Истины

Одна истина освещает другую.
                Джордано Бруно

Определение автора: истина – это гармоничное соединение правды и лжи, в котором правда преобладает, а часть лжи обеспечивает внутреннюю борьбу противоположностей, благодаря которой истина существует.

Согласно «Философскому энциклопедическому словарю» Гл. редакции: Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва, В. Г. Панова, «ИСТИНА -  адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений в целостной картины мира в диалектике её развития. Категория истин характеризует как результаты процесса познания с точки зрения их объективного содержания, так и методы, с помощью которых осуществляется познавательная  деятельность. Понимание истины как соответствия (принцип корреспонденции) знания вещам восходит к мыслителям древности, в частности к Аристотелю. Эта традиция в понимании истины была продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Спиноза, Гельвеции, Дидро, Гольбах, Ломоносов, Герцен, Чернышевский, Фейербах и др.).
В идеалистических системах истина понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Немецкий классический идеализм начиная с Фихте внёс в трактовку истины диалектический (основанный на развитии) подход. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, система понятий, суждений и теорий. (…)
 Истина - внутренне противоречивый процесс, связанный с постоянным преодолением заблуждений. Наука — не склад готовых исчерпывающих истин, а процесс их достижения, движение от знания ограниченного, приблизительного ко всё более всеобщему, глубокому, точному. Этот процесс безграничен. Истина относительна, поскольку мышление отражает объект не полностью, а в известных пределах, условиях, отношениях, которые постоянно изменяются и развиваются. Каждая ступень познания ограничена историческими условиями жизни общества, уровнем практики. Исторически предшествующая теория истолковывается в составе новой теории как относительная истина и тем самым как частный случай более полной и точной теории (напр., классич. механика Ньютона и теория относительности Эйнштейна). Диалектический материализм «... признает относительность всех наших знаний не в смысле отрицания объективной истины, а в смысле исторической условности пределов приближения наших знаний к этой истине» (В. И. Ленин). Абсолютизация относительной  истины, увековечение истин порождает заблуждение, догматизм мышления.
В каждой относительной истине, поскольку она объективна, содержится «частичка» абсолютного знания. Абсолютная истина есть такое знание, которое полностью исчерпывает предмет и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Человечество движется по пути овладения абсолютной истиной, которая в этом смысле складывается из суммы относительных истин «...Человеческое мышление,— писал В. И. Ленин,— по природе своей способно давать и дает нам абсолютную истину, которая складывается из суммы относительных истин. Каждая ступень в развитии науки прибавляет новые зерна в эту сумму абсолютной истины, но пределы истины каждого научного положения относительны, будучи то раздвигаемы, то суживаемы дальнейшим ростом знания»).
Одним из основных принципов диалектического подхода к познанию является признание конкретности истины, что предполагает прежде всего точный учёт всех условий, в которых находится объект познания, выделение главных, существенных свойств, связей, тенденций его развития. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учётом реальных условий, конкретной обстановки. В. И. Ленин отмечал, что «...всякую истину, если её сделать "чрезмерной"..., если её преувеличить, если её распространить за пределы ее действительной применимости, можно довести до абсурда, и она даже неизбежно, при указанных условиях, превращается в абсурд». К p и т е р и й истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а_заключается в практике. К. Маркс писал, что «вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек истинность, т. е. действительность и мощь, посоюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос». В нашем сознании истинно, объективно то, что прямо или косвенно подтверждено на практике, или то, что может быть осуществлено на практике. Если человек сравнивает своё понятие о вещах с другими понятиями, практически уже удостоверенными, он тем самым опосредованно, логически сравнивает своё понятие с самим предметом. Таким обоазом, логический критерий истины является производным от практического. Соответствие понятия предмету доказывается в полной мере лишь тогда, когда человеку удаётся найти, воспроизвести или создать предмет, соответствующий тому понятию, которое он образовал.
 Проблемы, связанные с теоретическими и социальными условиями постижения истины разрабатываются в теории познания и социологии познания.»



