Ступени времени. картина 13

                Весной 1947 года в семье появилось новенькое
                пианино производства Тбилисской фабрики
                музыкальных инструментов. Сразу же после того как
                инструмент был внесен в комнату,  распакован и
                установлен в нужном месте Александр не остался
                слушать музицирование жены и дочери. Он тут же
                ушел. Анастасия села за фортепиано, заиграла и
                запела


Анастасия –  Веселья час и боль разлуки
             Хочу делить с тобою всегда.
             Давай пожмем друг другу руки
             И в дальний путь на долгие года.

                И затем, сменив ритм и мелодию,запела печально –

                ***
            Я не знаю, кто прав, кто из нас виноват,
            Да теперь это просто неважно,
            Мы с тобою устали от лжи и от клятв,               
            Мы боролись за счастье отважно.

                По осеннему саду, где в гулкой тиши
                Лист срываясь, шурша попадает под ногу,
                Мы с тобою обнявшись, так же медленно шли,
                Как тогда, собираясь в большую дорогу.

                Вот развилка пути, вот обрыв – это край.
                Впереди нету места для шага,
                Тут мы руки свои  как один  развели,
                Стало трудно дышать, притупилась отвага.

                И вдруг снизу послышался крик –
                То любовь, отделившись от нас, разбивалась      
                И я думаю в сердце твоем и моем
                Это болью  большой отозвалось.

                А следующую песню исполняла с каким-то надрывом и
                Саша с Инной  сидели притихшие -

                ***
              Я предала любовь, безумный жар крови.
              Я предала любовь, заламывая руки.
              Я предала любовь, всё то, чем жили мы,
              И знаю, что теперь осуждена на муки.

                Тебе сказала я, что да, любовь прошла,
                Что где-то далеко, звучит былая песня.
                Та песня не для нас, та песня о любви,
                И ей уже меж нами  стало тесно.

              Я предала любовь,безумный жар крови.
              И на душе печаль от тяжести разлуки,
              Чужие мы теперь, чужие  навсегда,
              И я в тоске заламываю руки.

Саша – Я даже не подозревал, что ты так прекрасно играешь. Просто здорово, но 
       репертуар  грустный.

Анастасия – Много ты понимаешь!

Саша – Понимаю.

Анастасия – Ну и прекрасно. А теперь за дело – садись Инночка за пианино и играй
            свои сонаты.

                Что Инна с удовольствием и стала делать -

Анастасия – А знаешь Саша, я решила, что и тебе следует  летом съездить в Москву
           к бабушке и тете. Надечке пришлось из-за осложнений ампутировать ногу,
           она в удрученном состоянии, но повидать внука ей, конечно, будет
           приятно, хоть как-то отвлечется от грустных мыслей. Ну а Лёля будет
           очень довольна твоему приезду – она тебя очень любит.

Саша – Мы полетим самолетом?

Анастасия – Ты поедешь поездом один, ты уже большой и не будешь бояться, а там
            тебя на вокзале  встретит Лёля.

Инна – А я в деревню?

Анастасия – Да, ты в деревню, ты уже побывала в Москве. А когда недели через две Саша вернется, он тоже
            отправится в деревню.
Саша – Но я Лёлю даже не узнаю.

Анастасия – Не волнуйся. Я надеюсь, что она-то тебя узнает, хотя и прошло 6 лет, да и я ей сообщу номер
            твоего вагона и опишу ей в что ты будешь  одет.

                И вот наступил день отъезда. Провожали Сашу Анастасия и Инна.
                Саше досталась верхняя боковая полка, но это его не испугало.

Саша – Ничего что боковая, я в деревню с отцом  ездил в общем вагоне,  устраиваясь на третьей полке.

Анастасия – Вот и хорошо, а то я все беспокоилась, что не удалось купить тебе  билет на более удобное место.

                Но одно дело не бояться и совсем другое удержаться при резких толчках
                состава. Короче говоря,  Саша ночью свалился в проход, но вместе с
                подушкой, которая и уберегла его от травмы головы. Кругом все спали и он
                снова взобрался на свою полку и продолжил сон.
                А по приезду в Москву его на Курском вокзале встречали Лёля и Тихон - 

Лёля – Аленька, дорогой, как же ты один ехал? Не боялся? Не оголодал?

