C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Счастливый рассказ

Наталья Сафронова
Счастливый рассказ

Кажется, со мной происходит что-то новое. Чудесное, странное. Ну, запела, невольно поморщилась я... А еще говорят, к хорошему быстро привыкаешь. А я еще и не начала привыкать, а уже морщусь. Как же люди живут с ним, со счастьем? Всего-то и хотела написать счастливый рассказ. Только подумала, только начала улыбаться, как у горла стали скапливаться слезы. Забавно, не у глаз, а у горла. Сразу вспомнила, как маму спрашивали воспитатели в детском садике:
- Почему ваша дочка всегда такая грустная?
- Значит, она знает что-то такое, что мы не видим, - отвечала моя мама.
Интересно, что это я знала такое. Не буду углубляться, ведь я должна написать счастливый рассказ. Интересно, кому это я должна? Я вообще не люблю одалживаться. Стоп, заминочка вышла. Можно сказать, весь день насмарку. Пока голова была занята работой, ни о чем таком не помышляла. А теперь вдруг... Лучше бы спать пошла. Мечтала ведь лечь, отоспаться. И сейчас хочется вытянуться на кровати, но знаю уже, что этот зуд в мозгах не даст покоя. С чего я вдруг решила написать о счастье, как будто знаю, с чем его едят. Да, вот, вспомнила. Все зависит от настроя. Счастье ведь ни от кого и ни от чего не зависит. Оно внутри. Не знаю, но слышала. Вернее, читала где-то. Русские народные сказки все сплошь со счастливым финалом. И мыльные сериалы тоже, только последние вызывают раздражение, а сказки - живой интерес и доверие. В народной культуре есть волшебный код, который дает жизненную энергию и верное направление. Старики знают, где можно взять животворную энергию, поэтому они так любят народные песни. Была несколько раз на таких концертах. На одном из них собралось особенно много стариков и старух, вероятно, раздали благотворительные билеты. В зале стоял специфический запах, пахло старостью. А старики пришли сюда - за молодостью, за силой, чтобы жить. Глаза у них горели, рты смеялись, а смех - это и есть жизнь. После концерта они выходили помолодевшие.

Лидина мать очень боится умереть. Как только что-нибудь заболит, сразу в панику:
- Рак.
После обследования выдохнет:
- Поживу еще.
А пока обследуется, все домашние в напряжении, тоже боятся. То есть никто, конечно, не верит, что у нее рак, но больно на мать смотреть. Лида с ужасом думает, что однажды мамино ожидание оправдается, и как она тогда справится со страхами, и материными, и собственными. Когда похоронили бабушку, всех охватило странное ощущение облегчения, даже свободы.
- Отмучилась, - сказала мама, имея в виду бабушку. Бабуля ушла в девяносто пять, устала от собственной беспомощности. На поминках никто не грустил, все в черном, но веселые. Светло поминали.
- Пусть ей там будет легко, - сказала мама. - Здесь настрадалась, а там пусть порадуется.

Однако через несколько дней мама начала плакать. Звонила Лиде:
- Вот как будто такую ношу с себя сбросила, время у меня свободное появилось, а плачу.
- Почему плачешь? - уточняла дочь.
- Тяготилась я, - объясняла мама. - Ты мной тоже тяготиться будешь.
- Сильно тяготиться не буду, только в пределах приличия, - успокоила ее Лида.
- Умерла она не дома, в больнице, - винила себя мать.
- Там хороший уход, - оправдала ее Лида. - В реанимации лучшие врачи.
- Какие уже ей врачи, в девяносто пять, - качнула головой мать.
- А как в прошлом году мы ее выходили? - напомнила дочь. - Еще год прожила.
- Теперь я самостоятельная стала, - вздохнула мама. - До семидесяти трех лет ее слушалась, по струночке ходила. А сегодня думаю, как я без нее?
Лида слушает мать, не перебивает. Молча варит кашу, удерживая трубку ухом у плеча, потом молча кормит ребенка. Венечка послушно открывает рот, послушно жует, просто шелковый.
- А вдруг она не будет ко мне приходить? - пугается мама.
- Это почему еще? - хмурится Лида и грозит пальцем разбежавшемуся было Венечке. Венечка быстро переходит на шаг и даже ступает на цыпочках. Мать кивает сыну на ванную, Венечка идет умываться.
- Не дома ведь умерла, в больнице, - заводит мама прежнюю песню. - Вдруг обиделась?
- Не сомневайся, придет, - утешила ее Лида.
- А еще, знаешь, я ведь почувствовала, что она там умирает, - поделилась мама.
- Да, что ты! - ахнула Лида.
- Она ко мне приходила, - кивнула мама на другом конце провода. - Я почувствовала, очень страшно стало. Просто панический ужас. Я ей сказала...
У матери задрожал голос:
- Я ей сказала, уходи, мама. Мы тебя отпускаем.
- Правильно сказала, - согласилась Лида и махнула Венечке на кровать.

