Я мыслю, следовательно, протестую, или у старых гр

«Я МЫСЛЮ, СТАЛО БЫТЬ, ПРОТЕСТУЮ», ИЛИ «У СТАРЫХ ГРЕХОВ – ДЛИННЫЕ ТЕНИ»

Спектакль «Сны господина де Мольера» по М. Булгакову в Ленкоме.
Актёр Миркубанов в роли Мольера – это мистика.
У Миркубанова лицо одновременно жестокое – и непомерно страдающее.
На нём написано высокомерие природного аристократа – и ужас Ашера, чей дом непоправимо пал.
Лицо хана, предводителя орд кочевников, выжигающих всё на своём пути – и мученика за веру.
Набор деталей минималистичен и блестящ.
Король в короне и мантии из фольги, вопиюще фальшивых. Монахи звонят в бестелесные колокола. Парижская химера на стене, склёпанной из листов стали, как броненосец. Шулер, пытавшийся играть с королём краплёными картами, - клоун в чёрно-белом, в женских туфлях на каблуках. Архиепископ в белом фраке, похожий на Пьеро в исполнении Вертинского. Фокусник: цилиндр, блуза художника, голые ножки и кроссовочки. Инквизиторы в современных стёганых пуховиках и в масках чумного доктора. Религиозные фанатики – вылитые персонажи Босха.  Органная музыка, которая сокрушает всё, как трубы Иерихона.
Спектакль весь в чёрно-белой гамме.
И – вопросы, вопросы.
Мольер, которого приговорили к смерти фанатики за глумление над религией, кричит: «Король-тиран!»
Но такой ли уж король и тиран? Он посадил в крепость – на месяц - шулера, но дал ему деньги на восстановление разорённого поместья. А мошенника-мракобеса закатал в узилище аж на три месяца.
Король дал Мольеру крупную сумму для поддержания его труппы. Монарх крестил  детей драматурга – невообразимый дар судьбы в те времена. Разве тираны так поступают? Это поступки великодушного и мудрого человека.
Когда король лишает своего покровительства Мольера, тот кричит: «За что?!»
Но Булгаков, бывший сыном священника, недаром рассказывает эту историю со времён юности Мольера.
Двадцать лет подруга драматурга Мадлена Бежар была с ним и в горе и в радости. Навещала его в тюрьме, когда он туда попал. Ухаживала за ним, когда он болел.
Мольер её бросил. Вышвырнул из своей судьбы.
Женился на сестре Мадлены, Арманде, моложе Мольера на 20 лет.
В результате молодая жена изменяет мужу со всяким встречным и с любым поперечным. Дети их все умирают. Мадлена сходит постепенно с ума и умирает тоже.
А вскоре выясняется, что Арманда была не сестрой, а дочерью Мадлены. И, следовательно, почти наверняка, дочерью самого Мольера.
Собственно, король лишает драматурга своего покровительства именно из-за этой истории.
А что вы хотели? За кровосмесительные браки и в современном гуманном обществе по головке не погладят.
Все как будто забыли, что бросить старую возлюбленную – это грех предательства. А предатели попадают в последний, девятый круг ада.
Вот Мольер там и оказался.
По грехам нашим.
Как говорила мудрая Агата Кристи, у старых грехов – длинные тени.
Ну, и при чём тут «король – тиран»?
Пьесу явно ставили, чтобы она была протестным явлением.
Декларированные проблемы: можно ли убивать за веру? Может ли власть топтать таланты?
Но пьеса сама ставит другие вопросы.
Можно ли предавать любимых? Дозволено ли таланту топтать рядовых граждан?
Такой ли уж тиран человек, отстаивающий нравственность, чистоту морали?
Каковы пределы нашей свободы? Может ли наша свобода бульдозером проезжать по человеческим судьбам?..


Рецензии
Насколько можно судить по изложенному, вопросов к актерскому мастерству занятых в спектакле (немаловажной составляющей театрального лицедейства, ради которого большинства зрителей и присутствует на оном) у автора не возникло.

пан Тадэуш

Тадэуш Мотас   18.09.2021 14:26     Заявить о нарушении
Не возникло.

Влада Ладная   18.09.2021 21:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.