Саша – Ну что ты Лёленька, я ведь уже большой! Правда один раз  ночью свалился с полки, но удачно – ничего
       не болит.

Лёля– Что?  Упал с полки? Как тебя это угораздило?

Саша – Ну так боковая полка узкая, с нее легче упасть чем с обычной, а по высоте все полки одинаковы.

Лёля – Стоп, так ты хочешь сказать, что упал с верхней боковой полки?
 
Саша – Именно это я и говорю,  среди ночи обнаружил, что лежу на полу в проходе.
       Подхватил подушку и взобрался на полку продолжать спать.
 
Лёля – Твои родители, что совсем очумели? Так заняты своими ссорами, что на   ребенка не хватает времени.
       Надо же отправить ребенка одного и на верхнем боковом месте. Слава Господу Богу, что все так
       обошлось, без травм, хотя кто знает.
       Но давай от Надечки подробности твоего путешествия скроем, она может очень разволноваться.
       Договорились?

Саша – Конечно! Я при ней не упомяну об этом происшествии.

                Выполнить обещание о сокрытии происшествия в вагоне было нетрудно, так как
                общения между бабушкой и внуком практически не было –

Лёля– Саша, сейчас удобный момент,  давай зайдем к Надечке, ты её поприветствуй и скажи, что очень рад
      возможности  её повидать и пожелай ей здоровья и радости.

                И Лёля с Сашей заходят в большую комнату, где укрывшись по горло одеялом,
                лежит в постели Надежда Симфориановна  -

Саша – Надечка, я так рад, что мне представилась возможность  повидаться с тобой, ведь прошло шесть лет как
       мы не виделись, но мы всегда помнили о тебе и желали тебе все эти годы здоровья и радости.

Надежда – А ты Саша здорово вырос, сколько тебе лет? Впрочем, помню – тебе 12. А как поживает моя любимая
          внучка Инночка?

Саша – Да, 12 и я перешел в 5-ый класс. Инночка у нас молодец, у нее большие успехи по музыке, она  тебя
       очень любит и передает тебе наилучшие пожелания.

Надежда – Дорогая моя Инночка, да хранит её Бог. Надо же, ты в 5-ом, а учишься хорошо?

Саша – Да, я – отличник.

                Лёля тут же поспешила вывести Сашу из комнаты, поняв, что для первого раза
                общения было достаточным –

Лёля– Саша, бабушка очень слаба и её не следует переутомлять, помни об этом и в коридоре старайся не
      шуметь. Понятно? ( Чего ж тут было не понять? Он понял).
 
                Вечером пришел с работы Бардзим. Стал расспрашивать Сашу о житье-бытье -

Бардзим– Саша, как твои родители?

Саша – Отец  дома почти не бывает. Я его редко вижу.

Бардзим– Саша, а ты футбол любишь? Наверное, болеешь за тбилисское «Динамо»?

Саша – Я несколько раз слушал по радио футбольную передачу,почти весь состав
       «Динамо» помню.
Бардзим– А что, Пайчадзе, Бердзенишвили, Шудра, Дзиапшпа  еще играют?

Саша – В тех играх, которые я слушал, Бердзенишвили не играл, а остальные  - да, играли.

Бардзим– Если хочешь, сходим как-нибудь на футбол, правда, не знаю удастся ли нам попасть на игру вашего
         «Динамо», какое там у них расписание?

Саша – Когда  наши будут играть в Москве я не знаю, но попасть на стадион хотелось бы, я на  играх команд
       мастеров никогда не был.

                На следующий день во дворе  мальчишки говорили о том, что они
                собираются пойти на мачт ВВС – ЦДКА, и Саша  зашел к Лёле на
                службу в контору управления домами,  окна которой смотрели в тот
                двор где играли ребята  и обратился к Лёле –

Саша – Лёленька, пожалуйста, разреши мне с ребятами пойти на футбол.

                Лёля открыла окно и попросила первого попавшегося ей на глаза
                мальчика вызвать ей в контору Валентина или Женю Казакова. Через
                несколько минут в конторе появился знакомый мне соседский парень
                лет 16 –

Валентин– Елена Станиславовна, Вы меня звали?

