О грехе праздности
Итак, первыми испытуются грехи празднословия, сквернословия, необдуманных (тем более, злых и обидных) слов, а также праздного смеха, слушания мирских песен и кощунства. Почему эти грехи испытуются первыми? Ведь есть намного более тяжкие смертные грехи и десять заповедей...
Этому есть два обьяснения: богословское и бытовое.
С точки зрения богословия, Бог есть Слово, ведь изначальный греческий перевод евангелия от Иоанна гласил: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Бог был Слово.»(Ин. 1:1). Подробнее об этом можно прочитать в моей статье "Бог есть Слово": http://www.proza.ru/2017/06/02/140
В мирской жизни тяжесть греха празднословия обьясняется тем, что все праздные слова привязывают человека к повседневным мыслям и стремлениям, а Иисус говорил на суде Понтию Пилату: "(...)царство Мое не от мира сего"(Ин. 18:36). А кого Иисус не раз называл "князем мира сего"? Апостол Иоанн писал: "Мы знаем, что всякий, рожденный от Бога, не грешит; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему. Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле"(1 Ин. 5:18,19). Дело в том, что стремления большинства людей есть грех, т. к. ограничиваются рамками царствования "князя мира сего". А как учил Иисус: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше"(Мф. 6:19-21). То есть, к чему стремишься, то и получишь. Если в разговорах своих не стремился к Богу, соблюдению заповедей и блаженной жизни, как можешь получить блаженство в Раю? Если мысли и слова были в праздности с "князем мира сего", то в его царство попадешь и посмертно. С кем по жизни шел, тот тебя к себе и забирает по окончании жизненного пути. Поэтому следует этот путь выбирать осознанно, ведь многие грешат простым незнанием о таких грехах, как празднословие и праздный смех. Но соблюдение заповедей исключает эти грехи, поэтому незнание не избавляет от ответственности.
Жизни в праздности также посвящено пятое мытарство лености, о котором блаженная Феодора рассказала: "(...)мы дошли до мытарства, называемое мытарством лености, на котором человек дает ответ за все дни и часы, проведенные в праздности. Здесь же задерживаются и тунеядцы, питающиеся чужими трудами и не хотящие сами ничего делать, или берущие плату за невыполненную работу. Там же спрашивают отчет с тех, которые не заботятся о славе имени Божия и ленятся в праздничные и воскресные дни ходить к Божественной Литургии и другим службам Божиим. Здесь же испытываются небрежность и уныние, леность и нерадение о своей душе как мирских людей, так и духовных, и многие отсюда отводятся в пропасть. Много и меня испытывали здесь и, если бы не добродетели преподобного Василия, восполнившие недостаток моих добрых дел, то мне не освободиться бы от долга лукавым духам этого мытарства за грехи мои; но они покрыли все, и я была изъята оттуда". Пренебрежение хождением в храм испытуется на мытарстве лености, т. к. четвертая заповедь гласит: "Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему". Эту заповедь нарушают как ленивые, так и нерадивые к Богу и своей душе, через которую к Богу приходят.
Грех праздности отдаляет от веры и ее идеалов. Все, что приводит к Богу духовно, а что уводит от Него - безнравственно и праздно. И именно праздность и порождает безнравственность, ведь постоянная работа над собой - путь искренне верующего человека к спасению. А душу надо спасать, ведь с рождения мы "от мира сего", и лишь немногие живут "в миру ином", пребывая в смертном похотливом и праздном теле.
Свидетельство о публикации №218030200248