбу  - хутор обустроенный вокруг ангарами для техники , открытыми площадками и складами вооружения . Всё это хозяйство охватывал периметр из колючей проволоки , правильной , квадратной формы . Разбитый  на 4 поста . По углам, как положено ,четыре вышки и два окопа на наиболее опасных направлениях с точки зрения обороны поста . Окопы полного профиля с бруствером . С одной стороны периметра к одному из постов примыкал извилистый , глубокий овраг . Место несения службы представляло собой днем вышку, а ночью узкую тропу вдоль колючего  забора от одного угла до другого . Длина вверенного  для охраны и обороны участка составляла один  км . Летом ,находившаяся на возвышенности тропинка открывала изумительный обзор на окружающие просторы . Зима в этом отношении не баловала . Ночью так и ничего кроме полосы метров 30, освещаемой качающимися светильниками, видно не было .
Сходиться и переговариваться двум часовым запрещалось.  Но ты же ведь дедушка , и если нельзя, но очень хочется , то можно . Умудрялись не только сойтись , но и поудобнее устроиться в окопе и покурить . В очередной раз сойдясь на посту и забравшись в окоп скоротать время , я с моим сослуживцам с доблестной Кубани покуривал и травил байки . О житье-бытье на гражданке, мечтах о приближающемся дембеле и Бог знает  о чём ещё . Метель тихо завывала , метя поземкой поперёк поста , уменьшая без того нулевую видимость.  Окоп в котором мы сидели огибал угол колючего забора и своим острым уступом  утыкался в овраг. Широкая ложбина оврага упирающаяся в окоп поросла невысокими кустарником . Зима,  снег и ветер сделали свое дело-  кусты торчали над настом на полметра не больше.
- Снега намело с-метр не меньше : сказал мой  почти земляк.
-  Да, в овраге Пожалуй и побольше :ответил я .
 воротник тулупа не позволял широко обозревать прилегающие просторы и я говоря о глубоком снеге ,как бы подтверждая свои слова,  проводя рукой показывал на овраг. В тоже мгновение пурга на миг прекратилась , и я увидел чуть дальше чем обычно.  То ,что я увидел, вызвало легкий озноб и дрожь в руках . Я непроизвольно присел .
-Там…, там … : только и успел я сказать.
 А увидел я силуэт ,стоящего в снегу.  У него на миг заблестели глаза и пар вырвался изо рта.  Выше глаз была большая мохнатая шапка с  отвязанными ушами. Детали которые я увидел были скорее вымышленными моим  воспаленным воображением, но я себе в этом не отдавал отчет. «Нападение на пост»- подумал я .Мой напарник быстро вынырнул  со дна окопа и всмотрелся в чёрную ,снежную даль . Пурга немного усилилась, видимость опять упала . Видно было как у него усиленно работал мозг: « Виктор его увидел, значит он есть».  Николай ,так звали Моего напарника по несчастью , уже не сомневался что там кто-то есть. Осталось только увидеть детали -- Ба якый оглашенный  :Николай в миг вспомнил язык предков и перешел на Суржик .
- Так и прэ.
 После его слов я уже не сомневался - на нас напали . Пытаясь  судорожно вспоминать действия часового на посту я что есть силы заорал:
- Стой Кто идет .
 Но мой голос погряз  в завывании пурги.
- Стой стрелять буду : вторил мне Николай.
 Но  пурга ,как на зло ,усилилась и ничего не было видно.  Нервы были на пределе . Мы забыли даже снять оружие с предохранителя и дослать патрон в патронник.
-  Надо вызывать караул.: жалобно промямлил  Николай
Я, что есть мочи, рванул по снегу к столбу связи . Из-за глубокого снега мои движения были похожи  толи на не высокие прыжки жабы ,то ли на судороги ящерицы, но я продвигался по «пластунски» к спасительному телефону.
- Нападение на пост : сначала шепотом ,  а потом всё громче и громче несколько раз прописал , прокричал я  в трубку .
-Займите оборону и действуйте по уставу : отдал приказ начальник караула .
- -Мы сейчас будем .
Через некоторое время на тропинке показались три силуэта  , на полусогнутых подбегающие к  посту . Мы забыли про пароли- отзывы и положенные в этом случае команды . А на душе отлегло, мы не одни . Три человека плюхнулась к нам в окоп . Наша сапа видимо не была рассчитан на пять человек ,а может быть снег просто снизил его оборононаполняемость . Через мгновение стало жарко . То ли от близкого дыхания сослуживцев,  то ли от ожидании неминуемой развязки .  Пять пар глаз , не проронив ни слова ,несколько минут всматривались в чёрту ночи .
- Вон , смотри :прокричал кто-то .
 Мы ,как по команде ,сняли с предохранителя автоматы и дослали патроны в патронники .
- Без команды не стрелять : полушепотом «гаркнул» летеха .
Два сосредоточенных глаза , красные , румяные щеки , шинель серого цвета с портупеей, пистолет в руках  - ни дать ни взять  -КОМИССАР перед атакой .  Он себя,  я думаю , ощущал генералом планирующим грандиозное сражение . В это мгновение ветер стих . Появились проблески Луны и мы увидели ЕГО . Косая сажень в плечах , глаза горят , уши шапки торчат в разные стороны , пар изо рта  -черт , нечистый ,одним словом  . Мишка татарин что-то залепетал на своём языке , толи молился,.  то ли читал заклинание.
- Стой стрелять буду :закричал лейтенант и сразу выстрелил в воздух.
 Диверсант от звука выстрела слегка присел ,как бы поддавая назад , а затем издав нечеловеческий крик ,рванул на нас.  Лейтенант хотел крикнуть « Огонь» , но О у него застряло в горле , а из окопа раздался шквальный огонь из автоматов.  Бой был недолгим . Пятеро против одного  , да еще окоп с бруствером , не оставили «диверсанту» шансов.  Он рухнул…
 Несмотря на продолжающийся снегопад , завывание ветра и звон в ушах от нашей канонады, было ощущение что звук выключили . Тишина .
-Всё :выдохнул кто-то .
-п****
Через некоторое время мы , отойдя от шока,  мелкими галсами , по глубокому снегу  ,полукольцом « в обхват» приблизились к месту расстрела.  На небольшой поляне , вытоптанный во время паники , лежал бык … ,бычок .  Рога у него были ещё небольшие , а челка между ними была очень похожа на шапку.
- Твою мать :выдохнул лейтенант ,
-как теперь патроны будем списывать .
Развязка этой «удачной охоты на изюбря» оказалась гораздо проще  самого события .Когда дежурный по части узнал о ЧП и доложил комбату , «высокое» руководство приняло соломоново решение.  Бычку уже всё равно не поможешь , но не усиливать же печали докладами на верх Бычок был разделан и поделён «по-честному» между офицерами . Прапорщик с НЗ ,за мясную толику , раздобыл неучтенные патроны  ,которые были благополучно сданы в ружейку .
офицерам досталось мясо , а нам куча впечатлений и эмоций .
…. жители близлежащего Хутора и ещё долго искали пропавшего бычка .


Рецензии