Елена– Да Валентин, тут вот мой племянник, приехавший ко мне в гости из Тбилиси, хочет пойти на футбол с
       дворовыми ребятами, но я боюсь его отпускать – он Москвы не знает, и если вдруг отобьется от группы,
       у него будут проблемы. Хочу тебя попросить, конечно, если и ты идешь со всеми, не дать ему отбиться
       от группы.
Валентин– Елена Станиславовна, сегодняшний матч состоится на стадионе в Черкизове, это недалеко. Мы поедем
          трамваем, сев на него у метро «Сталинская». Обещаю Вам глаз с него не спускать, не беспокойтесь.

Елена– Спасибо Валентин, теперь я буду спокойна.

Саша– А во дворе этого парня все называют не Валей, а Героем. Почему?

Елена– Во время войны он оставался в Москве и при налетах немецкой авиации дежурил на крышах домов и сбросил
       с крыш несколько фугасных бомб, чем и заслужил  прозвище – «Герой».

                Вечером, когда чаевничали, Тихон стал расспрашивать Сашу о
                прошедшем матче –

Тихон– Я знаю, что почти все мальчишки нашего двора болеют за ЦДКА, а ты хоть состав этой команды знаешь?

Саша – Теперь уже знаю, мне ребята подсказали: в воротах Никаноров; в защите -Лясковский, Кочетков и Нырков;
       в нападении – Гринин, Николаев, Федотов, Бобров и Демин.

Тихон– Но вот, друг мой, ты почему-то полузащитников  пропустил.

Саша – Я точно помню, что левым полузащитником был в этой игре Водягин,  а правым кто-то из новичков,
       кажется Башашкин.
Тихон– А интересные моменты в игре были? И как матч закончился?

Саша – ВВС редко шел вперед и Никаноров как-то далеко отошел от ворот и когда был нанесен далекий удар по
       его воротам, мяч из   пустых ворот пришлось выносить головой    капитану команды Лясковскому. А матч
       закончился со счетом 2:0 в пользу ЦДКА.

                Перед отъездом в Тбилиси Лёля завела Сашу в комнату к
                Надежде Симфориановне проститься –

Надежда – Вот ты и побывал в Москве, надеюсь тебе будет, что рассказать сестре и маме.

Саша – Конечно. Как гулял с Бардзимом по Красной площади и вообще по центру, как ходил с ребятами на футбол
       и играл с  ними во дворе, как сражался с Тихоном в шахматы, как в паре с Лёленькой играл в домино
       против Тихона и Фелицаты Семеновны и мы с Лёленькой часто выигрывали, а Тихон ругал  партнершу  за
       ошибки, но она не обижалась.
 
Надежда– Жаль, что никто не сводил тебя в Третьяковку, хотя может быть тебе это ещё рано. Поцелуй от меня
         маму и Инночку, скажи – я ещё жду их в Москву. Тебе же желаю счастливого пути.

Саша – Обязательно передам. Спасибо тебе Надечка за пожелание счастливого пути. Желаю тебе здоровья! Я ещё
       приеду, до свидания.


                По приезду в Тбилиси Сашу встречала Анастасия, а в субботу
                отец отвез его в деревню. А там, помимо Инны, оказались
                еще три девочки, причем одна из них приходилась двоюродной
                сестрой, а две - троюродными сестрами,

Саша – Инна, помоги мне разобраться. Лиана  - дочь Серго?

Инна– Да, Лиа всегда жила со своей мамой, но когда её мама умерла, Серго и его жена Шура взяли её к себе
      жить. Кстати, Лиа моя ровесница и тоже учится музыке.

Саша – А две другие тоже выглядят как наши ровесницы.

Инна– Ты прав – старшая  твоего года рождения,  она  просто красавица, а младшая моего года. Как мне удалось
      узнать, сестра нашего дедушки - Манижа,  в свое время, посмела выйти замуж без разрешения своего отца
      Константинэ и вот теперь её внучек привезли знакомиться с нами. Так что ты вовремя подъехал.

