Абитура. Месяц в Москве

Хотите - верьте, а хотите нет. Но дело было так. Я приехала в Москву поступать в МГУ. Такая мелкая девочка с хвостиком, серая провинциальная мышка, полтора метра с каблуками.
     А чемодан с учебниками у меня был большой и тяжелый, так как поступать я собиралась до победного конца, не в Москву, так в Питер и далее везде. Как сейчас помню, на желтом чемодане вытесненную надпись «Астрахань». Но Астрахань здесь ни при чем. 
     Уже на Казанском вокзале мне предложили помощь два молодых человека испитого вида. Обычно такими мужчинами мамы пугают своих дочерей. Но я не отказалась от предложения, и мой неподъемный чемодан совершенно бескорыстно был доставлен в метро.
     Я успела подержаться за его ручку всего несколько минут, так как молодой веселый человек поспешил мне на помощь и вынес чемодан из метро на станции Университетская. Он посадил нас с чемоданом в автобус.
     Не успела я осмотреться вокруг, когда вышла из автобуса, как третий помощник поспешил меня выручить. Пока он нес тяжелую ношу к лифту общежития, задал вопрос, не золото ли у меня в чемодане. А потом поставил нас с чемоданом в лифт и пожелал успехов. Таким образом, мне практически не пришлось нести кирпичи учебников.
     …Вот говорят, Москва слезам не верит. А может, она помогает тем, кто пока без слез?
    
Так началась моя жизнь «в абитуре». 
     Родителям я заявила, что если они будут меня сопровождать, то я никуда не поеду. Экзамены в  МГУ проходили в июле, поэтому оставался шанс поступить еще куда-нибудь в августе.
     Жизнь в Москве длилась месяц. Как мне теперь вспоминается, это был праздник. Тепло, зелено, красиво.
    
     Я сдала документы на геофак, прошла собеседование в ВЛКСМ, где меня спросили, хорошо ли я подумала. Поселилась в общежитие. Напарницей по комнате оказалась девочка Люда из Харькова. Она собиралась поступать и в августе – на филфак, где был по тем временам сумасшедший конкурс.
     Ночами нас ели…клопы. У Люды оказалась аллергия на их укусы. Однажды ночью мы проснулись и увидели красные следы. Но они меня мало волновали – в те годы я хорошо спала.
     По утрам мы варили цикорий. Или кофейный напиток. Почему-то это делалось в бутылке из-под молока, а размешивали мы зеленой пластмассовой  линейкой. Эти странности нельзя объяснить.
     Мы входили в разные группы, поэтому расписание консультаций и экзаменов у нас не совпадали.
    
     Геофак – это отдельная страна. Всё у них специфическое. Первой мы сдавали математику письменно. В проходах стояли наблюдатели, не пошепчешься. Решала я не очень успешно. Видимо, самочувствие мое подкачало. Было ощущение, что я слегка температурю. Конечно, даже по прошествии многих лет хочется оправдываться. Но пропустив подробности, скажу, что получила я удовлетворительно.
     Посчитав, что маловато будет, пристроилась в длинную очередь на апелляцию. Поразило количество народа, жаждущих апелляции. Оказалось, что завалила экзамен добрая половина абитуриентов.
     Посмотрела я свою работу, увидела ошибки, поняла, что на экзамене была не в полном адеквате. Иначе зачем надо было делать проверку в задаче там, где она не требовалась. А в проверке шлёпать ошибки. 
    К слову, в очереди я встретила мою одноклассницу по Амдерме. Она стояла с двойкой.

     С темой сочинения мне повезло. Год до поступления я занималась на курсах в МГУ. В том числе мы там писали сочинения. Поэтому тема совпала с экзаменационной. Что-то про Павку Корчагина по книге «Как закалялась сталь». Я уверена, что ошибок не настряпала, потому что поднаторела писать только то, в чем уверена. Мне думается, что могли быть стилистические ляпы. Поэтому свою четверку я получила.
     Оценку по сочинению мы смотрели вместе с папой. Он на тот момент в Красногорске лежал в госпитале и приехал ко мне проведать. В чем был…то есть в госпитальных тапках.

     Физику мы сдавали устно. Теорию я знала, а задачки решала слабо. Поэтому тройка увенчала мои труды. Хотя если бы мне немного повезло, то я попала бы отвечать молодому человеку. А он даже задачки абитуре менял, если они решить не могли. Мне же пришлось познать прелесть ответа аспирантке, которая меня перебивала.

     И, наконец, все, кто преодолел три экзамена, пошли сдавать географию. Согласитесь, глупо не сдать предмет, на который поступаешь. Вот и я решила пройти этот путь до конца…Из спортивного интереса…На тот момент девочка -соседка уехала, получив двойку по математике.
     Билет мне достался неплохой. Что-то про Узбекистан и озера с водохранилищами.
     Озера – это была хорошая новость, а водохранилища, конечно, плохая.
Экзаменаторы – два преподавателя – слушали, не глядя. Это рождало иллюзии.
Катила я свой ответ, как по маслу, но была у меня «кость в горле» - как-то испарилось из девичьей памяти, где находилось Цимлянское водохранилище.
     Вот и пропихнула я его в показе по карте  вместе с днепровскими –
 все равно экзаменаторы на меня не смотрят!
Но тут они встрепенулись: где-где, говорят, Цимлянское водохранилище?
Я тык-мык…И только в последний миг меня озарило – показала-таки объект.
Смайнали мне дяденьки оценку до четверки.
     А я поняла главное правило сдающего экзамены: не знаешь – не говори. Еще помню свой восторг: столько умных парней, как на экзамене по географии, я не видела в жизни.

     Итог сдачи экзаменов- приобретение бесценного опыта и справки о сданных экзаменах. Жаль, что экзамены в таком ассортименте нигде не сдаются. Я подумала, что многое учла бы при повторной сдаче. Из нашей компании поступила одна девочка, которая сдавала второй раз. Остальные поехали домой или поступать дальше.

     Я собрала чемодан и отправилась на Ленинградский вокзал. Меня ждал Ленинград….Или я его… Шел 1975 год...


Рецензии