Вивиан, или как я хотела разбогатеть в Америке

С темнокожей красавицей Вивиан Беррихилл, владелицей газеты для афро-американского меньшинства в штате Миссисипи, я познакомилась на стажировке в Америке. Она пригласила нашу делегацию в свою редакцию, чтобы впервые в своей жизни выступить перед русскими журналистами. Вивиан с большим воодушевлением поведала нам об истории создания газеты, о том, что в ней печатается сам президент Буш, о борьбе негров за свои права. Потом обратилась к нам, почему-то глядя прямо на меня, с вопросом: "Как в России относятся к темному цвету кожи?" Я тут же вспомнила про семейный дом Акиншиных, в котором воспитываются Филипп и Костя, и пообещала ей написать эту историю. На  прощание Вивиан обняла меня и выразила большое желание побывать в России. Мне показалось, что я смогу выполнить ее желание.

ЧТО УСПЕЛА ПОВЕДАТЬ ВИВИАН О СЕБЕ
Помню первое впечатление, когда мы вошли в небольшую редакцию. Вивиан, широко улыбаясь, крепко обняла каждого члена нашей делегации, состоящей из 13 человек, включая переводчика и руководителя группы. Она так искренне радовалась нашему появлению, словно встречала друзей, с которыми давно не виделась. Угостила нас чаем, подарила сувениры.
Как она сама считает, семья её не очень обеспечена. Газету они открыли пять лет назад, вложив в это дело 500 тысяч долларов. Деньги она заработала пением в стиле кантри. Вращаясь в кругу артистов, Вивиан поняла, что проблема защиты прав чернокожего населения в обычных газетах не поднимается, а если и поднимается, то в искажённом виде. Они с семьёй решили, что нужно сделать свою бесплатную газету. Первая проблема, с которой они столкнулись при организации своего дела, выглядела так: никто в штате не хотел предоставить им помещение. Спустя некоторое время нашёлся доктор-стоматолог Симон,  который отдал им второй этаж своего офиса на очень мягких условиях: газета должна печатать его рекламу. Вся семья, а у Вивиан есть муж и две взрослых дочери, является учредителями и сотрудниками газеты. За пять лет существования газета не принесла им прибыли. Живут только за счёт рекламы. Но, как считает Вивиан, их главная миссия состоит в том, чтобы с оптимизмом смотреть на жизнь и правдиво отображать все её стороны.
 Сама Вивиан старается не унывать. Несколько лет назад  дочь попала в автомобильную катастрофу и теперь прикована к инвалидной коляске. Через газету она нашла себе друзей, с которыми ведут переписку. Создали клуб общения. На вечеринках у них всегда весело, все поют и радуются каждому мгновению жизни. Многие друзья Вивиан и её дочерей пишут в газету как внештатные авторы. Вот, пожалуй, и все, что я узнала от Вивиан в Америке.

НАЧАЛО НАШЕЙ ПЕРЕПИСКИ
По приезду домой, воодушевлённая и обновлённая, я решила начать новую жизнь. Почему бы, думаю, не расширить поле своей деятельности? Если нас в Америке, а были мы в штате Миссисипи, приглашали к сотрудничеству и клялись в верности и дружбе, надо использовать свой шанс. Ведь журналисты в Америке получают гораздо больше нашего, а авторам за каждую статью платят в среднем 200 -300 долларов. Конечно, для американцев это не очень большие деньги, там хлеб стоит 5 долларов, а для нас, сами понимаете, сумма приличная. Достаточно бы, чтобы в месяц печатали хотя бы одну – две статьи…
 От мечтаний пора переходить к делу. Перебрав гору визиток, отобрала те имена, кого вспомнила визуально. Написала по "электронке" с десяток однотипных писем, в том числе и Вивиан. Для перевода с русского на английский использовала сначала специальную программу (английский когда-то знала хорошо, но потом основательно забыла), а потом попросила подругу поправить текст. Вивиан одна из первых ответила на письмо. Оно буквально излучало радость  и оптимизм. Вивиан удивилась, что я так быстро написала письмо и что вспомнила про неё и её небольшую газету. Она попросила выслать фотографию и немного рассказать о себе. Что я и сделала в следующий раз. Ответное письмо я получила через неделю. В конце Вивиан написала, что очень хочет побывать в России. А подписалась так: "Твоя американская сестра". Кстати, на десять отосланных писем в ответ я получила только пять.

АМЕРИКАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ
Весь мир содрогнулся, когда узнал о трагедии 13 сентября 2001 года. Я сразу же отправила свои соболезнования тем, с кем была налажена переписка. Осторожно поинтересовалась, все ли в порядке с родственниками и друзьями. От Вивиан получила письмо с благодарностью за сочувствие и поддержку. Да, в семье у них все в порядке. Но вся страна живет в страхе, что такое может повториться в любом штате. Запасаются провизией, готовят убежище. Скорбят с теми, кто потерял близких. Через свою газету собирают средства для пострадавших семей, хотя их штат находится далеко от Нью-Йорка. Просит передать по электронной почте письмо моим друзьям – обращение ко всем жителям Земли. Письмо меня поразило. Смысл его очень прост: "Сегодня ты жив и смеешься. Сегодня у тебя есть друзья и родные. Но завтра все может измениться. Террорист может забрать чью-то жизнь. И ты не успеешь сказать другу, как ты любишь его. Скажи это сейчас!" Конечно, здесь просматривается американский менталитет, но они в чём-то правы. Мы очень редко говорим друзьям и близким о том, как нам с ними хорошо. Конечно, я разослала это письмо всем своим близким и дальним знакомым. А Вивиан спросила, чем я могу ей помочь. Она в ответ попросила все же написать для её газеты статью о том, как у нас относятся к тёмному цвету кожи, есть ли у нас расизм. Видно, эта тема для неё очень болезненная.

МЕНЯ НАПЕЧАТАЛИ В АМЕРИКЕ!
Не стоит думать, что написать статью для американской газеты – дело пустяковое. Нужно было уговорить маму семейного детского дома Наталью Владимировну Акиншину не просто дать интервью, но еще и сфотографироваться с приёмными темнокожими детьми. Уговорила. Затем надо написать русский текст и найти толкового переводчика. На это ушло две недели. Нужно набрать текст и где-то от сканировать фотографии. От момента начала работы над статьей до ее отправки прошло около месяца. От Вивиан получила ответ, что статья ей понравилась, ее опубликуют в ближайшем номере.  Я радовалась точно так же, как в тот момент, когда вышла из печати моя первая статья. Я гордилась собой: "Ура, получилось!" И через неделю или две нашла в Интернете электронную версию статьи: "Русская мама воспитывает негритят". С этого момента я начала ждать перевод из Америки.

И ОСТАЛИСЬ МЫ ПРИ СВОИХ ИНТЕРЕСАХ
Тем временем письма от Вивиан стали приходить реже. И ни слова о гонораре! Через четыре месяца ожидания я попросила свою подругу, которая на добровольных началах помогала мне в переписке с моими американскими друзьями, сочинить послание, в котором деликатно узнать, будут ли мне оплачивать мой труд. Ответ пришел не скоро. Вивиан писала о том, что после трагедии у многих американцев ухудшилось материальное положение, что у них буквально наступил экономический кризис. Ее читателям понравилась статья, редакция получила много откликов. Если есть интересная тема, то она с большим удовольствием предоставит мне страницы ее газеты.  Только оплачивать мой труд она не может. Статьи я должна писать на благотворительной основе. И еще. Ей так хотелось побывать в России! Наверное, ее мечта может осуществиться, если я лично или редакция моей газеты оплатит ей проезд и проживание в нашей стране. Вот так! Не больше и не меньше. Проезд в Америку только в одну сторону стоит 1000 долларов!  А как же ее рассказ о том, что в развитие своей газеты она вложила полмиллиона долларов? Ну и ну! Американцы продолжали удивлять меня упорным нежеланием узнать хоть что-нибудь о российской действительности и, если так можно выразиться, своей наивностью. Как выражался Задорнов: "Американцы тупые, очень тупые!"
 На мое письмо о том, что в России уже 15 лет продолжается кризис, а среднестатистическая семья имеет доход 200 – 300 долларов в месяц, я ответа так и не получила.


Рецензии