А как животные соображают?

        Посмотрел я недавно в Ютубе видео о догадливости животных. И вспомнил свой случай.
Шёл я как-то домой. Дело было то ли в конце сентября, то ли в начале октября. В общем, было уже прохладно.
Подхожу к дому. Кругом, как обычно, темень (экономят на лампочках...). Слышу — где-то в темноте кошачье мяуканье. Ну и ладно, думаю, пусть мяукает. Иду дальше. Только мяукает и мяукает. Решил посмотреть — что там такое? Пригляделся в темноте и вижу: балкон первого этажа соседнего дома приподнят над землёй примерно на полметра. Под балконом — углубление, считай, бетонная яма. Дальше в ней — окно в подвал. Вот в этот-то бетонный колодец и провалился котёнок. Мечется он по дну ямы, бешено подпрыгивает в надежде выскочить из неё. Только допрыгнуть не может и до половины (как потом оказалось,  она была с метр глубиной). И по нему видно, что для него это потрясение, шок:  не понимает, что такое произошло с ним, почему не может выбраться из беды.
Пригнулся я, подлез под балкон, приглядываюсь. А рядом со мной ещё какая-то кошка тут вокруг ходит, шипит на меня. Не до неё мне.
Решил я котёнка вызволить. Только как? Залез в эту узкую яму, а в ней не развернуться. Хотел я сначала взять котёнка в руки. Только он мечется, как угорелый, не даётся. И хоть и маленький, а, чувствую, исцарапает меня и искусает не хуже тигра.
Попробовал я сначала найти какую-то доску и опустить в яму, но угол наклона был такой, что не выбраться ему.
Ладно, думаю, принесу из дома тряпку, накину на него, поймаю. Пошёл домой, нашёл старые летние шторы. Вернулся, опять залез в яму. Бросил на котёнка, а он уворачивается. Другой, третий раз - никак не накинуть на него, такой увёртливый! И откуда у такого  маленького столько силы? Хотел я было упасть на него с тряпкой в руках, но на дне среди грязи и чёрт-знает-ещё-чего, полусгнивший труп кошки: видно, упала туда пару месяцев назад и тоже не смогла выбраться. Неприятно было бы упасть на этот труп. А котёнок всё носится из одного угла ямы в другой, причём с такой силой, которой никак нельзя ожидать от маленького котёнка.
Шипит на меня кошка, ходит по краю ямы около меня, смотрит в яму и на меня шипит. Только тут до меня дошло, что же случилось.
Видно, это его мама: вела она котёнка в подвал, где они грелись у коммуникаций, но не учла, что с края ямы она-то сможет дотянуться до окошка, а её маленький котёнок — нет;  он и упал, а она ничем ему не может помочь — только на меня шипеть отпугивая.
Вот стою я и размышляю, как же котёнку помочь. Дай, думаю, подразню его тряпкой: он зацепится, и я его вытяну.
Улучил момент, когда котёнок прижался в угол ямы, и стал я перед ним подёргивать тряпкой. А он — ноль внимания. Никакого игрового рефлекса. Смотрит он на прыгающую перед ним штору и не желает играть. Только потом я понял, это наверно оттого, что он же не домашний, а дикий, дворовый, у него такого в жизни не было, никто с ним так не играл. Тут он опять стал метаться по яме, только почему-то уже немного  помедленнее. Потом опять сел в тот угол, стал смотреть на тряпку, как бы размышляя. Потом попробовал её лапой. И видно было, что он не играет (не до игры ему), а как бы пробует. Вижу — зацепил её коготками одной лапы. Я потянул немного вверх. Чувствую, что он с удивлением для себя, как бы изучая, повисает на тряпке и приподнимается вверх. Но вдруг он испугался, отпустил когтями тряпку и упал опять на дно.
После этого он ещё немного пометался по дну ямы, но не с тем ощущением испуга, которое было раньше.  Видимо, начал понимать, что человек перед ним не враг ему и что предлагает какое-то пока неизвестное ему решение.
Самое интересное для меня было в том, что я как бы читал его мысли. Конечно, животные не оперируют понятиями, как люди, но в этот момент, мне казалось, мы с ним друг друга понимали — может быть, на уровне ощущений.
И дальше вообще было удивительно: как бы догадавшись, котёнок уверенно сел опять в тот угол и решительно вцепился в тряпку обеими лапами. И я его стал вытягивать. Тяну, приподнимаю и чувствую, что он крепко вцепился и точно знает что происходит: что он должен держаться и не отпустить, потому что этот страшный человек его вытягивает на поверхность, спасает. И как только я его приподнял над краем ямы и выбросил его наверх, он отлетел к своей маме-кошке, и они, подняв хвосты-перископы, дружно побежали прочь.
А я, выбравшись из-под балкона и выбросив грязную штору, с чувством гордости за себя пошёл домой, открыв, что человек вовсе не царь природы.


Рецензии
А я свою историю расскажу, когда пришлось купить в магазине сачок, чтобы вытащить из ямы котеныша)). До этого ему и досточку опускали, и тряпку...
Разница наших историй в том, что Вы описали пусть эпизодическое, но слияние двух миров, а я, если бы описывала свою историю, рассказала бы о людях-участниках "спасительной операции". У нас такого тандема не получилось. Тем пронзительней ваша история.

Светлана Словцова -Канакина   11.05.2020 22:25     Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.