Полисы и полиса

     Предыдущая глава   http://proza.ru/2018/03/01/277

     Много интересной и содержательной информации получаю я в процессе общения с Хельгой Володьевной. Просто регулярно обогащаюсь знаниями.

     Вот, например, жил я себе жил и как-то не задумывался о многообразии и величии русского языка. Так, болтаю себе и болтаю. Конечно, ещё в школе мне вдалбливали слова стихотворения в прозе Ивана Тургенева о русском языке: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома?».

     Каково?! Наизусть, помню. Классе в пятом учили. Да видно - не впрок. Нет-нет, да ляпнешь что-нибудь такое, отчего у глубоко интеллигентного человека уши улиткой заворачиваются. Прямо неудобно становится. Хоть рта не открывай. Я бы и помолчал лишний раз, да иногда приходится.

      Вот бывает, вызовет Хельга Володьевна на ковёр и спросит что-нибудь. Не то даже, что что-нибудь вообще. А вокруг страхования вопросы всё норовит всунуть. Ну, я отвечать пытаюсь. А в любом ответе поневоле словечко «полисы» всплывает. Дело в том, что основным документом в страховании является как раз этот самый «страховой полис». Как ни крути, а без него ответ трудно соштукатурить.

      Вот здесь-то собака и зарылась. Отвечая на вопрос, я как обычно, стою на максимальном удалении от экзаменатора. И вот то ли я не так говорю, то ли ей так слышится, но стоит мне только произнести слово «полис», как Хельга Володьевна мгновенно оживляется и молвит:

   - Виктор Андреевич, сколько раз вам можно говорить? Полюс бывает северный и южный. Иной раз магнитный случается. А страховой документ называется «полИс», через «и». Поймите вы это, наконец.

   Я мозгой-то вроде ухватываю суть её глубинной мысли, стараюсь изо всех сил. Но как ни назову этот документ, так сразу меня Хельга Володьевна прерывает и в очередной раз произносит свою заветную фразу. У меня сложилось такое впечатление, что в этой фразе заключены все самые сакральные знания нашей любимой начальницы. Откуда она их подцепила и где? В клубе юных капитанов, что ли в детстве состояла? Это там северный, южный и магнитный полюсы в ходу. А вот выросла – и в страховщики подалась. Теперь никак успокоиться не может от близости по произношению таких важных для неё понятий. Я даже иной раз специально буковки в этом заветном слове переставлял, чтобы проверить её реакцию. Безотказно! Вот я говорю что-нибудь, а она вроде притихла. По всем признакам ко сну отходит. Я словечко-то заветное РАЗ - и ввернул. Она тут как тут. И всю дремь с неё как рукой сняло! Нельзя же упустить момент для демонстрации своей грамотности. И пошло в сто тридцать пятый раз и навсегда заученное:

    - Виктор Андреевич, сколько раз вам можно говорить!!!….

   Пока она до конца всей своей магнитофонной записи дойдёт, я уж и позабуду о чём разговор-то был. Твёрдо ей это запало. Вот за три года больше ничего от неё толкового услышать так и не довелось. Не случилось как-то.

   Вероятно, Хельга Володьевна считает, что только правильность ударения по словам и чёткость в произношении букв определяет  вменяемость сотрудника. Следуя этой теории, можно сделать вывод, что самые образованные и высокоинтеллектуальные люди сосредоточены в дикторском корпусе. Уж там-то и ударяют и выговаривают слова как по нотам. А в обыденной жизни бывает порой иначе. Вот, взять хотя бы руководителей нашего государства. Выступления Иосифа Виссарионовича мне лично слышать довелось. В раннем детстве. Но помню - не все слова вождь чётко произносил и почти все с акцентом. Никита Сергеевич до самой своей отставки всё «коммунизьм» и «социализьм» строил. Леонид Ильич любил по делу и без дела «сиськимасиськи» и «писькимаписьки» ввернуть. Как-то, читая очередной доклад, наш «дорогой Леонид Ильич», говоря о «социалистических странах» произнёс «сосиски сраны». Министр мясо-молочной промышленности мгновенно впал в глубокий ступор. Не только с должностью, но уже и с белым светом было распрощался. Еле откачали. На что уж Михаил Сергеевич с двумя высшими образованиями – университетским и сельскохозяйственным и тот говаривал:

   - Главное нАчать! Не можно больше терпеть!

   И ничего. Во всей стране не нашлось ни одного грамотея их на путь истинный направить и как-то вразумить.  Жаль, что Хельги Володьевны под рукой не оказалось. Она бы ввинтила им как надо по самые не балуй!

   В обеденный перерыв Хельга Володьевна любят гулять по улицам с большой сумкой через плечо наперевес. Туда годовалого поросёнка с комфортом разместить можно. Обычно её сопровождает свита младших по возрасту и должности товарищей. Раньше свита до семи человек доходила. Сейчас пожидела. В основном – двое, трое в сопровождении. И вот она им что-то говорит всю дорогу, говорит. Не иначе, как про полисы и полюса рассказывает. Про ударение. Смешно. Я даже стишок по этому поводу царапать начал:

                Держусь от смеха еле-еле
                Идёт … Она с сумой на шее
                И обучает свою рать -
                Как ударенья расставлять

                Есть полюс северный,
                Есть южный
                Магнитный – тоже полюс нужный
                И учит...Учит...Эта...Эта...Мать
                Кому куда и что вставлять!

   Начал было, да и тормознул. Здесь стишком дело не поправишь. Тут ситуация гораздо более серьёзная. Тут хроника.

   Следующая глава   http://proza.ru/2018/03/01/281


Рецензии
Доброе утро, Виктор!

Прочтя эти воспоминания и пришли на память фразу Чехова о культурном человеке, который не заметит, как сосед прольёт соус на скатерть.

Григорий Рейнгольд   10.11.2024 03:56     Заявить о нарушении
Здесь другой случай, уважаемый Григорий.
Ну хотелось ей выпятить - кто в доме хозяин.
А мне-то это уже и не надо было.
До работы в её группе я 20 лет был директором страхового филиала и меня уже было ничем не удивить.
До новых, интересных встреч и Здоровья! Мира! Добра!

Виктор Ардашин   11.11.2024 07:09   Заявить о нарушении
А стишок-то, последний гвоздь главы,
точнее, аккорд получился.
Опять "мою халду" - так её муж
покойный за глаза величал, напомнили.



Василий Овчинников   28.12.2024 07:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.