Саша – С этим делом все понятно, но больше всего меня поразили два козленка, то и дело  без стеснения 
       взбирающиеся на балкон, даже при наличии на нем людей.А откуда взялись козлята, ты с ними уже
       знакома?
Инна– Не только с ними, но и с их мамой,   по стакану молока от которой нам всем, детям, дают по утрам. Этих
      милых животных бабушка с дедушкой приобрели,  исполняя твою просьбу. Белая козочка – самочка, серого
      цвета – козлик.

                Через  несколько дней Нанули и Инезу увезли (так, как оказалось, звали
                троюродных сестер), а мы  трое попали  в Тбилиси только к началу учебного
                года. Если четыре года начального обучения нам преподавала все предметы
                одна учительница –Елизавета Ивановна, то теперь математику вел – бывший
                штабс-капитан Эприков Григорий Иванович,  русский язык и литературу –
                Мария Ивановна Мицкевич, географию  Грузии и географию СССР – Василиса
                Васильевна Асланиди, немецкий язык - Нина Виссарионовна Бараташвили,
                грузинский язык – Натела Отаровна Надирадзе  и так далее.

                Будучи вечером дома, Саша обращается к маме -

Саша – Мама, ты знаешь, в нашем классном журнале не оказалось фамилии моего друга Игоря Б. и Володи, сына
       секретаря райкома. Куда они делись?

Анастасия – Да знаю, Люся Ивановна Бунятова, мамаша Игоря, сказала, что в ваш класс привела сына только из-
            за того, что там преподавала Елизавета Ивановна. А теперь, когда она у вас преподавать не будет,
            целесообразнее перевести Игоря в параллельный класс 5А, так как там более интересный состав
            учеников - детей интеллектуалов, сыновей известных ученых. Но она надеется, что вашей дружбе с
            Игорем это не помешает. Вероятно, по той же причине перевели и Володю.

Саша – Понятно, а мы вроде второсортные. Зато у нас ребята не выпендриваются.

Анастасия – Саша, мне неприятно слышать такой жаргон, хоть и понимаю, что ты мог обидеться, но деление   
            параллельных классов на А, В, С  по успеваемости давно используется в педагогике.

                Саша тут же меняет тему разговора –

Саша – Знаешь, у некоторых учителей очень странные прозвища, так например,  Григорий Иванович Эприков,
       который когда-то был штабс–капитаном, носит кличку «Гришка пеналист», а директор у нас – «Цыцак», а
       завуч - «Квазимодо».

Анастасия – Ну насчет директора понятно. Он по фамилии – Цинцадзе и к тому же рыже-красный, потому-то и
            «цыцак», т.е. перец. Понятно и прозвище завуча – у него лицо перекошено после инсульта, а у
            французского писателя Виктора Гюго  у  одного из персонажей  романа  «Собор Парижской 
            Богоматери», которого все зовут Квазимодо,  ужасное изуродованное лицо.  Пеналист? Это от слова
            пенал?

Саша – Нет, это тот, кто в футбольной команде обычно пробивает одиннадцатиметровые штрафные удары.

Анастасия – Так видимо, он когда-то играл в футбол и успешно пробивал эти штрафные.

Саша – Рассказывают, что как-то, когда один из учеников довел Григория Ивановича до белого каления, он вышвырнул
       того из класса, поддав  коленкой под зад.

Анастасия– Милые методы у бывшего штабс-капитана. Впрочем, эта история может быть просто кем-то выдумана.

                Начиная с пятого класса состав учебной группы стал меняться:
                кто-то, как Фролов был в Тбилиси в эвакуации и теперь с
                родителями вернулся на место постоянного проживания, кто-то
                отстал от класса, так как был оставлен на второй год, а
                четыре здоровенных парня оказались второгодниками, которым
                предстояло заново осваивать программу с нами.
                Вечером дома Саша обращается к маме –

Саша – Знаешь, при Елизавете Ивановне в классе никто не задирал друг друга. Все чувствовали себя спокойно,
       никто не мешал слушать педагогом рассказываемый урок. Я всегда стараюсь расслышать все, что бы потом
       дома не терять на этот материал времени.

Анастасия– А теперь второгоднички  устанавливают свои правила?

Саша – Одного из них посадили со мной на последнюю парту, а он все уроки что-то бубнит мне в ухо, мешает слушать. Пришлось дать ему в « рыло», прямо на уроке.

Анастасия– Александр! Опять жаргон?А что произошло дальше?

