Из автобусного. Супер напиток. Утепление юга

Не только геодезия и топография являлись сферой профессиональной деятельности автора; ещё до окончания университета первой «заводской проходной» стали двери автобусного парка (ПАТП №1). Поэтому хотелось бы вспомнить о некоторых случаях из практики, которые, возможно, будут интересны не только профессиональным шоферам, но и широкому кругу читателей.


Бодрящий напиток

Для использования в качестве осушающего и соответственно антизамерзающего средства в пневмосистемах «Икарусов» применяется (по крайней мере, лет 20 назад применялась) специальная, крайне ядовитая жидкость «I» (i латинское). Она заливается через отдельный лючок и рекомендуется заводом-изготовителем. Однако в «лихие» 90-е с данной продукцией, как и со многим другим, были перебои, автохозяйства выкручивались, как могли, и вот однажды наш парк получил настоящий медицинский спирт (по зачёту из мединститута, студентов которого мы когда-то куда-то возили по заказу), по своим химическим свойствам близкий к пресловутой жидкости.

Надо ли говорить, что в результате сего радостного события число сходов машин с линии по причине замерзания конденсата в пневмосистемах значительно увеличилось?

Действительно, С2Н5ОН сам по себе хорош, а тут ещё в цехе РТИ (проще говоря, шиномонтажном) обнаружился запас глицерина, а спирт с глицерином – это что? Правильно, ликёр, так что и закуски-то, с которой небогато было по тем временам, никакой не требовалось.

Данное обстоятельство администрацию, естественно, никак не радовало, но препятствовать ему поначалу не получалось – все бодро рапортовали, что спирт залит в машину в полном объёме, ну, а что воздух (вернее, конденсат) по-прежнему мёрзнет – так «крепость у него, видать, не соответствующая».

И вот однажды «отрядный» (начальник колонны парка, их было тогда три) утром в диспетчерской, когда мы стояли в очереди за путёвками, озвучил происхождение этого спирта. Про мединститут-то все знали и так, а вот более подробно… Оказалось, что это – отходы от спиртования различных органов и т.п., слитые за ненадобностью после списания части учебных пособий.

Правда это была или не совсем – история умалчивает… но в следующую минуту из диспетчерской всех как ветром сдуло. В помещения санузлов попасть было невозможно довольно долго.

С тех пор сходы машин с линии из-за воздуха практически прекратились. А там уже и весна была не за горами…


Даёшь утепление южных республик!

Наверное, не сильно ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство наших граждан прекрасно помнят замечательное произведение отечественного кинематографа – художественный фильм «Мимино». Нет нужды пересказывать его сюжет, напоминать фамилии артистов… Много в фильме было и сатирического, которое в советские времена не должно было, по идее, показываться на широком экране. Но гениальный Георгий Данелия сумел-таки кое-что показать завуалировано, в обход цензуры. Вот об одном из таких «перекосов», существовавших в СССР, на первый взгляд – довольно безобидном, но тем не менее доставлявшем немало сложностей, и хочется рассказать.

Это рассказывал непосредственный участник, в 1980-е годы – водитель Ташкентского ПАТП, ныне работающий в городе Твери.

Тогда советские автопредприятия получали новую технику регулярно, по разнарядкам Минтранса. Республиканское снабжение зачастую было даже эффективнее, чем в самой РСФСР, поскольку политика поддержки окраинных территорий (впрочем, не только наших, но и других стран и континентов тоже; сейчас, правда, не об этом) являлась первоочередной. И отказываться от новых поступлений, естественно, в голову никому не приходило – брали, что дают, ибо в случае отказа «освоения» соответственно урезались лимиты на будущий период.

Так и автобусный парк города Ташкента получил очередную партию новеньких «ЛАЗ-695» (пригородная модификация, использовавшаяся в том числе и на внутригородских перевозках). Как водится, за новой техникой закрепили наиболее опытных и заслуженных водителей… Вот только «ЛАЗы» те были не простые, а с «изюминкой», конкретно – в северном исполнении. Это значит – утеплённые дополнительными листами пенопласта борта, двойное остекление окон, усиленные отопители… А получили автобусы эти в феврале, и поначалу даже порадовались. Потом, естественно, наступило ташкентское лето с плюс 50 в тени. И всё бы ничего – даже научились обходить систему принудительного отопления, переворачивая крыльчатку вентилятора (в результате он не нагнетал в салон горячий воздух, а, наоборот, высасывал его на улицу), но вот находиться в салоне, где отсутствовали не только форточки в окнах, но и люки в крышах, становилось невозможно уже ранним утром – даже для ко всему привыкшего местного населения это было чересчур. Чтобы обеспечить хоть какую-то вентиляцию, в рамно-кузовном цехе самостоятельно вырезали проёмы в крышах и ставили туда люки со списанных машин, но скоро запас этих люков закончился, и даже заполучить один-единственный люк можно было только с большими проблемами…

В особенности «балдели», греясь в этих автобусах, гости с Крайнего Севера. Они прилетали в Ташкент целыми бригадами – для приобретения зимней одежды, шуб, шапок и обуви, которыми были завалены местные магазины. Частенько они везли на обмен майки, футболки и шорты, которых не хватало в южных республиках, зато с избытком было у них.

(Жителям же Русского Севера и Северо-Запада (всего, что севернее Волги) обидно не было. В их торговых точках отсутствовало как то, так и другое…)

Вот такие особенности снабжения существовали в те годы. Госплан госпланом, но головотяпов хватало во все времена.

Ну, а при чём здесь «Мимино»? Вспомним «КрАЗ», который Фрунзик Мкртчан получал в Москве для своей, отнюдь не северной республики. Оранжевая кабина – первый признак заполярного исполнения. Более явно намекнуть на некоторые существующие недостатки в те годы было нельзя, но многие, кто «в теме», поняли это сразу...

…Это было время моей молодости… Мои Восьмидесятые...


Рецензии