КРЫМ

      Сегодня модно говорить о Крыме. После возвращения в Россию в марте 2014 года, Крым оказался в центре внимания и прессы, и политиков, и обычных людей.
     Одним из моих первых путешествий в Крым была туристическая поездка – Симферополь, Алушта, Ялта, Севастополь. Это было в 1978 году. Поездка была прекрасной. Поезд Москва - Симферополь пришел в город утром. Уже во всю светило солнце. Нас встретил замечательный вокзал. Такой легкий, прозрачный, весь в колоннах, светлый и чистый. Только от вида такого вокзала становится радостно на душе. На автобусе нас привезли на турбазу. Вот где она располагалась - не помню. Наше пребывание в городе было недолгим. Мы осмотрели центр города, Пионерский парк, дворец пионеров, побывали у памятника советским воинам, павшим в ВОВ. И, пожалуй, все. И на следующий день отправились в Алушту. Дорога в Алушту весьма живописна. Горы, небо, леса и зелень. Ехать было приятно. Еще несколько раз я был в Симферополе, когда самостоятельно ездил в Ялту.  Я на пару-тройку дней остановливался у маминой двоюродной сестры. Она жила в районе улицы Самокиша. Это центр города. Жила в двухэтажном доме в огромной общей квартире и занимала там небольшую комнату метров 15. В квартире было много комнат и большая общая кухня. Условия не очень. Но зато центр города, все магазины и прочие заведения. Сестра, кстати, не хотела переезжать в другой район города. ей было жалко насиженного места. За эти дни я осматривал город подробнее, бродил по нему, как я вообще люблю делать в любом городе. Был у второй двоюродной сестры, которая с семьей жила в хорошей квартире, но на окраине города. Помню туда мы ехали из центра чуть ли не минут сорок. Через несколько дней я уезжал в Ялту.    
     В Алуште нас ждала турбаза, где мы остановились на неделю. Была весна, купаться было еще холодно, но мы много загорали. Была небольшая экскурсия по городу. Алушта на меня впечатления не произвела. Да, там есть дома отдыха, приморский парк. Но там очень сухой климат и сильные ветры. По-крайней мере мы попали в такую ветреную погоду. И город не производил впечатления зеленого. Он не утопал в зелени, а она располагалась какими то отдельными островками. Да и сама жизнь в городе мне показалась скучной. И турбаза мне не понравилась. Там были большие комнаты на 8-10 человек с удобствами в конце коридора, а питание было совершенно неразнообразным. Целую неделю нас кормили курами и макаронами. В конце недели я на кур и макароны уже не хотел смотреть. Хотя в то время все это для меня не имело уж очень особого значения. Я был еще молод. Прожили мы в Алуште неделю, а затем поехали в Ялту.
      По пути в Ялту мы заезжали в Гурзуф. Пробыли мы там мало. Но городок мне запомнился двумя достопримечательностями: Медведь горой и узкими, кривыми улицами c малоэтажными постройками. Типичный восточный средневековый город. Очень живописные виды. Больше я в Гурзуфе не бывал и не могу что-либо еще сказать о нем.