Существуют наглядные и скрытые Истины. Согласно теории о постоянстве борьбы противоположностей, каждая истина в чём-то ложна, а каждая ложь в чём-то истинна. Но ложность явно отличается от обмана. Ложность или неправда есть неотъемлемая частица истины, а обман – намеренное введение в заблуждение,  что нельзя применить к понятию истины. Если в явлении больше истинного чем ложного, то явление являет собой энергию Ян, но имеет частицу Инь. Если в явлении больше неправды, то оно приобретает энергию Инь, но имеет частицу Ян.
Большинство древних религий уже мертвы, а те, что дожили до наших дней являются постоянной истиной. Постоянная истина является неизменной и долговечной, потому что с развитием человечества и новыми его открытиями и изобретениями ложные представления (в том числе и религии) теряют свою актуальность и перестают существовать с течением времени. Такие истины именуются  преходящими. Если преходящая истина перешла в другое явление, она является трансформированной.
Существуют абсолютные и относительные истины. Но позволю себе внести иное их определение:
К абсолютным относятся истины, не меняющиеся в зависимости от воспитания, мировоззрения, менталитета, вероисповедания и прочих влияющих на человека факторов. Истины, одинаковые и непреложные для всех. К таким относятся более практические, чем философские истины. Например: цвета, таблица умножения, ноты и пр. Но большинство философских истин так же являются абсолютными, если применимы к мирозданию и морали. А религиозные и психологические истины относительны и зависят от многих факторов. Выделим основные факторы влияния: географическое и политическое положение, вероисповедание, воспитание, природный характер отдельного человека, жизненное положение. Но при этом не будем забывать и о главном в диалектическом подходе определении: абсолютная истина есть совокупность относительных истин.
Подробнее остановлюсь лишь на религиозных относительных истинах. Для христиан Бог есть Троица, для мусульман данная концепция Бога - харам (запрет), для иудаистов и христианство, и ислам неистинны, но Господь у данных трёх религий Один - ветхозаветный Господь-Бог (дословно "Иегова-Аллах"). Для индуистов богов тысячи, для буддистов Его нет вовсе. Так какая же из данных относительных истин действительно истинна? Относительно Писаний, преданий и обрядов - каждая несёт правду для своих носителей, но является ложной либо противоречивой по отношению к другой относительной истине. В каждой относительной истине есть часть лжи, благодаря которой эта истина существует, создавая внутри себя борьбу противоположностей. Поэтому люди, пережившие клиническую смерть, видят загробный мир в соответствии со своими представлениями о нём, ведь Иисус сказал, когда совершил очередное чудо: "по вере вашей да будет вам"(Мф. 9:29). Человек видит и переживает после смерти именно то, во что верит. То есть, истинность той или иной религии не может оцениваться как абсолютная истина, а только как истина относительная. Ведь не доказано, что Вселенная всего одна. Возможно, в нашей Вселенной Бог один, а в неизвестной нам их много, а в иной неведомой нам параллельной Вселенной Его заменяют законы Сансары и кармы. Мы можем судить об этом лишь относительно собственному разуму и вероисповеданию, но не можем точно проверить, какова абсолютная истина.
Её частицы мы черпаем из Писаний, самые распространённые и общепринятые из которых - Библия и Коран (причём, правоверные мусульмане признают оба из них). Я следую их примеру, даже будучи православной. А в Коране сказано о трёх братских верах: "Воистину, не должны страшиться и не будут опечалены те, кто уверовал, а также иудеи, сабеи и христиане — [все] те, кто уверовал в Аллаха и Судный день и кто совершал добрые деяния." 2:69. А в Откровении Господь вообще не видит различий в народах и верах: "Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь"(Отк. 1:7).
Следует различать религию и веру. Религия – совокупность обрядов, запретов, обязательств, писаний и позволений от Бога и церкви, а вера – то прекрасное чувство, которое сближает нас со Всевышним, иногда сближает даже сильнее, чем соблюдение всех постулатов религии, ведь вера идёт из души, и если она чиста и искрення, в ней больше любви к Богу, чем когда человек несёт службу Богу, но не любит Его. А ведь именно это чувство любви к Создателю – важнейшая заповедь по словам Иисуса. (Мф. 22:37,38).
В  книге «Об абсолютном мировоззрении» написано:
«Что такое Абсолютная Истина?
 Более истинным мы называем то, что менее всего подвержено изменениям во времени и в пространстве.
      Но, поскольку мы живем во временном мире, где «все течет, все изменяется», то и возникло убеждение, что Абсолютной Истины не существует или она не достижима.
      Очевидно, что с понятием «истина» тесно связаны такие понятия, как «время» и «пространство».
      Иванов В. М. дал такое определение:
      «Абсолютная Истина — это единство Безвременного и Временного миров».
      Безвременной мир он представил как одну точку симметрии и множество точек асимметрии.
      Точки асимметрии расположены на поверхностях сфер с общим центром в точке симметрии.
      Пространство образуется как вложенные друг в друга поверхности сфер, а «время» — это точка симметрии, и в ней хранятся все отрезки времени, действующие в нашей Вселенной (от 10-60 сек. до 30 млрд. лет).
      Безвременной мир — это Онтологический (первородный) Разум Бога-Отца (Абсолюта).
