Размышления о поэзии. Рифма, ч-2

   Ну, что же. Поехали дальше.
   Этот раздел получился ещё длиннее и заумней, чем предыдущий.
   Он вообще тяжёл для восприятия. Поскольку в нём, практически, нет ни слова о поэзии. Одна статистика на грани с математикой.
   Я скучно и нудно стану перебирать варианты звукосочетаний и рассматривать их на предмет пригодности для рифмента. Одновременно пытаясь найти некоторые рифмические закономерности.

   Тут меня укорили за то, что я пишу о поэзии слишком длинно. Ну а что вы хотите? Я же не лингвист, не филолог и не литературовед. Со своим "экономфаком", я пытаюсь продраться сквозь дебри поэтической философии.
   Фактически, перед вами - не эссе, не учебник и не пресловутая "школа поэзии". Это журнал ряда лабораторных опытов, которые позволят (возможно) выявить некоторые закономерности стихосложения.
   Нет, не с целью получения ряда терминов, для анализа поэзии классиков.
   Задача, которую я поставил перед собой, - понять механизм поэтического творчества и (по возможности) максимально оптимизировать процесс.

   Возвращусь к таблице уровней рифмы.
 
   1. Абсолютный рифмент
   2. Относительный рифмент
      2а. Сильный
      2б. Средний
      2в. Слабый
   3. Не рифмент

   Как получить Абсолютный рифмент, это понятно.
   Следует просто - точно воспроизвести написание и звучание симулы.
   "И за поступок сей ему не ДАЛИ"
   "Ни почестей, ни денег, ни меДАЛИ"
   Исследовать тут по большому счёту – нечего.

   Как получить Нерифмент, меня абсолютно не интересует. В творческом процессе это знание совершенно неприменимо.
 
   Для подробного изучения остаётся Относительный рифмент.
   Который получается двумя способами.
      1. Заменой звука (или звуков) в симуле на подобный звук (Системная замена), или на любой иной звук (Произвольная замена).
      2. Добавлением или удалением звука (или звуков) в симуле. При этом, как мы помним, добавление и удаление не должно касаться гласного звука.   
   Конечно, возможны и различные комбинации этих приёмов.
   И если при добавлении и удалении звуков в симуле задача стоит довольно таки простая, (звук либо можно удалять, не разрушая рифмента, либо нельзя), то замена одного звука на другой подчиняется определённым правилам.
 
   Понимание процесса замены одних звуков на другие,  требует осмысления современного русского алфавита.   Который (якобы) полностью определяет набор звуков нашей речи.
   На самом деле, конечно, азбукой звуковой состав русского языка очерчен достаточно условно. Но другой графической системы у нас нет. Поэтому придётся опираться на ту, что существует в общепринятом варианте и отталкиваться именно от неё.

   Дыхание свободно в каждой гласной,
   В согласных - прерывается на миг.
   И только тот гармонии достиг,
   Кому чередованье их подвластно.

   Звучат в согласных серебро и медь,
   А гласные нам всем даны для пенья.
   И счастлив будь, коль можешь ты пропеть,
   Иль даже продышать стихотворенье.
                С.Я.Маршак

   ГЛАСНЫЕ

   Начну с гласных звуков.
   Гласные - то есть произнесённые с применением голоса.
   Но, не всё так просто.
   Сразу скажу, что деление звуков на гласные и согласные, достаточно условно.
   Например, звук "В" тоже произносится с участием голоса, но он относится к согласным звукам.
   Если опираться на протяженность звука, то шипящие звуки "С", "Ш", "Щ", "Ф", "Ж" тоже достаточно протяжённые.
   Точно так же протяженность имеют и сонорные звуки "Л", "М", "Н", "Р".
   В чём коренное отличие гласных от согласных звуков, так это в том, что гласный звук произносится свободно.
   Поток воздуха, модулированный голосовыми связками, проходит через артикуляционный аппарат, не встречая препятствий в виде прижатого языка или сжатых зубов. А вид звука определяется: изменением объёма ротовой полости, местом резонирования и формой губ при произношении.
 
   Простые гласные – "А", "О", "У", это первые звуки, появившиеся при формировании человеческой речи. Те, что произносятся с минимальным напряжением артикуляционного аппарата.   
   Эти же звуки принимают участие в образовании йотированных гласных "Я", "Ё", "Ю".
   Йотированные гласные образуются из простых гласных прибавлением к ним приставки "йот":
   А - Я (йа)
   О - Ё (йо)
   У - Ю (йу)

      Пишется       Звучит
      Яблоко         (ЙА)блака
      Ёж                (ЙО)ш
      Юла              (ЙУ)ла

   В профессиональных (и в школьных) фонетических разборах для обозначения "йот" применяют специальный знак, но я не стану столь глубоко погружаться в фонетику.
   
   Замечу, что истинно йотированные звуки (но не буквы) возникают в трёх случаях:
   1. Когда они стоят в начале слова.
      Пишется       Звучит
      Язык            (ЙА)зык
      Ёлка            (ЙО)лка
      Юг               (ЙУ)г
   2 Когда они стоят после мягкого знака.
      Пишется       Звучит
      бельЯ            бель(ЙА)
      бельЁ            бель(ЙО)
      бельЮ           бель(ЙУ)
   3 Когда они стоят после гласного звука.
      Пишется       Звучит
      моЯ               мо(ЙА)
      моЁ               мо(ЙО)
      моЮ              мо(ЙУ)

   В том варианте, когда йотированная буква пишется после согласной буквы, на самом деле йотирования не происходит.   Например - в слове Мяч, как такового йотированного звука "Я" (Йа) нет. Есть мягко произнесённый звук "М" (Мь), со слитным присоединением к нему простого звука "А" (мЬАч).
      Пишется       Звучит
      мЯч               м(ЬА)ч
      лЁн               л(ЬО)н
      рЮшь            р(ЬУ)шь
   Отсюда возникает и допустимость замены в симуле, (написанного после согласного) йотированного звука, на создавший его - простой, с незначительным снижением уровня рифмента:
   клЁн – клОн;  мЯть – мАть;  мОд – мЁд;  лук – лЮк.
 
   Звук "Ы" – отголосок древнего произношения. В прогрессивных языках он отсутствует.
   Обычно звук "Ы и звук "И" представляют как пару.
   Но звук "И" вовсе не йотированный "Ы". Звук "Ы" вообще не йотируется.
   А звук "И", это вполне самостоятельная фонема, образующаяся лёгким растяжением губ, и переводом резонатора (при помощи языка) в переднюю, зубную часть ротовой полости.
   В то время, как звук "Ы" резонирует почти в глотке.

   Звук "И" участвует в формировании мягкого произношения согласных звуков без специального акцентирования мягкости.
      Пишется и звучит    Но не так
      мИмо                м(ЬИ)мо               
      лИтр                л(ЬИ)тр
      прИмИ                пр(ЙИ)м(ЙИ)
   При этом, в некоторых случаях, звуки "И" и "Ы" взаимозаменяемы при создании рифмы, без особой потери уровня рифмента:
   бЫт – бИт;  рЫск – рИск;  крЫнка – жИнка.
 