      Ялта мне особенно приглянулась. Ее мягкий климат, море, вечно зеленые парки. Живописное расположение на склонах гор. И всегда высокое атмосферное давление. Мне там очень легко дышалось. Я потом неоднократно бывал в этом городе. Особенно я любил приезжать туда в мае. Жары еще нет, но очень тепло, солнце ласковое, а море чистое, хотя и  холодное. Зато на пляже немного народа и можно долго загорать, не боясь сгореть на ярком солнце. Очень приятно было вечерком побродить по набережной, посидеть на скамеечке и подышать свежим морским воздухом. Воздух соленый, терпкий, вдали море, корабли в порту, красиво и легко на душе. Так что любил я Ялту. И жил там и на турбазе, и в гостинице, и в частном секторе. И всегда был доволен. Мне очень нравился воздух Ялты. В Ялте мы, конечно, загорали, в море купались мало, было еще холодновато. Ездили в Ливадию, осмотрели Большой царский дворец, в котором проходила Ялтинская конференция. Видели зал, где совещались Сталин, Рузвельт и Черчилль. Естественно дворец окружает большой и красивый парк. Вот парки в Крыму очень красивые. Они во многом искусственные, но созданные и взращённые очень опытными ландшафтными архитекторами. Разнообразие пород деревьев и кустов, умелое их расположение, сочетание как тени, так и солнечных полян. Беседки и скамейки. В тени можно отдохнуть, почитать и подышать густым морским воздухом. Побывали мы и в Воронцовском дворце в Алупке. Изящный, какой-то нереальный дворец. В нем переплелось много архитектурных стилей. Но больше всего там мавританского стиля. Как будто ты попадаешь в какую то восточную сказку. И опять великолепный парк. Дворец находится у подножия горы Ай-Петри. Но туда мы не поднимались. Наш маршрут не проходил по этим местам. А жаль, говорят оттуда открываются прекрасные виды на море и долины. А вот на гору Дарсан в Ялте мы поднимались пешком. И знаете, я получил удовольствие именно от этой пешей прогулки. Дорога идет чрез старый город. Ялта и окрестности постепенно раскрываются перед твоим взором. Мы поднялись на верхнюю станцию канатной дороги, а затем подошли к вечному огню, расположенному выше. Конечно, не обошли мы и классический ялтинский памятник «Ласточкино гнездо». Добираться туда можно и пешком и на машине. Нас, как туристов, подвезли на автобусе, но не к самому замку, а поодаль от него. Дальше мы пошли пешком. Что восхищает в замке? Во-первых, необычность сооружения и второе, великолепный вид на море, на его синеву и просторы. Просторы, просторы - вот, что восхищает больше всего.
      В Севастополь мы отправились из Ялты. Побережье, горы, степь. Много пейзажей прошло перед глазами. В Севастополе нас поселили на турбазе в пяти км от города, где то в районе Учкуевки. Рядом с базой рос хвойный лес. А до пляжа было рукой подать. Пляж был просторный. И самое главное, ничем не огороженный. По нему можно было идти далеко, далеко и нигде не встретить ограждений, как это нередко бывает на пляжах в Ялте. Пляж песчаный. В город на экскурсии нас возили. На городском автобусе можно было добраться до бухты, а там на кораблике переехать на Графскую площадь. Город мне очень понравился. Он какой-то необычный. Наверное, из-за близости к морю, морской экзотике, морякам и кораблям. Очень  много парков, и вообще, город очень зеленый. Мы попали в город в мае. Я много слышал о белых акациях, севастопольском вальсе. И, наконец-то увидел белую акацию. Впечатление – белое море, молоко, белая морская пена. У белой акации приятный запах, он очень мне понравился. И я решил пройтись по этому парку с акациями. Вошел под сень деревьев. Аллея была широкая, но темная, акации сомкнулись вверху. Иду, любуюсь, вдыхаю. И чувствую, задыхаюсь, в глазах слезы, ничего не могу сказать. И пулей вылетаю из парка вон. Вылетел, остановился, отдышался. Еще раз полюбовался парком издали и пошел к пристани, к морю, к знаменитой лестнице. Спустился, сел на катер, переправился через бухту, а там на автобусе поехал на турбазу к своим алым тюльпанам. Еще одно явление природы, очень поразившее меня. Большое поле, заросшее травой, и тюльпаны, алые тюльпаны на этом зеленом поле. Никогда я не видел такой красоты, такой прелести. Впечатляет эта красота. Описывать ее трудно, это надо просто увидеть. Конечно, Севастополь понравился мне многим, не только цветами акации и маков. Но именно они врезались мне в память, оставили во мне неизгладимый след.
