Тишина

Щелчки дверного замка гулким эхом прокатились по пустым тёмным лестницам. Я открыл дверь и зашел домой. Связка ключей, брошенная на тумбочку, загремела металлом по дереву. Поднимаясь по лестнице, я немного запыхался и сейчас с кряхтением и сопением развязывал шнурки. Разувшись, я стянул с себя мягко шуршащий пуховик и повесил в шкаф. Затем прошел на кухню и сел на стул.

Зимой, в мороз, укутанный в сто одёжек, очень устаёшь от всей этой беготни по городу. Гололёд и нечищеные улицы добавляют физической нагрузки и после такой «прогулки» иной раз просто хочется сесть и сидеть не шевелясь. Или даже лечь на диван, не раздеваясь, вытянуть ноги и смотреть сквозь потолок, ни о чём не думая.

Сейчас у меня было похожее состояние. Набегался. Сижу. Но с первых же секунд, как я переступил порог квартиры, подсознание чётко зафиксировало – здесь что-то не так, как всегда. И теперь, расслабленно сидя на стуле, я прислушивался и осматривался, пытаясь понять, что изменилось за время моего недолгого отсутствия.

Я вспомнил, что все паузы между звуками, производимыми моим появлением здесь, были заполнены абсолютной тишиной. Тихо. Неестественно тихо. Такая тишина случается очень редко в современном мире. Это не то же самое, что глухота или заткнутые уши. Эта тишина другая. Это полное отсутствие звуков вокруг тебя и только ты сам являешься источником звука. Поднимая руку к лицу, ты слышишь, как очень тихо шуршит ткань рукава. Ты смотришь на свою руку, трёшь пальцем о палец, и слышишь, как шуршит кожа. А когда всё это замечаешь и осознаёшь, вдруг понимаешь, что собственное дыхание стало таким тихим и незаметным, таким поверхностным, что его совсем не слышно, будто и не дышишь вовсе.

Для любого человека такая тишина это почти шок. Мы привыкли к постоянному шуму и, когда этот шум достаточно мал, мы думаем, что наступила тишина. Но на самом деле это иллюзия. Нас окружает масса приборов, которые издают почти неслышимый звук, даже когда они, казалось бы, не работают. В компьютере крутятся кулеры, колонки на столе, вроде бы молчат, но еле слышно гудят фоновым шумом. На кухне чуть слышно работает компрессор холодильника. За стеной у соседей работает телевизор, тихо, но тоже слышно. А стоит приоткрыть окно, комната наполняется шумом улицы, с её нескончаемым потоком машин и людей.

И мы к этому привыкаем. Год за годом формируется привычка, и организм считает это нормальным состоянием. А потом уже человек не может жить в тишине и специально включает фоном радио, телевизор, музыку. В полной тишине ему даже не уснуть. И, оказавшись в такой ситуации, он начинает нервничать и паниковать.

Вот и я забеспокоился, не понимая, почему мне стало как-то не комфортно. А всё оказывается просто – в доме отключили электричество.

Все приборы обесточены. Ни один трансформатор не остался под напряжением. Ни звука, ни ультразвука, ничего. Фактически все приборы сейчас мертвы и представляют собой муляжи, бесполезные декорации из пластика и металла. И это не только в моей квартире, а и у всех соседей. Так что сквозь стены тоже ничего не слышно. По случаю небывалого мороза на улице очень мало машин и людей, и окна, конечно, плотно закрыты. И вот она – тишина. Почти полная тишина в обесточенном помещении, не производящем шума изнутри, и отрезанном от окружающего мира толстыми стенами и двойными окнами.

Сижу, и боюсь дышать, чтобы не спугнуть это необыкновенное ощущение. Я люблю тишину и стараюсь не заполнять пространство вокруг себя бесполезным шумом. Но такая, как сейчас она и мне показывается нечасто. И для меня тоже это явление крайне необычное.

В полной тишине я вдруг отчётливо услышал – «тик». А потом мерное: «тик-так, тик-так…» Это часы над моей головой. Секундная стрелка отсчитывает пролетающие мгновения. И в этой необычной тишине, секунды не кажутся такими уж короткими. Время замедляется. Особенно это заметно на первой услышанной секунде. Мне всегда кажется, что этому щелчку стрелки предшествовала очень длинная пауза, раз в десять длиннее обычной секунды. И за эту паузу я успел передумать много всякого, а иногда наоборот – ничего не думал и долго вслушивался в тишину безо всяких мыслей, пока не услышал это «тик……….так, тик-так, тик-так».

В такие моменты приходит понимание, что беспрестанно бегая и суетясь, оставаясь постоянно на связи, в сети, онлайн, в курсе событий, в гуще новостей, мы где-то по дороге потеряли эту важную тишину. Тишину, в которой есть время подумать и увидеть что-то очень важное в себе и вокруг себя. А своей беготнёй мы ускоряем течение времени, как хомячок в пластмассовом колесе: чем быстрее бежишь, тем быстрее летит время. И, однажды разогнавшись, как следует, можно пробежать мимо собственной жизни, мимо самого себя, который сидит где-то внутри, крепко зажмурившись от сумасшедшего темпа, от мелькания событий и декораций, и за всю жизнь может ни разу не открыть глаза. Ведь такая тишина может никогда и не случиться. Ну, разве что потом, когда утихнут звуки осыпающейся земли по деревянному ящику, и с кладбища разъедутся люди в траурных одеждах. Тогда настанет тишина. Но кому она теперь нужна? Всё кончено. Финиш.


Рецензии
Солидарен с Вами!

Как-то я был на Алтае, где не было ни телевидения, ни мобильной связи. Там время как будто останавливается. Ощущаешь прикосновение вечности!

Всего Вам хорошего!

Макс Пересвет   01.03.2018 13:07     Заявить о нарушении
Спасибо за оценку!

Да, чаще всего такое ощущение приходит в очень необычных местах, куда трудно попасть и где очень мало людей.

Раньше, в детстве, это очень хорошо ощущалось в деревенском доме. Там кроме лампочки и утюга не было других электроприборов, а тишина была просто оглушающая. Наверное, эти впечатления у меня как раз из того времени.

Сергей Федосеев 3   01.03.2018 13:17   Заявить о нарушении