1. Рассольная - Сухая

     ЛЕСНЫЕ ВСАДНИКИ ЧУСОВОЙ. РАССОЛЬНАЯ - СУХАЯ

     Давным-давно, в бронзовом веке, со среднего Поволжья и Камы к Чусовой пришли "лесные всадники", ананьинцы.  Ананьинская культура - праматерь последующих культур и народов. Назвали тех древних людей по имени села Ананьино близ Елабуги, где в 1858 году был открыт первый могильник этой культуры П.В. Алабиным и И.В. Шишкиным.

Среди ананьинцев были и люди европейского типа, и низкорослые, плосколицые типичные монголоиды. Предположительно, в северо-восточной части общности формировались пермяне (предки коми и удмуртов), а в западной — волжские финны. Ананьинцы вели осёдлый образ жизни и жили общиной. На поселении Конец Гор близ устья Чусовой обнаружены их длинные бревенчатые жилища, разделённые на секции, с расположенными по продольной оси очагами.
Так зарождалась особая, горноуральская цивилизация…

     От поселений XVIII – XIX века на Чусовой осталась сеть дорог. Зимой люди торили санный путь по льду реки. По лесным дорогам между чусовскими деревнями пробирались ямщики и государевы почтовые люди. Позже - спецпереселенцы, заготовщики леса.
Какими тропами-дорогами впервые прошли вверх по Чусовой лесные всадники бронзового века?
Нам захотелось на время превратиться в лесных всадников!
На железных конях мы отправились от деревни Рассолёнки к бывшей деревне Фролки, что напротив царь-бойца Ростуна. Оттуда нам предстояло пройти свой путь вверх по Реке Теснин.

*** ЗАСОЛЬНАЯ – РАССОЛЬНАЯ ***
Границу Свердловской области мы пересекли на станции Унь. Поезд "Кузино-Чусовская" из двух вагонов со скрипом остановился на вершине хребта. Крыша неба сплющивалась голубой, синеющей полосой на востоке, над долиной Чусовой.  Шли последние дни лета. Полдень звенел тишиной, у дороги безмятежно паслись коровы.
Нам хотелось быть там, где когда-то шли лесные всадники.
Через четверть часа наша велодвойка десантировалась на станции у деревни Рассолёнки.

От Усть-Серебряной, с "сибирского" берега через деревню шла дорога "за солью" на запад, к Кунгуру. Соль - ходовой товар, который в прошлых веках выгодно обменивали на пушнину у здешних аборигенов, племён коми и манси. Мясо животных, рыбу солили впрок перед долгой и трудной зимой.

По соляному пути к деревне от Кунгура можно проследить первые поселения старообрядцев на Урале. Путь купцов с солью шёл через деревни Платоново и Симонята на реке Сылве, по её притоку Большая Бизь. В них возникли духовные центры староверов в одноимённой деревушке и в деревне Симановой, расположенной дальше на речке Засольной.

Засольная – значит, "за солью" шли! К югу от Рассолёнок расположен хребет, разделяющий бассейны рек Сылвы и Чусовой. С его вершин и берёт начало речка Засольная.
А за перевалом – уже деревня Рассольная! Там соль разгружали на подводы и ехали к берегам Чусовой, к переправе близ устья Серебряной. Оттуда шла дорога в Сибирь, "навстречь солнцу".
Староверы, преодолев хребет, устраивали скиты на глухих берегах Чизмы. Они же основали деревню Пермякову близ устья этой речки на Чусовой.

*** К УРОЧИЩУ НА РЕКЕ СУХОЙ ***
Дорога от Рассолёнок пошла на северо-запад и привела нас через шесть вёрст к развилке. Прямо была дорога к урочищу Журавлик, к бывшей деревне Деменёвой. Мы свернули налево, к северу, и взобрались на перевал по дороге в село Кын-Завод.
На перевале открываются замечательные виды и на долину реки Кын, и на долину Чусовой. Дорога, выложенная бетонными плитками, идёт по хребту. Вдалеке на востоке синеют вершины хребта, разделяющего поймы рек Шурыша и Серебряной.

     Через десять вёрст мы добрались до развилки, где с дороги уходит вниз лесовозный тракт к реке Сухой. По лесовозке, почти отвесно падающей с хребта, наши кони вылетели к мосту через реку Сухую. Раньше в ней попадался налим и хариус. Речка Сухая угостила нас вкусной спелой смородиной. Был самый конец августа – и что удивительно, нам попадались грибы!

