Святой источник святителя Феофана Затворника Вышен

Снимок заимствован с сайта http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=161

Святой источник святителя Феофана Затворника Вышенского


Знаменитая Эммануиловка!  Сколько известных и знаковых событий связано с этим селом!
 

Это и место нахождения  иконы Казанской Божией Матери Вышенской.
 
 
Это и место сохранения обретенных  мощей  епископа Феофана Затворника Вышенского.
 

Это и подготовка к канонизации, происходившая  в Эммануиловке с 1973 г., при непосредственном участии отца Георгия Глазунова,  настоятеля храма Сергия Радонежского.

 
Это и Святой источник, освященный в честь святителя Феофана Вышенского Затворника, который  расположен на берегу пруда, близ храма преподобного Сергия Радонежского.
 

Благодаря этим событиям Эммануиловка стала крупным центром православной жизни в Шацком районе, который тесно связанный с «ученым монашеством» Троице-Сергиевой лавры.


Прежде чем перейти к цели нашего повествования – о святом источнике, весьма уместно поподробнее рассмотреть события, упомянутые выше; как и когда появилась икона Казанской Божией Матери в Эммануиловке, а также и разобраться с обретением Святых мощей Феофана Затворника Вышинского.


Наиболее ранние сведения об иконе Казанской Божией Матери Вышенской известны с1812 г. Во время разорения Москвы французами среди людей, бегущих из горящего города, была послушница московского Зачатьевского монастыря Мария Ивановна Аденкова. Она покидала Москву с намерением отправиться в Тамбов, чтобы стать насельницей тамбовского в честь Вознесения Господня женского монастыря. Торопясь с выездом, Мария, будучи состоятельной вдовой дворянского происхождения, почти все имущество оставила в московской обители. Не рассталась она лишь со своей святыней - Казанской иконой Божией Матери, которой её благословили родители. Помолившись перед иконой, Мария вышла из кельи, держа образ в руках, и села на подводу. Во время переезда из Москвы в Тамбов извозчик задумал ограбить и убить женщину и с этой целью свернул с дороги в лес. Мария, почувствовав угрозу жизни, стала усердно молиться Божией Матери и услышала голос, исходящий от иконы: «Не бойся, Я - твоя Заступница!». Извозчик пришел в ужас, услышав голос Пресвятой Богородицы, и был поражен слепотой. Получив скорое возмездие за дурные помыслы, он искренне раскаялся, и по молитвам Марии к нему вернулось зрение. Доехав благополучно до Тамбова, московская послушница определилась в Вознесенский монастырь и осталась жить в этой обители. Чудотворный образ своей Заступницы она поместила в келье. По ходатайству игумении Мария была пострижена в монахини 9 июня 1816 г. с наречением имени Миропия. Спустя некоторое время благочестивая монахиня снова удостоилась чуда через Казанскую икону. В начале 1827 г. Божия Матерь трижды явилась во сне монахине Миропии и повелела ей отправить Свой образ в Шацкую Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Монахиня передала икону в обитель через своего духовника иеромонаха Филарета. Он в свою очередь передал случившемуся в то время в Тамбове отцу протоиерею села Конобеева Димитрию Афанасьевичу Конобееву, а он и доставил икону в пустынь.  С 7 марта 1827 г. икона стала главной святыней Вышенской пустыни и получила название «Вышенская». На новом месте икона прославилась чудесами, о которых стало известно за пределами епархии. Икона была причислена к российским святыням.
Согласно описанию XIX в., икона. «есть точная копия с чудотворного образа, обретенного 8 июля 1579 года в городе Казани». Кем и когда сделана сия копия, неизвестно.
Несомненно, только, что происхождение её древнее. Лик Богоматери на чудотворной иконе Вышенской прекрасного греческого письма. Он темного колорита.


Однако в 1918 г. почти во всех уездах Тамбовской губернии вспыхнули восстания крестьян против советской власти. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей, в это время в Вышенском монастыре неоднократно организовывались крестные ходы с иконой Казанской Божией Матерью Вышенской. Во время одного из них местными властями были арестованы священнослужители, а икона конфискована. Крестьяне узнали о поругании образа и пошли его выручать, не отступив даже, когда по ним открыли огонь из пулемета. Несмотря на протесты местных жителей с иконы была сорвана риза, в которой было 3,5 фунта золота, и которая была украшена драгоценными камнями, а «доска» с образом Божией Матери была выброшена. Икону нашли и спрятали монахини Вышенской пустыни. Затем они тайно передали икону другим монахиням, жившим в  Эммануиловке. Поскольку все храмы в округе были закрыты, монахини, хранительницы иконы, предчувствуя скорую смерть, передали икону заштатному священнику Василию Яковлеву, проживавшему в селе Шаморга, в 5 км от посёлка Выша. В 1946 г. открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя преподобного Сергия Радонежского в селе Эммануиловка, а в 1947 г отец Василий был поставлен служить в нем. Образ перенесли в храм, где он пребывал до 2014 года. За это время в Москве в 50-х гг XX века на сбережения жителей окрестных сел для иконы были сделаны позолоченная риза и киот.
Согласно исполнению повеления Божией Матери, 20 июля 2014 года икона была возвращена в Вышенскую пустынь «на вечное пребывание». Состоялся крестный ход из села Эммануиловки в Свято -Успенский Вышенский монастырь, посвященный возвращению чудотворной иконы Божией Матери Казанской Вышенской в обитель, в которую в давние времена и поместила монахиня Миропия.
 