   Пара знаков "Е" и "Э", включает в себя три звука.
   1.  Горловой звук "Э", который сродни звуку "Ы", но произносится более открыто и также как "Ы", не йотируется.
   Эй, Эх.
   2.  Звук "Е", который как звук "И" вполне самостоятелен и участвует в произношении мягких согласных без акцентирования мягкости.
      Пишется и звучит    Но не так
      лЕс                лЬЕс               
      колЕр                колЙЕр
      пЕрЕц                пЬЕрЬЕц
   3.  Звук "Е", представляющий простую гласную, которая звучит как среднее между "Е" и "Э" в йотированном звуке "Е"  (означу как "&" амперсанд Й&)..
      Пишется и звучит    Звучит
      Ель                (Й&)ль               
      кольЕ                коль(Й&)
      житиЕ                житии(Й&)
   В отдельных ситуациях звук "Э" и звук "Е" взаимозаменяемы в симулах:
   поЭт – арбалЕт;  силуЭт - газЕт.
   Создавая рифмент среднего уровня.
   Точно также как "Е" и йотированный "Й&".
   коль(Й&) - желЕ
   
   В отдельных случаях, в целях рифмовки, звук "А" может заменяться схожим по артикуляции звуком "О", (уверенА - проверенО), а нейотированный звук "Е", иногда заменяется также артикуляционно подобным звуком "И" (конИ, в загонЕ). Такая замена звуков в симуле называется "говоровой" или Внесистемной, и о ней я расскажу чуть позже.

   Для поэтической теории, главное свойство гласных звуков, это их способность формировать слоги.
   А возможность замены в симулах гласного звука на парный позволяет эффективно расширять круг слов, создающих рифмент.
   Тут, на мой взгляд, необходимо описать виды возможных замен гласных звуков для получения рифмента.
   1. Системная замена в парах: "А" - "Я";   "О" - "Ё";   "У" - "Ю".
   2. Условно-системная замена в парах: "Э" - "Е";  "Ы" - "И".
   3. Внесистемная (говоровая): "А" - "О"; "Е" - "И".
   4. Произвольная: замена во всех остальных сочетаниях.

   СОГЛАСНЫЕ

   Согласные звуки образуются методом прерывания или ущемления воздушного потока, формирующего звук.
 
   Сначала я расмотрю группы согласных, подобранных для замены в целях рифмовки, по принципу: Глухая – Звонкая.
   Самые простые группы в этой категории:  "П"-"Б" и "Т"-"Д".
   Звонкие "Б" и "Д" образованы из глухих, выстреливающих звуков "П" и "Т", путем добавления к ним неопределённого предзвучия (означу его латинской "V"), близкого к звуку "м":
   Пик – Бык (vПык);  Тон – Дон (vТон);  столП – столБ (столvП);  банТ - гранД (гранvТ)
   В этих парах звуки, достаточно органично, заменяют друг друга в большинстве рифментов. Именно вследствие того, что один звук возникает фонетическим преобразованием другого звука.

   Ещё одна группа состоит из пары звуков "К" и "Г".
   Звук "Г" образуется из звука "К" так же как и в предыдущем примере:
   Кон – Гон (vКон);  роК - роГ (роvК).
   И в этой паре звуки хорошо заменяются в рифменте.
   Кроме того к ним можно довольно условно добавить звук "Х", который в определённой ситуации неплохо рифмуется и с "К", и с "Г":
  лоГ – лоХ;   суХ – суК;  барХан - арКан.
   Тут надо сказать, что звук Х относится к группе шипящих звуков.
   А они, с одной стороны обладают повышенным требованием к уровню рифмента. То есть для рифмента Сильного и даже Слабого уровня, шипящий звук можно менять только на парный шипящий, а ещё лучше не менять вовсе.
   Поэтому замена в симуле звука Х на звуки Г или К дают только Слабый рифмент.
   А с другой стороны шипящие имеют высокий рифмообразующий статус.
   Наличие шипящей, позволяет свободней распоряжаться  остальными звуками в симуле:
   баШен – наШем - яШин.
 
   Ещё несколько групп, образованных звуками, заменяемыми в рифме, это глухие шипящие, которые преобразуются в звонкие.
   Первая группа шипящих, это "С" и "З".
   Эти звуки, при замене, легко создают Сильный рифмент:
   голоС – полоЗ;  роСы – роЗы.
   В эту группу релятивно входит и звук "Ц", который по произношению близок к "ТС", а при мягком произношении близок к "ТЬС".
   Поэтому в некоторых случаях звук "С" может быть заменён звуком "Ц" с образованием достаточно сильного рифмента:
   лиСа – лиЦа.
   Или, в случае со звуком "З" – Слабого рифмента.
   лиЗа – лиЦа.
   Кроме того, в глаголах, окончание "ТЬСЯ" и "ТСЯ" произносится как "ЦА".
   остановиТЬСЯ – птиЦА.   
   
   Вторая группа шипящих "Ш" и "Ж". Звуки, тоже позволяющие при замене создать Сильный рифмент:
   алкаШ – багаЖ;  Жар - Шар;  чаШка - фляЖка.
   К этой группе можно условно отнести и звук "Щ", который при замене его на "Ш" способен создавать Среднюю рифму:
   чаЩа – чаШа.
 
   Третья группа ширящих представлена парой звуков "Ф" и "В".
   Замена в этой группе также приводит к возникновению как минимум Среднего рифмента:
   глаВа – граФа;  Вата – фосФата.
   При этом обратите внимание - звук "В" не относится к шипящим. Но в целях получения рифмента вполне заменяет шипящий звук "Ф".
   Кроме всего прочего звук "В" близок к сонорным согласным звукам. Он не теряет своего фонетического смысла при длительном звучании. Хоть как сонорный не классифицируется.
   В некоторых случаях звук "В" приближается по фонетике к гласным звукам.
   Например, в слове "голова" звук "В" звучит близко к звуку "У":
   ГалаУа.
 
   Сонорные согласные "Л", "М", "Н", "Р" довольно капризны при построении рифмы.
   Но в некоторых случаях звук "Н" допустимо заменять на звук "М".
   миМо – миНа.
   А звук "Л" звуком "Р".
   деЛа – дыРа.
   Достигая при этом рифмента не выше Слабого.
 
   Звуки "Ч", "Щ" в рифмообразовании имеют самый высокий рифмообразующий статус.
   При наличии этих звуков в симуле, возникает большая свобода манипулирования с остальными звуками.
   англиЧанка – Чарка.
   Но при замене, эти звуки редко позволяют создавать Сильный рифмент.
   куЧа – куЩа.
 
   Согласный звук Й, так же как и звуки предыдущей группы, высокостатусный и рифмообразующий. Заменить звук Й увы нечем:
   караваЙ – краЙ;  буЙ – поцелуЙ.
   Но недаром "Й" называют "И краткое".
   При использовании звука "Й" рядом со звуком "И" или звуком "Е", звук "Й" из симулы достаточно легко удаляется с незначительным снижением уровня рифмента. Пример:
   инЕЙ – бензинЕ;  плебЕЙ  - тебЕ; аммонИЙ - понИ.
 
   У звука "Й" есть ещё одно свойство.
   Он никогда не попадает в дальнюю периферию слога.
   То есть, он всегда находится рядом с гласной. При этом, в подавляющем большинстве случаев - в правой периферии.
   йод, Йошкар-ола, боЙ, белыЙ, караваЙ.

   Все согласные, кроме шести звуков бывают как в твёрдом, так и в мягком вариантах.
   Согласные звуки, после которых стоят: йотированный звук, мягкий знак, буква "И" или буква "Е" – звучат мягко.
   Все остальные звучат твёрдо:
     Твёрдый          Мягкий
         По                Пё
         Ра                Ря   
         Бэ                Бе
         Лу                Лю
         Ды                Ди
          С                Сь
   Звуки "Ж", "Ц", "Ш" – всегда твёрдые, вне зависимости от того, с какой гласной они сочетаются.
   Звуки "Й", "Ч", "Щ" – всегда мягкие, даже если после них стоит не йотированный звук и не мягкий знак.
   Рифмент, с заменой мягкого согласного звука на твёрдый, формируется на общих (вышеперечисленных) основаниях, в зависимости от условий применения.