      Осознав свое наличие, Бог-Отец произвел единственную смысловую информацию — «Я есть» и пожелал видеть себе подобных.
      В физическом плане это можно представить как излучение высокочастотной энергии Абсолютной Любви (1050Гц).
      Рождается астрономическое число Богов-Сынов. Это Временной мир или Гносеологический Разум («гносис» — познание) Бога-Отца.
      Таким образом, Бог-Отец — это единство Онтологического и Гносеологического Разумов.
      Наша Вселенная периодически (период равен 30 млрд. лет) возникает (расширяется) и исчезает (сжимается).
      Группы точек асимметрии образуют Богов Времени, которые, эволюционируя (развиваясь), образуют Души (идеальный мир). Затем Души образуют материальный мир.
      Биологический мир (живая природа) отличается от минерального (неживая природа) наличием Духа.
      У человека на определенном этапе эволюционного развития Дух стал двойственным.
      Одна его часть (Онтологический Дух) обеспечивает жизнь тела (управляет частями).
      Другая часть (гносеологический дух или дух ошибок) содержит информацию, накопленную во всех воплощениях (миллионы раз) конкретной Души в физические тела. Эту информацию называют еще Кармой. Познавая свой дух и преобразовывая его методом ЭЧС, каждый человек становится способным изменять свою судьбу.
      Кроме Бога-Отца у людей есть три Космических Родителя. Это — Бог Вселенной, который дает эфирную энергию телу (1020Гц), Бог Планеты, который дает ментальную энергию природному Духу (1030 Гц) и Бог Единый (Первоматерия), который дает энергию Бодхи Душе (1040Гц).
      Память Души, Духа и тела строится из этих энергий.
      Запись новой информации в память происходит в обратном порядке: тело — Дух — Душа.
      Единство Души с телом посредством жизнедеятельности Онтологического Духа Иванов В. М. назвал Гносеологическим Разумом человека.
      У современного человека такое единство нарушено. Тело не ведает о наличии Духа и Души и не заботится об их развитии.
      Гносеологический дух (дух ошибок) управляет телом в своих тщеславных интересах.
      Такое представление о мире, Боге и человеке, данное Ивановым В. М., помогает нам яснее понять древние изречения «Пространство — это сфера без центра», «Время — это повсюду наличествующий центр», «Бог — это Единство Пространства и Времени», «Познай себя и ты познаешь мир» и др.
      Однако, как бы ни было словесное определение близко к Истине, оно никогда ей не станет. Обязательно будут возникать новые и новые вопросы. Ведь не зря говорят: «Истина, изреченная одним, не есть Истина для другого», «Изреченная Истина есть ложь» и т. д.
      И это становится понятным из анализа процесса мышления. Ведь практически невозможно найти такие человеческие головы, в которых одновременно свободно образовывались бы одинаковые последовательности из слов и образов. Заставить же людей мыслить одинаково вполне возможно, например, используя средства массовой информации.Часто повторяемые слова и «картинки» врезаются в память, занимая ее объем. Дело технического прогресса дошло до того, что, глядя на экран телевизора (светящиеся точки, скомбинированные технически по замыслу продюсера, режиссера и т. д.) люди испытывают «естественные» чувства страха, радости, аппетита и т. д. и не обращают внимания на то, что получаемая информация изначально является неестественной (ложной). Это, как мираж в пустыне. Есть в воображении, но нет в действительности. Все мы — заложники общепринятого ложного пути познания. Поэтому, неудивительно, что, если человеку внушить, что холодный утюг является горячим, а затем прикоснуться им к его телу, то на коже может возникнуть настоящий ожог. К такого рода явлениям относится и то, что, получив от авторитетного «специалиста» неверный диагноз, человек страдает именно от «установленного» заболевания. Итак, природный (истинный) путь познания — от ощущений к представлению, искусственный (ложный) — от представлений к ощущениям.»
Существуют следующие виды истин: физические (законы практических наук), теоретические (законы гуманитарных наук) и практические (законы жизни).
Остановимся лишь на теоретических. Они делятся на философские, религиозные и личностные. К философским истинам следует отнести также психологию и социологию, так как они изучают аспекты философии.
К философским и религиозным  истинам относятся психологические (поведенческие), моральные (устанавливающие нравственность и безнравственность) и теоретические. Главное отличие между философскими и религиозными истинами: наличие высших сил (хоть некоторые философы не отрицали его, например, в виде Логоса, но это не присуще философии в целом) и пророческая составляющая (которой лишены некоторые религии, но мировым религиям она присуща).
Ещё одно отличие между философскими и религиозными истинами – причина соблюдения моральных норм. В философии причина и есть конечная цель – положительные моральные качества и соответствующее данным качествам поведение. В религии же есть вера в потусторонний мир и страх кары, благодаря которым соблюдаются установленные моральные нормы (относительные для каждой религии).
Во многом же философские и религиозные истины похожи или даже совпадают.
Личностные истины напрямую зависят от философских и религиозных и никогда не бывают абсолютными. А религиозные и философские истины могут быть как абсолютными, так и относительными.

