Голубые испанцы и сиртаки

                Голубые испанцы и сиртаки или гримасы дальневосточной мафии

                (из архива)
                Сальников Сергей Сергеевич

Мне пришлось прочитать уйму источников, чтобы разобраться и попытаться составить целостную картину уничтожения ВБТР, (Владивостокская База Тралового и Рефрижераторного Флота) которая кажется неразрывным образом связана с уже подзабытой историей о «голубых испанцах» -15 супертраулерах, построенных на испанских верфях для России.
Нисколько не претендую на истину в последней инстанции, поскольку данная статья -  плод моих трудов по изучению и обобщению тех источников, которые есть в свободном доступе, но, которые прочитать и суммировать наш читатель вряд ли сможет.
Для тех, кто никогда не слышал об «участи печальной» крупнейшего  в нашей стране рыбопромыслового предприятия, скажу, что до смелого скачка в капиталистический рай, это организация имела полторы сотни океанских судов, одиннадцать тысяч сотрудников, свои  береговые цеха переработки, свою ремонтную базу и отличную инфраструктуру – жилой фонд, детские сады, гаражи, санаторий, мед.учереждения и прочее, и была, по признание авторитетных в рыбном деле людей, самой крупной в стране по вылову рыбы, по крайней мере  ещё в 1996 году,  эта организация была таковой.
Что осталось после скачка в будущее? Ничего, кроме «случайно» сгоревшего четырехэтажного здания управления по улице Калинина 243 во Владивостоке.
Эту историю, как я уже отметил, начнём с рассказа о «голубых испанцах», как самой громкой, но далеко не главной в разрушении предприятия. О ней чаще других писала пресса, они были в центре скандалов и эта история – образец финансово хозяйственной аферы прошлого века.
Начнём с выводов?
Итак, вывод первый:
Криминальная история с «голубыми испанцами» и банкротство ВБТРФ не объединены причинно-следственными связями.
Передача этих супертраулеров из ведения ВБТРФ и крах этого предприятия нельзя связывать напрямую, т.к. эти добывающие суда НИКОГДА не были собственностью ВБТРФ. Они находились в аренде у ВБТРФ на условиях «бертоу-чартер», т.е. аренда с последующим выкупом. Из 15 новых судов – 12 получила ВБТРФ (впоследствии один сгорел, а страховку за него в сумме 19,9 млн дол. была переведена «правообладателю» судов) Три таких судна получил и Дальморепродукт (ДМП).
Просто ВБТРФ стало одним из участков той работы по отчуждению государственной собственности России в пользу... Но, не будем забегать вперёд, уважаемые граждане. Теперь по порядку.
Не в ВБТРФ, а позднее в ЗАО «Супер», складывалась эта общая преступная схема. Эта схема, как мне видится, ковалась в высоких кабинетах Минрыбхоза, Госкомимущества при общем патронаже известных судовладельцев из Греции ещё задолго до банкротства ВБТРФ.  Упомянутые же организации были лишь небольшими звеньями по реализации этих планов.
Итак, некая фирма ТОО «Рифер», (Москва, Сытинский пер.5) с председателем правления Олегом Симоновым (сотрудник Минрыбхоза) появляется на свет по инициативе этого самого Минрыбхоза, но, сведущие в делах граждане утверждают, что первую скрипку в ТОО сразу играли братья Ласкаридисы – греческие судовладельцы. Не будем утверждать определённо, но запомним это предположение.
 Не сильно долго думая, новорождённый «Рифер» совместно с английской оффшорной компанией «Фалконд Шипинг Кампани ЛТД» образуют СП «Рыбкомфлот», по уже знакомому нам адресу - Москва, Сытинский пер.5 и первым генеральным директором становится Олег Пухов.  Новое СП на 65,4% принадлежит ТОО «Рифер», на остальные 34,6% «Фалкон С.К.Лтд» Теперь, если наше предположение, что ТОО «Рифер» подконтрольно Ласкаридисам, то нетрудно догадаться, кому реально подчиняется и СП «Рыбкомфлот». Понять, кому принадлежит второй совладелец СП «Рыбкомфлот»  -  «Фалкон» теперь практически невозможно, да и ликвидирована эта организация в Англии 1.10.2005 г. Есть правда данные, что к его организации приложил руку само Госкомимущество. Странно, хотя, почему странно, просто картина аферы проясняется, поскольку не бывает таких операций, что творятся под носом министерств, а те ничего не видят и не слышат. Видят и слышат, и, конечно, получают своё за «плохое зрение», и на всякий случай умело прикрывают одно место вывесками уважаемых государственных контор.  А так все путём, сплошные «государственные структуры» везде. Но, думаю, что мы не сильно отклонимся от истины, если предположим, что и здесь витает тень Командора из Греции.