  Таблица согласных звуков русского алфавита по степени возможности их замены для получения рифмы, представляет из себя следующее:
   1. Системная замена в парах: "П" - "Б";  "Т" - "Д";  "К" - "Г";  "С" - "З";  "Ш" - "Ж";  "Тс" - "Ц";  "Тьс" - "Ц".
   2. Условно-системная замена в парах: "В" - "Ф"; "Ч" - "Щ"; "Ш" - "Щ"; "К" - "Х"; "Г" - "Х".
   3. Внесистемная: "С" - "Ц"; "З" - "Ц"; "Ж" - "Щ"; "Л" - "Р"; "М" - "Н".
   4. Произвольная: замена во всех остальных сочетаниях.
   Обратили внимание, я произношу – "в отдельных случаях", "при некотором условии", "в определённой ситуации"…
   Сейчас я и буду рассматривать эти условия и ситуации.
   То есть займусь банальным натаскиванием.
   
   ТРИ ЭЛЕМЕНТА

   Рифмуя мы работаем с тремя??? элементами:
   Первый, обязательный слог для любого  слова – ударный слог.
   Второй - слог-окончание.
   И третий - слог находящийся между ними (межуточный) если он есть.???

 Поэтому, для понимания сущности процесса возникновения рифмента  нам достаточно рассмотреть три вида симул - мужску, женскую и дактилическую.
   до/ло/ТО
   бо/ЛО/ТО
   ЗО/ЛО/ТО
   Прописными знаками выделены симулы. Строчными - консоли.

   Мы Будем рассматривать:
   Мужскую симулу. То есть, симулу, состоящую из одного слога. Когда ударный и конечный слог совпадают.
   И женскую симулу. Состоящую из двух слогов. Когда ударный и конечный слог самостоятельны, но стоят вплотную друг к другу.
   При этом Дактилическая симула, (и остальные) для целей рифмента, представляет собой лишь вариант Женской.
   Просто между ударным и конечным слогом стоит ещё один, два или больше слогов.
   На сущность рифмообразования это не влияет.

   Итак, что же мы можем сделать с Мужской симулой, при поиске рифмы.
   Сразу следует сказать, что мужская рифма наиболее капризна и наиболее требовательна к созвучию симул.
   Начну с самого простого.
 
   Мужская открытая симула

   Самый простой вариант - Мужская открытая симула, состоящая только из центра. То есть - из одного гласного звука. ("А")
   Большинство слов с такой симулой оканчивается на йотированный звук.
   Я - кра/Я – мо/Я – зме/Я – бель/Я.
   Ё - мо/Ё – е/Ё – бель/Ё – ос/три/Ё.
   Ю - по/Ю – зме/Ю – бель/Ю – ос/три/Ю.
   Е - стру/Е – зме/Е – ос/три/Е – бы/ти/Е.
 
   Либо оканчивается на звук И.
   И - си/И – тво/И - зме/И – за/та/И.
 
   Слов, оканчивающихся на стоящие под ударением обычные гласные "А", "О", "У" в русском языке мало, и подавляющее большинство из них это иностранные заимствования.
   А - мо/А – бур/жу/А – са/мо/А.
   О - и/О – кли/О – фа/бли/О.
   У - а/У – це/У – па/ша/У.
 
   Все приведённые примеры представляют собой Абсолютную рифму.
   То есть ту, в которой симула рифмующегося слова полностью совпадает с образцом. Как по написанию, так и по произношению.
 
   Давайте проверим наличие и уровень рифмента на слух.
   Подставив приведённые слова в универсальную стихо-маску.
 
   Он преподносит нам моА
   Рифмуя словом буржуА
 
   Он говорит нам слово Я
   Рифмуя термином бельЯ
 
   Он говорит нам слово О
   Рифмуя словом фаблиО
 
   Он говорит нам слово Ё
   Рифмуя термином бельЁ
 
   И уж если абсолютный рифмент отлично смотрится в монорифме, то в Непетитных строках он, тем более, будет выглядеть весьма уместно.
 
   Бросаясь термином моЁ
   Он эрудицией блистает
   Красуясь словом остриЁ
   Тем самым рифму предлагает
 
   Первая проба - Системная замена гласного звука. ("А" - "Я")
 
   Как мы помним – относительный рифмент получается двумя способами.
   1. Заменой звука (или звуков) в симуле на подобный звук (системная замена), или на любой иной звук (произвольная замена).
   2. Добавлением в симулу или удалением из неё согласного звука (или звуков).
 
   Для начала попробуем заменить гласный звук на сходный.
   То есть произведём Системную замену гласного центра в симуле.
   Мо/А – зме/Я.
   Це/У – по/Ю.
   Получим очевидное отсутствие рифмента.
   А произвольная замена гласного центра и вовсе не даёт надежды на рифму.
 
   Но если попробовать сделать то же самое, используя приём, называемый "глубокой рифмой". Который обозначает - поддержку консолью (то есть применив созвучную консоль), то картина изменится.
   Мо/А – МО/Я.
   Це/У – ЦЕвь/Ю.
   Мы получим рифмент. Правда, на уровне Слабого.
 
   В прихотливой монорифме, которая неизменно просит Сильного и Абсолютного рифмента, он скорее всего неприемлем,
 
   Он преподносит нам моА
   Рифмуя термином моЯ
 
   Он преподносит нам цеУ
   Рифмуя термином цевьЮ
 
   Но в неприхотливых, Непетитных строках он смотрится не вполне "съедобно".
 
   Бросаясь термином моА
   Придумать рифму предлагает
   Артикулируя моЯ
   Стихотворение слагает
 
   При этом наблюдается сползание в холостую рифму, со структурой АБВБ.
   То есть первая и третья строки почти не рифмуются.
 
   Бросаясь термином цеУ
   Придумать рифму предлагает
   Артикулируя цевьЮ
   Стихотворение слагает
 
   Тут мы можем убедиться, что, при поддержке консолью, слова слабо рифмующиеся, или не рифмующиеся вообще, могут составить хоть Слабый, но всё же рифмент.


   Давайте, с целью получения рифмента, попытаемся добавить к однозвуковой, мужской симуле левую периферию. ("А" - "бА")
 
   мо/А – кру/ПА – судь/БА – меч/ТА – во/ДА.
   мо/Я – то/ПЯ – те/БЯ – во/ДЯ – пы/ЛЯ.
   Рифмента увы нет.
   
   Но, уверяю вас, в этом правиле есть исключение – звук "В".
   
   Пример без поддержки консолью:
   мо/А – жи/ВА.
      Слабый но рифмент.
 
   Он говорит нам самоА
   Рифмуя термином жиВА
      Слушается натянуто, с оттенком диссонанса.
 
   Бросаясь термином моА
   Придумать рифму предлагает
   Артикулируя жиВА
   Стихотворение слагает
      А в Непетитной строке слышится – приемлемо.
 
   Со средней поддержкой консолью (когда в консоли созвучен гласный и согласный звук)
   ка/ЗА/У – ЗО/ВУ
      Ещё не Сильный рифмент, но значительно сильнее чем предыдущий. Его с уверенностью можно отнести к Среднему классу.
   
   С сильной поддержкой консолью (когда в консоли созвучен, или созвучны, и гласный звук и часть согласных):
   МО/А – МОл/ВА.
   И это уже достаточно Сильный рифмент, применимый в прихотливых Петитных строках.
 
   Он произносит нам МОА
   Рифмуя термином МОлВА
 
   Почему такое происходит.
   Потому, что, как я уже говорил, звук "В" близок к гласным.
   Он очень близок к звуку "У".
   Вставая слева от гласного в симуле, он как бы добавляет в симулу псевдослог.
   самоА – ботВА - ботУА.   
 