*** ДЕРЕВНЯ ГАРЕВАЯ ***
За мостом у реки Сухой на юго-восток уходит старая дорога к бывшей деревне Гаревой. Повернув на восток, через три версты мы очутились в красивой долине реки Гаревой (Гаревки).
По цветущему разнотравью наши железные кони неслись через большой чудесный луг. Здесь, в конце XVIII – начале XIX вв. появились первые поселенцы - семьи Ивана Тяпугина, Михаила и Митрофана Дорониных.

Кыновскому заводу, основанному Строгановыми в 1760 году, требовалась тогда заготовка дров и выжиг угля на лесных дачах. Сюда переселили крестьян из деревни Тяпугино на реке Гаревой, что под Чермозом (Пермский край). Они дали местной речке и своей новой деревне то же самое название. Оно простое – при выжиге древесного угля, в кучах, в лесу стоит неимоверная гарь.
Кыновский завод снабжался рудой не только с Баранчинских, но и с окрестных небольших рудников. Гаревляне добывали руду открытым способом в двух верстах от Гаревой. Это у берега Чусовой ниже деревни Деменёвой, у камня Коврижка.

*** ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ ГАРЕВОЙ ***
Историю деревни сохранила для потомков Н. Десницкая (Тяпугина):
"Дома в деревне были расположены по правую и левую сторону от речки Гаревой на крутых косогорах… на одной стороне реки жили Доронины, на другой – Тяпугины. … На стороне Тяпугиных располагалась молотильня, где сушили снопы, овощехранилище; возле речки – колодец, из которого вся деревня брала воду. На стороне Дорониных – скотный двор и амбар. Здесь же стояли три тополя… Поля разрабатывали вручную: валили лес, а весной, когда земля оттает, вагами (длинные толстые жерди) выворачивали корни".

В деревне умели выращивать и обрабатывать лён:
"Обработка льна очень сложная. Его сушили, собирали семена, мочили, снова сушили, мяли специальными мялками. Мялка - это две доски на стойках, посередине деревянный нож, опускающийся сверху. Мяли и трепали лен обычно в банях по-черному. В летнее время лен расстилали на траве, сушили, мочили и снова сушили. Таким образом, лен отбеливали. Из полученной пряжи пряли, а затем ткали на ткацких станках полотно. Из него шили рубашки, полотенца, штаны…" – рассказывает Наталья Десницкая.

От края леса до бурной речки Гаревой не больше четырёхсот метров. На берегу реки сохранились основы моста, после которого дорога шла к лугу у берега Чусовой, что напротив камня Журавлик. Дети ходили в школу в Усть-Серебряную - пять километров через гору, а зимой на лыжах по реке Чусовой. К 1932 году в Гаревой стоял десяток домов, а у Журавлика появился одноимённый посёлок спецпереселенцев.

Дома в Гаревой делали добротно, на сваях из лиственницы. Из неё же рубились нижние два-три венца. В домах ставили русские "битые печи" из глины. По словам Н. Десницкой:
"Сначала делали деревянную опалубку снаружи и внутри. Готовили глину, немного смачивали водой и били, т.е. трамбовали специальным пестом или толкушкой из березы. Колотят (толкут) глину до тех пор, пока не получится сплошная масса. Так постепенно делали всю печь полностью, но трубу наружу выводили кирпичом. Затем давали печке выдержку, а после затапливали и обжигали внутри. Внутренняя опалубка сгорала, а внешнюю после обжига убирали. Такая печь очень крепкая".

Колхозная жизнь давалась людям тяжко. Судите сами:
"Каждый колхозник должен был сдать налог государству в середине года: мясо (примерно 40 кг), молоко или масло, яйца (40 штук), шерсть. Колхозник – скелет. В деревню приезжали спецзаготовители, принимали от местного населения кости животных, рога, копыта, тряпье. Вместо этого выдавали… булавки, пуговицы, гребни", – вспоминает Наталья Десницкая.

Прямо перед нами, за речкой Гаревой, виднелся луг бывшей деревни на склоне могучего хребта.
В 1958 году деревни не стало, последние жители перевезли свои дома на новые места. В посёлке Кын на улице Заречной стоит такой "гаревский" дом. Дому уже более ста лет и он в хорошем состоянии.   


Рецензии