И это тоже жизнь


Не часто у нас яркое солнце. Но март, апрель и май самые солнечные дни. В марте вдоль Финского залива много ленинградцев на лыжах.

Я с женой все выходные тоже на заливе. Воздух чистый, дышится легко и лыжи скользят по свежему насту. Единственный недостаток- негде перекусить, выпить стакан горячего чая и състь бутерброт со свежей колбаской или сыром. Не принято это было в этих местах, никого не интересовало!

И шли мы от Лисьего Носа до Сестрорецка. Это километров 15. На берегу лежат поваленные деревья, старые пни и стоят очень редко скамейки. Всё из удобств. Но солнце светит ярко и полное безветрие.Тепло. 10-12 градусов. Я смотрю на лыжи, которые используют сейчас спортсмены. Лёгкие, узкие, современные крепления. У нас же были широкие тяжёлые доски и примитивные ременные крепления. Но было одно несомненное преимущество: мы были молоды и веселы.

Находившись на свежем воздухе, возвращались домой и после немудрённой еды с удовольствием сваливались в кровать и беспробудно спали, чтобы утром разбежаться по своим работам. Жена была библиотекарь в школе, а я в проектном институте. Проектировал шахты, угольные карьеры, жилые посёлки и дороги. Много ездил по стране и загранице. Жили очень скромно, так как зарплаты хватало только на питание. Но выкраивали на посещение театров и филармонии. Очень любили эти занятия. Особенно моя жена. Она кончила библиотечный институт и была очень начитанным человеком. Любила музыку, много читала, была знакома со многими артистами и писателями. А я был рядом.

Политика

Политика была кругом! Партбюро, отдел кадров, спецчасть, постояные партсобрания, стенгазеты. Всё это было, как бы снаружи, вокруг нас. Иногда нас это затрагивало, угрожало. Но внутри каждого это совсем не касалось. Никого не интересовали члены политбюро, партийные решения и постановления. Только самые оголтелые пытались серьёзно на эту ту тему говорить и даже как то реагировать. Всё было придуманным, ненастоящим. Время от времени на страну накатывал психоз И все начинали обсуждать какую то проблему, а затем все забывали. Примером может служить, например, компания под названием "Продовольственная программа". В газетах, по радио, в театрах и кино громко обсуждалось, что скоро будет сделано огромное и непонятное. После этого в магазинах всё появится! НО проходило время и ничего не происходило. В магазинах пустые прилавки и люди также пытались хотя бы что то найти, чтобы прокормить свои семьи. И самое странное было в том, что все к этому привыкли и даже не возмущались. Раздавался клич: сосиски выбросили и все неслись за "выброшенными" сосисками, прихватывая с собой стариков и старух для числа, так как в одни руки давали ограниченно! Когда сейчас мне говорят, что в магазинах есть, всё, как у нас в Германии, я с большой осторожностью отношусь к таким разговорам, так как привык совсем к другому.

Семья

В моей жизни самое серьёзное отошеение было к семье.

Как то мама сказала что она познакомилась в булочной с приятной женщиной, у которой прекрасная дочка и не хотел бы я с ней познакомиться? Я познакомился и прожил с моей женой более 60 лет.

У нас родился сын Володя или как мы его звали Владик. Мы любили друг друга. У нас не было измен и предательства. Мы были очень дружны и всегда проводили время вместе. Каждый год ы ездили куда-нибудь отдыхать. Особенно часто в Прибалтику, тем более, что эти страны недалеко от Ленинграда и отпуск там не был очень дорогим. А продукты в Эстонии, Литве и Латвии всегда были отличными. И до сих пор в русских магазинах в Германии лучшие продукты оттуда.

Сметана, молоко, другие молочные продукты остаются самыми вкусными и любимыми!

Иногда мы ездили на Юга! Сочи, Галенджик и прочие благодатные места. Отличное море, тёплое солнце и пляжи. В этих местах всегда было сложно с питанием, но всё окупалось прекрасной погодой и тёплым морем.

Сейчас внимание России и других стран приковано к Крыму. Никогда там не был, а очень бы хотелось. Опасаюссь вечного российского беспорядка и бардака. Может быть я не прав. Вот в Турции я тоже не был, но рассказы знакомых говорят о том, что там отменный порядок, тепло, великолепное море. А в Крыму? Должно быть не хуже!

У меня было два брата, которые, к сожалению уже скончались. Один в Израиле, другой в США. Не были мы особенно дружны, но всё же братья и мне их жаль!

Но сейчас в Германии у меня сын Володя, его жена Наташа, два внука- Игорь и Антон. Оба внука с жёнами. У младшего Игоря две дочери - мои правнучки. Скоро у старшего внука тоже родится дочка. Даст Бог! Так что у меня будет три правнучки. Вот такая большая семья. Внуки и сын с женой работают и очень успешно. Они объездили много стран и любят путешествовать. Я тоже много путешествовал. А последнее время люблю ездить в Карловы Вары. Залечивать старческие болячки.

Работа

Сенйчс я пенсионер. А всю свою жизнь отработал в одном проектном институте. Проектировали угольные преприятия и жилые посёлки для шахтёров. Много ездил в командировки по стране и за рубежом. Вспоминаю то время с удовольствием. Поездки, друзья, коллеги. Масса знакомых и масса проблем, которыми приходилось заниматься!

Казалось, что то время никогда не закончится! Был в командировках в Индии, Монголии, Вьетнаме, Корее, Китае. И не по одному разу! Проектировал угоьные предприятия в Болгарии, Японии, других странах. Всё это требовало больших затрат творческих и физических сил. Но с перездом в Германию всё закончилось. Здеь никому не нужен оказался мой опыт. Несколько раз я пытался устроиться на работу и даже некоторое время работал. О потом возраст и осознание своей ненужности покончило со всеми попытками. Сейчас я на пенсии. Сушествование среднее. Но так живут большинство моих однокашников, приехавших из России. Да и дети изрядно помогают. А о работе остались одни воспоминания!

Эмиграция

"Папа и мама" мы уезжаем в Германию. ВЫ тоже собирайтесь. Так мы оказались в этой стране. Прошло 25 лет, как мы очутились здесь.

И мы ни разу не пожалели о своём выборе. Прошло свыше 70 лет после окончания войны. Сейчас в Германии совсем другой народ. Этот народ обожает порядок-Ordnung! Порядок во всём. От выдачи пособия социального, до транспорта. Автобусы, поезда всё по расписанию. Уборка улиц и домов. Различные виды социального пособия, медицинская помощь- всё регламентировано! Регламентирована и политическая жизнь страны. Пока это демократическое государство, в котором обеспечены права всех здесь проживающих. Надолго ли такой порядок? Никто не может предсказать. Я надеюсь, что надолго. Мои внуки больше немцы, чем россияне.Работают на немецких предприятиях, имеют немецкое гражданство, отлично говорят на немецком языке. А внучки и не вспомнят, что у них российские корни!Хорошо это или плохо?

Я не могу чётко ответить! Будем думать, что хорошо!

Другого выбора нет. Этот выбор мы сделали за них 25 лет назад.


Рецензии