      Другой пример:
   ка/за/У – шВУ.
      Слабый рифмент.
   ка/за/У – Ай/ВУ.
      Средний рифмент.
   ка/ЗА/У – по/ЗО/ВУ.
      Сильный рифмент.
 
   Проверим, как будет смотреться (а точнее – слышаться) произвольная замена левой периферии в жёстких условиях монорифмы с сильной поддержкой консолью.
 
   Он говорит нам казаУ
   Рифмуя термином зоВУ
   Неплохо, слышится. Весьма неплохо.
 
   Ещё одно исключение из правил – согласный звук левой периферии с мягким знаком.
   мо/Ю – по/ПЬЮ.
      Сильный рифмент.
   мо/Я – ни/ЧЬЯ.
      Сильный рифмент.
 
   Можно, конечно, указать, что в словах "Попью" и "Ничья" согласные звуки с мягким знаком не относятся к симуле. Скорее они относятся к консоли.
   Тогда так:
 
   мо/Ю – ПЬЮ.
      Сильный рифмент.
   мо/Я – ЧЬЯ.
      Сильный рифмент.
 
   А с полной поддержкой консолью можно получить Средний рифмент и без участия звука "В" или звуков усиленной мягкости.
   МО/Я – МО/РЯ.
 
   Добавление левой ближней периферии и одновременная Системная замена гласного центра.
 
   Одновременная Системная замена гласного центра и добавление левой периферии, мгновенно откатывает симулу в нерифмент. ("А" - "бЯ")
   а/У – мо/ЛЮ
      Нерифмент.
   И дажу сильная поддержка консолью не позволяет рифменту подняться даже до уровня Слабого.
   мо/А – мо/РЯ
      Нерифмент.
   Рассматривать подробно не буду.
 
   Дальняя левая периферия не имеет влияния на рифмент, вне зависимости от того, входит ли эта периферия в слог по правилам грамматики, или по поэтическим правилам. ("А" - "вбА")
   Её можно заменять Системно или Произвольно.
   Её можно добавлять или удалять.
   Это никак не влияет на уровень рифмента.
   Поэтому дальнюю левую периферию мы можем смело отнести к элементам консоли и в дальнейшем не рассматривать её в составе симулы.
 
   Зрю – да?рю
   Трон – у?рон
   В этом примере звуки "З", "Т", без малейшего ущерба для рифмента исчезли из симулы.
   Клин – Блин
   А звук "К", легко замещён Произвольным звуком "Б".
   Уровень рифмента при этом остался без изменения - Сильный.
 
   Что происходит с симулой при добавлении правой ближней периферии. ("А" - "Аб") 
   
   Мо/А - бу/ду/АР.
   фа/бли/О – ха/О'С.
   С простым (нейотированным) гласным центром, рифмента, увы, нет.
 
   мо/Я – си/ЯЛ.
   мо/Ё – жу/ЁТ.
   С йотированным гласным в центре, рифмент на уровне Слабого. Точнее сказать – очень Слабого.
 
   Если применить слабую поддержку консолью
   мО/Я - трО/ЯК.
   мО/А - кА/АБ.
   мО/Ё – пО/ЁТ.
   То, если мы и получим рифмент, то Слабый.
 
   При применении сильной поддержки консолью, добавление правой периферии позволяет получить рифмент даже Среднего уровня.
 
   МО/Я - МА/ЯК.
   МИ/А - ам/МИ/АК
   МО/Ё – МАй/ОР.
 
   Он преподносит нам моЯ
   Рифмуя термином маЯК
      Слабый рифмент
   Он эрудицией блистает
   Бросаясь термином моЯ
   И тут же рифму предлагает
   Артикулируя маЯК
      Средний рифмент.
 
   А уж в Непетитной строке он составит вполне достаточный рифмент.
   Бросаясь термином моЯ
   Придумать рифму предлагает
   Артикулируя маЯК
   Стихотворение слагает
 
   Обратите внимание, что в консоли, в целях консольной поддержки, звуки "А" и "О" равновесны.

   Теперь - добавление правой дальней периферии. То есть, добавление справа двух согласных звуков. ("А" - "Абв")
   мо/А – АКТ.
   мо/Я – ЯРД.
   Рифмента нет. Возможно кто-то, где-то, попытается выдать такое сочетание слов за рифму.
   Но на самом деле – увы, рифмента нет.
   И даже с поддержкой консолью
      Слабой
   стРУ/Е – а/би/тУ/Ри/ЕНТ
      Средней
   КИ/ОСК – КлИ/О.
   кЛИ/Е – кЛИ/ЕНТ
   И в этой ситуации, получить даже Средний рифмент довольно сложно.
   Рифмовка открытого слога с закрытым, категорически не даёт рифмента выше Слабого
   Да и тот получается в редких случаях.
 

   Попробуем добавить одновременно ближние периферии - и правую и левую. ("А" - "бАб")

   а/У – не/ДУГ.
   бель/Ё – шесте/РЁН.
   бель/Ю – ов/СЮГ.
   ам/плу/А - ис/ЛАМ.
   зме/Я – от/РЯД.
      Увы, рифмента нет.
 
   А если попробовать поддержать рифмент консолью.
   ам/пЛУ/А - по/ЛУ/БАК.
   А/У – а/бА/ЖУР.
   ЗМЕ/Я – ЗЕМ/ЛЯК.
   МО/А – са/МО/КАТ.
   СИ/И – кСИ/ЛИТ.
      Рифмент не выше Слабого. Не грани с нерифментом.
   Продолжает действовать принцип рифмовки открытого и закрытого слога – он не даёт приемлемого рифмента.
 
   Если рассмотреть вариант с одновременным добавлением левой и правой периферии с Системной заменой гласного центра, ("А" - "бЯб") то рифмента такая замена не даст априори.
   Варианты в этом случае я рассматривать даже не стану.
   Добавление одновременно, и левой, и дальней правой периферии рифмента не даёт.
 
   стру/Е - а/бо/НЕНТ.
   зме/Ю - БЮСТ.
   тво/И  - аль/пи/НИСТ.
   бужу/А - жан/ДАРМ.
   кра/Я - на/НЯТЬ.
      Рифмента нет.
 
   Попробуем поддержать рифмент консолью.
   стрУ/Е - ар/гУ/МЕНТ.
   бур/ЖУ/А - ШУ/ГАТЬ.
   твО/И  - вОл/НИСТ.
   кРА/Я - РО/НЯТЬ.
      И только в последнем случае появляется сомнительный рифмент, но не выше Слабого.
 
   Варианты с Системной заменой центра и в этом случае я не рассматриваю.
   Поскольку очевидно, что рифмента там мы не получим.
 
   Первый вариант мужской симулы я разбираю столь подробно для того, чтобы вы поняли - о чём идёт речь.
   Чтобы иметь чёткое представление о составе слога и методов замены звуков в нём.
 
   Следующий вид симул, подлежащих рифмовке снова открытый.
   Но в этом случае фонема включает в себя и предстоящую левую согласную.
   Итак.
 Мужская открытая симула, состоящая из центра и левой периферии. ("бА")
 
   Примеры абсолютного рифмента
   ФА – со/ФА – му/ста/Фа.
   кТО – паль/ТО – ре/ше/ТО.
   тКУ – брос/КУ – лед/ни/КУ.
   пСЫ – ве/СЫ – би/рю/СЫ.
   ЛЯ – руб/ЛЯ – век/се/ЛЯ.
   пНЮ – ме/НЮ – до/го/НЮ.
   мХИ – сти/ХИ – пе/ту/ХИ.
   вШЕ – ду/ШЕ – ша/ла/ШЕ.
   Напомню, что дальнюю левую периферию, мы, по уговору, относим к консоли.
 