Схема готова. Вернее, есть СП, образованное, вроде государственной организацией ТОО «Рифер» и иностранным партнёром «Фалконд». При этом, по бумагам, главный пакет акций у «российского, практически государственного» «Рифера», хотя, как мне видится, некая слепота чиновников из государственных структур не была просто их наивностью.
Теперь самое интересно, вот это СП под гарантии нашего государства берёт кредит в испанских банках и на них строит 15 супертраулеров. По всей видимости, не только этот кредит, но мы не будем расплываться жидкой лужей по стеклу, а остановимся на наших «испанцах».
Чисто по бумагам, если не читать чуть дальше заголовка учредительных документов, всё выглядит прилично. Очень солидное СП, в котором 65,4 акций принадлежит «государственной» организации «Рифер» начинает крупную работу по обновлению российского добывающего флота, используя «иностранные» инвестиции. Вот оно, то самое «ноу-хау» светлого демократического завтра, что позволит сделать бешенный прорыв из коммунистической стагнации в капиталистический рай.
Вы думаете, СП «Рыбкомфлот», где к тому времени уже сменился генеральный директор и организацию возглавил выходец из Минрыбхоза Вадим Орлов, а его заместитель стал Симонов Олег(?) (ой, а кто у нас председатель правления ТОО» «Рифер»? Ба! Тоже - Олег Симонов!?) занялась размещением заказа?
НЕТ!
СП образует другую организацию под названием «Берген» - BIF? Либерийскую на этот раз, и, уже она и заключает договор на строительство траулеров. Странно, правда, ведь не стоит быть большим юристом, но уже понятно, кто будет хозяин судов.
Деньги проплачены. А это – деньги, полученные СП «Рыбтрансфлотом», под гарантии Российского правительства на строительство судов для либерийской компании!
Театр абсурда?
Траулеры построены, 15 единиц по 25 млн. зелёных американских рублей на общую сумму 375 млн. дол. США.
Солидно!
Теперь «Берген» передаёт в аренду 12 судов ВБТРФ, а три ДМП на условия бербоут-чартер. (Аренда с правом выкупа) Отметим начало завершающей части аферы – 10.01 1995 года.
Работа закипела и в море, и на берегу.
«Берген» образует около 30 оффшорных компаний, в которых имеют свои доли некоторые из «заинтересованных» лиц, коим отведена роль Фуксов. Они строят свои планы, мечтают о кушах великих, а главный кукловод, видимо, саркастически улыбается в это время, давая ребятках поиграть в императоров.
Итак, моряки пашут в море, а СП «Рыбкомфлот» образует ещё одну новую структуру – ЗАО «Супер», где у него 51,5% акций.  Тянем за ниточку и опять слышим весёленькую мелодию сиртаки.
И тут самое интересное!
По непонятной причине ВБТРФ отказывается от приносящих солидный доход новых супертраулеров и, ссылаясь на плохое финансовое положение организации, передаёт их в ЗАО «Супер».
Интересно?
Вам плохо, Вы – генеральный директор ВБТРФ Никитенко Николай Иванович, Вы, как глава уважаемой конторы избавляетесь от плавбаз, что по вашему разумению приносят одни убытки, делаете ставку на супертраулеры и, вдруг, так безропотно их отдаёте?
Почему?
С чем тогда вы будете строить будущее ВБТРФ?
На этот вопрос мы вряд ли получим ответ. Хотя, почему не получим?
51,5% в ЗАО «Супер» принадлежат СП «Рыбкомфлот», которое само полностью подконтрольно… правильно!  Эти люди, видимо, умеют заинтересовать или нейтрализовать.
Итак, на этом этапе, ВБТРФ, как юридическое и просто действующее лицо сходит со сцены. Всё. Больше «испанцам» и ВБТРФ не быть вдвоём, история их любви закончилась по соглашению сторон. Супертраулеры переданы и забыты. Дальше у ВБТРФ своя проза жизни, похожая на медленное закапывание в землю живого человека, а у «голубых испанцев» своя, хотя действующие личности и знакомые фамилии ещё будут мелькать вокруг них. Мелькать в хороводе, устроенном опять опытной рукой братье из Южной Европы.
