Кьеркегор о христианстве и чувственности

В книге «Или-или» Кьеркегор размышляет о христианстве и чувственности: «Утверждение, что именно христианство принесло миру чувственность, может показаться рискованным и дерзким. Но мы ведь говорим, что дерзкое начало — половина дела, так и здесь; тезис мой легче понять, если принять во внимание, что всегда, полагая одно, мы тем самым косвенно полагаем и то другое, что было исключено. Поскольку чувственность есть то, что должно подвергнуться отрицанию, совершенно ясно, что она впервые и полагается как раз благодаря тому действию, которое ее исключает, одновременно вводя некий противоположный чувственности положительный принцип. В качестве принципа, силы, самодостаточной системы, чувственность впервые полагается именно в христианстве; и в этом смысле справедливо утверждать, что христианство принесло чувственность миру».

Используя предложенную Кьеркегором схему, можно прийти к следующим выводам.

Если мы отрицаем телесное выражение чувств, то этим мы одновременно утверждаем именно телесное выражение чувств, но в других условиях, в другой ситуации, утверждаем право на такое выражение.

Если мы отрицаем существование Бога, то этим мы как раз признаем его существование, т.к. невозможно отрицать то, чего нет. В этом состоит несостоятельность атеистов. Гораздо опаснее для христианства, как и для любой другой религии, не активное отрицание, а равнодушие к вопросам существования Бога. Именно этим объясняется, что православие в условиях жесточайших гонений в Советском Союзе сумело выжить. И именно этим объясняется упадок религиозных настроений на Западе, где с религиозным мировоззрением не борются, а равнодушны к нему.


Рецензии
"...невозможно отрицать то, чего нет."

Простите, я не понимаю.
Если, например, я отрицаю существование Гржимбухи, по той самой причине, что сам этого Гржимбуху минуту назад выдумал для этого примера, выходит, что Гржимбуха существует?

Я понимаю, что понятие "существование" может быть истолковано весьма различными способами, и что теперь благодаря мне сочетание букв "Гржимбуха", действительно стало иметь место (существовать). Но если Бог существует так же, как Гржимбуха - в виде сочетания букв или даже в виде неких вымышленных представлений о нём - то и существовать будут именно сочетания букв или представления. Но не сам Бог.
Так думаю.

Павел Лобатовкин   20.09.2020 04:33     Заявить о нарушении
В Ваших размышлениях есть рациональное зерно. Но оно есть и в высказывании Кьеркегора. Разрешить это противоречие я пока не в силах.

Семенов Сергей Александрович   26.09.2020 19:39   Заявить о нарушении
Спасибо за ответ.
Могу лишь пожелать вам новых прозрений и достижения гармонии иллюзий.

Павел Лобатовкин   27.09.2020 04:29   Заявить о нарушении
Спасибо за пожелание!
Могу только сказать, что гармония иллюзий не так интересна. Гораздо интереснее гармония иллюзии и реальности.

Семенов Сергей Александрович   27.09.2020 15:16   Заявить о нарушении
Я не уверен, что реальность тоже не является иллюзией.

Павел Лобатовкин   27.09.2020 15:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.