   Системная замена гласного звука, центра слога. ("бА" - "бЯ")
   вой/НУ - ог/НЮ.
   вол/НА  - лыж/НЯ.
   гу/БА – тере/БЯ.
   ко/ЗУ – фер/ЗЮ.
      Замена гласного центра без поддержки консолью в этом случае не дает рифмента.      
   Но при поддержке консолью может дать и хороший рифмент, вплоть до Среднего.
 
   Со слабой поддержкой
   сО/МЫ – слО/МИ.
   нО/РА – мО/РЯ.
      Очень Слабый рифмент, почти отсутствие.
 
   Со средней поддержкой.
   СЕ/ЛА – векСЕ/ЛЯ.
   пОГ/НУ – ОГ/НЮ.
      Слабый рифмент.
 
   С сильной поддержкой.
   ГРО/ЗА – ГРО/ЗЯ.
   кО/РО/БА - тО/РО/ПЯ
      Средний рифмент.
 
   Системная замена согласного звука. ("пА" - "бА")
   Брос/КУ – бе/ГУ.
   ве/СЫ – его/ЗЫ.
   ду/ШЕ – бага/ЖЕ.
   паль/ТО – гнез/ДО.
      Средний рифмент.
   
   Конечно же поддержка консолью поднимет уровень рифмента на одну ступень.
   мА/НТО – лА/НДО.
   ду/РА/КУ – вРА/ГУ.
   ПА/ШИ – ПА/ЖИ.
   СО/ФА – СО/ВА.
   КО/СА – КО/ЗА.
      Сильный рифмент
 
   Он преподносит нам враГУ
   Рифмуя словом дураКУ
 
   Он преподносит нам коЗА
   Рифмуя термином коСА
 
   В отличие от гласного центра, левая периферия довольно благосклонно относится к Системной замене, часто выдавая Сильный рифмент.
   Особенно при поддержке консолью.
   Условно-системная, Внесистемная и произвольная замены дают рифмент не выше Среднего.
 
   Одновременная Системная замена согласного звука и гласного центра. ("пА" - "бЯ")
   Даже рассматривать не буду.
   Не стану утомлять потенциального читателя бесполезными вариантами.
   Если в однозвуковой открытой рифме Системная замена центра не даёт рифмента, то в случае добавления левой периферии дело тоже абсолютно безнадёжное.
   В этом случае не помогает и поддержка консолью.
 
   Рассмотрим следующий случай предложенного сочетания:
   Добавление правой периферии. ("бА" - "бАб")
 
   со/ФА – ан/дро/ФАГ – лит/ФАК – фос/ФАТ – ан/ФАС
   паль/ТО – ав/то/сТОП – бин/ТОВ – вос/ТОК – пус/ТОТ
   брос/КУ – пе/ре/КУП – до/КУК – во/ло/КУТ – кли/КУШ
   ве/СЫ – не/до/СЫП – не/СЫТ – по/СЫЛ – СЫН
   сти/ХИ – ар/ХИП – ар/ХИВ – бро/нХИТ – эс/ХИЛ
   ду/ШЕ – зам/ШЕВ – тор/ШЕР
      Если рифмент есть, то на уровне Слабого. Иногда - чуть выше.
 
   В том случае если в симуле применена йотированная гласная, уровень рифмента несколько повышется, но незначительно.
   руб/ЛЯ – тру/ЛЯВ – кЛЯП– бе/ЛЯК – дис/тил/ЛЯТ

      В монорифме
   Он преподносит нам рубЛЯ
   Рифмуя термином трухЛЯВ
      Нет рифмента.
 
   В Петитной строке
   Он эрудицией блистает
   Бросаясь термином рубЛЯ
   И тут же рифму предлагает
   Артикулируя трухЛЯВ
      Слабый рифмент.
 
   В Непетитной строке
   Бросаясь термином рубЛЯ
   Он эрудицией блистает
   Артикулируя трухЛЯВ
   Тем самым рифму предлагает
      Рифмент едва дотягивает до Среднего.

   Без поддержки консолью более высокого рифмента здесь получить невозможно
   Приведу пример с простым гласным звуком в симуле и с поддержкой консолью.
 
   В монорифме
   Он преподносит нам коСЫ
   Рифмуя термином коСЫХ
       Нет рифмента.

   В Петитной строке
   Он эрудицией блистает
   Бросаясь термином коСЫ
   И тут же рифму предлагает
   Артикулируя коСЫХ
      Нет рифмента.

   В Непетитной строке
   Бросаясь термином коСЫ
   Он эрудицией блистает
   Артикулируя коСЫХ
   Тем самым рифму предлагает
      В Непетитной строке, рифмент смотрится как приемлемый. То есть, мы можем отнести его Слабому.

   Вывод – открытый слог мужской симулы, при добавлении правой периферии, создаёт рифмент не выше среднего. Да и то - в непетитной строке.

   Добавление правой периферии и Системная замена гласного звука ("бА" - "бЯб")

   паль/ТО – сТЁБ
   брос/КУ – мани/КЮР
   со/ФА – тю/ФЯК
   руб/ЛЯ – ат/ЛАС
   ве/СЫ –о/СИП
      Рифмента увы нет.
 
   И даже с абсолютной поддержкой консолью добавление правой периферии чаще всего не создаёт рифмента
   БЕ/ЛА – БЕ/ЛЯК
 
Или даёт очень Слабый рифмент
   О/СЫ - О/СИП
 
   Добавление правой периферии и Системная замена согласного звука ("бА" - "пАб")
 
   ве/СЫ – при/ЗЫВ
   де/ЛА – бу/РАН
   меч/ТЕ – за/ДЕЛ
   со/ФА – кисло/ВАТ
   тай/ГУ – пере/КУР
      Рифмента увы не.
 
   Слабая поддержка консолью рифмента в этом случае не даёт.
   лО/ТО – рО/ДОН
   
   А абсолютная поддержка консолью даёт только Слабый рифмент.
   ПРИ/ЗЫ – ПРИ/СЫП
   Забавный случай.
   Мне однажды с яростью доказывали, что словосочетание "призы – присып" это рифма.
   Что это хорошая, незатасканная, новая рифма.
   Что эта рифма – личное открытие и большая заслуга автора перед поэтическим сообществом.
   Я допускаю, что она новая.
   Возможно – да. Незатасканная.
   Но то, она хорошая – спорное утверждение.
   В конце-концов выяснилось, что у человека нет музыкального слуха.
   На музыкальных инструментах он не играет.
   А на вопрос – Как относятся окружающие к его вокалу? Он ответил.
   - Я не садист, и не терзаю слух окружающих своим "вокалом".
   То есть человек понимает и принимает отсутствие у себя музыкального слуха.
   Но категорически не приемлет мысль, что такой дефект психики не позволяет ему отличить рифму от нерифмы.
 
   Добавление правой периферии и Системная замена гласного звука и согласного звука левой периферии. ("бА" - "пЯб")
 
   Примеры
   Тай/ГУ – пе/ди/КЮР
   ве/СЫ – аб/ра/ЗИВ
   де/ЛА – от/РЯД
   тол/ПЕ – БЭР
   со/ФА – яз/ВЯТ
   паль/ТО – сту/ДЁН
      Увы - рифмента нет.

   Поддержка консолью в этом случае не исправляет положения
   кОТ/ЛА –ОТ/РЯД
      Нет рифмента.

   Добавление правой ближней и дальней периферии. ("бА" - "бАбв")
   
   тай/ГУ – ман/ГУСТ
   ве/СЫ – СЫРТ
   де/ЛА – ат/ЛАНТ
   меч/ТЕ – бифш/ТЕКС
   со/ФА – ар/те/ФАКТ
   паль/ТО – вос/ТОРГ
      Большей частью это вообще не рифма.   
   Дальше можно и не рассматривать.
   Как бы мы не заменяли звуки в симуле, рифмента в этом случае мы не добьёмся.