Вопрос ПОЧЕМУ отдали, повис в воздухе, и на него ответа нет
Был договор аренды, были платежи, была возможность отстаивать свои интересы.
Или тогда интересы ВБТРФ уже стали не личными?
Злые языки утверждают, что в новом ЗАО «Супер» нашлось место для личных интересов Никитенко Н.И, и его сына Олега и некоторых других людей. Только теперь их интересы в отношении супертраулеров находились полностью «под колпаком у мюллера».
Эта история закончилась 1.01.1997 года.
А, возможно, всё было значительно проще, по сценарию – кошелёк или жизнь? Место генерального директора не даёт карт-бланш на защиту от контрольного выстрела?
Вот только иногда возникает подозрение, что не первую скрипку в этом деле играл «коварный» Никитенко Н.И.   Есть организации и личности, что не очень засветились в поле народного обсуждения, и есть в деле о банкротстве ВБТРФ и разрушении рыбной отрасли Дальнего Востока ещё фигуранты, о которых почему-то мало написано и мало что известно.
Например, такая организация как ПАКТ (Приморская акционерная компания производителей) учредителем был господин Наздратенко Е.Н. и имел 50% акций её. (На тот момент президент горнорудной компании, а позднее, с 1993 года губернатор Приморского края). Не слишком часто упоминается и созданный ВБТРФ ТОО «Шельф», который получал солидную прибыль за счёт своего родителя. Явно обделён внимание прессы в этом деле такой легендарный деятель рыбного хозяйства, как Лебединец Игорь Петрович, сумевший из простого слесаря Дальзавода сначала сделать головокружительную партийную карьеру, потом потрудиться в почившем ВБТРФ на должности заместителя, и в Приморрыбпроме в чине второго лица и быть совместно с Павловым А. причастным к организации уже упомянутого ТОО «Шельф».
По некоторым данным, к моменту странной передачи 11 супертраулеров из ВБТРФ в ТОО «Супер»господин Лебединец уже контролировал через скупленные им акции ВБТРФ   и вполне мог передать их ТОО «Суперу» как фактический, закулисный владелец этой организации, тем более, что как утверждают злые языки, и учреждал ТОО «Супер» тот же Лебединец. На чьи деньги? Ну, кто вам правду скажет? Да и есть официальный родитель ТОО «Супер» - СП «Рыбкомфлот».  Правда, светится в открытую в этих конторах господину Лебединцу, как и Наздратенко и Павлову помешал некто Виктор Ерин, тогдашний глава МВД, который направил главе администрации Президента Сергею Филатову письмо о том, что эти господа умело сочетают служение народу в краевой власти с бизнесом. Возможно, на начальном этапе и Лебединец и кое-кто из совладельцев «ТОО «Супер» считали себя главными, хотя, как показали дальнейшие события с 11 траулерами, не с ихними мощами было творить чудеса. Ну, покомандовали, передали суда и пшли вон, мальчонки! И, сразу началась другая, не менее интересная и захватывающая история.
Вернее, две происходивших параллельно – история ЗАО «Супер» и история умерщвления ВБТРФ, в которых есть место и бегству за границу генерального директора Никитенко Н.И. в начале зимы 1998 года, а для ЗАО «Супер» изъятием «голубых испанцев» в пользу «третей» стороны. Хотя, какой там третей, всё в пользу той же, «первой» и единственной главной стороны этого шоу.
Есть там и бесчисленные судебные процессы, и война всех против всех, когда союзники становятся врагами, а враги близкими друзьями.
Только надо помнить главное, за указанный кредит на постройку «голубых испанцев» заплатило наша страна, а вернее мы с вами, уважаемые граждане из своих не высоких доходов.  Заплатили намного больше, чем взяли эти ушлые ребятки и, а собственниками их так и не стали. Тут жизненный парадокс сложился – платят одни, а девочку танцуют совсем другие.
Но об этом в следующий раз.

21.09.2012 г.

Все работы прозаика и журналиста из Калининграда Сергея Сальникова на его сайте:

http://sss1949.wixsite.com/salnikov


Рецензии