Работа и спорт

Как-то зимой строители проводили лыжные соревнования между строительными трестами, а я в то время жил в общежитии Невского Ремстройтреста, в котором работал мой отчим.

В том же общежитии на 2-ом этаже была контора Ремстройтреста, работники которой меня, конечно же, знали и позвали выступить на этих соревнованиях от их треста.

Не знаю, с чего они взяли, что я могу им принести «золотые» медали в этой их спартакиаде, однако вот я уже стартую на лыжне…

На финиш я пришёл, естественно, последним, моя дыхалка, как следствие врождённого порока сердца, не дала мне шансов на большее.

И вот после завершения лыжного пробега, ко мне подходит представитель нашего Ремстройтреста, протягивает мне апельсин, благодарит за участие в соревнования и тут же узнаёт, какое место я занял…

Видели бы вы, какое кислое выражение было на его лице, хорошо ещё что я успел апельсин надкусить. Это было моё первое спортивное выступление, но работал тогда я в другом месте, в почтовом ящике.

Летом, в те дальние годы прошлого века, было повальное увлечение волейболом. Во время обеденного перерыва, в ущерб своему желудку, народ выбегал с завода на волейбольную площадку и играл.

К сожалению, в волейболе я тоже высот мастерства не достиг, может потому, что был мал ростом, и меня не очень-то принимали в команды, а мне так хотелось…

Но ничего, я отыгрался на другом. В обеденный перерыв в цехе мы, работяги, ставили стол для настольного тенниса, натягивали сетку и играли.

Это было второе повальное увлечение в те годы. Играли в настольный теннис и в обеденные перерывы, и после работы, и во дворах, и в Красном уголке общаги.

А первое знакомство с игрой в настольный теннис у меня было ещё на заводе им. Калинина. Мои два напарника по бригаде слесарей были хорошими игроками в настольный теннис в цеху.

Со временем и я стал хорош в настольном теннисе, обыгрывал ребят в цеху, а на заводских соревнованиях занял второе место, а соперники там были сильные, в том числе, студенты практиканты с дневных вузов.

Несколько позже, работая в ЦКБ на пр. Кима, я увлёкся игрой в Новус, так мы тогда её называли. Похожее на биллиард, только в место шаров шайбы.

А вот и разъяснение из интернета: Новус — латышский национальный вид спорта. Новус относится к группе киевых игр. Известно, что эта игра впервые появилась в 1925—1927 годах в Латвии и в Эстонии. Моряки играли в неё в плавании...

У нас в ЦКБ было повальное увлечение этой игрой в обед, после работы. Не хвастуюсь, но правда, в ней я тоже стал победителем среди играющих.

Вот, пожалуй, и все мои спортивные достижения, здесь, В Ленинграде - Санкт-Петербурге.

А вот как обстояло дело в Сибири.

Уроки физкультуры там, в нашей сибирской школе в деревне Красный Яр, были не для проформы. Физруком в школе был офицер в отставке, позднее он стал и директором школы и даже как-то, будучи в командировке в Ленинграде, навестил и меня, точнее, отчима.

Ох и гонял же он нас, школьников, на уроке физкультуры, и без всяких поблажек. Причём, в любую погоду, а зимой урок физкультуры проводился всегда на лыжах, в том числе отрабатывались спуски и подъёмы на лыжах на горках и кросс. И всё на оценку. Где-то в четвёрочниках я находился.

При Любинском Молочно-консервном заводе, что был рядом с нашей деревней, зимой всегда заливался каток, было у катка и электрическое освещение, так что на коньках в детстве я накатался досыта. Вот только коньки у меня были снегурочки, что прикручивались палочкой с верёвочкой к пимам, т.е. к валенкам.

В Сибири не валенки, а пимы, не кровать, а койка, не улица, а улка..., да это и не важно. Я очень завидовал мальчишкам, у которых были коньки дутики, это как хоккейки, а у сына директора завода, у моего друга Бори Наумова, были ножи, ну, т.е. беговые коньки.

Он на них участвовал и областных соревнованиях. А вот с лыжами у меня дело долго обстояло плохо, не было их у меня, только в школе на урок физкультуры выдавали. И я лыжи себе стал делать сам: находил длинные не толстые дощечки без сучков и выстругивал, выстругивал из них что-то похожее на лыжи.

Носки распаривал в кипятке, а потом загнув привязывал их в загнутом положении к спинке кровати. Ох и попадало мне от матери за эти мои деяния. Отчим меня не ругал (он меня никогда не ругал, только мать материл да колотил), но смотрел, смотрел да и выписал для клуба, где он одно время был завклубом (член партии, всё-таки, поэтому и должность получал).

Вот и у меня появились новенькие лыжи, на которых я стал ходить в лес и ловить куропаток в силки. Интереснейшее занятие, сродни рыбной ловле. А вот рыбу зимой там, в Сибири, на Иртыше и на Старице, не ловили, только летом мы мальчишки, да неводом взрослые.

Летом играли в лаптуи в попа, зимой в глызку (как бы в хоккей с шайбой, только вместо шайбы лошадиная какашка). Многие местные деревенские мальчишки имели ружья: 16-ый, 20-ый, 24-ый калибры.

Охотились они летом на уток, зимой на рябчиков. Много там было зайцев, лис, волков. Волки заходили и в деревню, нападали на собак.

Каково-то мне было ходить в школу в 1-ый класс из хутора Зелёновка в школу деревни Замиралово, что в полутора километрах от Зелёновки. Сначала мать провожала, а потом уже и сам стал ходить. Но больше волков я боялся деревенских собак.

У меня же ружья не было и я мастерил для себя рогатки, поджиги и даже смастерил как-то из водопроводной трубы ружьё с деревянным прикладом. Правда, при первом же выстреле его у меня разорвало по шву трубы. Хорошо ещё, что хоть допедрил испытание провести не с плеча...

Но зато я отыгрывался там летом на рыбалке. Это уже тогда рыбалка для меня главным увлечением, которому я отдавал всё свободное время. А свободного времени у меня было не так-то и много, нужно было помогать матери, а потом ещё и с сестрёнкой нянчиться, она на восемь лет моложе меня. Сейчас жива.

Поэтому на рыбалку убегал из дома ещё до восхода солнца, и уже учась, в сентябре, в заморозки, бегал перед уроками с удочкой на Старицу (старое русло Иртыша) часок-другой порыбачить.

У ребят были велосипеды, и этого у меня там не было, но прокатиться на велосипеде друзья мне давали, а ездил я под рамой, так как был мал ростом. А вот внучку в Питере, мы с женой так и не смогли научить ездить на велосипеде: как куль с него валилась.


Рецензии