   Возможно с поддержкой консолью можно получить очень Слабый рифмент.
   МО/ГУ – МАн/ГУСТ

   Или просто Слабый рифмент
   ТАл/ЛА – ТА/ЛАНТ

 
    *  *  *

   Мужская закрытая симула, состоящая из центра и правой периферии. ("Аб")
 
   Сначала
   Абсолютная рифма.
   
   АН – ху/АН – па/ви/АН.
   ОР – при/ОР – ме/те/ОР.
   УЛ – ба/УЛ – ка/ра/ул.
   ЯТ – до/ЯТ – со/ло/вьЯТ.
   ЁТ – клю/ЁТ – за/сме/ЁТ.
   ЮН – галь/ЮН – га/ма/ЮН.
   ИС – ма/ИС – ку/та/ИС.
   ЕЛ – по/ЕЛ - на/до/ЕЛ.
   Комментировать этот набор излишне.
 
   Далее - Системная замена гласного центра ("Аб" - "Яб")
 
   Ма/ни/ОК - бо/ЁК.
   ч/АН – бу/ЯН.
   при/ЮТ – але/УТ.
      Средний рифмент
 
   Поддержка консолью естественно повышает уровень рифмента.
 
   Слабая поддержка
   кА/ЮК – нА/УК.
      Рифмент уже выше Среднего.   
 
   Сильная поддержка   
   МА/УН – га/МА/ЮН.
      Это уже явно рифмент близкий к Сильному.
 
   Системная замена согласного звука. ("Аб" - "Ап")
 
   Условно-системная замена
   Зу/АВ – са/во/АФ.
      Средний рифмент
 
   Системная замена
   зме/ЯТ – на/ЯД.
      Сильный рифмент
 
   Поддержка консолью даже Внесистемную замену согласного звука возводит рифмент в ранг Среднего.
   дИ/ОР – их/тИ/ОЛ
 
  А уж Системная замена согласного, поддержанная консолью, возводит рифмент в ранг Сильного, близкого к Абсолютному.
   кру/ИЗ – лу/ИС
 
   Одновременная Системная замена гласного центра и правой периферии. ("Аб" - "Яп")
 
   Такая замена не даёт рифмента выше Среднего
   На/ЯД – фи/АТ.
   по/ЁТ – ди/ОД.
   В этом случае, причина рифмического ступора заключается в отсутствии левой периферии, которая понижает рифмическую значимость гласного центра.
   А вот наличие левой периферии позволяет Системно заменять гласный центр без ущерба для рифмента.
 
   Добавление левой периферии. ("Аб" - "бАб")
 
   Позволяет получать устойчивый Средний рифмент.
   Наличие правой периферии вообще в значительной степени обесценивает левую периферию.
   Ли/АН – ба/РАН.
   ба/УЛ - помя/НУЛ.
       Не очень качественный Средний рифмент.

   Поддержка консолью выводит рифмент на уровень Сильного.
 
   Средняя поддержка даёт достаточно крепкий Средний рифмент
   мА/ИС - аб/бА/ТИС.
 
   А при абсолютной поддержке получаем Сильный рифмент.
   ПРИ/ОР - ПРИ/БОР.
 
   Добавление левой периферии и Системная замена гласного звука (("Аб" - "бЯб")
 
   Замена гласного центра слога как всегда приводит к падению рифмента.
   Хоть в данном случае, наличие правой периферии сглаживает негативные последствия такого необдуманного шага.
 
   фи/АТ - да/РЯТ.
   у/ЮТ – пл/УТ.
      Слабенький рифмент.
 
   При попытке поддержать такое созвучие консолью ситуация изменяется в лучшую сторону, но слабо.
   При сильной поддержке
   бА/ЯН - бА/РАН.
      Получаем Средний рифмент
 
   При поддержке консолью абсолютной и многозвуковой
   О/ДЕ/ЯЛ - О/ДЕ/ВАЛ
      Получаем Сильный рифмент
 
   Добавление левой периферии и Системная замена правой периферии. ("Аб" - "бАп")
 
   Неизменный гласный центр слога позволяет поддерживать рифмент на уровне Среднего.
   Фи/АТ – па/РАД.
   со/ЮЗ – ф/ЛЮС.
 
   Средняя поддержка консолью в этом случае не особенно поднимает рифмент.
   БИ/ву/АК - БИ/о/ФАГ
 
   А сильная поддержка консолью такого созвучия симул неизменно приводит повышению уровня рифмента до Сильного.
   ко/РО/ЕД - РА/НЕТ
 
   Добавление левой периферии плюс одновременная Системная замена гласного центра и правой периферии. ("Аб" - "бЯп")
 
   Замена гласного центра, как всегда приводит к падению уровня рифмента. Даже если эта замена - Системная.
   А в данном случае заменяется состав симулы полностью.
   Поэтому, подняться выше Среднего, рифменту не удастся.
 
   Мэ/нэ/ЭС – лик/БЕЗ.
 
   И даже поддержка консолью не позволяет получить Сильно рифмующееся созвучие.

   Слабая поддержка
   А/ИД – О/МЫТ.
      Средний рифмент
 
   Сильная поддержка
   БО/ЯК - БО/ЧАГ
      Так себе рифмент. Тоже не выше Среднего.
 
   Добавление правой дальней периферии. ("Аб" - "Абв")
 
   Ну, во первых с таким сочетанием звуков слов в русском языке мизерное количество
   А во вторых такое добавление рифмента не даёт.
   Потому, что, например, звукосочетания "ОП" и "ОПТ" это разные фонемы.
   Правая часть как открытого, так и закрытого слога симулы имеет высокую рифмическую нагрузку и требует осторожного обращения.
 
   Простое добавление
   АН – пу/АНТ
   эфи/ОП - ОПТ
      Рифмент отсутствует.
 
   Тем более с заменой гласного центра. ("Аб" - "Ябв")
   па/ви/АН – бриль/ЯНТ
   бе/ло/УС - про/ЮСТ
 
   И уж тем более с заменой гласного звука, с одновременной Системной заменой правой периферии и добавлением левой периферии. ("Аб" - "бЯп")
   Иде/АЛ – би/ЛЬЯРД
   кру/ИЗ - ко/РЫСТЬ
      Как видим - рифмент не возникает.
 
   Рассмотрю мужскую закрытую симула, состоящую из центра, левой и правой периферии. ("бАб")
 
   Сначала, как всегда
   Абсолютная рифма.
 
   БАР – ам/БАР – мега/БАР.
   ВОЛ – ст/ВОЛ – про/из/ВОЛ.
   ГУЛ – за/ГУЛ – про/ГУЛ.
   МЯЛ – под/МЯЛ – по/раз/МЯЛ.
   ШЁЛ – по/ШЁЛ – сни/зо/ШЁЛ.
   ЛЮК – мас/ЛЮК – ма/ме/ЛЮК.
   КИС – сар/КИС – пе/ре/КИС.
   ТЕЛ – хо/ТЕЛ – ан/ти/ТЕЛ.
   Благодатнейшее созвучие для создания рифмента.
   И даже Системная замена гласного центра, катастрофическая для иных сочетаний звуков, даёт, в этом случае, неизменно Сильный рифмент.
 
   Системная замена гласного центра ("бАб" - "бЯб")
 
   ВОЛ – ВЁЛ.
   Про/ПАЛ – рас/ПЯЛ.   
 
   А уж тем более с поддержкой консолью.
   Средней.
   рАЗ/ЛУК – мАС/ЛЮК.
 