ТЕОРЕМА ИСТИННОСТИ

Если нельзя доказать ложность явления, нельзя исключить его истинность, а если невозможно доказать истинность, нельзя исключать ложность.

ТЕОРЕМА ДОКАЗУЕМОСТИ

Нельзя доказать истинность явления посредством внутренних понятий самого явления, т. к. если явление ложно или вымышлено, то все его внутренние понятия так же являются ложными или вымышленными. Доказать истинность явления можно только с помощью внешних понятий и определений.


 


Рецензии
Я, как диалектик, могу рассказать вам сказку о том, как мы отыскиваем истину.

Так вот мы стараемся, решая какую то проблему, сначала собрать как можно больше суждений, касающейся рассматриваемой нами проблемы, /много полярность, называется/.

Потому уже, из всех собранных нами множеств суждений, мы стремимся привести их к двум, взаимоисключающим суждениям, / двух полярность называется/.

А потом уже в результате постановки эксперимента, или как иногда говорят, опыта, - мы находим, отыскиваем, /определяем/, абсолютную истину! Находим абсолютную истину, которая совсем даже никакая ни абсолютная! По той простой причине, например, что истина, в том числе и абсолютная, - детерминирована! То есть истина, любая истина, привязана ко времени! То есть что было вчера еще абсолютной истиной, сегодня есть просто одно из суждений! Все это называется Диалектика.

Дмитрий Тальковский   10.04.2019 23:04     Заявить о нарушении
Спаси Господи. Вы очень умный философ, у меня ни образования,ни опыта в писательстве. Надеюсь, что Вы согласить стать моим соавтором.
С уважением,

Аня Глейзер   10.04.2019 23:42   Заявить о нарушении
* "Надеюсь, что Вы согласить стать моим соавтором".

Спасибо! Именно это как раз и происходит. Прочитав ваши рассуждения я нахожу их созвучными собственным. С уважением,

Дмитрий Тальковский   11.04.2019 08:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.