Обратимся теперь к истории обретения мощей Святителя Феофана Затворника Вышенского.
Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня; при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Он был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. Однако после революции в монастырских постройках разместили психиатрическую больницу, а в Казанском храме устроили склад. Спустя много лет, в 1973 году, в Эммануиловку в гости к настоятелю храма Сергия Радонежского отцу Георгию (Глазунову) приехали из города Загорск, ныне Сергиев Посад, игумен Марк (Лозинский), преподаватель гомилетики Московской Духовной Академии, и студенты МДА иеромонахи Елевферий (Диденко) и Георгий (Тертышников). Они решили сходить на Вышу и поклониться Феофану. Вот что вспоминает отец Георгий:  «Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нем и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдете, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху. Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжелое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались. Честные останки святителя Феофана мы, как обрели, привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом их перевезли в Троице-Сергиеву Лавру. Все хранилось в строгом секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да еще отец Кирилл (Павлов)».
В Троице-Сергиевой Лавре поместили в нижнем храме во имя Всех святых, что под Успенским собором., где они находились до 1988 года.
В год 1000-летия Крещения Руси Феофан Затворник был канонизирован в лике святых. В год прославления, мощи святителя Феофана перевезли из Троице-Сергиевой Лавры в Эммануиловку, в ближайший к Свято-Успенской Вышенской обители, действующий храм Сергия Радонежского, потому что в Выше по-прежнему находилась психиатрическая лечебница. В июне 2002 года мощи Святителя Феофана Затворника были перенесены в восстанавливающуюся Вышенскую обитель, где и находятся в настоящее время.


Село Эммануиловка расположено в 28 км к востоку от города Шацка. Расстояние от села до районного центра Шацк по автодороге — 34 км.
Интересны версии происхождения названия села. Первая легенда происходит от  местных жителей,  которые до сих пор называющих село Мануиловка, и по их мнению буква «э» появилась в его названии в первые годы советской власти. Будто бы малограмотный писарь, оформляя какие-то документы, записал село как Эммануиловка, посчитав, что так благозвучнее. А Мануиловкой село было названо по имени помещика Мануила.
Кроме того, вплоть до начала XX в. село Эммануиловка носила также и второе название — Засечинка. Село Засечинка возникло не позднее XVII века в районе бывшей Большой засечной черты, от которой и получило свое название.
Вторая версия происхождения названия связана с именем последнего владельца села.  В XIX в., вплоть до отмены крепостного права в 1861 г., село принадлежало дворянскому роду Нарышкиных. Его последним владельцем был тайный советник и обер-камергер Эммануил Дмитриевич Нарышкин, в честь которого село и получило свое второе название — Эммануиловка.
А в 1860 г. по инициативе и на средства Э. Д. Нарышкина в селе Эммануиловка была построена новая теплая деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Позднее, помимо церкви в селе имелись церковно-приходское попечительство и одноклассная смешанная церковно-приходская школа. В 1930 г. Сергиевский храм был закрыт, но уже с 1945 г служения в нём были возобновлены.


Святой источник в честь святителя Феофана, затворника Вышенского расположен на берегу пруда вблизи храма Сергия Радонежского. На источнике оборудована часовня, купальня.


Село со всех сторон окружено большим лесным массивом, в центре села имеется пруд. К северо-востоку расположено урочище Сумежка, к югу протекает река Известь, к западу — правый приток Цны Выша. Ближайшие населённые пункты — посёлок Выша и деревня Важная.
 К 1911 г насчитывалось 134 крестьянских двора, в которых проживало 463 души мужского и 549 женского пола. Жители занимались земледелием и выделкой овчин. Душевой надел местных крестьян составлял 3 десятины. А в 2012 году в селе осталось лишь 60 жителей.


Интернет-источники
1.Родник, святой источник святителя Феофана Вышенского село Эммануиловка
2.Казанская Вышенская икона Божией Матери http://www.pravenc.ru/text/1320206.html#part_13
3.Обретение мощей двух угодников Божиих http://pokrov.pro/obretenie-moshhej-dvuxugodnikovbozhiix/
4.http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=161


Рецензии