   И уж тем более  Сильной.
   БЕ/ЛОК – БЕ/ЛЁК.
 
   Замена согласного звука левой периферии ("бАб" - "пАб")
 
   Также даёт неизменный высокий рифмический эффект. Поскольку правая периферия подавляет рифмическую ценность левой периферии.
 
   Удаление левой периферии
   ПАР – бу/ду/АР
      Сильный рифмент
 
   Внесистемная замена согласного звука
   па/РОМ – бы/ЛОМ.
      Средний рифмент
 
   Внесистемная замена с поддержкой консолью.
   КА/ЛАН – КО/РАН.
      Средний рифмент
 
   Система замена с поддержкой консолью.
   ЗА/БОР – ЗА/ПОР.
      Сильный рифмент
   
   Замена гласного центра и левой периферии ("бАб" - "пЯб")
   Позволяет получить рифмент не ниже Среднего.
 
   Удаление левой периферии
   за/ЦВЁЛ - кре/ОЛ
      Средний рифмент
 
   Внесистемная замена
   крах/МАЛ - ли/НЯЛ.
      Средний рифмент
 
   Внесистемная замена с поддержкой консолью.
   па/РИК - БА/ЛЫК
      Средний рифмент
 
   Система замена с поддержкой консолью.
   ЗО/БОК - ЗА/ПЁК.
      Достаточно Сильный рифмент
 
   Замена правой ближней периферии ("бАб" - "бАп")
 
   Произвольная замена правой ближней периферии в целях рифмовки, в этом случае,  конечно же недопустима.
   А вот Внесистемная даёт неплохие результаты.
   По/ДОЛ – раз/ДОР.
 
   Системная же замена правого согласного неизменно даёт Сильный рифмент.
   бу/РЯТ – от/РЯД.
 
   При поддержке консолью Внесистемная замена продолжает давать Средний рифмент.
   АМ/БАЛ – АМ/БАР.
 
   А Системная замена выдаёт великолепный Сильный рифмент.
   КАБ/ЛУК – КА/ЛУГ.
 
   Одновременная замена гласного центра и правой периферии. ("бАб" - ""бЯп)
 
   Обычная Системная замена в этом случае даёт нормальный рифмент Среднего уровня.
   чТОБ – не/до/ТЁП.
   па/РАД – бу/РЯТ.
   Повторю, что созвучие правой и левой периферии позволяет Системно менять и гласный центр.
   В отличие от других случаев.
 
   При консольной поддержке в такой симуле, даже Внесистемная замена правой периферии (но не произвольная) позволяет выйти на уровень Среднего рифмента.
   РАС/ПАР – РАС/ПЯЛ.
   Гласный центр, естественно, меняется только Системно или Условно-системно.
   Никаких произвольных замен, если не хотите потерять рифму.
 
   А уж Системная замена правого согласного выдаёт качественный Сильный рифмент.
   ВЕР/ЛУК – ВЕРт/ЛЮГ.
 
   Одновременная замена гласного центра, левой  и правой периферии ("бАб" - "пЯп")
 
   Сразу хочу сказать, что и в этом случае допустима и Условно-системная замена гласного звука.
   Но Замена всего звукового состава симулы одновременно, само собой, отрицательно скажется на уровне рифмента.
   на/ЗАД – по/ро/СЯТ.
   эвт/РОФ – руб/ЛЁВ.
      Очевидно - Слабый рифмент.
 
   Со слабой поддержкой консолью, возникает всё тот же Слабый рифмент.
   а/КЫН – на/ГИМ.
 
   Сильная поддержка консолью, как и абсолютная доводит рифмент до уровня Среднего. Но не более.
   БРУС – БЛЮЗ.
   
   Добавление правой дальней периферии (бАб"" - "бАбв")
 
   Даже при поддержке консолью выдаёт только Слабый рифмент.
   А как иначе. Фонетика симулы в этом случае меняется кардинально и созвучие исчезает.
   тер/мо/ПАР – ге/ПАРД.
   за/БОР – сно/у/БОРД.
 
   И с консолью.
   СПОР – СПОРТ.
      Увы, рифмент не выше Слабого.
 
   Замена твердой правой периферии на мягкую тоже отрицательно влияет на рифму.
   МА/РАЛ – МО/РАЛЬ.
      Увы, рифмент не выше Среднего.
 
  Какие можно сделать обобщающие выводы.
 
   1. В силу того, что в мужской симуле единственный слог является одновременно и последним и ударным, мужской рифмент предъявляет высокие требования к созвучию симул.
   Малейшее фонетическое искажение симулы обрушивает рифму.
 
   Что касается открытого слога.
   2. Открытый слог симулы не созвучен закрытому.
   3. Даже Системная замена гласного центра в открытом слоге исключает рифму.
   4. Только Системная замена согласного звука ближней периферии в открытой мужской рифме позволяет сохранить рифмент.
 
   Теперь, что касается закрытого слога.
   5. В закрытой симуле наличие правой периферии обесценивает левую периферию.
   6. В закрытой симуле Системная и даже Условно-системная замена гласного центра слабо влияет на рифмент.
   7. Системная замена правой периферии сохраняет рифмент. В отличие от Внесистемной и Произвольной.
   8. Правая двойная периферия и однозвуковая правая периферия слабо рифмуются.
   9. Правая двойная периферия, в большинстве случаев, включает в себя сонорный звук. А сонорные звуки рифмуются только Внесистемно. Что в значительной степени разрушает рифмент.
   10. При замене твердого согласного в правой периферии на мягкий, рифмент исчезает.

   И некоторые общие правила.
    11. Левая дальняя периферия, в любом случае, не имеет влияния на рифмент.  Звуки левой дальней периферии можно смело отнести к консоли.
   12. Поддержка консолью позволяет повысить уровень рифмента. Иногда – значительно.

   Женская симула
 
   Перейду к женской рифме. И, соответственно, к женской симуле.
   
   Я не стану подробно разбирать в таблицах зависимость уровня такого рифмента от изменения звукового состава слогов, входящих в симулу. Поскольку все правила, касающиеся слога мужской симулы, действуют в слогах и женской и дактилической рифмы.
   Но, естественно, с некоторым смягчением требований.

   Если в мужской симуле, один слог несёт все рифмические нагрузки (то есть ударение и окончание). То нагрузка в женской симуле распределена на два слога. Поэтому требования к каждому слогу несколько ослаблены, по сравнению с высокими требованиями мужской симулы.
   Например способы замены гласного звука последнего открытого слога, начинают подчиняться принципам говора. И это даёт иногда забавные результаты.
   Звуки "А" и "О" становятся взаимозаменяемы. Хоть на самом деле такая замена относится к произвольной.
   Например
   Ко/РО/ВА – Мах/РО/ВО - Здо/РО/ВО.
   А при произношении
   Ка/РО/ВА – Мах/РО/ВА – Зда/РО/ВА.
   Или
   ТЕ/ЛО – МЕ/ЛА
   А при произношении
   ТЕ/ЛА – МЕ/ЛА.
   И это, естественно – Сильный рифмент.
 
   Тут вступает в силу Московский говор. Московское "Акание". Которое, с появлением радио, а затем и телевидения, распространилось на весь русскоязычный этнос. Подавив и вологодское, и архангельское, и нижегородское "Окание".
 
   Или, например, когда взаимозаменяемы звуки "Е" и "И". Это точно такое же влияние московского Икания. Когда последние звуки в слове "И" и "Е" произносятся как неопределённые, но близкие к "И" (обозначу как j) , и поэтому - созвучные.
   ДА/ТЕ – КСТА/ТИ
   Произносится как
   ДА/ТJ - КСТА/ТJ
   Или
   ПО/ЛЕ – БО/ЛИ
   Произносится как
   ПО/ЛJ – БО/ЛJ
   И в результате получается как минимум Средний рифмент.
 
