Заметки к дискуссии о том, что такое счастье. 2

   
    Лето.
О своем обещании продолжить разговор на тему, что такое «счастье» я вспомнил в маршрутке, когда ехал на работу. По расписанию у меня было запланировано семинарское занятие с той самой группой, которая и затеяла эту, якобы, дискуссию. Правда, тема семинара никак не вписывалась в какое-либо подобие счастья. Называлась она: «Законы и категории диалектики». По учебному плану на нее отводилось три занятия по два часа на каждое. Вот и надо было за это время попытаться найти нечто общее, дабы совместить, условно говоря, приятное с полезным.   Я не стал себя особо утруждать поисками оптимального решения, будучи уверенным в том, что народ давно забыл эту расплывчатую проблему.
   Однако должен признаться, был приятно удивлен, когда студенты уже  с первых минут дали понять, что готовы сражаться за свое «счастье» до последнего. Хотя все началось, как будто бы издалека и, более того, с откровенной интриги. И снова пробный камень, как и в первый раз, пустило небесное создание по имени Люда Попова. Отработанным движением, воздев к потолку томный взор, она возвестила:
   - А у нас дома несчастье. Собачку Боню утром на прогулке задавила машина…
   Вид у меня, наверное, был не ахти, потому что, спустя мгновенье я обнаружил, что челюсть моя находится явно не на своем обычном месте. Срочно, приведя мышцы лица в нормальное положение, я, немножко с ехидцей, отпарировал:
   - Приношу вам мои самые искренние соболезнования! Собачку жалко. Если вам необходимо присутствовать на похоронах, то, милости просим.
    Конечно, я был на все сто уверен, что никакой собачки нет, и никогда в помине не было, поскольку мадмуазель Попова была иногородней и проживала в студенческом общежитии.  Однако гордость за находчивость своих подопечных, я  все же испытал. Во, наглецы! Наверняка,  Сашка Маслов воду мутит.
   Этот студент во многом выделялся из общей массы эрудицией, начитанностью и нестандартным мышлением. Правда, отдать должное, он и по возрасту превосходил своих сокурсников. Те еще только вчера окончили школу, а он уже успел отслужить в армии и несколько лет поработать на предприятиях. Так вот, этот самый Сашка в течение года ухитрялся один тащить всю годовую нагрузку факультета по всяким конференциям, конкурсам, олимпиадам и прочим, мыслимым и немыслимым мероприятиям. Причем всегда возвращался с призовыми местами.
   Некоторые из моих коллег его явно недолюбливали за каверзные вопросы, которые частенько ставили их в тупик, а точнее, в дурацкое положение. Я считал это в порядке вещей, а с Сашкой всегда находил  общий язык в соответствии с классической субординацией: гуру - студент. Так что, если они что-либо и замыслили, то это, наверняка, преследовало цель увести тему в более приемлемое для них русло. Правда, на семинарских занятиях инициатива была полностью в моих руках. Это не лекция, здесь вопросы задаю я, и, будьте любезны, проявлять свои знания по делу.
   - Я не в том смысле, - тем временем продолжила Люда.- Как можно говорить о счастье, если произошло несчастье. С собачкой само собой, но ведь и люди страдают. Для них потеря любимицы – непоправимое горе!
   - Ну что ж, давайте начнем сочинять оду на смерть Фидельки, – придав голосу как можно больше иронической интонации, пропел я. - Знаете ли, есть такая картина у Павла Андреевича Федотова – русского художника 19 столетия. Двух часов я, надеюсь, будет достаточно? Кто рискнет взять на себя миссию столь невероятной важности?
   Признаюсь, разоблачая своих визави, я почувствовал себя, хотя и очень умным, но все же, неоправданно жестоким. Ну  не  любит народ диалектику,  что  в этом такого необычного? Хотят  поговорить  о  задавленной  собачке, ну и на здоровье.
Не всем же дано родиться с философскими мухами в голове.
   Убаюканный своими диктаторскими замашками, я позволил себе потерять бдительность. И был за это справедливо наказан, поскольку начисто потерял инициативу. Это стало очевидным после того, как слово взял Саша Маслов.
   - Тема сегодняшнего семинара,- невозмутимо произнес он,- законы и категории диалектики. На прошлой лекции мы коснулись проблемы – что такое «счастье». Нам, кажется, что эта проблема имеет прямое отношение  к сегодняшней теме.
   - И в чем это выражается?- не улавливая подвоха, безмятежно спросил я.
   - Люда только что рассказала нам о некоей семейной трагедии, то есть о несчастье. Налицо контрастная ситуация. Чтобы понять смысл счастья, ему должно противостоять несчастье. А первый закон диалектики гласит: единство и борьба противоположностей. Именно в этом единстве и содержатся движущие силы развития всего объективного мира. Отсюда, исходя из первого закона диалектики, можно утверждать, что проблема счастья кроется в единстве с его противоположностью – несчастьем.
   Вот это да! Столько лет читал философию, и никогда даже в голову не приходило первый закон диалектики назвать законом «контрастов». Стареем брат, стареем. Погряз ты безнадежно в обывательском консерватизме. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло. Боже мой, что за каламбур! Не каламбур, а целый каламбурище! Да здравствует собачка Боня! Ай да, Маслов. Теперь понятно, как ты ухитряешься привозить с конкурсов целый портфель почетных дипломов. Снимаю шляпу. Молча.
