Ч. 86 Принц и нищие
Об ужасной буре давным-давно забыли, а вот о погибшем «Принце» помнят и поныне, даже те, кто о Крымской войне имеют самое смутное представление. Сейчас уже трудно выяснить, кто первым распустил слух о том, что на «Принце» находилось жалование для английской армии.
Любые слухи основываются на отсутствии достаточной информации, а слухи о кладах всегда вызывают повышенный интерес: кому не хочется стать графом Монте-Кристо? Люди охотнее всего верят тому, во что им хочется верить.
Вот уже два столетия искатели чужого жалования пытаются найти его на дне Чёрного моря. Успехи у этих энтузиастов такие же, как у Шуры Балаганова, который пилил двухпудовую гирю, уверенный, что она золотая. Можно пожелать им удачи в дальнейших поисках.
Прочитав большое количество мемуаров английских солдат и офицеров, я нигде не встретил упоминания о то, что им когда-то задержали во время войны выплату жалования. Подписку о неразглашении военной тайны тогда ещё не брали, и если бы подобное случилось, то можете не сомневаться, что такое событие не прошло бы мимо внимания газетчиков.
Кроме того, жалование и иные большие ценности англичане перевозили на военных кораблях, а отнюдь не на гражданских пароходах без охраны, Не считать же охраной присутствие единственного военного на пароходе, представителя Адмиралтейства!
Кстати, русское правительство доставляло золото в английские банки только на военных судах, например, на фрегате «Аврора», а не на каком-нибудь купеческом судне. Невероятно, чтобы событие, подобное потере жалования десятков тысяч человек, оказалось незамеченным и мемуаристы о нём промолчали.
Более того, из солдатских писем следует, что у англичан вообще не было никаких проблем со своевременным получением жалования. Многие из них посылали деньги своим раненым товарищам, которые лечились в Турции и на Мальте, чтобы те купили им тёплые вещи и револьверы.
Мифические серебряные и золотые монеты «Принца», который для пущего эффекта превратился во многих публикациях в «Чёрного Принца», каковым он никогда не был, стали благодарной темой для различного пишущего люда.
Вот и автор не удержался от соблазна и внёс свою скромную лепту в общее собрание всевозможных побасенок о лежащих на дне Чёрного моря бочонках с золотом. После бури повалил снег, как бы прикрывая следы её преступления.
Последствия стихийного бедствия для союзников оказались катастрофическими. Армия осталась без самого необходимого. С того дня наступило самое трагическое время для союзников. Начались массовые заболевания.
Вся тяжесть армейских работ, несение службы в траншеях, заполненных незамерзающей грязью, легли на тех, кто ещё как-то держался на ногах. Непомерные нагрузки на организм из-за постоянного пребывания в траншеях, в воде и грязи, бесконечных перестрелок, бессонных ночей, отвратительной еды привели к увеличению числа больных.
А между тем в Балаклаве на складах ещё имелись достаточные запасы риса, овощей, чая, что могло бы разнообразить рацион.
Но возить продукты было не на чем. Комиссариатский департамент располагал лишь тремя сотнями вьючных лошадей и двенадцатью верблюдами. Волы погибли во время бури. И если люди находились в жутких условиях, то, что говорить о животных!
Вскоре не осталось и последних вьючных лошадей, чтобы возить продовольствие и боеприпасы. Никто не трудился, чтобы закопать трупы лошадей и верблюдов, их гниющие остовы стали неотъемлемой частью крымского пейзажа на всём пути от траншей до Балаклавы и вокруг лагеря.
Союзники носили теперь всё на себе, совершая налегке переходы по восемь миль до Балаклавы, а возвращались обратно уже с тяжёлым грузом на спине. Естественно, человек – не лошадь, много не унесёт. Поэтому в лагере и в траншеях постоянно не хватало еды, снарядов и патронов.
В конце ноября в английской армии насчитывалось восемь тысяч тяжелобольных солдат и офицеров.
Продолжение http://www.proza.ru/2018/03/04/619
Свидетельство о публикации №218030202168
Игорь Тычинин 26.10.2020 15:56 Заявить о нарушении
С дружеским приветом
Владимир
Владимир Врубель 26.10.2020 16:09 Заявить о нарушении