   Привычка москвичей произносить последние слоги в словах, скрадывая гласные звуки, прижилась по всему Советскому Союзу.
   А как иначе? Ведь так говорят дикторы, комментаторы, артисты и члены правительства.
 
   Зачастую возникает совершенно дикий но достаточно Сильный рифмент.
   ПО/ЛЯ – в ШКО/ЛЕ
   И если звуки "А" и "О" схожи по артикуляции. Также как и звуки "Е" и "И".
   То сочетание "Е" и "Я", абсолютно несозвучно.
   Но под диктатом Столичного говора, в женской симуле они дают хорошую, добротную, Среднюю рифму.
   
   Еще пример:
   Кока-КО/ЛА – у ШКО/ЛЫ
   Точно такая же ситуация.
   Абсолютно несозвучные между собой, звуки "А" и звук "Ы" произносятся неопределённо, и создают, как ни странно – рифмент.
   Особенно тогда, когда предыдущий ударный слог полностью созвучен.
   
   Тоже самое мы видим и в следующем примере:
   СПО/РА – ВПО/РУ.
      Где замена звука "А" на звук "У" совершенно не Системна. Но в результате, всё равно, получается - Сильный рифмент.
 
   Поэтому, если мужской рифмент подчиняется правилам написания сильнее, чем остальные виды рифмента, то женский и дактилический рифмент больше подчиняется правилам произношения.
   Впрочем, в любом случае, при поисках рифмы следует, прежде всего, иметь в виду фонетику а не грамматику.
   В остальном, все правила получения созвучия для мужской рифмы абсолютно приемлемы для последнего слога женской рифмы.
 
   Если говорить об ударном слоге, то нужно отметить, что в женской рифме, левая периферия ударного слога (не только дальняя но и ближняя) играет незначительную роль в рифмообразовании.
   Может происходить:
   Системная замена
   ТО/ЛЯ – ДО/ЛЯ
   Внесистемная замена   
   РА/МА - ЛА/МА
   Произвольная замена   
   РА/МА - КА/МА
   Удаление звука
   РА/МА - СИА/МА
      Рифмент по сравнению с абсолютным понижается незначительно.
 
   Гласный центр ударного слога легко переносит как Системную, так и Условно-системную замену, с сохранением качественного рифмента.
   Вне зависимости от того, открытый перед нами слог.
   СА/ГУ - ЛЯ/ГУ
   Или закрытый.
   ПОР/КА - ТЁР/КА
 
   Кстати, мои вам рекомендации.
   Если в прозе букву "Ё" можно, по новому веянию, писать как букву "Е".
   То в стихах такую вольность допускать не следует. Особенно в рифмующихся словах.
   В некоторых ситуациях прочтение звука "Ё", как звука "Е", может вызвать сбой восприятия рифмента и обаяние стиха мгновенно исчезнет.
 
   А вот правая периферия ударного слога требует к себе внимательного отношения.
   И допускает только Системную, или Условно-системную замену.
   КАД/КА – ло/ПАТ/КА
      Сильный рифмент
   КАР/ТА – ФАЛ/ДА
      Средний рифмент
   КАР/ТА – КАС/ТА
      Слабый рифмент.
   Даже Условно-системная замена – давит на рифму, заставляя опуститься её уровень
 
   Так же не допускается ни удаление правой периферии, ни её добавление. Ни ближней периферии, ни дальней
   ПАЛ/КА - ПА/КА
   ТАН/ТРЕ - ТА/ТРЕ
   КАН/ТРИ - ЖАН/РЕ
      Рифмент получается не выше Слабого.
 
   У женской рифмы вообще самые богатые возможности для поиска созвучных слов.
   В русском словаре около половины слов – имеют ударение на предпоследнем слоге. С учётом морфологии слова, при склонении его по падежам, при изменении по числам, при преобразовании слова в другие части речи, поэтические возможности женской рифмы огромны.
 
   Всё, вышесказанное о женской рифме, отлично подходит и к рифме дактилической.
   Впрочем, как и ко всем остальным видам рифм.
   "Средние" слоги дактилической и гипердактилической симулы отлично укладываются в правила, которые позволяют создать созвучие в ударном слоге женской рифме.
 
   Ну вот.
   О фонетике симулы, рифмента и рифмы я сказал всё.
   Теперь следовало бы разобраться в технологии, методике и инструментах построения стиха.

   Сейчас для меня становится важным вопрос - существует ли алгоритм поэтического творчества?
   Я долго думал, как описать последовательность действий при написании стиха. И, в конце-концов, понял – надо просто отследить процесс, фиксируя собственные действия, и их мотивы.
   Но этот фокус я продемонстрирую в следующей части моего исследования.

   А пока некоторые тренировочные упражнения.

   Попробуйте преобразовать нижеприведённые стихи так, чтобы в них:
   Во первых - прослеживался ритм, который чётко укладывается в четырёхдольную матицу;
   И во вторых - соблюдались каноны рифмы, создавая рифмент не ниже "Относительного сильного"
   В принципе можно не сохранять смысла стиха.
   Но зато можно удалять, добавлять или изменять слова.
   На ваш выбор.
   Можно переработать одно стихотворение.
   Даже можно часть стихотворения.

   * * *

В этих произведениях матрицу ритма оставлю на ваше усмотрение.

Уходя от зимы, от одиночества,
отогревая душу воспоминаньями,
я несу за пазухой горстку слов.
Время... Тоже мне лекарь!

(Образец преобразования:
ооХо-Хоо-ооХоо
ооХо-Хо-ХооХоо
Уходя от от зимнего одиночества
Согревая душу воспоминаньми
Я несу за пазухой те пророчества
Что дарило время-лекарь  касаньями)

Просквозило насквозь -
и замерли, замерзая, слова.
Но - есть приют. Я слышал о нём -
в каком-то столетье,
в какой-то стране...
Есть, есть приют! Мне б калитку найти.
Я открою калитку, шагну -
передо мной зачарованный край.
Край - пространств окончание?
Край - каёмочка на земном блюдце?
Край - и дальше ни шагу?
Нет, этот край - чудо, зачарованный край.

Евгений федоров

   * * *

Огромную, как море душу
Я распахну на встречу миру.
Лучами солнца встречу утро,
Заплачу вместе с облаками.

(Образец преобразования:
оооХоооХо
оооХоооХо
Я распахну как море душу
Огромному навстречу миру
Лучами солнца ночь разрушу
Потоком слёз залью квартиру)

Росою улыбнусь я вслед за птицей,
Вспорхнувшей незаметною стрелою.
Я отведу руками тучи,
И земляничные поляны,
Укутаю я. свежестью рассвета.
И ароматы лета соберу в шкатулку.
В ней уже хранится
Весны невинность,
осени созревшее сознанье
и зимы морозной мудрость вековая.

Таша шестопалова

   * * *

каждое белое
пятно в твоей памяти,
каждый затертый кадр-
-чье-то несмелое,
дрожащее пьяным голосом
"здрасте",

 (Образец преобразования:
ХооХооХооХоо
ХооХооХооХоо
Каждый открытый пробел в твоей памяти
Каждый рисунок и чьё-то несмелое
Здрасьте дрожащее смело обрамите
Контура трезвости линией белою)

чей-то душевный надлом,
проглотивший снаряд,
у обывателей в пасти
пережеванный, даже
не два и не три раза.

Лада рейн

   Повторю - не стоит пытаться в этом случае создавать нечто осмысленное. Достаточно просто выдержать синтаксис.


Рецензии