Прыжок на сцену Большого театра

(о фильме В.Тодоровского "Большой")

Большой театр – он во все времена – Большой. Само здание – восемь колонн классического портика, колесница Аполлона на фронтоне-  внушает почтение. Не просто архитектурное творение от Бове, но храм искусства, след в истории.

Исторической дате - 200-летию русского балета - посвящен новый фильм Валерия Тодоровского - "Большой". Фильм удался. Настоящий, жизненно правдивый, без умиления и прикрас, дешевых пикантных сцен и расчета на внешний эффект.

Подобно тому, как на земле, удобренной навозом, вырастают изысканные цветы, так и на подмостках Большого появляются благоуханные розы как результат тяжелого труда, пропитанного потом.

Начало карьеры будущей балерины  всплывает кадрами в позиции "до" и "после". Отец. Добрый и пьющий, упрекаемый матерью за шубу, купленную ей на последние деньги и излишнюю мягкость по отношению к любимой дочке. Мать, загибающаяся на работе, чтобы прокормить троих детей. В общем, реалии нашего времени. Провинциальная хроника через призму судьбы юного дарования, попавшего волей случая в стены Балетной школы.

У каждой Академии – свои легенды. Живая легенда, сросшаяся со стенами своей Альма - матер – Галина Михайловна Белецкая. Последняя интеллигентка. Мэтр балетного класса. Для нее соответствующий антураж - интерьер квартиры с обилием антиквариата, портрет кисти Пикассо, болезнь Альцгеймера и божество на всю жизнь – Балет. А еще безошибочное чутье, позволяющее с первого кастинга разглядеть в юном создании зерна таланта. Роль великолепно сыграна Алисой Фрейндлих. Не менее великолепна Валентина Теличкина (Людмила Сергеевна). Гармоничный тандем двух балетных наставниц, в котором и унисон, и противоречия. Однако в любом тандеме есть лидер.

И это, несомненно, – престарелая Галина Михайловна. Ведь лидер тот, кто умеет рисковать, совершив прыжок с крыши на крышу. Легенда о ее прыжке с крыши многоэтажки на соседнюю кровлю передается от одного поколения другому. Одни верят, другие сомневаются. Но ее способность к риску сомнения не вызывает. Поэтому ее решения приоритетны, и последнее слово всегда за ней. Несмотря на дерзость и неудобный характер, ее ученица Ольшанская остается в Академии, провалы памяти никто "не замечает", а Людмиле Сергеевне приходится терпеть бывшую приму на сцене, а теперь первую наставницу балетного класса - гораздо дольше, чем смогли все ее мужья…
 
У воспитанников – своя жизнь. Они работают упорно и упоенно, с энергией и страстью юности. Они пьют вдали от глаз балетных мам, танцуют на пари "кто кого перетанцует", влюбляются, разочаровываются и рано взрослеют. Школа балета – сурова и жестока. Взлеты и падения, триумф и отчаяние. Борьба за место примы. Видимая и невидимая. Закулисная и на сцене. Почти как за место топ-модели на подиуме. Только вместо дефиле «от бедра» - адажио и арабески, огромная физическая подготовка, каждодневный упорный труд.

Карьерное становление проходит на фоне разных судеб.
У Карины Курниковой – благополучная обеспеченная семья, мама, всячески устилающая путь дочери к Олимпу балетной славы.  Юля – «отрезанный ломоть», вынуждена слушать горький укор   матери: поднимать маленьких братьев в захолустном городке - не танцевать в столице.
 
Разные характеры. Карина соглашается с ролью примы, желая угодить честолюбию матери. Юля не соглашается с ролью третьего лебедя, зная, что способна на большее. Она идет на подкуп и уступает роль примы Карине, чтобы помочь своей семье выжить.  Но не идет на компромисс с собой и доказывает, что МОЖЕТ. И совершает феноменальный прыжок с крыши на крышу.
 
Пройдя через интриги и зависть, подлость и благородство,преодолев страх,- Юлия танцует партию примы. Вожделенная роль Одетты – пропуск к подмосткам Большого театра.

Перед выходом на сцену она надевает серьги, подаренные Галиной Михайловной. Легендарная наставница обладала умением разглядеть способность к полету. В чистом виде. Независимо от социального происхождения, воспитания и внешних манер.

И была удивительно прозорлива.


Рецензии
Невыносимо страшно,
Когда интриги бьют по сердцу,
И срываешь овации,
На угад...
С УВажением, Саша.

Александр Псковский   20.08.2021 10:31     Заявить о нарушении
Увы, интриги и талант часто идут бок о бок...

Всего доброго вам, Саша,

Людмила

Людмила Куликова-Хынку   20.08.2021 11:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.