Саша – Пока ничего. Мария Ивановна сделала вид, что ничего не заметила, а он все грозится что меня изобьет.

Анастасия – И что теперь?

Саша – Поживем, увидим.

Анастасия– Зря не храбрись, старайся все время быть на людях, быть на виду.

                В следующий  вечер Саша излагал матери события прошедшего дня –

Саша – При моем появлении в школе ко мне тут же подошел Оса, самый здоровый из второгодников, на два года
       старше нас всех и так ласково меня спрашивает –
 
Оса (Валя)– Ты это почему затеваешь драку на уроке? Нужно было объявить всему классу, что вы будете драться,
       тогда бы все имели возможность понаблюдать за дракой и решить кто победил.

Саша – Мне не хотелось пропустить объяснений педагога.

Оса (Валя)–Видно все ж придется  мне как первому «кочу» класса, втолковывать тебе правила культурного
           поведения, и он как-то нехотя ткнул меня кулаком в лицо. Даже нос не разбил. Зато я врезал ему от
           души и мы некоторое время колотили друг друга, пока ребята не закричали, что идет завуч.
Анастасия– Однако, синяков у тебя немало, стоило ли так усердствовать?

Саша – Ты знаешь, я пришел в такую ярость, что ещё хорошо, что все довольно быстро закончилось. Я был
       невменяем.
Анастасия – И в кого ты такой? Твой отец умеет сдерживать себя и быть может в жизни никогда и не дрался.

Саша – Да и у меня, по сути, это первая драка, но класс так доволен, что я дал Осе отпор, что говорят нужно
       заново определить кто в классе первый «коч».

Анастасия– А что, тебе хочется быть этим самым первым «кочем»? И каковы его обязанности.

Саша – И считаться им не хочется и обязанностей не знаю. Знаю только,  что Оса стравливает ребят для того,
       чтоб определить их место в каком-то бойцовском списке. По крайней мере, вседолжны знать первую
       десятку бойцов (умелых драчунов).

                Как и предвидел Саша, драки у них с Осой   стали происходить
                чуть  ли не каждый день.
                Но в шестом классе у Саши начались приступы лихорадки, они
                становились все чаще и изнурительней. Принятие американского
                хинина, принесенного Нуну, не исправило положения.
                Практически школу он забросил, целыми днями лежал в постели.
                Наконец, кто-то из знакомых подсказал Анастасии адрес знахаря
                и они отправились по адресу –

Анастасия – (обращаясь к старичку лекарю и его ассистентке) Вы знаете, сын бывает каждое лето в имеретинской
            деревне, а там очень сыро, несмотря на то, что уже много лет разводят эвкалипты. Много комаров.

                Старик печально закивал головой, затем пошептался с
                ассистенткой –

Ассистентка– Уважаемый экимбаш говорит, что в этом случае будет достаточно  выпить по рюмочке лекарства, но для
             этого вам надо приходить сюда, на дом мы лекарство не даем. И при условии, если мальчик в течении
             двух лет не будет купаться в реке, есть мороженое и дыню, то лихорадка  к нему никогда не вернется.
             Первую порцию лекарства я вам вынесу через десять минут. Ждите.
Ассистентка – Уважаемый экимбаш напоминает - требуется в течении двух лет не  есть мороженое и дыню и не купаться
              в реке. А теперь залпом выпей.

                Зеленая жидкость из рюмки оказалась теплой и мерзкой  как в первый
                раз, так и в три последующие. Но о лихорадке , действительно, можно
                было позабыть.
                В конце 1947 года произошло два события – вернувшийся в класс Саша
                вместе с остальными одноклассниками был принят в пионеры и избран в
                совет отряда, где председателем стал Боря –

Оса– Что, бродяга, выкарабкался! Молодец. А то без тебя тут скучно.

                А в стране в этот период происходил  обмен денег, причем поменялся и
                номинал денег – один рубль стал равен бывшей десятке.
                Летом Инна, Саша и Лиана уже некоторое время были в деревне, когда
                туда неожиданно приехала Анастасия с известием, что в Москве
                скончалась Надечка и она сочла, что правильнее будет послать туда
                деньги на организацию похорон, чем потратить их на перелет туда и
                возложить все расходы на московских родственников. Сама же она эти
                скорбные дни хочет провести со своими детьми, погоревать вместе,
                потому и приехала.