      Севастополь это прежде всего море, корабли и моряки. Моряки в городе повсюду. Куда ни пойдешь - всюду матросы и офицеры. И памятники и сам город посвящен матросам и морю. Да и куда ни пойдешь всюду тебя сопровождает море. Из Учкуевки мы непременно попадали на графскую пристань. Широкая лестница ведет к площади Нахимова. И вот тебе сразу и море, и флот и его слава. Памятник Нахимову. Памятник советским воинам. Недалеко мемориал обороны Севастополя, памятник затопленным кораблям. Всюду тебя сопровождают морские символы - улицы, названные в честь адмиралов и моряков, памятники, корабли на рейде. Конечно особое впечатление производит Малахов курган. Он находится не в центре города, на Корабельной стороне. Нас туда возили на автобусе. Это место в советские времена было известно, не побоюсь этого слова, всем советским людям. Рассказы Толстого, слава матроса Кошки, герои-адмиралы Нахимов и Корнилов. Все это сразу вспоминается как только подъезжаешь к Малахову кургану. Проходя через входную арку ты попадаешь совсем в другой мир-мир героев и подвижников. Ту памятники и солдатам и адмиралам. Все воевали и все умирали вместе. Знаменитый Корниловский бастион - оборонительная башня времен Крымской войны. Тут есть и памятники советским воинам, воевавшим на этом же кургане в годы Великой отечественной войны. Сапун-гора - другой памятник войне, уже отечественной. Поразительно, я ни в одном городе не видел столько памятников воинам и морякам, как в этом городе. Бело-зеленый, нарядный город. По-крайней мере у меня он таким остался в памяти. Севастополь был конечным пунктом нашей турпоездки. Оттуда мы уезжали на поезде через Симферополь в Москву.

Любовь моя Ялта.
     Я уже писал, что мне очень понравилась Ялта, и впервые я попал туда по турпутевке, когда путешествовал по Крыму. Потом я неоднократно туда ездил и отдыхал в этом чудесном городе. Несколько раз я туда ездил «дикарём», то есть без всякой путевки в санаторий, дом отдыха или турбазу. В те времена это было очень распространено. Приезжали в город, снимали в частном секторе жилье и отдыхали себе вволю. Такую форму отдыха я выбирал нечасто, но выбирал. В ней были определенные преимущества. Свобода передвижения – сам себе хозяин. Свобода использования времени, нет никакого распорядка или расписания. Свобода выбора объектов экскурсий и поездок. Но были и трудности, особенно с питанием. Не знаю, как сейчас, а тогда всюду были большие очереди в столовые и кафе во время завтрака, обеда и ужина. И еще, не всегда можно было достать билеты на интересующие тебя экскурсии. Зато море, парки, пляжи были очень доступны. Второй раз в Ялту я попал 30 апреля. Я специально взял отпуск с 3 мая, чтобы он был подлиннее. В мае было много праздников (1 и 2 мая, 9 мая) и они не входили в отпускные дни, не входили в отпуск и воскресные дни. Тогда отпуск был 24 рабочих дня. Таким образом, мой отпуск длился весь май. Я старался ездить в Крым в мае. Это самый лучший месяц для отдыха там. Да, море еще прохладное, но уже тепло, нет знойной жары лета. Все цветет, благоухает, солнце теплое и ласковое. Во всю можно загорать. Да, вот с купанием проблема, в море 15-17 градусов. Но всё же купались в море, побежишь, окунешься  и быстро обратно. Приехал я в Ялту на троллейбусе.  Ехать на нем одно удовольствие. Троллейбус идет очень мягко. В салоне нет запаха бензина. Шоссе отличное. И очень живописное. Сначала троллейбус идет по городу. И наконец попадает в предгорья, а затем и в горы. Тут открываются очень живописные виды. Особенно интересен маршрут после Алушты, где дорога идет вдоль моря. Видны и горы и море и голубое, приголубое небо.  Подъезжая к Ялте, думал как мне устроиться с жильем. Но все оказалось очень просто. На  автовокзале было много хозяев, желавших сдать жилье приехавшим на отдых людям. Я выбрал жилье в частном секторе, т.е. не в большом многоквартирном доме, а в частном одноэтажном доме, каких было много в городе. Жил я  на террасе. Что очень кстати, т.к было не жарко спать. И кроме того я там был один. Хотя в доме у хозяйки было несколько жильцов, с которыми я позже познакомился. Устроился (кинул под кровать чемодан, умылся и побрился с дороги) и пошел гулять по городу. Особенность майской Ялты еще и в том, что в мае в городе было мало отдыхающих. Не было жуткого наплыва людей, как в летние месяцы. В Ялте есть что посмотреть, но еще приятнее просто гулять по городу, особенно вдоль моря. Я с удовольствием вновь  посмотрел Ливадию, знаменитый Ливадийский дворец, резиденцию Николая II, и место проведения Ялтинской конференции. Побывал еще раз и в этом ажурном Воронцовском дворце. Парк там замечательный, парк меня восхитил больше всего. Старинный, обширный, нежаркий. Мы ухитрялись ходить до Ливадии пешком. Это где-то 5 или 6 километров. Но идешь по парку, по зеленым дорожкам. Можно присесть на скамеечки и отдохнуть. Можно выйти к морю и подышать морским воздухом. Это была прекрасная пешая экскурсия на целый день.
