Матричные основы эпического жанра. Часть 1

Гимн - по истине эпический жанр. Он будет рассмотрен с матричных позиций на примере анализа текста "ГИМНА созидающей мечты".

Сначала был написан стихотворный текст и мелодия "Гимна созидающей мечты", а затем уже проведён подробный матричный исследовательский анализ готового текста с целью выявления и описания его структуры. Анализ представлен в четырёх частях.

"Гимн созидающей мечты" не предлагается для использования в качестве гимна России. На примере данного произведения показана схематическая, программная природа Матрицы.

КУЛЬТУРНАЯ МАТРИЦА БУДУЩЕГО (ГИМН СОЗИДАЮЩЕЙ МЕЧТЫ)

Навек душой с природою России
и небесами как из сердца свет,
и нашей путеводною мечтою,
высокою и вместе с тем простою,
она как компас и в грядущее билет.

Припев:
Корни наши уважаем.
Народа подвиг помним и скорбим.
Богатства края умножаем.
Мечтою сокровенное вершим.

Под ясной и счастливою звездою
зерно красивых целей прорастёт.
В любви и вере в мудрый мир науки,
соединим наши сердца и руки,
часы истории вновь ускоряют ход.

Припев.

Из тысяч голосов судьбы заветной,
собрав в букет все чаяния и сны,
любимой Родине вручаем ключ от века
труда и чести, славы человека
во имя жизни, процветания, любви.

Припев.

Гимн, наряду с флагом и гербом, является основным символом цивилизационного кода народа.
Герб и флаг отражают исторический аспект. "Гимн созидающей мечты" написан по принципу смысловой дополнительности. Сделан акцент на будущем, на теме развития.

Задачи стоящие перед авторами слов и музыки:
тексты и музыку вариантов гимнов рассматривает Геральдическая комиссия. Таковы правила. Согласно геральдическим канонам существуют определённые требования к музыкальному оформлению, ритмике, стихотворному размеру текста, символическому прочтению, образности и цветам, геометрическим формам и аналогиям, рождающимся на подсознательном уровне у слушающих данное музыкально-поэтическое произведение.
Все эти аспекты будут учтены при анализе гимна с точки зрения наработок по Культурной Матрице (КМ).

Матрицы - это программы, которыми моделируется мир. Гимн в этом аспекте служит тем идеальным "сценарием", который на бессознательном уровне, проникая в сердце, рождает чувство патриотизма, сплачивает и закладывает программу развития общества в нужном направлении. По сути, это "матрица положительного образа", идеал. Достаточно в подтверждение этой мысли вспомнить вдохновляющую, вечную музыку А.Александрова написанную для "Гимна СССР".

В истории были разные гимны: прославляющие, гимны-молитвы, героические гимны-оды, специальные гимны, которые исполнялись во время катастроф и бед. "Гимн созидающей мечты" - это кодификация того желательного варианта развития, который необходимо сформулировать и донести до каждого слушателя. Написан он в простой форме, понятной даже детям.

Смысл двух названий гимна:
"Культурная Матрица будущего" - это первое или главное название.
"Гимн созидающей мечты" - объясняющее название, раскрывает в каком свете подана тема.
Наличие двух названий даёт баланс произведению, определяет произведение и акцентирует внимание на его принципиальной идее.
Два названия - это два крыла. На подсознательном уровне возникает чувство устойчивости, надёжности.
Второе название - это открытость. Доверие открывает сердца.
 
Ясность - характеристика внешнего буквального смысла гимна. Текст также прозрачен и в глубину, имеет несколько слоёв, которые можно увидеть более внимательным взглядом.

Гимны пишутся не на один год. То, что желательно иметь в Будущем, пока не проявлено в жизни. Но в символической форме должно быть заложено в произведениях матричного типа.

Мелодия гимна:
Многие мои стихи музыкальны. Мелодия приходит вместе со словами изнутри. Причём, я хорошо осознаю её три компонента:
1) ритм от непосредственного звучания слов. Это размер стихотворения.
2) мелодия и ритм от заложенных в слова смыслов, т.е. у самой мысли есть свой ритм.
3) магнетическая связь первых двух компонентов даёт не сумму, а качественно новое сочетание. Этот третий компонент не разложим. В нём кроме двух составляющих присутствует неуловимая субстанция, которая не считывается, не определяется. Это трудно выразить словами.

Схема разбивки текста куплета и припева по ударным и безударным единицам:

Куплет:

О I О I О I О I О I O
О I О I О I О I O I
О I О I О I О I О I О ( I О )*
О I О I О I О I О I О
О I О I О I О I О I О I

*( I O ) - дополнительные два слога для третьего куплета

Припев:

I O I O I O I O
O I O I O I O I O I
O I O I O I O I O
O I O I O I O I O I

где, "I" - ударный слог, "O" - безударный слог

У меня есть стихотворения с разнообразной метрической схемой, разными размерами стоп. Ритм текста данного гимна является простым.

Как видим из схемы, в тексте идёт поочерёдное повторение в словах ударного и безударного слога, что напоминает метроном, тиканье часов, шаги правой-левой, пульс, смену дня и ночи. Это ритм естественного размеренного поступательного движения (если говорить точнее, с небольшими остановками движения в конце строк, что тоже является естественным моментом). Такой ритм проявляет себя как равновесная текстовая структура. Он как нельзя лучше подходит для России. Просторы России - это "плавно текущая река". Вспоминается прекрасная песня "Подмосковные вечера", рождая чувство гармонии, упорядоченности, отсутствия даже намёка на хаос.

Наша Родина амбивалентна. Можно, например, сравнить столицу и Подмосковье. Москва - это кристалл. Кристаллы красивы. У них жёсткая (Москва красивый и жёсткий город), ясная и яркая структура, а Подмосковье - это мягкий мерцающий свет вокруг кристалла. Столица - это центр, ритм, пульс самой жизни, задающий скорость, движение. А в расходящихся плавных кругах сверкающего света Подмосковья - спокойнее жить.

В гимне должны быть отражены два аспекта: надёжность, защищённость человека (т.е. сила территории) и доверие человека ("я не изгой").


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.