Инна – Бедная, бедная Надечка –запричитала она -война, это ранение, потеря ноги. А ведь совсем нестарая и какая
       добрая, как нас любила.  Мама, а сколько бабушке было лет?

Анастасия– Да, маме было всего 63,  всегда такая бодрая, решительная. Если бы не ранение, жила бы и жила.

                Два дня прошли в скорбных воспоминаниях. Григол и Садико высказали
                Анастасии свои глубокие соболезнования в связи с безвременной
                кончиной её матери. Из-за работы Анастасия была вынуждена вернуться в
                Тбилиси.
                А через две недели поутру дети разглядели у ворот усадьбы мужскую
                фигуру в костюме, выкрикивающую имена Саши и Инны.

Инна– Саша, скорее беги встречать, это, кажется, Тихон. Если он решится открыть калитку и войти во двор, Какула
      может его цапнуть.

Саша – Дядя Тиша не заходите, я сейчас к Вам подойду (стал кричать Саша, направляясь к воротам, но Тихон, увидев
       Сашу, уже  открыл калитку и шагнул во двор) - Собака, собака  - снова кричит Саша
          

                Но уже мимо него, стелясь по земле, пронеслась как всегда в таких
                случаях Какула. Тихон замер,прижавшись спиной к закрытым воротам,
                выставил вперед для защиты чемоданчик, но кусать чемоданчик Какула не
                стала, а прыгала то влево, то вправо, норовя добраться до одной из
                ног.               

Саша– Какула, гачерди,стумариа (остановись, гость).

                Кричал он, добегая до Тихона.
                Какула поняла свою ошибку, воинственный настрой её тут же угас и она,
                мирно замахав хвостом, удалилась по своим делам –

Саша– Тихон Георгиевич, так неожиданно, а где Лёленька?

Тихон– После  кончины Надежды Симфориановны,которую мы все трудно переживали, после того как отметили девятый
       день, нам всем стало как-то не по себе и оказалось, что и Бардзим и Лёля могут выйти в отпуск. Да и я уже
       был свободен. Вот и махнули все в Тбилиси, но, подъезжая к Самтредиа, я надумал заглянуть к вам в деревню.

Саша – Прекрасное решение, Тихон Георгиевич, идемте, я познакомлю Вас с дедом, бабушкой и моей двоюродной
       сестрой, а потом поясню назначение всех дворовых построек и все, что Вас заинтересует.

                Крики Саши разбудили дремавшего под передним кухонным навесом Григола и он
                вместе с вышедшей из кухни Садико, пошли навстречу приближающимся по аллее
                к дому Тихону и Саше -

Саша– К нам прибыл московский гость. Это муж маминой сестры Лёли. Этого многоуважаемого человека  зовут Тихон
      Георгиевич. Он преподает в московском авиационном институте. Они втроем, с Лёлей и Бардзимом, поездом
      ехали в Тбилиси, но подъезжая к Самтредиа, Тихон решил заглянуть к нам в деревню. Сам он родился и вырос в
      русской деревне и ему очень интересно побывать в имеретинской деревне.

Тихон – Ради Бога извините, что я к вам свалился как снег на голову,  без приглашения, но другой возможности
        посетить грузинскую деревню у меня не будет.

Григол – Мы родственникам всегда рады, жаль, что ваша супруга не заехала к нам.
       Правда  в Тбилиси её ждала сестра, но при желании и она могла вновь приехать к нам, ведь как-то раз она у
       нас была.

                Вряд ли они поняли друг друга, но  все понимали -  ритуал был соблюден, и
                гость с хозяевами стали обмениваться рукопожатиями и тут к ним подошли
                Инна и Лиана –

Инна– Дядя Тиша, как хорошо, что Вы заехали к нам, а где Лёленька?

Тихон – Они с Бардзимом продолжили путь в Тбилиси, а я обещал им, что больше чем на два дня тут не задержусь.
        Повидаю тебя с Сашей, ознакомлюсь с бытом вашей деревни и в Тбилиси.