      В тоже посещение я побывал в Судаке и Феодосии. В Судак я решил поехать морем. Купил билет на экскурсионный корабль. Оплатил дорогу туда и обратно и экскурсию по Судаку. Но накануне поездки разразился шторм. Утром было два с половиной балла. При таком волнении наш кораблик не должен был выйти в море. Пришли на пристань. Ждем. Волна стала полтора балла. Можно идти. Загружаемся на наш теплоходик. Рассаживаемся. И вперед. Я все опасался, что меня будет мутить. Штормит же. Но ничего такого не случилось. Я благополучно добрался до Судака. А вот при таком шторме в полтора балла, некоторым пассажирам стало плохо. И кораблику пришлось зайти в Алушту и ссадить их на берег. Пришли в Судак. Порт внизу. А крепость вверху. Шли в гору. Подошли к крепости. Кругом голо. Крепость на крутом холме, почти лишенном растительности. Есть трава, кусты. Но нет деревьев. Крепость производит впечатление. Ее стены видны издалека. Именно из-за этой неплохо сохранившейся крепости и едут туристы в Судак. В сам город мы не заходили. Сверху с крепости виден зеленый район, где расположены санатории и живут горожане. Мне было интересно не только посещение крепости в Судаке, но и сама поездка вдоль крымского берега. Вот это интересно. Обратно мы шли морем при полном штиле. Можно было спокойно смотреть на берег. И любоваться сменяющейся береговой картиной. Жаль что в этот момент у меня не было фотопленки. Я не мог заснять происходящее.
      В Феодосию я поехал на автобусе. Это конечно быстрее, чем идти на корабле. В Феодосии я был недолго. Основной целью было посетить знаменитую картинную галерею Айвазовского. Она произвела на меня большое впечатление. Огромные картины с морскими пейзажами. Море на всех полотнах. И оно везде разное. Впечатление очень сильное. Еще вы посетили армянскую церковь, где крестили, венчали и отпевали Айвазовского. Посетили его могилу. В общем это была поездка к Айвазовскому. И она вполне удалась.
      Еще раз я был в Ялте, в начале 80-х годов. На этот раз я снял комнату не в самой Ялте, а в горах, в районе расположения туберкулезных санаториев. Меня туда пригласил один из моих ялтинских друзей. Там жилье и питание было намного дешевле, чем в самой Ялте. А до Ялты было ехать недалеко. Санаторий был окружен хвойным лесом. там лечились люди у которых был туберкулез, но он был залечен и перешел в закрытую форму. И эти люди там долечивались. Использовался горный, хвойный воздух. Я там с удовольствием провел три недели отпуска. Но вот я там был в сентябре. И надо сказать, что последние полторы недели отпуска была неважная погода. Ветер, очень сильный, дождь,  при дожде холодно. Но вот интересно. Погода очень часто менялась. Солнце, тепло. И вдруг дождь, ветер. Уходя в город, нужно было брать с собой что-то теплое и от дождя. Это было мое последнее долгое посещение Ялты.