   Народ, тем временем, пошел явно в лобовую атаку. Не без умысла, конечно, напомнили о моем тезисе, о том, что «счастье» это функция во времени и в пространстве. Коварство состояло в более широком подходе к самому определению, что есть счастье: функция,  понятие,  процесс или состояние? И я вынужден был признать, что они правы. Более того, и от себя мог наплести паутины, хоть отбавляй. Профессионал все-таки в области словоблудия. Конечно, они правы. Я ведь с самого начала утверждал, что поиски «счастья» занятие практически бесполезное. Хотя бы потому, что включает в себя весь предложенный перечень: и функция, и понятие, и процесс, и состояние, и еще черт знает, что. А самое главное, чего они достигли – сумели увести главные вопросы семинара в непроходимые дебри пустословия. Именно так, я тогда, с некоторой долей уныния, и подумал. И решил, данной мне властью узурпатора, поставить всех бунтарей на место.
   И тут случилось то, чего я никогда не смог бы предугадать. Руку подняла самая робкая студентка, которая очень редко принимала участие в каких-либо дискуссиях – Тоня Ковалева. Разумеется, ее я никак не мог проигнорировать. А она произнесла всего лишь одно четверостишие:
                А счастье, по-моему, просто
                Бывает разного роста:
                От кочки и до Казбека,
                В зависимости от человека!
   На этот раз челюсть моя, действительно, оказалась ниже должного уровня. Я почувствовал себя самым последним болваном, злостным себялюбцем и конченым эгоистом. Никуда ребята меня не уводили, они и вправду искали ответ на извечный вопрос – «что такое счастье»? Тоня в своих поисках поднялась выше всех, опередив даже знаменитого Маслова. Она нашла ответ в поэзии. Причем в поэзии любимого мною Эдуарда Асадова. Умница, проучила то ведь как! Именно у этого поэта есть целый раздел стихотворений о счастье. Как я мог об этом забыть!?
    В этот момент я понял: человек всегда способен сделать для себя очень важное открытие, если он этого, безусловно, хочет. И мне невольно вспомнился один из эпизодов моего перехода из весны в лето, а конкретнее, из детства в молодость. Где-то в середине 50-х нам в школе стали преподавать физику. Надо сказать, в то время массово открывались и работали самые разнообразные кружки. К примеру, кройки и шитья для девочек и технического профиля для мальчишек. Я записался в радиотехнический, который вел наш учитель физики Андрей Тимофеевич. На первых занятиях он предложил нам собрать дома простенький детекторный приемник. Поскольку раздобыть необходимые радиодетали в то время было довольно сложно, он научил нас, как сделать детектор и переменный конденсатор самостоятельно.
   Наиболее важным, без чего собрать радиоприемник не представлялось возможным, был детектор. Для этого надо было при помощи напильника добыть металлическую пыль, раздробить в порошок обычную серу, засыпать в пробирку, перемешать и прокалить до получения  однородной смеси. После чего я начал последовательно собирать свой радиоприемник, толком даже не представляя, что из этого выйдет. Наконец установил на дерево антенну и подключил наушники к выходу радиоприемника. То, что произошло дальше, я не берусь описать, поскольку нет возможности найти нужные слова. Я онемел, ошалел, растерялся, опешил и не сразу пришел в себя. А потом – невиданной силы взрыв восторга! В наушниках раздавался четкий голос диктора, шла передача последних известий.
   Конечно, радио вовсе не было для меня чем-то из ряда вон.  Дома у нас был отличный по тем временам радиоприемник. Но этот, детекторный я сделал сам, своими собственными руками! И он ожил! Не будет ни в коей мере преувеличением сказать, что в тот миг я был счастлив выше неба! Масла в огонь подлил еще и дед Антон, который в это время грелся на солнышке неподалеку от места моих опытов. Надо было видеть его глаза, когда я нацепил ему на голову наушники. Как я был в тот миг благодарен нашему учителю физики за бескорыстно подаренное счастье! Я мысленно улыбнулся и подумал: вряд ли такое счастье мог испытать сын олигарха, которому  барственный  папаша  подарил  на  день  рождения самый дорогой автомобиль. Он бы этого не понял, потому что для него счастье состоит совсем в другом измерении. Он никогда не прочитает Асадова, и не соберет детекторный приемник. Да что там говорить. Я и сам едва не опростоволосился за свое, не дай бог, скудоумие. И дабы реабилитировать себя в глазах студентов, я, в свою очередь, продекламировал:
                Красоту увидеть в некрасивом,
                Разглядеть в ручьях разливы рек!
                Кто умеет в буднях быть счастливым,
                Тот и впрямь счастливый человек.
   Далее последовали аплодисменты, которые я счел вполне заслуженными. Но не мною, увы, и не Сашей Масловым. Аплодисменты заслужила Тоня Ковалева. Уж теперь, наверняка, мы будем продолжать наши поиски. Конечно, будем и дальше пытаться раскрыть суть явления, которое называется «счастьем», не забывая при этом о законах и категориях диалектики.

   2 марта 2018 г.


Рецензии
"Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звёзды глаз -
Это всё для вас, для вас, для вас.
Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!" - Эдуард Асадов. Р.Р.

Роман Рассветов   07.05.2019 12:46     Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.