                Между тем все вместе подошли к кухне. -

Саша– Дядя Тиша,  давайте войдем.  В этой кухне на очаге,  в подвешенном на цепи котелке,  бабушка готовит еду, и
      тут же мы обычно обедаем за низеньким столом (примерно 70 см), сидя на маленьких скамеечках или на более
      удобных «джрики» (табуретки, у которых вместо ножек два массивных бруска). Для четырех обычных ножек трудно
      найти опорные точки, так как земляной пол неровный.

Тихон– А как готовят хлеб или кукурузные лепешки?

Саша – Для этого применяются глиняные сковородки, которые  накрываются листом железа и ставятся в тлеющие угли. А
       хлеб лаваш выпекается в тонэ, оно там за кухней под своим навесом, потом посмотрим.

Тихон – А что за деревянный домик расположен справа от кухни, который мы прошли, направившись сюда?

Саша – Давайте заглянем туда. Это марани, в нем хранится большая деревянная   цельная ванна, изготовленная из
       ствола очень большого дерева  среднюю часть из которой выдолбили. В ней давят ногами виноград для
       изготовления вина. В марани в земле вкопано несколько больших глиняных кувшинов «квеври», в которые
       сливают виноградный сок и в которых он бродит, превращаясь в вино.
 
Тихон – А чачу тут гонят?

Саша – Да, из инжира или из туты.

Затем Саша и Тихон продолжали обход усадьбы -

Саша – Давайте обогнем кухню, там за ней расположены  «сасиминде»(кукурузник)и «сагоре» (свинарник).Сам 
       кукурузник представляет из себя деревянное помещение, крепящееся на четырех высоких столбах.  Початки
       заносятся на второй этаж строения по приставной лестнице.В нижней части расположено  стойло для коровы и в 
       отдельном закрытом помещении кукурузные стебли с листьями, заготовленные ей для  корма на зиму –

Тихон – А в таком свинарнике как этот, вероятно, размещается один приплод.

Саша – Как видите крыши  у всех подсобных строений как и жилого дома покатые, двухскатные, только у кухни
       четырехскатные, причем с передней и задней стороны крыша выдается  вперед и опирается на деревянные
       столбы.  Передний навес используется для отдыха и тут стоит длинная скамья. А под задним навесом
       расположены жерди, на которых устраиваются на ночь куры.  Все подсобные строения покрыты дранкой.

Тихон – Но дом, я вижу, покрыт черепицей.

Саша – У дома крыша так же четырехскатная, но покрыта французской черепицей из Марселя. Каждая из черепиц с
       внутренней стороны скреплена с соседними  жесткой,  неподверженной ржавчине, проволокой и поэтому  крыша 
       надежно противостоит ветрам. Дом приподнят над землей на 70см и опирается на кирпичную кладку.

Тихон – В усадьбе, расположенной через дорогу, напротив вашей, стоят два дома,  там много жильцов? Многодетная
        семья?

Саша – Дело в том, что если в семье растет несколько сыновей, то по неизвестным мне соображениям, уже задолго до
       их взросления определяется,  кто из них останется жить в родовом имении со стареющими родителями. На
       сегодняшний день еще не достроенный, ещё не приподнятый дом принадлежит Доментию, а старый дом его брату
       Симону. Но так как Симон перебрался в Тбилиси и там работает, а именно он должен был остаться с
       родителями, то колхоз ему участка не выделяет. Правда он и не особенно в нем нуждается, даже не в каждый
       отпуск приезжает сюда.

Тихон – Но старый дом остался за ним?

Саша – Да, Доментий на него и не претендовал, слишком уж он ветхий.

Тихон – Но части участка Доментий  лишился.
 
Саша – Это так, но он жалеет брата, у которого трудно сложилась жизнь.

Тихон – Но Доментий, после смерти родителей мог, при желании,  легко уехать,  хотя к тому времени он, вероятно,
        оброс семьей…
Саша – У Доментиа трое сыновей, старший - Гиви уже перебрался и работает в Самтредиа. Доментий всегда,
       представляя кому-нибудь своего младшего брата Джемала, говорит - это мой сахл-каци(человек дома, т. е.,
       хранитель родового дома).

                В итоге Тихон остался очень доволен, что посетил деревню,
                только наше вино посчитал очень кислым, но чачу одобрил.


Рецензии