Сын послушно разделся и нырнул под одеяло. Лида взяла медвежонка, покачала на руках и положила на подушку рядом с сыном. Венечка кивнул маме и обнял игрушку. Он первый раз все делал самостоятельно. Даже то, что он позволил маме себя кормить, мальчик интуитивно счел проявлением мужественности. Сам он ел бы долго, а маме нужно было все сделать быстро. Пусть, раз женщина просит. Мама закрыла дверь, и он слышал еще некоторое время, как она приглушенно разговаривает с бабушкой.

Завтра он тоже будет слушаться маму, решил Венечка. Потом придвинул к себе мишку, уткнулся носом ему в ушко и послушно закрыл глаза.


Рецензии
Здравствуйте, Наталья! Как и почти во всех Ваших рассказах, в этой миниатюре меня снова цепляет чуть ли не каждая строчка: от первой до последней. И про ощущение нового чудесного, и про слезы у горда, и про зуд в мозгах (тоже когда на работе не до творчества, как-то рутина, что ли заедает!), домой спешишь действительно с намерением отоспаться, отдохнуть, а приходишь - и начинают в голове сюжеты вертеться и мысли, которые так и просятся на бумагу, и зуд из головы перетекает в руки, а по ним и в пальцы, а те хватаются за ручку и не желают отпускать! И про страх смерти очень понятно и знакомо: такой же мандраж перед обследованием, и во время него. Я когда в садик пошла, молчала, по рассказам мамы, с месяц или два, так что воспитатели подумали, кажется, что у меня с головой что-то, а у меня просто был стресс в новой обстановке. Про сказки тоже согласна с тем, что они действительно обладают своим волшебным кодом, хотя насчет того, что всегда и все дают верное направление, поспорила бы.) В рассказе Вашем соседствуют и чувство счастья, как мне прочлось, - ощущение нового, чудесного, кстати, тоже не люблю слово "должна"!, и чувство печали от потери близкого человека. И как-то проникаешься чувством, что, наверное, счастье - оно потому и счастье, что есть и печаль! И еще подумалось, что нас никогда не оставляет в жизни счастье, потому что всегда с нами близкие: даже если кто-то покидает (мама), другие (дети, внуки) остаются и поддерживают, оправдывают, снимают чувство вины. Спасибо Вам за Ваше творчество! Светлое чувство остается.

Влада Галина   27.01.2021 22:32     Заявить о нарушении
Влада, большое спасибо.
прочитала в сети, посмотрите:

И свет, и тьма
За горизонт не взглянешь — круглая планета.
У сферы нет границ, как хочешь проверяй.
Но если где–нибудь имеется край света,
То и у тьмы в том самом месте тоже край.
Свет с тьмой граничат неконтрастно, незаметно
И постепенно — полусумрак, полусвет...
Не может жизнь быть абсолютно беспросветной.
А... беспротёмной? Нет. Такого слова нет.
В необходимом и достаточном балансе
Сосуществуют в этом мире свет и тьма.
Возможны ль апокалиптические страсти?
Исчезнет свет — тьма изживёт себя сама.
Всегда едины свет и тьма, неразделимы.
Не может быть полёта, коль одно крыло...
И, твёрдо веря, что добро непобедимо,
Предполагаю — неискоренимо зло...
Андрей Коровёнков

Наталья Юрьевна Сафронова   28.01.2021 19:51   Заявить о нарушении
Спасибо за рекомендацию, Наталья! Попробую найти.

Влада Галина   28.01.2021 20:51   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.