      Уже где-то в 1986 или 87 году я с группой сотрудников нашего завода поехали отдыхать на местную турбазу одного из симферопольских предприятий недалеко от Симеиза. До Ялты, как обычно мы доехали на троллейбусе. А вот далее до Симеиза мы ехали на местном переполненном автобусе, не очень комфортно. С нами были несколько семей с детьми. Ехали мы где-то час. Приехали в Симеиз, городок небольшой, уютный и весь в санаториях. Там мы пробыли очень недолго, а от туда на местном автобусе добрались до  базы. База была крайне примитивной. Это были деревянные комнаты, двери из которых выходили на длинную галерею. Все удобства во дворе. Столовая тоже под деревянным навесом. Обед привозили из соседнего санатория, принадлежавшего кокой -то крупной организации. В этом же санатории был свой пляж, клуб, куда мы ходили смотреть кино. Санаторий был хорошо оборудован. А, вечерами мы ходили в столовую санатория пить кефир. Там нам его тоже выделяли. А у нас был совершенно дикий пляж. Никак не оборудованный. Наши комнаты находились на пригорке, на такой террасе. В низ, к пляжу нужно было спускаться по крутой тропинке. А выше террасы находился скудный лес. В общем, обстановка была полудикая. Мы целыми днями ходили в плавках или шортах, иногда одевая брюки. Это когда ходили в санаторий или отправлялись в небольшой поселок, находившийся от нас в километрах полутора. Там был магазин, где мы иногда отоваривались. Да и пройтись нужно было, чтобы размять ноги и руки. Так мы провели там целый месяц. Загорели, покупались в море, подышали свежим воздухом, отдохнули от городской суеты. Одно плохо, я не любитель сидеть на одном месте во время отпуска, мне всегда хотелось куда-то съездить, что-то посмотреть. Но здесь ничего такого не было. Через месяц мы двинулись в обратный путь.
     Был я и в Бахчисарае. Это произошло, когда я был в своей первой поездке по Крыму. И скорее всего мы ездили в Бахчисарай из Симферополя, так как он находится всего в 30 километрах от него. Едешь в Бахчисарай и вспоминаешь пушкинские строки из «Бахчисарайского фонтана», сцены из балета. И думаешь увидеть что-то чарующее и необыкновенное. Увы. Ханский дворец мне показался совершенно безжизненным. Да там красивые помещения, есть мебель, есть убранство. Но вот дворец выглядел унылым, без яркой и чарующей красоты. Он очень просто выглядит. Особенно по сравнению с дворцами русских царей и русской знати. Что-то мне не хватало в нем. я до сих пор не могу понять. Может быть не хватало живых людей, не хватало чарующей пушкинской поэзии. Или, может быть меня поразило несоответствие образа дворца и жизни в нем с реальностью. Не знаю. В общем мы посмотрели дворец, я сделал несколько снимков, посмотрели из далека на пещерный город и поехали назад в Симферополь. На этом знакомство с Бахчисараем закончилось. В дальнейшем я там больше не был.

Крым был для меня любимым местом отдыха и путешествий. Но когда СССР распался и Украина стала самостоятельным государством, я туда больше не ездил. Во-первых, по причине отсутствия денег, и во-вторых, не хотелось туда вообще ездить. Не представлял я себе Крыма без России. Ведь Крым никогда не был украинским. Не территориально, а фактически. Севастополь, как военно-морская база, всегда был городом союзного подчинения, подчинялся Москве, а не Киеву. Там звучала русская речь, все надписи были на русском языке. В школах,  институтах и училищах обучение шло на русском языке. Не далеко ушли и собственно крымские города. Они не украинизировались, они оставались русскими. Я знаю это не понаслышке, у меня там жили родственники у которых я не раз бывал. И моя тетя говорила - какая тут Украина, ты что.


Рецензии
да, были времена...Я тоже всегда любил отдыхать в Ялте. Сейчас там все не так.

Александр Жданов 2   01.11.2018 23:23     Заявить о нарушении